Скачать 234.4 Kb.
|
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАРИ-ТУРЕКСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «МАРИ-ТУРЕКСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Образовательная программа дополнительного образования детей Направление: научно-техническое. Возраст детей: 12-17 лет. Срок реализации: 3 года Составитель: Богданова Ирина Михайловна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Мари-Турекский Дом детского творчества» Программа реализуется в МОУ «Косолаповская средняя общеобразовательная школа» Мари-Турекского района Республики Марий Эл п. Мари-Турек 2009 г. 1. Пояснительная записка На сегодняшний день радио, телевидение, журналы и газеты являются наиболее доступными источниками информации. Широкая доступность информации, имеющая воспитательную направленность, оказывает свое влияние на жизнь и становление духовно-нравственных начал юных граждан России, в силу чего существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Возникает необходимость в создании условий для развития творческой, социально-активной личности. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Данная программа является механизмом решения этой задачи. Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Направленность образовательной программы «Азбука юнкоров» - научно-техническая. Газета необходима для становления и развития отношений между учащимися детского объединения «Алые паруса» МОУ «Косолаповская средняя общеобразовательная школа», обмена опытом и передачи информации. Это особенно важно, потому что отсутствует источник массовой информации, отражающий реальную ситуацию в области воспитания, образования и культуры школьного мира. Данная программа составлена на основе занятий объединения «Пресс-центр», которые регулярно проводились в школе. Назрела необходимость систематизировать накопленный материал по обучению юных журналистов и составить комплексную программу занятий клуба юных журналистов «Азбука юнкоров». Цель: Создание среды для формирования активной социальной позиции через выпуск тиражной школьной детской газеты как средства обменом информацией. Задачи:
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ в том, что методами проб и ошибок дети ищут наиболее интересные для них способы издания газеты, пробуют различные варианты верстки, учатся работать в коллективе, быть «ушами и глазами» объединения и школы, и давать правильную оценку всему происходящему не только в школе, районе, но и стране. Программа рассчитана на детей в возрасте с 12-17 лет, продолжительность обучения – 3 года. Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия. В 1- 3 год обучения занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятий – 2 часа (групповые) и 1 час (индивидуальные). Наполняемость групп – 5-6 человек. В соответствии с задачами обучения в программе используются следующие формы занятий: теоретические и практические уроки, деловые игры, тренинги, тесты, беседы, творческие мастерские, экскурсии, командировки, походы. Чтобы интерес к занятиям не исчезал нельзя исключать и игровые ситуации, решение различных ситуативных задач, постановку различных проблем и самостоятельный поиск решении поставленной проблемы. Итогом занятий по программе могут быть конкурсы редколлегий, юных журналистов, фотокорреспондентов городского, республиканского и др. уровней, как в очной, так и заочной форме. Также формами подведения итогов могут быть выставки, фестивали, слеты, конференции и т.д. Программа предусматривает взаимодействие с районной газетой «Знамя» и газетами, входящими в состав СДПО «Эр вий» («Встречный», «Классная тусовка» и т.д.) Ожидаемые результаты, значимые для редакции газеты в целом:
Ожидаемые результаты, значимые для учащихся: Знания, умения и навыки, приобретенные детьми в процессе обучения к концу 3 года:
Способы проверки результатов полученных знаний, умений и навыков – зачеты, тесты, экзамены. Учебно-тематический план. 1 год обучения. Основы журналистики – 84 часа.
Основы фотографии – 23 часа.
Психология общения – 27 часов.
Введение в компьютер –82 часа.
2 год обучения. Основы журналистики – 110 часов.
Компьютерная верстка и издательские технологии – 106 часов.
3 год обучения. Основы журналистики . Предполагается практическая работа учащихся в редакции газеты «Алые паруса» по отделам и должностям. 1 час в неделю – сбор информации; 2 часа – обработка, редактирование, корректировка материала, 1 час – командировки, собрания, планирование и т.д. Компьютерная верстка и издательские технологии –216часов.
3. Содержание программы. 1 год обучения. «Основы журналистики» - 84 часа.
Знакомство с понятием «журналистика». Корни журналистской профессии. Журналистика на современном этапе. Формы работы: беседа, лекция.
Телевидение, радио, пресса. Структура, содержание газеты. Знакомство со структурой газеты. Рубрики и разделы. Макет номера. Текущее и перспективное планирование. Формы работы: беседа, лекция, деловая игра «Планируем номер». Заголовок в газете. Содержание и оформление заголовка. Виды и типы заголовков. Формы работы: лекция, интегрированное занятие «Заголовок в газете».
Характеристика основных жанров: информационного, аналитического, сатирического, литературно-художественного. Формы работы: лекция, практикум.
Публицистика. Стили. Штампы. Языковые средства. Нормы современного русского языка. Формы работы: лекция, беседа, тестирование. Информационный жанр. Информация. Заметка. Отчет. Репортаж. Интервью. Формы интервью. Анкета. Опрос. Формы работы: лекция, беседа, практикум, сюжетно-ролевая игра «Берем интервью».
Сбор, сортировка информации. Редактирование, корректировка материала. Составление макета номера. Формы работы: собрания, командировки, практикумы.
«Основы фотографии» - 23 часа.
Возникновение и развитие современной фотографии. Различные виды фотографии. Фотография как искусство. Определение жанра. Авторский замысел в жанровой фотографии. Приемы и передача движения в снимке. Жест и фаза движения. Формы работы: беседа, практика. Документальная сущность фотографии и развитие фоторепортажа . Определение жанра. Авторский замысел в жанровой фотографии. Приемы и передача движения в снимке. Жест и фаза движения. Формы работы: беседа, практика.
Что такое фотоэтюд? Тема и ее решение. Как видит объектив. Формы работы: лекция, экскурсия, практика.
Передача внешнего сходства в фотографии. Виды света и характер освещения. Выбор точки съемки. Выбор момента съемки. Фон в портрете: нейтральный и предметный. Влияние фона на характеристику портретируемого. Жанровый портрет. План и масштаб изображения в портретной съемке. Формы работы: беседа, практика, экскурсия.
Виды света. Роль отражающих поверхностей. Способы корректировки имеющегося света. Простейшие схемы установки света. Формы работы: беседа, практика.
«Психология общения» - 27 часов.
Исторические этапы становления речи. Нравы и обычаи, нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества.
Слово, речь, интонация. Тест «Кто я? Художник или мыслитель».
Сенсорные каналы: слух, зрение, прикосновение. Мимика, жесты, телодвижения.
Деловая беседа и подготовка к ней. Методы привлечения внимания. Рефлексивное слушание – непременное условие для успешного исхода деловой беседы. Отражение чувств. Резюмирование. Развитие мысли. Перефразирование. Личностное общение. Ролевое общение. 5. Коммуникативно-лидерские способности – 3 час. Лидер. Лидерские качества, возможности. 8. Управленческое общение – 2 час. Форма управленческого общения. Стиль руководства. Взаимоотношения с людьми. 9. Профессиональная этика. Решительность. Воля. Целеустремленность . Привлекательность. Имидж. Обаяние. Способности. Талант. Гениальность. – 9 час. Умение слушать других. Мотивация к успеху. Нравственные и профессиональные качества. Правила этикета. 13. Толерантность – 4 час. Законы, обычаи народов мира. «Введение в компьютер» - 82 часа. 1. История компьютерной техники. Основные типы современных компьютеров – 2 час. Пять поколений электронных компьютеров. Виды современных компьютеров. Настольный компьютер. Планшетные и карманные компьютеры. Портативные компьютеры – ноутбуки. Техника безопасности при работе с компьютером. Формы работы: беседа, лекция. 2. Устройство персонального компьютера – 10 час. Системный блок: внешний вид. Основные комплектующие. Дополнительные мультимедийные устройства. Внешние устройства. Периферия. Формы работы: лекции, практикум. 3. Операционная система Windows – 30 час. Операционная система. Установка и настройка Windows. Загрузка компьютера. Способы управления в Windows. Интерфейс Windows. Работа с файлами. Проводник. Работа с программами. Завершение и приостановка сеанса работы в Windows. Windows-98 и Windows-XP. Формы работы: лекции, практикум. 4. Microsoft Office. Microsoft Word – 40 час. Популярные офисные пакеты. Microsoft Office: король офисов. Текстовые редакторы. Microsoft Word. Горячие клавиши Microsoft Word. Формы работы: лекции, практикум. 2 год обучения. «Основы журналистики» - 110 часов. 1. Повторение изученного в прошлом году – 10 час. Газета как средство массовой информации: задачи, структура, содержание, заголовок в газете. Жанры и язык газетных публикаций. Информационный жанр. Формы работы: беседа, опрос, деловая игра. 2. Тематическое планирование – 5 час. Создание плана выпусков на учебный год. Распределение обязанностей, определение сроков. Формы работы: коллективное обсуждение, собрание. 3. Аналитический жанр – знакомство с корреспонденцией, статьей - 5 час. Формы работы: беседа, практикум. 4. Сатирический жанр – 5 час. Фельетон. Юмореска. Формы работы: беседа, практикум. 5. Литературно-художественный жанр – 5 час. Зарисовка. Очерк. Формы работы: экскурсия, беседа. 6. Газета-малоформатка- 5 час. Особенности малоформатной газеты. Формы работы: деловая игра, беседа. 7. Оформление газеты – 5 часа. Способы оформления газеты. Верстка. Способы верстки газеты. Компьютерная верстка газеты. Формы работы: лекция, беседы, деловая игра «Выпуск газеты». 8. Поздравительная газета – 5 час. Составление поздравлений. Способы оформления. Обработка поэтического текста. Формы работы: практикум. 9. Объявления в газете – 5 час. Техника составления объявлений для газеты. Формы работы: обучающая игра, практикум. 10. Обработка материала для газеты - 40 часов. Формы работы: консультации, практикумы. 11. Участие в массовых мероприятиях, поездки, командировки – 20 час. «Компьютерная верстка и издательские технологии» - 110 часов. 1. Повторение изученного в прошлом году – 10 час. Подготовка и работа с компьютером. Microsoft Office, Microsoft Word. Завершение работы. Формы работы: лекция, практикум. 2. Интернет – 10 час. Доменные зоны. Серверы. Сайты и их адреса. Странички. Подключение к Интернет. Поиск информации в Интернет. Электронная почта (E-mail). Безопасность в Интернет. Формы работы: лекция, практикум. 3. Photo Shop: основы работы с изображениями – 10 часа. Особенности подготовки изображения для тиражирования с помощью копировальных устройств. Ликвидация сплошной заливки. Изображение и память компьютера. Цифровой фотоаппарат. Сканирование. Полутоновое и цветное изображение . Формы работы: лекция, практикум. 4. Page Maker: многоколонная верстка – 30 час. Модульная сетка. Деление полосы на колонки. Заполнение страницы текстом, подготовленным вне системы. Изменение размера текстового блока. Перекомпоновка текста по новым текстовым блокам. Закрытие текстового блока. Способы размещение текста, заголовка к текстовому материалу. Сочетание разного числа колонок на одной полосе. Выравнивание объектов на полосе. Формы работы: лекция, практикум. 5. Page Maker: разработка общего вида издания и стилей оформления – 30 час. Первая страница – лицо издания. Разработка шаблона оформления издания. Параметры многостраничной публикации. Отображение страниц на экране. Вставка и удаление страниц . Создаем стили оформления текста. Форматирование абзацев. Переносы. Стили. Размер шрифта (кегль). Интерлиньяж и ширина колонок. «Воздух». Формы работы: лекция, практикум. 6. Практикум по компьютерной верстке – 16 часа. Набор текста и пробная верстка страниц газеты 3 год обучения. «Основы журналистики» Предполагается практическая работа учащихся в редакции по отделам и должностям. 1 час в неделю – сбор информации; 2 часа – обработка информации; 1 час – собрания, планирование и т.д. К концу 3 года обучения дети должны самостоятельно выполнять работу по изданию тиражной газеты (1-2 номера). Компьютерная верстка и издательские технологии – 216 часов.
Обтекание изображения текстом. Использование обтекания при оформлении подводок и заголовков. Свободные и вложенные изображения. Способы размещения на полосе вложенного изображения. Свойства вложенных изображений. Изменение типа изображения. Хранение изображений. Установка режимов работы с изображениями . Формы работы: беседа, практикум.
Поворот объекта. Поворот объекта с использованием управляющей палитры. Поворот объекта инструментом «Поворот». Наклон объекта. Зеркальное отображение объекта. Маскирование объекта контуром. Приемы оформления текстов. Создание буквицы. Нумерованные списки. Перечисления. Построение простых таблиц. Формы работы: лекция, практикум.
Регулировка расстояния между словами, между символами. Межстрочные интервалы . Изменение плотности текста. Текст занимает больше или меньше текста, чем ему отведено. «Некачественные» строки. Переформатирование сверстанной публикации. Изменение формата страницы. Замена иллюстраций. Распечатка макета на принтере. Масштабирование публикации при печати. Печать в случае, когда формат публикации превышает формат принтера. Автоматическое и ручное разбивание страниц . Формы работы: лекция, практикум.
Анализ технологического процесса. Ввод текстовых материалов. Рукописные материалы. Материалы в напечатанном виде. Информация из Интернета. Редакторская правка. Ввод иллюстраций. Разработка принципов и элементов художественного оформления. Верстка издания. Корректорская правка. Вывод на принтер окончательного варианта макета. Экономия памяти . Формы работы: лекция, практикум.
Набор текста и верстка страниц газеты . Форма работы: практикум. 4. Методическое обеспечение программы. При работе используются методы обучения:
В обучении используется также и дидактический и методический материал: тексты, таблицы, схемы, картины, памятки для юнкоров и др. пособия. Формы подведения итогов: самостоятельные практические работы, тесты, участие в конкурсах различных уровней, фотовыставки работ учащихся, зачеты, экзамены. Средства необходимые для реализации программы: Для занятий по курсам «Введение в компьютер» и «Компьютерная верстка» необходимы компьютеры с комплектующими, цветной принтер. Для занятий по курсу «Психология» общения требуются магнитофон, кассеты, ковер для тренингов. Для занятий по фотографии необходим цифровой фотоаппарат, фотобумага, цветной принтер. Для занятий выделено помещение, у каждого ребенка имеется необходимый набор канцелярских принадлежностей и оформительских материалов. При необходимости имеется свободный доступ обучающихся в компьютерный класс школы, согласно графика работы кружка. Литература:
для реализации программы;
Рекомендуемая литература для воспитанников, родителей
3. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001 4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 2003 5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 2005 6. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992 |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Руководитель отдела образования и по делам молодежи администрации мо «Мари-Турекский муниципальный район» | Фестиваля этого года «Мы вместе», посвящена 20 летию Союза детских... «Мари-Турекский муниципальный район» об исполнении муниципальной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан в муниципальном... | ||
Публичный отчет моу «Мари Куптинская основная общеобразовательная... Моу «Мари – Куптинская основная общеобразовательная школа» мо «Мари – Турекский муниципальный район» Республики Марий Эл на 2010... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ее отделами, администрациями городского и сельских поселений Мари-Турекского муниципального района проводилась целенаправленная работа... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей "В мире... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –... | Программа развития моу «Мари Куптинская основная общеобразовательная школа» Программа развития моу «Мари – Куптинская основная общеобразовательная школа» мо «Мари – Турекский муниципальный район» Республики... | ||
Доклад о деятельности Муниципального бюджетного образовательного... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство образования и науки Республики Марий Эл отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования... | ||
Доклад муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного... «Дом детского творчества с. Ракитное». Сегодня это муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» муниципального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области Муниципальное... | Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного... Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шекснинского муниципального района о реорганизации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом... | «Горномарийский дом детского творчества» Полное наименование: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Горномарийский дом детского... | ||
Министерство образования и науки Республики Марий Эл Муниципальное учреждение Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования | Характеристика сети учреждений дополнительного образования детей... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества «Новатор» |