П.2-75.2.6.4
РАЗРАБОТКА НИМ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,
НАПРАВЛЕННОГО НА ВСЕСТОРОНЕЕ
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.
(4 этап)
О Г Л А В Л Е Н И Е
Реферат
Список исполнителей
1. Введение………………………………………………………….…
2. Основы совершенствования учебного процесса………………………8
3. Многообразие форм учебных занятий………………………...…….11
3.1 Игровая …………………………………………………………..13
3.2 Научно-исследовательская……………………………..……...18
3.3 Лекционная…………………………………………………….20
3.4 Экскурсионная форма организации занятий ……………….23
3.5 Творческая форма организации занятий…………………….24
3.6 Конкурсная форма…….………………………………….…...27
3.7 Самообразовательная…………………………………………27
4. Индивидуальные творческие занятия..………………………....30
5. Мультимедиа в образовании…………………………………..…31
6. Использование электронных образовательных ресурсов
нового поколения……………………………………………….41
7. Воспитательный аспект……………………………………………...48
8. Использование IT для детей с ограниченными возможностями.…49
9. Минусы внедрения ИТ в образовательный процесс………………53 Заключение………………………………………………………………..58
Литература………………………………………………………………... 59
РЕФЕРАТ В работе обсуждаются разработки по совершенствованию учебного процесса, направленного на всестороннее развитие личности школьника. Предлагаются формы развития индивидуальных способностей и талантов школьников, предлагается разнообразить формы занятий для лучшего усвоения учебного плана.
Большое значение уделяется инновационным технологиям, появляющимся в нашей повседневной и профессиональной жизни в последнее время.
Особо ведется разговор об электронных образовательных ресурсах нового поколения.
Страниц – 62.
Ключевые слова: разнообразные формы занятий в школе, развитие творческого мышления, использование ЭОР, образовательные проекты.
Список исполнителей Машошин О.Ф. проф., д.т.н.
Невельская О.В.
Харина В.К. доц., к.т.н.
В В Е Д Е Н И Е
Обучение - организованная деятельность по получению знаний, расширению кругозора и воспитания, которая ускоряет темпы индивидуального развития школьников. Ребенок в процессе обучения познает окружающую действительность больше, глубже, разнообразнее, чем за это же время вне процесса обучения.
Образовательный процесс в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Преподаватели ищут способы обучения школьников, которые могли бы подготовить ученика не только к будущей трудовой деятельности, но и воспитать полноценного члена современного общества. Знания в опыте человечества стремительно возрастают. Значит, за одни и те же сроки обучения, ученик будет усваивать все больший объем знаний со всевозрастающей глубиной. Самостоятельно, вне целенаправленного руководства ученик не может овладеть опытом человечества и подготовить себя к трудовой деятельности в общественном производстве. Возникает необходимость в специально подготовленном человеке. Это должен быть учитель новой формации, с новым подходом к образовательному процессу, обладающими необходимыми знаниями и методиками преподавания. Роль учителя в подготовке учащихся к жизни, к труду, в формировании личности человека трудно переоценить.
Обучение представляет собой совместную деятельность учителя и учащихся, носит двусторонний характер. Благодаря деятельности учителя обучение осуществляется на основе разработанных целей, содержания и программ и учение становится управляемым процессом, приводит к желаемым результатам.
Преподавание как деятельность учителя не существует, если нет учащихся. Учение как деятельность учащихся не может выполнить задач образования, если нет учителя, благодаря которому ученик познает общественно-исторический опыт человечества.[1]
В последнее время значительно усилилось влияние новых информационных технологий на учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе и высших учебных заведениях. Появилась необходимость обучения учащихся приемам и способам получения информационных модулей. Одной из основных целей школьного обучения становится формирование информационной культуры учащихся. Более того, для многих профессий появилась необходимость непрерывного образования на протяжении всей профессиональной жизни личности.
Развиваются личностно-ориентированные технологии в обучении. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность выявления и развития творческой познавательной деятельности учащихся.
Для проведения учебного процесса на основе современных информационных технологий разработано множество учебных программ и учебных пособий. Накоплено значительное количество компьютерных программ, предназначенных для использования в школьном и вузовском обучении.
Наиболее важными среди таких программ являются интерактивные обучающие программы, предусматривающие обмен информацией не менее чем между двумя участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь учащихся, привлечь их к решению учебных проблем,
развивать их интеллектуальный уровень. Компьютерные программы объединяют часто в электронные и мультимедийные учебники. [13,6]
На сегодняшний момент необходима другая, цельная методическая система, которая будет серьезной разработкой методической системы обучения учащихся информатике и современным информационным технологиям, в первую очередь разработка и совершенствование форм и методов обучения. Направленность на более эффективное усвоение школьниками знаний, на эффективное воспитание и индивидуальное развитие школьников. Существующая в школах методика должна отражать идейно-философскую сторону обучения, мировоззренческий аспект, воспитательные возможности и образовательные ценности. Функции информатики связаны с раскрытием роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе, с формированием навыков использования компьютеров как специфического средства решения учебных задач, реализацией задач профессиональной ориентации школьников. Кроме того система знаний должна преподаваться не по-предметно, а комплексно, таким образом, чтобы межпредметные связи растушевывали границы, отделяющие разные предметы, и могли дать школьнику представление об окружающем мире и о природе вещей в целом.
Традиционные приемы, методы и средства обучения на современных уроках должны быть соответствующим образом модифицированы. Кроме того, достижение целей обучения, как правило, обеспечивается комплексом традиционных и новых приемов обучения. Развитие компьютерной техники позволяет преодолеть эти проблемы, однако существующие материалы в электронном виде ориентированы на среднего пользователя. В целях совершенствования учебного процесса в школе и интегрирования с
академической наукой необходимо наладить выпуск интерактивных учебных материалов на электронных носителях.
Компьютерный учебник соединяет все преимущества классического учебника с возможностью более наглядно подать изучаемый материал и непрерывного совершенствования. Любая работа на компьютере при помощи компьютерной графики позволяет без существенных затрат изучать самые сложные процессы. Компьютерный экзаменатор позволит обучающемуся усвоить материал при помощи самоконтроля или объективно проверить свои знания при использовании независимого контроля.[2]
|