ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Типология обществ «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров» Ф. Бэкон
| ФИО (полностью)
| Кошевая Елена Леонидовна
|
| Место работы
| МОУ «СОШ № 40»
|
| Должность
| учитель истории и обществознания
|
| Предмет
| обществознание
|
| Класс
| 8
|
| Тема и номер урока в теме
| «Типология обществ», урок № 4
|
| Базовый учебник
| Кравченко А. Д. «Обществознание» 8 класс М: «Русское слово», 2010 г.
|
Цель урока: представить общую типологию общества, изучить особенности «традиционного общества», «индустриального общества», «постиндустриального общества». Ответить на вопрос: «Каким Вы видите будущее России?»
Задачи:
обучающие:
составить сравнительную характеристику «традиционного общества», «индустриального общества», «постиндустриального общества», выявить особенности;
усвоить основные понятия темы: «типология обществ», «традиционное общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное общество», установить взаимосвязь понятий;
провести дискуссию по заявленным вопросам темы;
-развивающие: развивать умение анализировать, рассуждать, вести дискуссию, классифицировать, сравнивать, делать выводы, взаимодействовать с материалами ЭУМ, ЭОР на уроке;
-воспитательные: воспитывать интерес к предмету путем использования нестандартных заданий.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы работы учащихся: фронтальная (на вводном этапе урока: во время повторения и мотивационной беседы), индивидуальная (работа с кластером), работа в парах (на этапе закрепления)
Необходимое техническое оборудование: АРМ, компьютеры с выходом в Интернет.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Вводно-мотивационный этап урока, подготовка к основному этапу урока
|
| Постановка учебной проблемы
- Ребята, как Вы понимаете афоризм Френсиса Бэкона, английского философа, историка, политического деятеля? «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров».
- Какой смысл вложен в эти строки? В течение урока мы с вами опровергнем или подтвердим строки Бэкона.
| Слушает учителя, отвечает на вопросы (в результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи)
| 4 мин.
| 2
| Актуализация опорных знаний.
Формирование новых знаний
|
2. Белл Д.
1. Аграрное, индустриальное и информационное общество
| Беседа, работа с терминами.
- Прежде чем мы с Вами приступим к изучению типологии обществ, давайте вспомним понятие «общество» (обращаем внимание учащихся на значение «исторический этап общества») - Есть ли для Вас в словосочетании «типология обществ» новое понятие? Типология (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.
Слово учителя, беседа, работа с кластером
- Составьте кластер из словосочетаний со словом «общество»
А теперь посмотрим где применимы Ваши словосочетания.
В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.
Классификация обществ:
а) дописьменные и письменные – критерием деления обществ здесь выступает наличие или отсутствие письменности;
б) простые и сложные - критерием в данной типологии служит число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации.
Оригинальную историческую типологию обществ, основанную на господствующем виде производящей деятельности, предложили Г. Ленски и Дж. Ленски. Они выделили общества, живущие: 1) охотой и собирательством;
2) огороднические;
3) аграрные;
4) промышленные;
в) в соответствии с формационным подходом выделяют
первобытное общество, рабовладельческое общество,
феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество;
г) Д. Белл предложил типологию, основанную на эволюции технологии и знания. Он выделил доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества Персоналии:
знакомимся с американским социологом
Более подробно мы с вами остановимся на последней классификации.
Рассмотрим особенности доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества.
Предлагаю вам открыть ЭОР и ознакомиться с типологией Д. Белла.
Чем отличаются и какие имеют особенности эти типы обществ?
Разобраться в данном вопросе нам поможет следующий ресурс Первичное закрепление.
- Прав был Ф. Бэкон? Почему?
Приведите примеры
| Называет значения понятия «общество»
Пытается объяснить понятие «типология», работа со словарями. Записывает понятие в тетрадь
Ученик самостоятельно в тетради составляет кластер, используя известные ему словосочетания из курса истории и обществознания Выделяет типологии вместе с учителем, подбирает к ним нужные словосочетания.
Запоминает информацию, фиксирует вслед за учителем в тетрадь
Открывает ЭОР, знакомится с информацией
Самостоятельное освоение содержания рекомендованных учителем ЭУМ информационного типа, на основе работы с ЭОР, составляют таблицу
Дискуссия
| 23 мин.
| 3
| Обобщение и систематизация знаний
|
3. Доиндустриальное общество 4. Индустриальное общество
5. Постиндустриальное общество
| - У нас остался ещё один вопрос:
«В России -индустриальное или постиндустриальное общество?»,
«Каким Вы видите будущее России?» -
доказать свою точку зрения, привести аргументы.
(Ещё раз обращаемся к понятиям, выделяем главное, обобщаем, сравниваем)
| Дискуссия
На основе информации, предложенной в ЭУМ, осознаёт проблему, решает
её путём дискуссии, формулирует выводы
| 8 мин.
| 4
| Закрепление полученных знаний, контроль
| 6. Аграрное, индустриальное и информационное общество. Практикум
7. Аграрное, индустриальное и информационное общество. Контроль
| Формулировка заданий. Определяет ЭУМ П - типа. Анализирует результаты выполнения учащимися заданий
Определяет ЭУМ К – типа, анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность
| Знакомится с заданиями, выполняет (консультируются в парах, самопроверка и взаимопроверка) и размещает результаты их выполнения
Отработка умений на основе ЭУМ практического типа.
Ученик знакомится с заданиями, выполняет, размещает результаты.
Демонстрация результатов своей деятельности в ходе выполнения заданий ЭУМ контролирующего типа
| 5 мин.
| 5
| Рефлексия. Подведение итогов урока. Инструктаж по выполнению домашнего задания
|
| Вспомним задачи нашего урока, все ли удалось выполнить, реализовать?
Что ценного мы сегодня приобрели на уроке?
Д/З: репродуктивного уровня: п. 4, ответить устно на вопросы в конце параграфа;
продуктивного уровня: п. 4, выполнить письменно практикум к теме;
творческого уровня:
п. 4, написать эссе, либо по афоризму урока (Ф. Бэкона), либо по вопросам урока («В России -индустриальное или постиндустриальное общество?»,
«Каким Вы видите будущее России?»)
| Анализирует деятельность на уроке, выставление оценок, запись домашнего задания
| 5 мин.
|
Приложение к плану-конспекту урока
Типология обществ Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1
2
3
4 5
| Аграрное, индустриальное и информационное общество
Белл Д. Биография
Доиндустриальное общество. Словарь
Индустриальное общество. Словарь
Постиндустриальное общество. Словарь
| Информацион-ный
Информацион-ный
Информацион-ный Информацион-ный
Информацион-ный
| презентация
Текст с иллюстрацией. ,Аудиофрагмент
Текст с иллюстрацией
,Аудиофрагмент
Текст с иллюстрацией
,Аудиофрагмент
Текст с иллюстрацией
,Аудиофрагмент
| http://www.fcior.edu.ru/card/23226/agrarnoe-industrialnoe-i-informacionnoe-obshestvo.html
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8e21edc8-0b23-43a2-870d-4e970456cebf/%5BCIVSal1011_10-03-12-U2%5D_%5BTD_90%5D.html
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6bbad7a-a438-4871-a12c-8db77e525cf1/%5BCIVSal1011_10-03-12-U1%5D_%5BTD_77%5D.html
Индустриальное общество
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a0f70c83-19b9-4d30-bbb6-8eb01af96c20/%5BCIVSal1011_10-03-12-U1%5D_%5BTD_79%5D.html
| 6
| Аграрное, индустриальное и информационное общество. Практикум
| Практический
| тест
| http://www.fcior.edu.ru/card/23309/agrarnoe-industrialnoe-i-informacionnoe-obshestvo-praktikum.html
| 7
| Аграрное, индустриальное и информационное общество Контроль
| Контрольный
| тест
| http://www.fcior.edu.ru/card/23294/agrarnoe-industrialnoe-i-informacionnoe-obshestvo-kontrol.html
| |