Задачи дисциплины





Скачать 472.09 Kb.
НазваниеЗадачи дисциплины
страница1/8
Дата публикации08.10.2013
Размер472.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Цель курса: усвоение студентами научных знаний в области специальной методики преподавания русского языка, овладение теоретическими и эмпирическими методами педагогического исследования, овладение навыками организации и проведения учебной работы по русскому языку, развитие познавательной потребности.

Задачи дисциплины:

- усвоение студентами знаний о теоретических основах преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида;

- знакомство с задачами, содержанием и формами организации учебной работы по русскому языку;

- формирование у студентов специальных умений планирования, проведения уроков, индивидуальных занятий, внеклассных мероприятий по русскому языку в специальной школе.

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, дагностико-аналитический, учебно-воспитательный, научно-методический, социально-педагогический, культурно-просветительский, организационно-управленческий виды профессиональной деятельности. Изучение курса способствует решению следующих задач профессиональной деятельности:

в области коррекционно-развивающей деятельности:

- коррекционное обучение детей и подростков с нарушениями речи;

- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;

в области диагностико-аналитической деятельности:

- дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;

- проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствующего возрастным нормам;

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учётом тем и разделов программы в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных и наиболее эффективных приёмов, методов, средств обучения;

- активное использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- внедрение современных педагогических технологий;

- организация и проведение внеклассных мероприятий;

в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических семинарах и лабораториях;

- анализ собственной деятельности с целью её совершенствования и развития профессиональной компетентности;

в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры учащихся;

- развитие культуры речевого общения;

Отличительная особенность курса - его практическая направленность, следовательно, объем теоретических знаний и круг практических навыков предопределяется конкретностью дидактических установок, что и позволило установить оптимальный объем получаемых знаний и определить систему формируемых у студентов-дефектологов профессионально-методических умений.

Студенты должны знать:

  • основные вопросы теории и практики в их современном состоянии и историческом развитии;

  • фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические закономерности развития русского языка;

  • типичные и индивидуальные проявления нарушений речевого развития учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы V вида;

  • содержание учебных дисциплин, относящихся к циклу «Русский язык»;

  • специфику планирования и организации индивидуальных и фронтальных форм коррекционной и учебной работы.

Студенты должны уметь:

  • отбирать и систематизировать базовый теоретический материал;

  • выявлять связь между целями обучения, видами коррекции и всеми
    элементами системы;

  • определять эффективные методы обучения грамоте и чтению,
    направленные на коррекцию психофизического развития учеников;

  • корректировать систему обучения с учетом индивидуальных особенностей
    школьников;

  • использовать знания в области специальной методики преподавания русского языка при проведении учебной и внеклассной работы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе V вида.

Курс предполагает лекционные, практические занятия; выполнение студентами ряда самостоятельных заданий, таких, как анализ методической литературы, составление конспектов уроков по различным темам, сбор детских устных и письменных высказываний. Обязательной частью курса является посещение уроков в школе и их анализ. Формы контроля – зачет (5 сем.), экзамен (86сем.).

При составлении учебно-методического комплекса использованы: Программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – Москва «Прометей», 2004.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

Тема

Виды заданий для самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения сам. работы

1.

Процесс обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе

Дать характеристику каждому из четырех этапов букварного периода, соотнести с коррекционной работой

8

развернутый письменный ответ

Сформулировать коррекционную задачу и определить практическую направленность обучения русскому языку любого типа урока по букварю

4

индивидуальные письменные ответы

2.

Структурные компоненты уроков обучения грамоте всех типов

Разработать упражнения звуко-буквенного анализа и синтеза по странице букваря (урок закрепления полученных знаний)

4

выступление на практическом занятии

Спланировать работу со слоговыми столбиками. Обосновать критерии отбора языкового материала (урок обобщения)

2

работа в творческих группах

Разработать систему вопросов и заданий до чтения, во время чтения и после чтения текста на с. 73 букваря (урок объяснения новых знаний)

4

выступление на практическом занятии

Спланировать работу по развитию устной связной речи по сюжетной картинке на с. 66 букваря

(урок закрепления полученных знаний)

4

работа в творческих группах

3.

Особенности построения урока обучения грамоте

Разработать фрагмент урока обучения грамоте: система звуковых упражнений (любой тип урока)

6

письменный ответ

Составить конспект урока знакомства с новой буквой (по выбору)

10

оформить конспект урока

4.

Система занятий по развитию устной речи в подготовительном классе

Предложить тематическое планирование занятий для I четверти

8

материал для курсовой работы

5.

Процесс формирования навыка полноценного чтения

Описать, в чем проявляются нарушения каждого качества чтения у детей с нарушением интеллекта (изучить работы В.Я. Васильевой, Р.И. Лалаевой, К.К. Сорокиной)

8

развернутый письменный ответ

Спланировать систему тренировочных упражнений, развивающих правильное чтение

6

выступление на практическом занятии

Разработать виды заданий для организации курсорного чтения

6

выступление на практическом занятии

6.

Особенности организации уроков чтения

Перечислить особенности организации уроков литературного чтения в специальной (коррекционной) школе в 7-9 классах. Проиллюстрировать примерами из учебников по чтению

2

работа в творческих группах

Спланировать задания по организации чтения вслух и чтения про себя в 3 классе

4

выступление на практическом занятии

7.

Специфика построения уроков чтения

Назвать особенности проведения подготовительной работы на уроках чтения. Подтвердить примерами

4

работа в творческих группах, защита проектов

Предложить систему проведения словарной работы на примере изучения произведения любого жанра

6

Выступление на практическом занятии

Спланировать любой фрагмент урока по изучению рассказа, сказки, басни, стихотворения. Определить коррекционную, обучающую и воспитательные задачи

10

Разработать и оформить конспект урока

8.

Процесс обучения грамматике и орфографии

Определить задачи и раскрыть содержание каждого из этапов

(2-4 и 5-9 классы)

2

Работа в творческих группах

9.

Методика изучения частей речи

Описать систему работы по формированию у школьников с нарушением интеллекта грамматических понятий (основные части речи) в 5-9 классах

10

Реферат

10.

Система орфографических упражнений

Диктант как основное орфографическое упражнение: классификация, специфика применения, особенности методики его проведения

8

Развернутый письменный ответ, тезисный план научного сообщения

11.

Особенности построения уроков русского языка

Спланировать этап урока проверки домашнего задания, предложить разнообразные способы проверки

6

Разработать и оформить конспект урока

Предложить методику проведения одного из видов грамматического разбора: фонетического, морфологического, синтаксического. Обосновать отбор языкового материала

6

Выступление на практическом занятии

12.

Структурные особенности уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе

Разработать развернутый конспект урока русского языка объяснения нового материала (тема и класс определяются самостоятельно)

10

Разработать и оформить конспект урока









Проанализируйте учебники по русскому языку с точки зрения содержания, полноты и доступности представленного теоретического материала, формирующего языковые обобщения в области морфологи и синтаксиса

4

Развёрнутый письменный ответ или количественный и качественный анализ, представленный в виде таблицы

1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
Задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
Задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос)
Задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)
Задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
Задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)
Задачи дисциплины iconЦели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
Задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос)
Задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
Задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
Задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
Задачи дисциплины icon3. 1 Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)
Задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
Задачи дисциплины iconЦели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
Задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований гос)
Задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск