Скачать 101.78 Kb.
|
Учитель-дефектолог Смирнова Т.А. Интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта «Береги свои глаза» Система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, т.е. должна способствовать формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка. Ведь только активный человек может стать успешным. Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении, в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предполагает поиск и использование адекватных форм образовательной работы. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве. Поэтому, и образовательный процесс в нашем ДОУ основывается на комплексно-тематическом подходе с учётом принципа интеграции всех образовательных областей, т.е. их взаимодействия, взаимопроникновения друг в друга, обеспечивая целостность образовательного процесса. В настоящее время перед ДОУ поставлена совершенно иная задача: разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Интеграция разных образовательных областей - важный сдвиг в структурировании программного материала. В настоящее время в век информационных технологий для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Наличие широкой распространённости зрительных нарушений среди детского контингента обуславливает необходимость повышения уровня компетентности педагогов образовательных учреждений и родителей по вопросам лечения, развития и охраны зрения, а также необходимость работы с детьми по развитию осознанного отношения к своему здоровью и формированию потребности в здоровом образе жизни. Предварительно проведённые беседы с детьми позволили выяснить, что дети имеют недостаточные представления о строении и функциях глаз, о заболеваниях глаз и профилактике зрительных нарушений. С родителями было проведено анкетирование "Родительская компетентность в области офтальмологического лечения ребёнка". Результаты анкетирования показали, что не все родители достаточно владеют информацией по вопросам лечения, охраны и развития зрения. Посещая детский сад для детей с нарушением зрения, родители и дети имеют недостаточно представлений о строении и функциях глаз человека, о профилактике зрительных нарушений, о лечении заболеваний. Каким образом сформировать у детей ценностное отношение к своему здоровью, к своему зрению и способам его охраны? Какие выбрать эффективные формы и методы работы с дошкольниками? С этой целью специалистами нашего учреждения был разработан информационно-практико-ориентированный проект "Береги свои глаза". С целью введения детей в проект была разработана и представлена дефектологами и логопедами инсценировка "Айболит лечит глаза" в виде сказки. Главные герои сказки (Бармалей, Буратино, Мальвина, Карлсон) обращались к Айболиту за помощью, чтобы вылечить разные заболевания глаз. Участники инсценировки очень интересно и доходчиво объясняли детям, какие нарушения зрения бывают, как лечить глаза, как их беречь. Данная инсценировка способствовала развитию познавательного интереса у детей к данной проблеме. Использование именно проектной деятельности будет помогать в решении, поставленной проблемы, поддерживать внимание воспитанников на высоком уровне, что позволит говорить о достаточной эффективности образовательного процесса, поможет раскрыть потенциал самих воспитанников, будет побуждать к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию мышления, коммуникативных способностей. Цель проекта: - Сформировать представления детей о значении зрения в жизни людей и способах его охраны. Задачи проекта: - Расширять и систематизировать представления детей о строении и функциях зрительного анализатора. - Познакомить с заболеваниями глаз и их лечением. - Формировать знания о способах охраны зрения, о профилактике зрительных заболеваний. - Развивать осознанное отношение к своему здоровью; формировать потребности в здоровом образе жизни. - Закреплять знания о работе врача-офтальмолога, медсестры-ортоптистки. - Расширять представления о глазах и зрении животных. - Стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, приобщать детей к отражению своих впечатлений в предметно-продуктивной деятельности. - Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. - Развить умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, делать выводы. Принципы: - принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности); - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; Интеграция разных образовательных областей - важный сдвиг в структурировании программного материала. - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; - решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей; т.к. совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. - взаимодействие с родителями. Родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Тип проекта: Информационно - практико - ориентированный проект, коллективный. Сроки реализации: 1 неделя Участники проекта: - дети старшего дошкольного возраста; - воспитатели, - учителя - дефектологи, - учителя - логопеды, - педагог - психолог, - родители. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Формы и методы работы, используемые в ходе реализации проекта: - Посещение выставок - Просмотр презентаций - Экскурсия - Оформление и выставка плакатов - Проведение инсценировок - Организация продуктивной деятельности - Организация сюжетно-ролевых и дидактических игр - Оформление выставки совместных творческих работ детей и родителей - Проведение занятий по социально-бытовой ориентировке - Чтение и разучивание стихов, пословиц о глазах - Разучивание зрительных гимнастик, физкультминуток - Прослушивание песен о глаза - Проведение физкультурных развлечений - Проведение заключительного концерта с подведением итогов Этапы реализации проекта: 1. Подготовительный этап: на данном этапе изучили литературу, подготовили материалы по данной теме, разработали формы работы с детьми, родителями, воспитателями, специалистами; отобрали художественный, иллюстративный материал для оснащения познавательной среды в группе, подобрали дидактические игры для развития зрительного восприятия, провели консультации для родителей с целью ознакомления с темой проекта, раздали им домашнее задание (собрать материалы по теме проекта: сказки, рассказы, басни, загадки, пословицы и поговорки, фразеологизмы, зрительные гимнастики; помочь в организации выставки «Такие разные очки»), разработали план мероприятий по реализации проекта, продумали и оформили музыкальный зал (с целью создания праздничной атмосферы). 2. Основной этап: проектная деятельность велась по четырём образовательным направлениям: физическое развитие, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. 3.Заключительный этап: подведение итогов, награждение за участие в проекте детей и родителей, оформление материалов проекта. Направление: Физическое развитие Организация и проведение физкультурных развлечений «Как наши глаза помогают нам быть сильными, ловкими, умелыми», «Путешествие в Глазоград»; разучивание и проведение зрительных гимнастик, физкультминуток, пальчиковых игр, подвижных игр на развитие быстроты, ловкости и меткости «Попади в цель», «Тир», «Кто быстрее», «Не задень кеглю», «Третий лишний» и другие. Направление: Социально-личностное развитие - Театрализованные постановки; - Игровая деятельность; - Занятия-беседы; - Игры-инсценировки; - Создание альбомов Организация игровой деятельности: Организация сюжетно-ролевых игр «Больница», «На приёме у врача-офтальмолога», «Оптика», «В гостях у Айболита». Театрализованные инсценировки на стихи Н. Орловой «Береги свои глаза», «На приёме у врача», басни Крылова «Мартышка и очки». Творческая игра: «Что выражают наши глаза» Направление: Познавательно-речевое развитие Просмотр презентаций: «Что видят наши глаза», «Такие разные очки», «Глаза животных»; Беседа с врачом-офтальмологом на тему «Почему болят наши глаза»; провели познавательные занятия: «Глаза – главные помощники человека», «Фразеологизмы о глазах», «Что выражают наши глаза», «Пословицы, поговорки, загадки и стихи о глазах»; экскурсия в «Оптику», викторину «Что мы знаем о глазах животных", беседы «Что вредно, а что полезно для глаз», «Продукты, полезные для глаз», «Ребёнок и компьютер». Организация игровой деятельности: Дидактические игры: «Подбери по цвету, оттенку», «Найди различия», «Узнай на ощупь», «Разрезные картинки», «Узнай по описанию», «Путаница», «Найди по схеме», «Лабиринты», «Узнай по силуэту и контуру», «Найди свой домик по форме и цвету», «Валеология: о глазах». Направление: Художественно-эстетическое развитие Совместная художественная деятельность: «Пластилиновые очки», «Карнавальные очки», рисование «Что выражают наши глаза», лепка и аппликация «Такие разные очки», совместное изготовление поделок с родителями на конкурс «Забавные очки». Посещение выставок, концерта; прослушивание музыки, песен; танец «Разноцветная игра» 3. Заключительный этап: подведение итогов, награждение за участие детей и родителей, оформление материалов проекта. Результат: У детей: - Расширились знания о строении и функциях зрительного анализатора, о способах профилактики зрительных нарушений, о заболеваниях глаз и их лечении. Дети много узнали о глазах и зрении животных. - В ходе реализации проекта повысился познавательный интерес к работе врача - офтальмолога, сестры - ортоптистки. - Дети стали более осознанно относиться к своему здоровью. - Проектная деятельность способствовала развитию творческих способностей детей, мышления, внимания, восприятия, связной речи, расширению словарного запаса. У родителей: - Сформирован интерес к проблеме укрепления и сохранения зрения детей: родители активнее посещают родительские собрания, консультации врача-офтальмолога, тифлопедагога, сестры-ортоптистки; читают рекомендуемый материал, представленный на стендах; - Расширились представления родителей об аппаратном лечении детей в нашем ДОУ (в ходе посещения семейного клуба). У педагогов: - Разработаны конспекты занятий для детей старшей и подготовительной групп по теме «Наши глаза», подобран и изготовлен дидактический материал к занятиям; - Разработана тематика валеологических игр и бесед о глазах для детей старшего дошкольного возраста, а также памятка «Как беречь свои глаза». Продукт проекта: - Пополнены коррекционные уголки в группах при активном участии родителей воспитанников; подобраны и изготовлены дидактические игры по развитию зрительного восприятия; - Созданы папки-рекомендации для педагогов и родителей по теме проекта; - Изготовлены на группах папки «Береги свои глаза» с подбором иллюстративного материала, конспектами занятий, художественным словом, работами детей; - Оформлена выставка книг и пособий «Всё о зрении»; - Изготовлены плакаты «Что полезно, а что вредно для глаз»; - Подготовлен и проведён с детьми заключительный концерт «Береги свои глаза». 6 .Выводы: Таким образом, цель и задачи проекта выполнены. Интеграция образовательных областей в рамках реализации различных проектов
Желаем успехов! |