Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия»





Скачать 56.66 Kb.
НазваниеКонспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия»
Дата публикации22.09.2013
Размер56.66 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Конспект урока

Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия»

Класс 4 «Г»

Дата проведения 02.12.2009г

Цели урока:

  • Обучающая – сформировать у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий; познакомить их с отношениями равнозначности, пересечения, подчинения, противоположности, противоречия; отработать навыки построения круговых диаграмм; способствовать формированию навыков и умений работы с программой MS Power Point.

  • Развивающая – способствовать развитию логического мышления, памяти, самостоятельности и инициативы при выполнении групповых и индивидуальных заданий.

  • Воспитывающая – способствовать формированию информационной культуры учащихся, ответственности в групповой и индивидуальной работе.

Оснащение урока:

  • УМК Н. В. Матвеева для 4 класса с цифровыми образовательными ресурсами.

  • Дидактический материал: карточки с заданием для групповой работы.

  • Интерактивная презентация (флипчарт) для проверки заданий.

  • Презентация к уроку.

План урока:

    1. Мотивация учебной деятельности с частичным повторением. Проверка домашнего задания (тест). (5 мин)

    2. Объяснение нового материала (эвристическая беседа). (10 мин)

    3. Парная работа по карточкам. (10 мин)

    4. Физминутка. (1 мин)

    5. Компьютерный практикум (индивидуальная работа с заданиями различного уровня сложности). (10 мин)

    6. Комментарии к домашнему заданию (2 мин)

    7. Подведение итогов урока. (2 мин)

Ход урока

Мотивация учебной деятельности с частичным повторением.

Мы продолжаем изучать тему «Понятие. Суждение. Умозаключение» и знаем, что понятия можно делить и обобщать, что отношения между понятиями бывают симметричными и несимметричными, родовыми и видовыми. Мы научились представлять отношения между понятиями в виде схем и кругов Эйлера-Венна (диаграмм) – это наглядное представление отношений между понятиями.

Посмотрите на экран, назовите понятия, которые изображены на нем. (карманный персональный компьютер, портативный компьютер, персональный компьютер). Каким общим понятием можно назвать изображенные объекты? (Компьютер).

Какое действие с понятиями изображено на схеме? (Обобщение понятий). Какие из данных понятий являются симметричными (Карманный персональный компьютер; Портативный компьютер; Персональный компьютер) Назовите любые два несимметричных понятия (Компьютер – ноутбук).

Какое действие с понятием изображено на схеме? (Деление понятия). Назовите родовое понятие (Компьютер). Назовите видовые понятия (КПК, портативный компьютер, ПК).

Как называется способ представления отношений между понятиями на следующем слайде? (Круги Эйлера-Венна. Диаграмма). Что такое диаграмма? (Это наглядное представление отношений между понятиями).

Для проверки домашнего задания выполним тест.

Вариант 1.

  1. Как называется отношение между понятиями «принтер - монитор»?

    1. Род → Вид

    2. Вид → Род

    3. Вид ↔ Вид (правильный ответ)

  2. Как называется отношение между понятиями «устройство хранения информации – лазерный диск»?

    1. Род → Вид (правильный ответ)

    2. Вид → Род

    3. Вид ↔ Вид

  3. Как называется понятие «жесткий диск» в отношении «память компьютера – жесткий диск»?

    1. Родовое понятие

    2. Видовое понятие (правильный ответ)

Вариант 2

  1. Как называется отношение между понятиями «компьютер - мышь»?

    1. Род → Вид (правильный ответ)

    2. Вид → Род

    1. Вид ↔ Вид

  1. Как называется отношение между понятиями «сканер – устройство ввода информации»?

    1. Род → Вид

    2. Вид → Род (правильный ответ)

    3. Вид ↔ Вид

  2. Как называется понятие «память компьютера» в отношении «память компьютера – жесткий диск»?

    1. Родовое понятие (правильный ответ)

    2. Видовое понятие

Объяснение нового материала

Эвристическая беседа

На этом уроке нам предстоит познакомиться с новыми видами понятий – совместимые и несовместимые понятия. Рассмотрим другие виды отношений между понятиями.

Понятие равнозначности.

Равнозначными понятиями являются «город Москва» и «столица России». Диаграмма для такой пары понятий будет выражена одним кругом Эйлера-Венна. Из диаграммы видно, что два разных понятия отражают один и тот же объект. Назовите равнозначное понятие для понятия «жесткий диск». Винчестер. Эта пара понятий также может быть выражена одним кругом Эйлера-Венна. (Прочитать определение в учебнике).

Понятие пересечения.

