И профессиональной переподготовки работников образования





Скачать 397.92 Kb.
НазваниеИ профессиональной переподготовки работников образования
страница1/3
Дата публикации08.12.2014
Размер397.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3

федеральное агентство по образованию академия повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

Экономико-Финансовые

основы управления современной школой


ACADEMIA


Москва 2009

АПК и ППРО
Рабочая тетрадь

УДК371 ББК74.24
Экономико-финансовые основы управления современной школой: Рабочая тетрадь. - М.: АПКиППРО, 2009. - 24 с.

Авторы:

Т.В. Абанкина, И.В. Абанкина, А.И. Вавилов, Н.Я. Осовецкая, М.Б. Савельева

Руководитель проекта:

А.И. Рытов

Научный руководитель проекта:

Э.М. Никитин, д.п.н., профессор


Издание осуществляется в рамках проекта ФЦПРО «Разработка и апробация модели многовекторной системы непрерывного образования (повышения квалификации) директоров школ в системе общего

образования Российской Федерации с использованием модульных программ», реализуемого в рамках мероприятия 20 «Разработка и реализация комплекса мер по формированию управленческого

корпуса для системы образования, соответствующего современным требованиям» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы

Настоящая рабочая тетрадь к учебному изданию входит в учебно-методический комплект, предназначенный для подготовки региональных тьюторов к реализации модульной программы обучения директоров школ. Материалы носят практико ориентированный характер, нацелены на деятельностное освоение теоретических основ и нормативной правовой базы современного менеджмента в образовательном учреждении. Комплект с одинаковым успехом может быть использован как для проведения курсов повышения квалификации, так и для самостоятельной работы.

Материалы адресованы руководителям образовательных учреждений, руководителям и специалистам региональных и муниципальных органов управления образованием, региональных, муниципальных проектных (стратегических) команд, команд развития (модернизации) образовательных учреждений, специалистам системы повышения квалификации работников образования.

ББК 74.24


ISBN 978-5-8429-0406-8 (рабочая тетрадь) ISBN 978-5-8429-0404-4

© Федеральное агентство по образованию, 2009 © АПКиППРО, 2009



Содержание
Глава 1. Тенденции экономического развития школьного образования 4
Глава 2. Модели финансирования образовательных учреждений 6

  1. Общие подходы к разработке моделей финансирования образовательных учреждений 6

  2. Модели финансирования образования с учетом возможностей

межмуниципального сотрудничества 7

2.3. Модели финансирования образования с учетом возможностей

межведомственного сотрудничества 8

2.4. Формирование целевого капитала и управление им 9

Глава 3. Новая система оплаты труда учителей 10

  1. Системы оплаты труда за рубежом 10

  2. Основные проблемы оплаты труда педагогов в России 11

  3. Предложения по нормативно-правовому обеспечению новых моделей оплаты труда

на региональном уровне 12

Глава 4. Автономные и бюджетные учреждения: сравнительный анализ 15

  1. Сравнительный анализ автономных и бюджетных учреждений 15

  2. Финансовая самостоятельность автономных учреждений 15

  3. Основные критерии перевода бюджетных учреждений в автономные учреждения 16


Задания для самостоятельной работы 18
Итоговый тест 20
Примерный перечень тем для рефератов 23
Требования к реферату 23

ГЛАВА 1. ТЕНДЕНцИИ ЭКОНОМИНЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучите главу 1 учебного пособия, ответьте письменно на следующие вопросы и выполните представленные задания.

Вопросы и задания по главе 1

  1. Перечислите эффекты, проявившиеся в процессе внедрения моделей нормативно-подушевого финансирования общего образования, в т.ч. в Вашем регионе?

  2. Назовите основные риски внедрения моделей нормативно-подушевого финансирования и пути их минимизации.

  3. Опишите на примере Вашего региона взаимосвязь процессов реорганизации и развития сети общеобразовательных учреждений и внедрения нормативно-подушевого финансирования.

  4. Назовите основные зоны неэффективного расходования бюджетных средств в общеобразовательном учреждении.

  5. Перечислите основные недостатки действующей модели нормативного финансирования в регионах РФ.

  6. Какая из форм финансовой самостоятельности общеобразовательного учреждения, по Вашему мнению, наиболее эффективна при внедрении моделей нормативно-подушевого финансирования?

  7. Назовите основные подходы к формированию программы адаптации для регионов, внедряющих различные модели нормативно-подушевого финансирования.

  8. Назовите критерии успешного внедрения моделей нормативно-подушевого финансирования общего образования региона.

9. Что должны учитывать коэффициенты, сводящие риски к минимуму, применяемые в регионах при реали-
зации нормативно-подушевого финансирования?

  1. Что включает в себя подготовительная работа, требующаяся для перехода на принципы нормативно-подушевого финансирования общего образования?

  2. Какие виды работ должна будет включать в себя универсальная карта-схема внедрения нормативно-подушевого финансирования общего образования на уровне образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем?








Задачи современного этапа

>Конкурентоспособность учащихся и педагогов;

> Внедрение инновационных образовательных программ >Рост оплаты труда за счет стимулирования качества и

результативности; ^Сокращение зон неэффективности — выбраковка устаревших программ и услуг низкого качества;

> Повышение академической мобильности и автономии учебных заведений;

^Освоение новых педагогических технологий и методов обучения;

> Повышение квалификации педагогов и администраторов образования;

>Обмен опытом, налаживание горизонтальных связей и сетевого взаимодействия.



Слайд

12. Опишите, каким образом в Вашем регионе (в Вашем образовательном учреждении) выполняются задачи, указанные на слайде 1. Приведите примеры по каждой задаче. Обсудите в группе слушателей признаки «хорошей школы» в соответствии с поставленными перед ней задачами.

При переходе на принципы нормативного подушевого финансирования

должны быть предусмотрены такие организационно-экономические механизмы, которые не мотивировали бы муниципальные

образования и образовательные учреждения на неоправданное увеличение числа работающих, снижение наполняемости классов ниже установленной типовым положением о соответствующем образовательном учреждении, увеличение учебной нагрузки выше установленных

санитарных норм.
Слайд 2

13. Возникают ли у Вас в регионе (в Вашем образовательном учреждении) трудности, указанные на слайде 2? Что Вы делаете, чтобы избежать их?

ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Изучите главу 2 учебного пособия, ответьте письменно на следующие вопросы и выполните представленные задания.
2.1. Общие подходы к разработке моделей финансирования образовательных учреждений

  1. Что является целью оптимизации механизма управления бюджетными ресурсами?

  2. Как Вы считаете, за счет чего достигается повышение эффективности экономических отношений?

3. Назовите основные компоненты модели бюджетного финансирования региональной системы общего образования.

  1. Назовите основные составляющие схемы финансирования функционирования и развития общего образования с учетом разграничения полномочий по уровням государственной власти и местного самоуправления.

  2. Какие ключевые соотношения должны использоваться при расчете норматива подушевого финансирования?

  3. Перечислите составляющие государственного (муниципального) задания учредителя общеобразовательному учреждению.

7.Что означает термин «норматив развития»?

8. Какими, по Вашему мнению, должны быть рациональные значения соотношений «учитель/ученик», «заработная плата учителей/ средняя заработная плата в экономике региона», «Фот учителей/ Фот оу», чтобы обеспечить эффективное текущее функционирование системы образования Вашего региона?
2.2. модели финансирования образования с учетом возможностей межмуниципального сотрудничества

  1. Назовите правовые инструменты межмуниципального и межрегионального сотрудничества, предусмотренные законодательством РФ.

  2. Назовите основные формы межмуниципального сотрудничества, предусмотренные законодательством РФ.

3. Назовите организационно-правовые модели финансирования образовательных учреждений, оказывающих населению комплексные образовательные услуги.

  1. Что, по Вашему мнению, понимается под термином «многоканальное финансирование» применительно к образовательным учреждениям?

  2. В чем состоят ограничения распространения образовательных учреждений, организованных по модели социокультурного комплекса?

  3. Какова роль органов местного самоуправления в организации предоставления населению комплексных образовательных услуг?

  4. Назовите подходы к реализации программной модели многоканального финансирования образовательных услуг населению.


2.3. Модели финансирования образования с учетом возможностей межведомственного сотрудничества

  1. Назовите основные преимущества программно - целевого метода бюджетного планирования при решении межведомственных задач в сфере образования?

  2. Какими критериями необходимо руководствоваться при определении целей межведомственного взаимодействия в сфере образования?

  3. Перечислите требования к показателям результативности действий органов исполнительной власти различных уровней по решению проблемы финансового обеспечения социальных гарантий и доступности качественных социальных услуг для населения на базе кооперации и интеграции ресурсов учреждений социальной сферы.

4. Возможно ли создание социокультурных и образовательных комплексов на базе существующих учреждений образования (юридических лиц)?

5. Назовите особенности финансирования деятельности социокультурных комплексов.

6. Назовите особенности организации учебного процесса на базе социокультурных комплексов.
7. Какие требуются правовые основания для создания и функционирования социокультурных комплексов, межведомственных образовательных центров?
2.4. Формирование целевого капитала и управление им

  1. Что такое «целевой капитал некоммерческой организации» в соответствие с требованиями ФЗ-275?

  2. Какие схемы формирования целевого капитала некоммерческой организации предусмотрены в ФЗ-

275?

  1. Каким образом могут участвовать в процессе формирования и управления целевым капиталом государственные и муниципальные учреждения?

  2. Кто является собственником целевого капитала некоммерческой организации согласно требованиям

ФЗ-275?

5. Кто является получателем дохода от целевого капитала согласно требованиям ФЗ-275?

6. Предусмотрено ли формирование целевого капитала некоммерческой организации в виде ценных бумаг, объектов недвижимости и др.?

7. В каком случае бухгалтерская отчетность организации получателя дохода от целевого капитала подлежит обязательному ежегодному аудиту в соответствие с требованиями ФЗ-275?
8. Назовите основные правила управления целевым капиталом некоммерческой организации управляющей
компанией согласно ФЗ-275.

9. Целевой капитал некоммерческой организации может быть сформирован:
А. за счет бюджетных средств;

Б. за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями). (правильный ответ)

10. Целевой капитал некоммерческой организации может быть сформирован за счет пожертвований,
внесенных жертвователем (жертвователями):

а. в виде денежных средств; (правильный ответ)

б. в виде ценных бумаг;

в. в виде недвижимого имущества.

11. Выберите правильный ответ:

А. некоммерческие организации освобождены от уплаты налога на прибыль только на доходы, получаемые от благотворителей на формирование (пополнение) целевого капитала;

б. некоммерческие организации освобождены от уплаты налога на прибыль только на доходы от инвес-
тирования целевого капитала;


в. некоммерческие организации освобождены от уплаты налога на прибыль, как на доходы, получаемые
от благотворителей на формирование (пополнение) целевого капитала, так и доходы от инвестирования
целевого капитала.
(правильный ответ)

глава 3. новая система оплаты труда учителей

Изучите главу 3 учебного пособия, ответьте письменно на следующие вопросы и выполните представленные задания.
3.1. системы оплаты труда за рубежом

  1. Проведите сравнительный анализ систем оплаты труда учителей в представленных в учебном пособии странах.

  2. Сравните системы оплаты труда учителей в Англии, Франции, Германии, США с существующей тарифной системой оплаты труда учителей в России. Насколько сильны различия между ними? Какие Вы видите недостатки у нас? Есть ли преимущества?





3.2. Основные проблемы оплаты труда педагогов в России

1. Опишите систему оплаты труда, используемую в Вашем образовательном учреждении.
Включите в описание:

  • Цель и задачи введения НСОТ

  • Характеристику правовых документов, которые регламентируют введение НСОТ

  • Модель НСОТ

  • Риски при введении НСОТ и механизмы их снижения

  • Ожидаемые эффекты и результаты


2. Оцените преимущества и недостатки системы стимулирования труда педагогов, принятой в Вашем
образовательном учреждении.

  1. Опишите, как связаны механизмы аттестации педагогов и новая система оплаты труда.

  2. Перечислите основные недостатки существующей тарифной системы оплаты труда учителей.

5. В чем основная цель введения новой системы оплаты труда учителей?

  1. В чем основные преимущества введения новой системы оплаты труда учителей?

  2. В чьей компетенции находится право устанавливать систему оплаты труда в сфере образования реги-

она?

8. В чьей компетенции находится право устанавливать размеры должностных окладов работников образовательного учреждения, включая размеры надбавок и доплат?

3.3. Предложения по нормативно-правовому обеспечению новых моделей оплаты труда на региональном уровне

  1. Назовите принципы, которые целесообразно закрепить законодательно для реализации перехода на новую систему оплаты труда.

  2. Какие варианты трудовых договоров с учителями школы, переведенной на отраслевую систему оплаты труда, предлагается заключать в соответствии с Трудовым кодексом?

  3. Опишите процедуру изменения администрацией школы существенных условий «старого» трудового договора с педагогом при введении новой системы оплаты труда нормы Трудового кодекса РФ.

вопросы и задания по главе 3

  1. Каковы основные характеристики системы оплаты труда, основанной на тарификации?

  2. Каковы основные недостатки существующей системы оплаты труда учителей?

  3. Какие ключевые принципы заложены в новую систему оплаты труда учителей?




  1. В чем проявляется взаимосвязь экономических механизмов нормативно-подушевого финансирования и введения новой системы оплаты труда учителей?

  2. Каковы полномочия руководителя образовательного учреждения по установлению стимулирования в новой системе оплаты труда учителей?

  3. Какими конкурентными преимуществами должна обладать школа, чтобы обеспечить эффективное функционирование?




7. Каковы основные разделы стратегического плана в условиях конкурентной среды?






Необходимые действия:



Разработка и принятие на региональном уровне закона о новой системе оплаты труда

Проведение необходимых расчетов и обоснований

Разработка и принятие необходимой нормативно-правовой базы на региональном и муниципальном уровнях

Уведомление учителей и работников образовательных учреждений о введении НСОТ

Внесение изменений и дополнений в уставные документы образовательных учреждений

Проведение разъяснительной работы

Слайд 3
8. Возникают ли у Вас какие-либо вопросы при реализации действий, указанных на слайде 3? Сформулируйте такие вопросы. Попробуйте ответить на них совместно на занятиях, используя учебное пособие.

Тестовые вопросы по главе 3

1. Оплачиваемое рабочее время учителя-предметника - это:

A. время работы на уроках + проведение родительских собраний;
Б. совокупное время пребывания в школе;

B. время работы на уроках + время, необходимое для их подготовки;
Г. все ответы неправильные. (правильный ответ)

2. В соответствии с модельной методикой, рекомендованной МОН России, в норму рабочего вре-
мени педагогических работников, применяемую образовательным учреждением при исчислении
заработной платы, а соответственно, и в стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./уче-
нико-час), входит:


A. аудиторная и неаудиторная занятость педагога; (правильный ответ)
Б. только аудиторная занятость педагога;

B. только неаудиторная нагрузка педагога;
Г. все ответы неправильные.

3. Кто устанавливает заработную плату руководителю образовательного учреждения?
А. профсоюз;

Б. трудовой коллектив;

в. учредитель ОУ; (правильный ответ) Г. сам руководитель.

4. какое соотношение базовой и стимулирующей частей в новой системе оплаты труда считается
целевым ориентиром?


А. 90-95% базовая - 5-10% стимулирующая;

б. 60-70% базовая - 30-40% стимулирующая; (правильный ответ)

в. 30-40% базовая - 60-70% стимулирующая;
Г. 5-10% базовая - 90-95% стимулирующая.

5. Для какой из категорий работников образования продолжительность рабочего времени состав-
ляет 40 часов в неделю:


А. учителя-предметника;

6. учителя начальных классов;
в. воспитателя детских домов;

Г. руководителя образовательного учреждения. (правильный ответ)

6. какие категории работников НЕ включаются сегодня в штатное расписание школ?

А. педагоги (учителя); (правильный ответ)

6. директор;

в. библиотекарь; Г. уборщица.

7. в соответствии с модельной методикой, рекомендованной моН России, специальная часть
фонда оплаты труда педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, включает в
себя:


А. выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом РФ либо нормативными актами субъекта РФ, повышающие коэффициенты (например, за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения и за квалификационную категорию педагога); (правильный ответ)

б. учет стажа работы педагога;

в. учет уровня образования;
Г. все ответы правильны.

8. в соответствии с модельной методикой, рекомендованной моН России, размеры, порядок и
условия осуществления стимулирующих выплат определяются:


А. в актах субъекта Российской Федерации;

б. в актах муниципального образования;

в. в документах профсоюза;

Г. в локальных правовых актах образовательного учреждения и (или) в коллективных договорах. (правильный ответ)

9. в соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации по чьей инициативе может про-
изводиться работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени:


А. только по инициативе работника (совместительство);

б. только по инициативе работодателя (сверхурочная работа);

в. как по инициативе работника (совместительство), так и по инициативе работодателя (сверхурочная
работа); (правильный ответ)

Г. все ответы неправильные.

10. какими актами школьный совет может быть наделен полномочиями по распределению сти-
мулирующей части оплаты труда?


А. уставом образовательного учреждения и коллективным договором; (правильный ответ)

б. решением профсоюза;

в. приказом мэра или главы местного самоуправления;

Г. распоряжением органов управления образованием субъекта Российской Федерации.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И профессиональной переподготовки работников образования icon«О порядках и сроках прохождения повышения квалификации и профессиональной...
Кировское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
И профессиональной переподготовки работников образования iconЦентр воспитания и гражданского образования
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
И профессиональной переподготовки работников образования iconЗаконы здорового питания
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
И профессиональной переподготовки работников образования iconПубличный доклад о деятельности
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
И профессиональной переподготовки работников образования iconА. В. Иванов, Е. Н. Шимутина деловое администрирование academia
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
И профессиональной переподготовки работников образования iconЦентр гражданского образования
Гаоу дпо (пк) с «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
И профессиональной переподготовки работников образования iconКонференция посвящается 20-летию Конституции Российской Федерации
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
И профессиональной переподготовки работников образования iconПрограмма занятий Кулинарного клуба "Кулинарное искусство"
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
И профессиональной переподготовки работников образования iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
И профессиональной переподготовки работников образования iconФедеральное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и
И профессиональной переподготовки работников образования iconН. К. Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий...

И профессиональной переподготовки работников образования iconСофия: культурно-историческая герменевтика и поэтико-символическая морфология
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
И профессиональной переподготовки работников образования iconПедагогическая поддержка формирования речевой готовности детей к обучению в школе
Фгаоу дпо академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
И профессиональной переподготовки работников образования iconСамоанализ педагогической деятельности учителя химии валиевой гульназ наилевны
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования кфу
И профессиональной переподготовки работников образования iconФормирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации
Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников...
И профессиональной переподготовки работников образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск