Скачать 264.72 Kb.
|
Моделирование как метод познания. Классификация моделей. Информационные модели. Методы моделирования.
В 1870 году английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец «Кэптен». Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб красавец-корабль. Погиб его создатель инженер-кораблестроитель Кольз, погибли 523 моряка. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В. Рид, который предварительно провёл исследование на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделавшему какие-то несерьёзные опыты с «игрушкой», и утверждавшему, что причиной гибели корабля станут низкий надводный борт и высоко расположенный центр тяжести, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое… А ведь английский ученый смоделировал поведение судна при условии волнения на море.
Между объектом и его моделью существует некоторое подобие, которое проявляется либо в сходстве физических характеристик, либо в сходстве реализуемых (осуществляемых) функций, либо в тождестве их поведения в конкретной среде. Цели моделирования:
Метод моделирования применяется в случае, если:
Моделировать можно
Примеры:
Оригинальный объект: Крейсер «Аврора» в 1903году Модели крейсера: 1. Крейсер Аврора Модель 1:100 в музее Черноморского флота. 2. Крейсер "АВРОРА" - миниатюра из ЛЕГО 3. Чертёж крейсера «Аврора» Во всех случаях мы имеем образ реального объекта или явления, «заместителя» некоторого «оригинала», воспроизводящего его с той или иной достоверностью и подробностью.
Моделирование прохождения судном узкого канала (стрелкой показано направление смещения носа корабля из-за формирования поля высокого давления по правому борту судна)
Моделирование явления образования волн вокруг корабля с использованием модели VOF в ANSYS CFX. Модель возникает из реальной ситуации, когда мы огрубляем ситуацию, отбрасывая менее значимые факты (естественно, с точки зрения решаемой задачи) и оставляя наиболее важные – этап формализации. После этого модель «живет» своей жизнью – этап имитации – до тех пор, пока мы снова не соотносим ее с реальной ситуацией – этап интерпретации1. Важный вопрос – соответствие свойств модели свойствам исходного (натурного) объекта. Модель должна адекватно отражать исследуемые свойства изучаемого объекта. При изменении характера исследований необходимо убедиться, что модель не вышла за границы применения. Например, с помощью модели Крейсера Аврора (Модель 1:100), находящейся в музее Черноморского флота, можно познакомиться с боевой мощью корабля, но нельзя исследовать судно на мореходные качества. Классификация моделей. Типы и свойства моделей. Как правило, при подходе к классификации моделей учитывается: - отрасль знаний; - область их использования; - способ представления; - область возможных применений (широта спектра); - учет в модели временного фактора; - и т.д. 1. Модели можно классифицировать по тому, «к какой отрасли» знаний или деятельности человека они относятся, например: - физической; - биологической; - географической - и т.п. Физическое моделирование позволяет изучать физико-химические и технологические процессы на моделях, имеющих ту же физическую природу, что и оригинал.
2) Почка человека и аппарат искусственной почки. Биологические - один живой объект заменяется другим. 1)Кровеносная система свиньи может служить адекватной моделью кровеносной системы человека. 2) Новосибирские ученые исследуют "бактерию долголетия", возможное применение которой – продление жизни человека, на лабораторных крысах. 3)Географическая модель. Пример: Топографическая карта содержит и графические образы, и специальные символы (знаки). 2. Классификация моделей по области использования: 1)Учебные модели – используются при обучении (это наглядные пособия (картины, таблицы, схемы …), различные тренажеры (клавиатурный тренажер, …), обучающие программы ( мультимедийные обучающие программы для изучения иностранных языков, овладения компьютерными навыками, снятия стрессов, и др…). Пример: учебная модель «Сменный прикус». 2)Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектированного объекта. Они используются для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик. Пример: модель подводной лодки помогает понять, как должно проходить всплытие подводного корабля во льду. 3)Научно-технические модели создаются для исследования процессов и явлений. Пример: большой адро́нный колла́йдер (англ. Large Hadron Collider, LHC; сокр. БАК) — ускоритель заряженных частиц на встречных пучках, предназначенный для разгона протонов и тяжёлых ионов (ионов свинца) и изучения продуктов их соударений. 4)Игровые – репетиция поведения объекта в различных условиях. Это военные, экономические, спортивные, деловые игры. Модели как бы репетируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника. С помощью игровых моделей можно оказывать психологическую помощь больным, разрешать конфликтные ситуации, прививать ситуации успешности личности и т.д. Пример: Трехсторонние российско-британо-американские военно-морские маневры.
3 . По области возможных приложений модели подразделяют на: 1.)специализированные и универсальные.
2.) универсальные: принципиально разные реальные явления могут описываться одной и той же моделью. Примеры универсальных моделей:
4. По отношению к фактору времени модели можно разделить на статистические и динамические (по тому, как отражается в них динамика происходящих процессов). Статистическая модель – это единовременный срез информации по данному объекту (содержит один элемент). Примеры:
Стивен Хокинг сегодня. Стивен Хокинг - один из самых известных ученых в мире, вошедший в список"100 гениев современности", автор теории черных дыр, британский математик и астрофизик. Динамическая модель - это картина изменения объекта во времени (если состояний больше одного, или они могут изменяться во времени). Примеры: 1.Анализ успеваемости по предмету за год 2. Изменение внешности человека со временем.
Примеры: 1).Динамическая модель- модель изменения численности популяции со временем ( модель Мальтуса). 2).Дискретная модель - модель численности населения в России. 6. По условиям перехода из одного состояния в другое различают детерминированные модели и стохастические. В детерминированных моделях новое состояние зависит только от прошедшего времени и текущего состояния системы, т.е. если есть условия, определяющие переход системы в новое состояние, то для детерминированной системы можно однозначно указать, в какое именно состояние она перейдет. Для стохастической модели (вероятностной) можно указать лишь множество возможных состояний перехода и, в некоторых случаях, - вероятностные характеристики перехода в каждое из этих состояний. Примеры: 1)Пример детерминированной модели - игра «Жизнь», придуманная Д. Конвеем в 1970 году. Место действия этой игры — размеченная на клетки поверхность. Каждая клетка на этой поверхности может находиться в двух состояниях: быть живой или быть пустой. Клетка имеет восемь соседей. Распределение живых клеток в начале игры (первое поколение) задается игроком. После этого клетки взаимодействуют согласно правилам уже без его участия. Каждое следующее поколение рассчитывается на основе предыдущего по двум правилам:
Колония клеток перемещается в пространстве, не меняя своей численности. (Знаменитый «вертолёт»!) "Райский сад". Статическая (стационарная) ситуация. Джон Хортон Конвей (род. 1937) — английский математик. 2).Пример стохастической модели: Процесс выбора модели для уличного художника носит вероятностный характер. 7 Классификация моделей по способу их представления. По способу представления модели разделяются на материальные (предметные) и абстрактные (информационные). Материальные модели воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение (глобус, детские игрушки, макеты машин, кораблей, самолетов, ракет и т.д.) Пример: модель корабля, модель порта с железной дорогой: Абстрактные (информационные) модели – их основу составляет информация, и такой тип моделирования реализует теоретический метод познания окружающей действительности. В свою очередь абстрактные модели имеют свою внутреннюю классификацию и делятся на:
Определение: Информационные модели – целенаправленно отобранная информация об объекте (совокупность информации об объекте), которая отражает наиболее существенные для исследователя свойства этого объекта, связи между ними. Пример: информационная модель корабля В рамках изучения информации наибольший интерес представляют именно информационные модели. Мысленные модели формируются в воображении человека в результате раздумий, умозаключений, иногда в виде некоторого образа. Пример: «Мыслитель» Огюста Родена и «мысленная» модель скульптуры со стороны врача-ортопеда. Вербальные модели (описательные) – устное или письменное словесное описание объекта, которое отображает его существенные свойства и (от лат. Verbalis - устный). Вербальную модель человек использует для передачи своих мыслей другим. Пример 1: вербальная (описательная) модель выловленной рыбы.
|
Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1 Слово «модель» (от лат modulus — мера, образец) имеет несколько смысловых оттенков и используется во многих областях науки, техники,... | Теоретические аспекты проектного обучения По определению «проект» это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального... | ||
Урок №8 Тема урока: Инкапсуляция и свойства объекта в ооп Рассмотреть примеры использования инкапсуляции и свойств объекта в ооп объектов в Visual Basic | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Публичный отчет – важное этапное событие, которое позволяет на основе анализа реального состояния образовательного процесса выявить... | ||
1 Фазы информационного цикла и их модели Информационная технология (ИТ) совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения... | Эстетизм как творческий метод Английские неоромантики разделились на два лагеря на моралистов и эстетов. Конечно, это несколько упрощенное деление, но мы хотим... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель курса – изучить социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе, показать структуру и особенности... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии» Цель освоения дисциплины – изучить социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе, показать структуру... | ||
Программа фиэб направление подготовки 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника»... Стандарты ескд. Гост 301 305. Геометрическое черчение. Геометрическая модель объекта. Абсолютная и объектная система координат. Стандартные... | Тема: Подобие Содержание: Пропорциональные отрезки. Подобные треугольники. Три признака подобия треугольников. Теорема отношений площадей подобных... | ||
В. А. Субботина Хiх века. При структурировании материала учитывается его обширность: рассматриваются наиболее существенные блоки, дающие возможность... | Правила оформления и подачи заявки на изобретение и полезную модель.... Формулирование сущности изобретения, совокупности существенных признаков, выбор объекта изобретения | ||
Самостоятельная работа студентов (108 ч.) предполагает освоение ключевых... Курс зарубежной литературы XX века завершает образовательный процесс по сквозному курсу «История зарубежной литературы». В нем подводятся... | Основными видами оценки качества учебно-воспитательного процесса... На основе реального состояния образовательного процесса выявить существующие проблемы, определить пути их положительного решения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока изучить нахождение азота в природе и его свойства, вскрыть причинно-следственные связи “строение–свойства” и “свойства–применение”,... | Пояснительная записка Современное общество предъявляет новые требования... Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить... |