Рассмотрим два множества понятий «школьник» и «футболист». Каково содержание понятия «школьник»? (Человек, который учится в школе) Что означает понятие «футболист»? (Человек, который играет в футбол). Изобразим на диаграмме два круга: «Ш» - люди, которые учатся в школе, но не играют в футбол, «Ф» - люди, которые не учатся в школе, но играют в футбол. Некоторые школьники играют в футбол, и некоторые футболисты учатся в школе, то есть они принадлежат одновременно и множеству «Ш» и множеству «Ф», поэтому круги пересекаются и образуют множество «ШФ». Следовательно, понятия «школьник» и «футболист» являются пересекающимися понятиями. (Прочитать определение в учебнике).

Отношение подчинения.

Рассмотрим два множества «память компьютера» («П») и «лазерный диск» («Д»). Какие понятия принадлежат первому множеству? (Внешняя и внутренняя память компьютера. Жесткий, гибкий, лазерный диск, флэш-карта, оперативная память). Что входит в понятие «лазерный диск»? (CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW). Таким образом, множество «лазерный диск» является подмножеством «память компьютера». На диаграмме это будет выглядеть так

(Прочитать определение в учебнике).

Понятия, которые связаны отношением равнозначности, пересечения или подчинения, относятся к группе совместимых понятий.

Рассмотрим другие виды сравнения понятий.

Несовместимые понятия – это понятия, которые отражают множества объектов, где ни один из объектов не является элементом другого множества. Например, «транспорт» и «животные». На диаграмме круги этих множеств не пересекаются

Отношение противоположности.

В данном отношении находятся понятия, которые выражаются словами-антонимами. Например, «истина» и «ложь», «земля» и «небо», «черный» и «белый». На диаграмме это изображается так

Отношение противоречия

Примерами противоречащих понятий являются: «компьютер» и «НЕкомпьютер», «человек» и «НЕчеловек». На диаграмме такое отношение выглядит так

Итак, отношения между понятиями бывают совместимые и несовместимые. Совместимые понятия связаны отношением равнозначности, пересечения и подчинения. Несовместимые – непересекающиеся понятия, которые связаны отношением противоположности, противоречия.

Парная работа по карточкам

Класс делится на 6 пар. Каждая пара учащихся получает индивидуальное задание:

выбрать

  1. равнозначные

  2. пересекающиеся

  3. подчиненные

  4. несовместимые

  5. противоположные

  6. противоречивые

понятия и представить их отношение в виде кругов Эйлера-Венна.


«город Воронеж»; «буква»

«город Санкт-Петербург»; «посуда»; «тарелка»; «внутренняя память компьютера»; «города России»; «оперативная память»; «внешняя память компьютера»; «город Воинской Славы»; «НЕбуква»; «монитор»;



Выполненные задания проверяются в интерактивном режиме на электронной доске.

Физминутка

Компьютерный практикум

Учащимся предлагается презентация по новой теме, которую необходимо дополнить недостающими понятиями и сохранить файл в своей папке.

Домашнее задание §9 – читать, выучить определения, РТ §9 № 6, 7, 9

Подведение итогов урока (рефлексия урока проводится с помощью системы интерактивного голосования Activote). Учащимся предлагается самостоятельно оценить знания, полученные на уроке.

Вопрос: Как вы оценивается усвоение нового материала?

  • 5 баллов

  • 4 балла

  • Ниже

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия» iconКонспект урока возрастание и убывание функций. Экстремумы. (Тема...
Цель урока: ввести понятия возрастания и убывания функций, экстремумов функций, научить применять эти понятия при чтении и построении...
Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия» iconКонспект урока тема урока: Квадратные уравнения. Основные понятия....

Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия» iconКонспект урока истории для 9 «А» класса Тема: «Итоги Второй мировой войны. Оон»
Цель урока: закрепить основные понятия, рассматриваемые в законах механики Ньютона
Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия» iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия» iconКонспект урока по физике в 10 классе тема урока: «Движение точки...
Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета»
Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия» iconКонспект урока. Биология 8 класс. Тема урока : Гигиена кожи. Уход за кожей. Болезни кожи
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия» iconКонспект урока по физике Тема : Механическое движение
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...
Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия» iconУрока Тема урока Тип урока Основные понятия Требования к уровню
Знать: определение понятий – простые, сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. Различать понятия – тело, простое вещество,...
Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия» iconКонспект урока строчная и заглавная буквы Н,н. (Тема урока) фио (полностью)
Цель урока: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной и заглавной букв Н, н;...
Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия» iconУрока Тема урока Содержание урока
Развитие понятия о художественной литературе как образном отражении действительности
Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия» iconКонспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока
Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия» iconКонспект урока тема урока. Введение понятия «гласный звук». Обозначение...
Тема урока. Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета
Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия» iconКонспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия» iconКонспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь»
Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов...
Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия» iconКонспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель...
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический)
Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия» iconКонспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема...
Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск