3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой





Скачать 70.33 Kb.
Название3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой
Дата публикации26.06.2013
Размер70.33 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
3.5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой


В связи с назревшей необходимостью повысить эффективность управления школой и с возрастающим объемом педагогической информации все более пристальное внимание ученых привлекает информационно-аналитическая дея-¦+¦ тельность (ИАД) руководителя. Поэтому в последние 15 лет резко выросло
число научных работ, описывающих процесс управления как информационный процесс и предлагающие оптимизировать информационные процессы с использованием электронно-вычислительной техники.
Как отмечает В.В.Васильев, «информационное обеспечение управления представляет собой совокупность средств и методов построения информационной системы. Однако ... педагогическая наука до сих пор слабо использует данные сложных наук, мало применяет рекомендации других отраслей наук для своего дальнейшего развития»[10, С. 4]. Информационная проблема руководи детва общеобразовательной школой возникала и раньше. Даже в то время, ко-<* гда не наблюдался столь стремительный рост объемов информации, в том числе и педагогической, возникала проблема создания оптимальной системы внутри-школьной информации, которая является, по мысли Ю.А. Конаржевского, «важнейшей проблемой, разработка которой должна лечь в основу теории управления» [48, С. 76]. Данную идею подтверждают исследования, проведенные им же в семидесятые годы, на предмет сформированности аналитической деятельности у 106 руководителей школ. В нем сделана попытка выяснения, какую информацию о работе школы директор имеет к концу дня. Оказалось, что 46 % руководителей не имеют внутришкольной системы оперативной информации и считают, что оперируют явно недостаточной информацией для эффективного управления. 24% директоров школ считают, что получают достаточно полную информацию, хотя на самом деле она носит спорадический, отрывочный характер. Только 20% руководителей школ имеют оперативную систему внутришкольной информации [48, С. 78]. К выводу о недостаточной информационной обеспеченности управления пришли и другие исследователи.
13 Так, А.А.Орлов отмечает, что «из 143 опрошенных руководителей школ 96%
отметили острую нехватку внутришкольной информации ... у многих директоров и завучей отсутствует четкое представление об основных видах информации, необходимой для успешного управления обучением». При этом 55 % управленцев видели пути совершенствования управления в увеличении его аналитической обеспеченности, в постоянном, глубоком анализе хода и развития учебно-воспитательного процесса. 17 % респондентов считали, что в совершенствовании управлении школой существенную роль играет подход к управлению школой с позиции теории управления. Таким образом, 72% опрошенных руководителей видели пути совершенствования управления школой в усилении его аналитической основы с применением основных положений теории управления с учетом специфики школы [68, С. 61-63].
Проблема аналитической деятельности руководителя школы в настоящее время осложнилась ростом объема педагогической информации, в том числе внутришкольной. Рассмотрим подробнее понятие «информация» и «педагоги- ческая информация».
Существуют различные подходы к толкованию сущности понятия «информация» в современной науке [4,5,29,33,36,45,68,100,101,115]. Н.И.Жуков отмечает: «Информация - это сторона отражения в живой природе, обществе, технике, момент движения, упорядоченное изменение, используемое для управления» [29, С. 55]. И далее - «Информация - целесообразно упорядоченная структура объектов и воздействий» [29, С. 251]. Н.В.Макарова определяет информацию как «сведения об объектах и явлениях окружающей среды», их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний» [33, С. 41].
Все определения информации, имеющиеся в указанной литературе, отражают понятие с той или иной стороны, причем в одних случаях под информацией понимается слово или любой символ, отражаемый нашими органами чувств, а в других определениях информация может восприниматься не только
14
органами чувств человека, но и приборами, электронно-вычислительными устройствами и т. д.
Термин «педагогическая информация» так же строго не определен. В.В.Васильев подчеркивает, что для характеристики понятия «педагогическая информация» нужно учитывать, во-первых, его диалектический характер, во- вторых, оно относится к научной в качестве видовой (информация о достижениях педагогической науки и научно осмысленном передовом педагогическом опыте наряду с технической, сельскохозяйственной, управленческой информацией и др.). То есть, педагогическая информация может трактоваться в двух смыслах: в широком (как научно-педагогическая) и в узком - как сведения о педагогических процессах, совершающихся в соответствующих учебных заведениях. При этом управленческая информация, влияющая и на деятельность руководителей, и на деятельность учителей, включается в объем педагогической информации [10, С. 9].
Для определения видов управленческой информации и современных тре- бований к ней, следует уяснить, что педагогическая информация является подвидом социальной информации - высшей, наиболее сложной и многообразного типа информации. В.Г. Афанасьев выделяет следующие требования к социальной информации [5, С. 62-64]:
1. Истинность, достоверность. Требование означает, что информация должна отражать истинное положение дел;
2. Систематизированность, комплексность информации - информация должна сочетать в себе различные сведения, исторически и логически увязанные;
3. Соответствие информации компетентности, полномочиям субъекта управления, который ее использует, где компетентность - это совокупность функций, прав и ответственности органа управления или руководителя. Четкое определение компетенции, согласованность с ними поступающей информации способствует успеху ее поиска и использования;
15
4. Оптимальность, полнота информации. Обеспечить оптимум информации - значит дать субъекту управления информацию, необходимую и достаточную для принятия правильного решения, т.е. она должна содержать все необходимые сведения по всем управляемым параметрам, точные и определенные количественные характеристики, а также надежные, не содер- жащие искажения сведения;
5. Точность, которая характеризует степень детализации информации, ее приближение к оригиналу, который она отражает.
Поскольку управленческая и педагогическая информация являются подвидами социальной информации, то свойства социальной информации можно распространить и на эти подвиды. Однако, для управленческой информации характерны и собственные свойства, отражающие специфику информационной деятельности руководителя, такие как своевременность, предельная оперативность, краткость, но без потерь требуемой полноты.
В нашем исследовании, где управленческая информация выступает пред- метом труда руководителя, с учетом приведенных определений, целесообразно определить управленческую информацию как информацию, отражающую все стороны учебно-воспитательной жизни школы и происходящие в ней изменения, необходимую для принятия решений руководителем школы, планирование и регулирование деятельности школы в целом и ее объектов/субъектов в частности.
Управленческая информация может быть классифицирована по разным основаниям, например, по частоте использования выделяют оперативную и стратегическую информацию.
Оперативной информацией мы будем называть все данные, которые необходимы руководителям школы и исполнителям, чтобы оценить работу за день, неделю, месяц. Своей целью она имеет выявить едва наметившиеся отклонения в управлении, например, учебно-воспитательным процессом. Поэтому оперативная информация делится на ежедневную, еженедельную и ежемесячную. Ежедневная информация - это данные об учебно-воспитательной работе за те-
16
кущий день работы школы. Еженедельная информация складывается частично из еженедельных отчетов исполнителей, представляемых администрации школы, используется на совещаниях при директоре, планерках администрации. Ежемесячная информация также используется на совещаниях при директоре и методических объединениях. Форма представления оперативной информации - как правило, в бумажном виде (текстовая или табличная).
К стратегической информации мы относим четвертную, полугодовую информацию, а также информацию об итогах учебного года. Четвертная информация служит для всестороннего анализа разных сторон работы школы, прежде всего, учебно-воспитательного процесса, работы методобъединений, школьных кафедр и т. д.) руководителем школы и педагогическим советом. Полугодовая информация используется в основном директором для глубокого анализа итогов полугодия и последующих управленческих воздействий, направленных на регулирование работы образовательного учреждения. Информация об итогах года складывается из итогов первого и второго полугодия и является основани- ем для стратегического планирования работы школы.
Кроме того, часть стратегической информации фиксируется в государственной отчетности (ОШ-1, ОШ-2, ОШ-6, ОШ-9). Стратегическая информация представляет для нашего исследования особый интерес, поскольку именно ее анализ и обработка у управленцев вызывает наибольшие информационные проблемы (это показано на диагностическом этапе нашей экспериментальной работы).
Есть и другие классификации управленческой информации, например, по источникам поступления (внутренняя и внешняя), по форме представления (документированная - отчеты, справки, планы и др.; недокументированная - в устной форме, графики, диаграммы), по роли (директивная, рекомендательная, осведомительная), по степени оригинальности (первичная и производная), по динамизму (статическая и динамическая) и т. д. [10, С. 11]. Одним из компонентов предмета нашего исследования является способ представления стратегической информации, необходимой руководителю школы для ее анализа; сюда от-
17
носится прежде всего внутренняя динамическая информация, а требование ее оперативного извлечения с использованием информационных технологий предопределяет рассмотреть соотношение первичной и производной управленческой информации (программы развития школы, а также планов, отчетов, справок и формируемых на основе их результирующей информации прежде всего в графической форме).
Отличительной особенностью ИАД руководителя школы является её тесная взаимосвязь со структурированной по блокам внутришкольной управленческой информацией. Качество данного вида деятельности во многом определяется наличием управленческих данных, определяемых совокупностью установленных руководителями образовательных учреждений норм, показателей, параметров, характеризующих процесс и результат управленческой деятельности, из числа которых выделены следующие [21, С. 9]:
1. Количественные показатели, получаемые из статистической отчет- ности;
2. Показатели соответствия стандартам (государственному образовательному стандарту, санитарным правилам, нормам и другим федеральным и нормативным актам);
3. Качественные показатели образовательной системы, связанные с творческим потенциалом педагогических и руководящих кадров.
Рассматривая последнюю типизацию управленческой информации (по типам показателей, характерных для управленческой деятельности), подчеркнем, что показатели ее второго пункта предполагают при ИАД наличие этих самых стандартов, правил, закрепленных нормативно. Но в нашем исследовании проблема проектирования нормативно-правовой базы на основе ЭВМ не рассматривается по причине ее фактической разработанности (основа хранения нормативных документов — база данных с гипертекстовыми технологиями). Упор в этом исследовании поэтому сделан на процессе создания системы ИАД, где на базе ЭВМ блочно представляется проектировочно необходимая управленческая информация (т.е. предварительно отобранная информация для составной части

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой iconМетодические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине...
Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления...
3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой icon«Межпредметный диалог» Анализ социокультурной ситуации
Намской средней общеобразовательной школой школой № в микрорайоне школы также расположены Намская начальная школа, школа-сад при...
3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой iconПервая управленческая революция. Вторая управленческая революция
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой iconМуниципального казенного общеобразовательного учреждения Порошинской...
Школы в 2011-2012 учебном году, способствовать развитию партнерских отношений между школой и родителями (законными представителями),...
3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой iconРефератов по дисциплине «управленческая экономика»
Институциональная природа фирмы: Виды фирм по типу построения внутренней структуры управления: обзорная классификация
3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой iconСамообследование деятельности мбоу «Подсинская сош» Управленческая деятельность
Имеющаяся структура управления соответствует функциональным задачам школы и Уставу учреждения
3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой iconЗадачи: Совершенствование организационной структуры управления школой...
Реализация в мбоу сош №21 Комплексной программы модернизации образования Московской области
3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Теория организаций как базовая управленческая дисциплина: ее предмет, проблематика и становление
3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой iconОтчет подготовлен муниципальным общеобразовательным учреждением средней...

3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой iconДоклад о состоянии и результатах развития Муниципального общеобразовательного...
Отчет подготовлен муниципальным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой №17 и предназначен для публичных...
3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой iconИнструкция по выполнению тестов по дисциплине «Управленческая психология»...
На выполнение задания в форме тестов по курсу «Управленческая психология» отводится 120 минут
3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой iconПедагогическая технология в сфере педагогики (обучение, воспитание),...
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой iconПлан проведения 17. 02
Веселые старты (площадка перед школой) и катание на снегоходе (стадион за школой), отв.: Кравцов М. С., Алешкова Т. М., Рогожин Б....
3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой iconИ профессиональной переподготовки работников образования
Экономико-финансовые основы управления современной школой: Рабочая тетрадь. М.: Апкиппро, 2009. 24 с
3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой iconСинтез астатических законов управления с неполной обратной связью для морских подвижных объектов
Важным требованием к системе управления является наличие астатизма по регулируемой координате. В работе представлен алгоритм построения...
3. 5 Управленческая Информация в системе управления общеобразовательной школой iconПрограмма 2-й международной научно-практической конференции «борьба...
«борьба с коррупцией в системе государственного и муниципального управления: уроки реформ»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск