Скачать 397.92 Kb.
|
федеральное агентство по образованию академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Экономико-Финансовые основы управления современной школой ACADEMIA Москва 2009 АПК и ППРО Рабочая тетрадь УДК371 ББК74.24 Экономико-финансовые основы управления современной школой: Рабочая тетрадь. - М.: АПКиППРО, 2009. - 24 с. Авторы: Т.В. Абанкина, И.В. Абанкина, А.И. Вавилов, Н.Я. Осовецкая, М.Б. Савельева Руководитель проекта: А.И. Рытов Научный руководитель проекта: Э.М. Никитин, д.п.н., профессор Издание осуществляется в рамках проекта ФЦПРО «Разработка и апробация модели многовекторной системы непрерывного образования (повышения квалификации) директоров школ в системе общего образования Российской Федерации с использованием модульных программ», реализуемого в рамках мероприятия 20 «Разработка и реализация комплекса мер по формированию управленческого корпуса для системы образования, соответствующего современным требованиям» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы Настоящая рабочая тетрадь к учебному изданию входит в учебно-методический комплект, предназначенный для подготовки региональных тьюторов к реализации модульной программы обучения директоров школ. Материалы носят практико ориентированный характер, нацелены на деятельностное освоение теоретических основ и нормативной правовой базы современного менеджмента в образовательном учреждении. Комплект с одинаковым успехом может быть использован как для проведения курсов повышения квалификации, так и для самостоятельной работы. Материалы адресованы руководителям образовательных учреждений, руководителям и специалистам региональных и муниципальных органов управления образованием, региональных, муниципальных проектных (стратегических) команд, команд развития (модернизации) образовательных учреждений, специалистам системы повышения квалификации работников образования. ББК 74.24 ISBN 978-5-8429-0406-8 (рабочая тетрадь) ISBN 978-5-8429-0404-4 © Федеральное агентство по образованию, 2009 © АПКиППРО, 2009 Содержание Глава 1. Тенденции экономического развития школьного образования 4 Глава 2. Модели финансирования образовательных учреждений 6
межмуниципального сотрудничества 7 2.3. Модели финансирования образования с учетом возможностей межведомственного сотрудничества 8 2.4. Формирование целевого капитала и управление им 9 Глава 3. Новая система оплаты труда учителей 10
на региональном уровне 12 Глава 4. Автономные и бюджетные учреждения: сравнительный анализ 15
Задания для самостоятельной работы 18 Итоговый тест 20 Примерный перечень тем для рефератов 23 Требования к реферату 23 ГЛАВА 1. ТЕНДЕНцИИ ЭКОНОМИНЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучите главу 1 учебного пособия, ответьте письменно на следующие вопросы и выполните представленные задания. Вопросы и задания по главе 1
9. Что должны учитывать коэффициенты, сводящие риски к минимуму, применяемые в регионах при реали- зации нормативно-подушевого финансирования?
Задачи современного этапа >Конкурентоспособность учащихся и педагогов; > Внедрение инновационных образовательных программ >Рост оплаты труда за счет стимулирования качества и результативности; ^Сокращение зон неэффективности — выбраковка устаревших программ и услуг низкого качества; > Повышение академической мобильности и автономии учебных заведений; ^Освоение новых педагогических технологий и методов обучения; > Повышение квалификации педагогов и администраторов образования; >Обмен опытом, налаживание горизонтальных связей и сетевого взаимодействия. Слайд 12. Опишите, каким образом в Вашем регионе (в Вашем образовательном учреждении) выполняются задачи, указанные на слайде 1. Приведите примеры по каждой задаче. Обсудите в группе слушателей признаки «хорошей школы» в соответствии с поставленными перед ней задачами. При переходе на принципы нормативного подушевого финансирования должны быть предусмотрены такие организационно-экономические механизмы, которые не мотивировали бы муниципальные образования и образовательные учреждения на неоправданное увеличение числа работающих, снижение наполняемости классов ниже установленной типовым положением о соответствующем образовательном учреждении, увеличение учебной нагрузки выше установленных санитарных норм. Слайд 2 13. Возникают ли у Вас в регионе (в Вашем образовательном учреждении) трудности, указанные на слайде 2? Что Вы делаете, чтобы избежать их? ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Изучите главу 2 учебного пособия, ответьте письменно на следующие вопросы и выполните представленные задания. 2.1. Общие подходы к разработке моделей финансирования образовательных учреждений
3. Назовите основные компоненты модели бюджетного финансирования региональной системы общего образования.
7.Что означает термин «норматив развития»? 8. Какими, по Вашему мнению, должны быть рациональные значения соотношений «учитель/ученик», «заработная плата учителей/ средняя заработная плата в экономике региона», «Фот учителей/ Фот оу», чтобы обеспечить эффективное текущее функционирование системы образования Вашего региона? 2.2. модели финансирования образования с учетом возможностей межмуниципального сотрудничества
3. Назовите организационно-правовые модели финансирования образовательных учреждений, оказывающих населению комплексные образовательные услуги.
2.3. Модели финансирования образования с учетом возможностей межведомственного сотрудничества
4. Возможно ли создание социокультурных и образовательных комплексов на базе существующих учреждений образования (юридических лиц)? 5. Назовите особенности финансирования деятельности социокультурных комплексов. 6. Назовите особенности организации учебного процесса на базе социокультурных комплексов. 7. Какие требуются правовые основания для создания и функционирования социокультурных комплексов, межведомственных образовательных центров? 2.4. Формирование целевого капитала и управление им
275?
ФЗ-275? 5. Кто является получателем дохода от целевого капитала согласно требованиям ФЗ-275? 6. Предусмотрено ли формирование целевого капитала некоммерческой организации в виде ценных бумаг, объектов недвижимости и др.? 7. В каком случае бухгалтерская отчетность организации получателя дохода от целевого капитала подлежит обязательному ежегодному аудиту в соответствие с требованиями ФЗ-275? 8. Назовите основные правила управления целевым капиталом некоммерческой организации управляющей компанией согласно ФЗ-275. 9. Целевой капитал некоммерческой организации может быть сформирован: А. за счет бюджетных средств; Б. за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями). (правильный ответ) 10. Целевой капитал некоммерческой организации может быть сформирован за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями): а. в виде денежных средств; (правильный ответ) б. в виде ценных бумаг; в. в виде недвижимого имущества. 11. Выберите правильный ответ: А. некоммерческие организации освобождены от уплаты налога на прибыль только на доходы, получаемые от благотворителей на формирование (пополнение) целевого капитала; б. некоммерческие организации освобождены от уплаты налога на прибыль только на доходы от инвес- тирования целевого капитала; в. некоммерческие организации освобождены от уплаты налога на прибыль, как на доходы, получаемые от благотворителей на формирование (пополнение) целевого капитала, так и доходы от инвестирования целевого капитала. (правильный ответ) глава 3. новая система оплаты труда учителей Изучите главу 3 учебного пособия, ответьте письменно на следующие вопросы и выполните представленные задания. 3.1. системы оплаты труда за рубежом
3.2. Основные проблемы оплаты труда педагогов в России 1. Опишите систему оплаты труда, используемую в Вашем образовательном учреждении. Включите в описание:
2. Оцените преимущества и недостатки системы стимулирования труда педагогов, принятой в Вашем образовательном учреждении.
5. В чем основная цель введения новой системы оплаты труда учителей?
она? 8. В чьей компетенции находится право устанавливать размеры должностных окладов работников образовательного учреждения, включая размеры надбавок и доплат? 3.3. Предложения по нормативно-правовому обеспечению новых моделей оплаты труда на региональном уровне
вопросы и задания по главе 3
7. Каковы основные разделы стратегического плана в условиях конкурентной среды? Необходимые действия: Разработка и принятие на региональном уровне закона о новой системе оплаты труда Проведение необходимых расчетов и обоснований Разработка и принятие необходимой нормативно-правовой базы на региональном и муниципальном уровнях Уведомление учителей и работников образовательных учреждений о введении НСОТ Внесение изменений и дополнений в уставные документы образовательных учреждений Проведение разъяснительной работы Слайд 3 8. Возникают ли у Вас какие-либо вопросы при реализации действий, указанных на слайде 3? Сформулируйте такие вопросы. Попробуйте ответить на них совместно на занятиях, используя учебное пособие. Тестовые вопросы по главе 3 1. Оплачиваемое рабочее время учителя-предметника - это: A. время работы на уроках + проведение родительских собраний; Б. совокупное время пребывания в школе; B. время работы на уроках + время, необходимое для их подготовки; Г. все ответы неправильные. (правильный ответ) 2. В соответствии с модельной методикой, рекомендованной МОН России, в норму рабочего вре- мени педагогических работников, применяемую образовательным учреждением при исчислении заработной платы, а соответственно, и в стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./уче- нико-час), входит: A. аудиторная и неаудиторная занятость педагога; (правильный ответ) Б. только аудиторная занятость педагога; B. только неаудиторная нагрузка педагога; Г. все ответы неправильные. 3. Кто устанавливает заработную плату руководителю образовательного учреждения? А. профсоюз; Б. трудовой коллектив; в. учредитель ОУ; (правильный ответ) Г. сам руководитель. 4. какое соотношение базовой и стимулирующей частей в новой системе оплаты труда считается целевым ориентиром? А. 90-95% базовая - 5-10% стимулирующая; б. 60-70% базовая - 30-40% стимулирующая; (правильный ответ) в. 30-40% базовая - 60-70% стимулирующая; Г. 5-10% базовая - 90-95% стимулирующая. 5. Для какой из категорий работников образования продолжительность рабочего времени состав- ляет 40 часов в неделю: А. учителя-предметника; 6. учителя начальных классов; в. воспитателя детских домов; Г. руководителя образовательного учреждения. (правильный ответ) 6. какие категории работников НЕ включаются сегодня в штатное расписание школ? А. педагоги (учителя); (правильный ответ) 6. директор; в. библиотекарь; Г. уборщица. 7. в соответствии с модельной методикой, рекомендованной моН России, специальная часть фонда оплаты труда педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, включает в себя: А. выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом РФ либо нормативными актами субъекта РФ, повышающие коэффициенты (например, за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения и за квалификационную категорию педагога); (правильный ответ) б. учет стажа работы педагога; в. учет уровня образования; Г. все ответы правильны. 8. в соответствии с модельной методикой, рекомендованной моН России, размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются: А. в актах субъекта Российской Федерации; б. в актах муниципального образования; в. в документах профсоюза; Г. в локальных правовых актах образовательного учреждения и (или) в коллективных договорах. (правильный ответ) 9. в соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации по чьей инициативе может про- изводиться работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени: А. только по инициативе работника (совместительство); б. только по инициативе работодателя (сверхурочная работа); в. как по инициативе работника (совместительство), так и по инициативе работодателя (сверхурочная работа); (правильный ответ) Г. все ответы неправильные. 10. какими актами школьный совет может быть наделен полномочиями по распределению сти- мулирующей части оплаты труда? А. уставом образовательного учреждения и коллективным договором; (правильный ответ) б. решением профсоюза; в. приказом мэра или главы местного самоуправления; Г. распоряжением органов управления образованием субъекта Российской Федерации. |
«О порядках и сроках прохождения повышения квалификации и профессиональной... Кировское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования | Центр воспитания и гражданского образования Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | ||
Законы здорового питания Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Публичный доклад о деятельности Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | ||
А. В. Иванов, Е. Н. Шимутина деловое администрирование academia Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Центр гражданского образования Гаоу дпо (пк) с «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» | ||
Конференция посвящается 20-летию Конституции Российской Федерации Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Программа занятий Кулинарного клуба "Кулинарное искусство" Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Федеральное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и | ||
Н. К. Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий... | София: культурно-историческая герменевтика и поэтико-символическая морфология Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | ||
Педагогическая поддержка формирования речевой готовности детей к обучению в школе Фгаоу дпо академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Самоанализ педагогической деятельности учителя химии валиевой гульназ наилевны Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования кфу | ||
Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования |