Скачать 45.46 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Озёренская средняя общеобразовательная школа» Из опыта работы использования ИКТ на уроках литературы. Серебрякова Людмила Дмитриевна 2010 год. «Лишь слову жизнь дана...» Как точно и лаконично определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование. В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи. Современные ученики. каждый день сталкиваются с мощным потоком новой информации, рекламы, развлекательного телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров испытывают затруднения при традиционной подачи материала, так зачастую имеют недостаточно широкий кругозор и СМИ оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира, поэтому современные уроки должны быть увлекательны и зрелищны. Сегодня же, при минимальной оснащенности кабинетов, довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся. Зачастую оборудованием на уроке являются тексты, учебник, тетрадь, репродукции, которых нам явно не хватает, да и вид их оставляет желать лучшего. Оказать значительную помощь в решении этой проблемы могут ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам. Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, , опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее(это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения). В своей работе я использую электронные презентации составленные при помощи Microsoft PowerPoint. Мною были созданы и успешно реализованы на уроках слайдовые презентации : « «Медный всадник». Литературно-музыкальная композиция (Опыт комментированного чтения одного стихотворения).-7 класс. Так при подготовке урока была учебная задача : дать исторический комментарий к отрывку, и развития внимания к художественному слову, знакомство с достопримечательностями Петербурга, данный материал оказался благодатной почвой для создания яркого и запоминающегося визуального ряда иллюстраций и необходимого историко- культурного комментария, который позволил активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, сэкономил время урока , помог подключить эмоциональную сферу в учебно-образовательный процесс. При знакомстве с произведением М.Ю.Лермонтова «Мцыри» использование презентации позволило продемонстрировать красоту горных пейзажев, почувствовать и проникнуться прекрасными строками произведения , которые демонстрируют величие человеческого духа и хрупкость и кратковременность жизни, вызвать подростков на диалоговое общение. Урок-игра «Литературный ринг» являлся завершающим по разделу Литература ХIХ века, древнерусская и фольклор. При проведении такого урока в традиционной форме потребовалось бы значительное время для изготовления игрового поля, а кроме того возникли бы проблемы при креплении этого поля на обычную доску и трудности при смене заданий , что сделало бы интересную форму менее привлекательной в глазах школьников. Применения компьютерной презентации позволило сделать процесс урока более интересным и динамичным , а так же содержательным по объему учебного материала, кроме того разноуровневые задания позволили более эффективно осуществить лнчностный подход к обучающимся в ходе занятия. В заключение хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. И современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование . Использованная литература и источники:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщение опыта работы по теме «Использование икт на уроках русского языка и литературы» (во внеклассной деятельности) | Тема опыта Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара» | ||
Педагогического опыта (рпо) ... | Анализ работы за 2012-2013 учебный год «Формирование икт компетентности у педагогов для внесения изменений в содержание и организацию образовательного процесса посредством... | ||
Тема: Использование икт на уроках русского языка и литературы Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся | Доклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»... С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка... | ||
Педагогическая целесообразность использования икт на уроках Кашникова Елена Владимировна, преподаватель русского языка и литературы моу «сош №2», e-mail: sh2 | «в глубь поэтической строки » урок литературы 3 класс Часто на уроках литературы от нас, читателей, требуется не только внимание к слову, но и работа воображения, настоящее сотворчество... | ||
Анализ по направлениям деятельности общая характеристика школы История... Абросимович; с 1989 по 2002 г. – Малыгина Нина Александровна; с 2002 по 2010 г. – Касьянова Людмила Аркадьевна; с 2010 г руководит... | План проведения семинара. Представление опыта работы по применению икт. (15 минут) Колегова Л. В Выступления из опыта работы по применению икт в подготовке и проведении занятий: (30-35 минут) | ||
Использование икт на уроках литературы Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти... | План воспитательной работы на 2013 2014 учебный год основные направления... Организация конкурса рисунка на асфальте «Жизнь дана на добрые дела» Выпуск плаката по теме | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт на уроках физической культуры – это полезная и интересная форма работы и для ученика, и для учителя. Занятия физической культурой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обоснование значимости опыта использования технологии мастерских и технологии проблемного обучения на уроках литературы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Из опыта использования гуманно-личностной технологии на уроках литературы конспект урока в 10 классе по повети Распутина «Прощание... | Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 9 классе Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории... |