Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации





Скачать 461.42 Kb.
НазваниеФормирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации
страница1/4
Дата публикации26.10.2014
Размер461.42 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4




На правах рукописи

БЛИНОВА ЮЛИЯ ЛОРЭНСОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА НА ЭТАПЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Специальность 19.00.13 – Психология развития, акмеология

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Казань − 2007

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Синягина Наталья Юрьевна
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Зазыкин Владимир Георгиевич

кандидат психологических наук, доцент

Новиков Сергей Владимирович

Ведущая организация: Московский государственный педагогический университет


Защита состоится «7» ноября 2007 г. в 11.00 часов

на заседании диссертационного совета К 212.079.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук при Казанском государственном техническом университете им. А.Н. Туполева по адресу: 420011, г. Казань, ул. К.Маркса, д.10, корпус 7, ауд.209.

С диссертационной работой можно ознакомиться в библиотеке Казанского

государственного технического университета им. А.Н. Туполева.

Текст автореферата размещен на сайте ГОУ ВПО «Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева»:

http://www.kai.ru


Автореферат разослан «1 » октября 2007 г.
Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат психологических наук,

доцент Л.В. Белова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Изменение социокультурных условий современной российской действительности привело к необходимости появления педагога, сформировавшегося как постоянно развивающаяся про­фессионально компетентная личность с собственной активной субъектной позицией. Именно субъектная позиция придает педагогу социальную и профессиональную устойчивость, повышает его конкурентоспособность при различных реорганизациях, помогает осознанно выстраи­вать этапы своего профессионального пути и противостоять профессионально-личностным деформациям.

Существующая реальность порож­дает противоречивую ситуацию в системе образования, которая не всегда способствует формированию и реализации субъектной позиции педагога. Формированию субъектной позиции педагога препятствуют как отсутствие психологической готовности педагога к личностно-профессиональному саморазвитию и мотивации высоких достижений в профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях, так и несоответствие требований социума к педагогу его реальным психофизиологическим возможностям, недостаточное знание собственных индивидуальных особенностей, внутренних ресурсов и эффективных методов саморегуляции.

В настоящее время появился ряд научных исследований, посвященных изучению субъектной позиции педагога (Г.И.Аксенова, Р.Ш.Акбашева, Е.К.Дворянкина, А.С.Лебедев, А.М.Трещев и др.), направленных преимущественно на изучение субъектной позиции студентов и начинающих педагогов в рамках педагогики. Специфические особенности формирования и реализации субъектной позиции педагога с позиций психологии остаются практически не исследованными.

Анализ проблемы показывает, что в настоящее время существует противоречие между требованиями к уровню развития субъектной позиции педагога и ощутимым недостатком знаний об особенностях ее формирования.

В этом контексте становится целесообразным изучение особенностей формирования субъектной позиции педагога с позиций акмеологического подхода, который позволяет выявить психолого-акмеологические условия и факторы этого процесса и определить основные пути его оптимизации.

Акмеологические условия и акмеологические факторы обладают разной степенью значимости на различных этапах развития профессионализма: формирование субъектной позиции педагога на этапах профессионального самоопределения и адаптации обусловлено противоречиями между требованиями к осуществлению профессиональной деятельности в конкретном образовательном учреждении и возможностями личности (детерминируется акмеологическими условиями), в то время как этот процесс на этапе самоактуализации обусловлен внутриличностными противоречиями (детерминируется акмеологическими факторами).

Необходимость изучения особенностей формирования субъектной позиции педагога на разных этапах профессионализации определило выбор темы исследования.

Состояние разработанности проблемы исследования. Проблема формирования позиции личности является объектом исследования многих научных дисциплин: философии (Архангельский Л.И., Дивитовская Н.А., Селиванов В.И., Сулимов Е.Ф. и др.); социальной психологии (Ананьев Б.Г., Ломов Б.Ф., Парыгин Б.Д. и др.); педагогики (Белозерцев Е.П., Бондаревская Е.В., Вершловский С.Г., Загвязинский В.И., Зеер Э.Ф., Кулюткин Ю.Н.,. Мальковская Т.Н, Сухобская Г.С.и др.); психологии (Абульханова А.К., Анцыферова Л.И., Асмолов А.Г., Бодалев А.А., Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К., Маркин В.Н., Мясищев В.Н., Синягина Н.Ю., Сластенин В.А., Слободчиков В.И. и др.). Особого внимания, с точки зрения направления нашего исследования, заслуживают работы по изучению субъекта деятельности (Ананьев Б.Г., Абульханова К.А., Анцыферова Л.И., Узнадзе Д.Н., Климов Е.А., Рубинштейн С.Л. и др.); развитию субъектности (Асмолов А.Г., Брушлинский А.В., Исаев Е.И., Петровский В.А., Слободчиков В.И. и др.) и субъектной позиции педагога (Аксенова Г.И., Акбашева Р.Ш.,  Павлова Л.Н., Дворянкина Е.К.,  Лебедев А.С.,  Пилипенко Г.П.,  Трещев А.М. и др.). Анализ выделенных исследований позволил изучить характеристики субъектной позиции педагога, обосновать акмеологическую модель ее формирования на этапе самоактуализации и определить основные направления оптимизации этого процесса.

Цель исследования – изучение процесса формирования субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации и определение путей его оптимизации.

Объект исследования – личность и профессиональная деятельность педагога.

Предмет исследования – субъектная позиция педагога и психолого-акмеологические факторы ее формирования.

Гипотеза исследования.

Субъектная позиция педагога на разных этапах профессионализации имеет различные структуру и содержание, что обусловливается специфическими требованиями к личностным и профессиональным характеристикам педагога на каждом этапе этого процесса.

Показателями субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации являются: особенности ценностно-смысловой сферы (иерархия общечеловеческих ценностей и смысложизненные ориентации), личностные характеристики (уровень развития мотивации достижения, толерантности, рефлексии, самоуважения, самопринятия, способности к субъект-субъектному взаимодействию, автономности, стрессоустойчивости), функциональное и психическое состояние (жизненный тонус, уровень напряженности, устойчивость эмоционального тона, активное отношение к жизни).

Формирование субъектной позиции педагога обусловливается психолого-акмеологическими условиями и факторами, обладающими разной степенью значимости на каждом этапе профессионализации. Основными детерминантами этого процесса на этапе самоактуализации являются субъективные факторы (целостное восприятие процесса собственной профессионализации; внутренняя мотивация профессиональной деятельности; потребность в саморазвитии; привлекательность профессии; удовлетворенность своим трудом; уровень притязаний; самооценка; эффективность системы саморегуляции, показателем которой является мера личностной деформации педагога по критерию наличия и фазы формирования «синдрома эмоционального выгорания».

Решению проблемы эффективности формирования субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации может способствовать разработка и реализация программы оптимизации этого процесса под влиянием, как внешних моделируемых воздействий, так и внутриличностных механизмов самодвижения.

Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ проблемы исследования и определить направления ее решения.

  2. Разработать теоретическую модель формирования субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации и обосновать методы ее исследования.

  3. Изучить специфические особенности и структуру субъектной позиции педагога на разных этапах профессионализации.

  4. Исследовать особенности формирования субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации и выявить психолого-акмеологические факторы, являющиеся детерминантами этого процесса.

  5. Разработать и апробировать программу оптимизации формирования субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации.

Теоретико-методологическую основу исследования составили психологические принципы развития, единства сознания и деятельности, социальной обусловленности личности, детерминизма; комплексный и системный подходы; общие и специальные методологические принципы акмеологии.

Важную роль в формировании обобщенной концепции и модели исследования сыграли фундаментальные работы, посвященные изучению развития личности и субъекта деятельности (Абульханова К.А., Ананьев Б.Г., Анцыферова Л.И., Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н., Платонов К.К., Рубинштейн С.Л., Фельдштейн Д.И. и т.д.); проблемам исследования профессионализма и профессионально-личностного развития (Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Глуханюк Н.С., Гоноболин Ф.Н., Климов Е.А., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Митина Л.М., Платонов К.К., Поваренков Ю.П., Реан А.А., Розов Н.С., Синягина Н.Ю., Сластенин В.А., Щербаков А.И. и др.). При разработке теоретической модели исследования мы опирались на концептуальные положения гуманистической психологии и теории самоактуализации личности (Маслоу А., Роджерс К., Франкл В., Фромм Э. и др.); исследования, раскрывающие условия и факторы формирования субъектности (Асмолов А.Г., Брушлинский А.В., Петровский В.А., Слободчиков В.И. и др.); основные принципы реализации системного подхода к изучению психологических феноменов (Ананьев Б.Г., Кузьмина Н.В., Ломов Б.Ф., Шадриков В.Д. и др.). Комплексное изучение особенностей формирования субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации обусловило осуществление исследования с позиций психолого-акмеологического подхода (Ананьев Б.Г., Абульханова К.А., Асеев В.Г., Бодалев А.А., Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Реан А.А., Синягин Ю.В., Сластенин В.А. и др.).

В качестве методов исследования были использованы: теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных, эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование), специально разработанный психодиагностический комплекс, основу которого составили: самоактуализационный тест Л.Я.Гозмана, методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б.Фанталовой; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева; адаптированная методика «Структура мотивации трудовой деятельности» К.Замфир; методика изучения мотивации успеха и боязни неудачи А.А.Реана; исследование самооценки методом тестирования Г.Н.Казанцевой; «Исследование уровня притязаний» Шварцландера; методика изучения удовлетворенности учителем своей профессией и работой Н.В.Журина и Е.П.Ильина; «Изучение факторов привлекательности профессии» В.А.Ядова, модифицированная Н.В.Кузьминой; методика «Диагностика доминирующего состояния» Л.В.Куликова; «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко.

Для математической обработки полученных в процессе исследования данных использовался статистический анализ данных с применением компьютерных программ «Statisticа 6.0», «SPSS for Windows».

Эмпирическая база и основные этапы исследования. В исследовании приняли участие 188 педагогов различных средних образовательных учреждений, работающих по традиционным и инновационным технологиям, со стажем работы от 5 до 28 лет. Исследования по данной проблеме проводились на базе Института развития образования Республики Татарстан г. Казани.

На первом поисковом этапе (2001-2002) уточнялась гипотеза исследования, изучались условия и механизмы формирования субъектной позиции педагога, выявлялись условия и факторы, препятствующие этому процессу. Сущностная характеристика субъектной позиции педагога и психолого-акмеологический анализ рассматриваемых категорий и понятий послужили основанием для разработки обобщенной концепции предстоящего диссертационного исследования.

В ходе второго опытно-экспериментального этапа (2003-2005) проводился пилотажный эксперимент, в котором приняли участие свыше 900 педагогов. В процессе анализа и интерпретации полученных результатов, была разработана теоретическая модель будущего диссертационного исследования, посвященного изучению особенностей процесса формирования субъектной позиции педагога, на основе которой проводился констатирующий эксперимент, и разрабатывалась комплексная программа оптимизации процесса формирования субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации.

На третьем, завершающем этапе (2005-2007) производилось обобщение и интерпретация полученных в процессе исследования результатов, апробация разработанной программы в реальной практике.

Надежность и достоверность результатов проведенного исследования и сделанных на их основе выводов достигалась обоснованностью теоретико-методологических предпосылок, разнообразием и взаимодополняемостью исследовательских процедур и приемов, соответствующих целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки исследований, применением апробированных психологических методов, методов математической статистики и качественного анализа полученных данных.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

  • Разработана теоретическая модель формирования субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации. Обоснованы критерии оценки оптимальности субъектной позиции (уровень развития ее отдельных личностных характеристик; качественное своеобразие и характер взаимодействия компонентов субъектной позиции между собой; целостность и плотность ее структуры). Доказательно представлены показатели субъектной позиции педагога: особенности ценностно-смысловой сферы (иерархия общечеловеческих ценностей и смысложизненные ориентации), личностные характеристики (уровень развития мотивации достижения, толерантности, рефлексии, самоуважения, самопринятия, способности к субъект-субъектному взаимодействию, автономности, стрессоустойчивости, функциональное и психическое состояние (жизненный тонус, уровень напряженности, устойчивость эмоционального тона, активное отношение к жизни). Описаны внешние (пе­рестройка системы образования на основе эффективного взаимо­действия с рынком труда; реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском процессе; разработка образовательных технологий, адекватных современным требо­ваниям обеспечения конкурентоспособности российского образования) и внутренние (уровень фундаментальной психолого-педагогической подготовки педагога, его способность к саморазвитию и исследовательской деятельности в профессиональной сфере; уровень развития профессионально значимых личностных характеристик и субъектных свойств педагога) условия, способствующие оптимизации изучаемого процесса. Проанализированы три группы факторов:

  1. объективные факторы: разработка согласованных требований к содержанию психолого-педагогической подготовки и переподготовки педагогов с учетом специфики этапов профессионализации; оптимизация системы подготовки и повышения квалификации педагогов, обеспечивающих их включение в решение задач модернизации системы образования; совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений.

  2. объективно–субъективные факторы: насыщенная потенциальными возможностями образовательная среда; реализация моделей непрерывного профессионального образо­вания, обеспечивающего каждому педагогу возможность формирова­ния индивидуальной траектории личностно-профессионального развития; создание и функционирование психолого-акмеологического сопровождения; необходимость повышения уровня своего профессионализма, коррекции внутриколлективных от­ношений и собственного поведения.

  3. субъективные факторы формирования субъектной позиции педагога: целостное восприятие процесса собственной профессионализации; внутренняя мотивация профессиональной деятельности; потребность в саморазвитии; привлекательность профессии; удовлетворенность своим трудом; уровень притязаний; самооценка, эффективность системы саморегуляции, показателем которой являются наличие и фаза формирования «синдрома эмоционального выгорания».

  • Теоретически обоснован методический инструментарий для изучения субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации (Самоактуализационный тест Л.Я.Гозмана, методика Е.Б.Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева;. методика «Изучение мотивации успеха и боязни неудачи» А.А.Реана; тест «Оценка предрасположенности к нервному срыву» Е.И.Рогова; тестовый опросник «Исследование автономности – зависимости личности» Г.С.Прыгина; методика «Диагностика доминирующего состояния» Л.В.Куликова).

  • Установлено, что субъектная позиция педагога на разных этапах профессионализации имеет различные структуру и содержание, что обусловливается специфическими требованиями к личностным и профессиональным характеристикам педагога на каждом этапе этого процесса. Выявлены значимые различия в содержании и структуре субъектной позиции педагогов на этапе адаптации и педагогов на этапе самоактуализации:

  1. низкий уровень развития и изолированность субъектных характеристик педагогов на этапе адаптации свидетельствуют об отсутствии целостной субъектной позиции и позволяют говорить о том, что на этапе адаптации происходит приращивание свойств и качеств субъектности;

  2. субъектная позиция педагогов на этапе самоактуализации имеет целостную структуру, в которой выделяются мотивационный и регуляторно-деятельностный компоненты, объединяющиеся в единую целостную структуру показателями рефлексивно-оценочного компонента. Анализ корреляционных взаимосвязей между отдельными показателями субъектной позиции педагогов на этапе самоактуализации обнаружил существование личностного кризиса, связанного с утратой эмоционально-ценностного отношения к профессии и переоценкой поставленных целей, а также нарушение психоэнергетического баланса, вследствие нерационального использования педагогами внутренней ресурсности.

  • Доказательно обосновано, что субъектная позиция педагога на этапе самоактуализации детерминируется преимущественно субъективными факторами. Выявленная в процессе факторного анализа простая трехкомпонентная факторная структура включает в себя:

  1. мотивационный фактор (выраженная потребность в саморазвитии, внутренняя мотивация профессиональной деятельности и целостное восприятие этапов собственной профессионализации);

  2. эмоционально-оценочный фактор (привлекательность профессии и удовлетворенность своим трудом, высокий уровень притязаний и адекватная самооценка);

  3. регуляторно-деятельностный (эффективность системы саморегуляции, показателем которой является наличие и фаза «синдрома эмоционального выгорания»).

    • Разработана и апробирована программа оптимизации формирования субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации, реализуемая как в системе повышения квалификации, так и в условиях реальной профессиональной деятельности за счет внутриличностных механизмов самодвижения.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации iconМуниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России 2013»...
I. Особенности формирования субъектной позиции школьников на уроках литературного чтения
Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации iconСовременный урок и требования фгос
При этом основным условием достижения учеником предметных, метапредметных и личностных результатов выступает вовлечённость ученика...
Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации iconИнтеллектуальные предшественники. Истоки изучения самоактуализации Теория самоактуализации
Психоанализ. Психоаналитическая теория значительно повлияла на жизнь и на мышление Маслоу. Анализированние его самого сильно воздействовало...
Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации iconРабочая программа педагога
Государственного образовательного стандарта 2004 г в содержанки календарно-тематического планирования предусмотрено формирование...
Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование у школьников российской гражданской позиции посредством Основного Закона России, содействовать формированию у...
Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации iconУчебная программа Intel® Обучение для будущего Шаблон визитной карточки...
Анализ жанровой структуры двух-трех номеров одного из Саратовских еженедельников с позиции лингвистического и общественно-проблемного...
Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках эстрадного пения
...
Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов
Цель: повышение квалификации учителя начальных классов по вопросам внедрения фгос с позиции организации образовательного процесса...
Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации iconТехнологическая карта занятия №17
Формирование активной жизненной позиции по отношению к учёбе в школе и школьной жизни
Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации iconУрок по теме Смутное время
Цель. Формирование гражданской позиции учащихся на примере событий Смутного времени
Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации iconУмная игра в непостоянство
Позиция автора этой книги основана на убеждении, что сегодняшние исследования в области психологии человека вообще и психологии творчества...
Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации icon4. Задания для практической работы
Задание 1: составьте на 1-2 стр целостный профессиональный портрет современного педагога, где укажите наиболее значимые составляющие...
Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проект «Повышение уровня личностной самоактуализации обучающихся»
Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации iconПланы и методические рекомендации к семинарским занятиям введение
Инк, Гоминьдан, вафт и др. Постепенно ослабевали экономические и политические позиции метрополий, параллельно укреплялись позиции...
Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации iconУрока: Обучающая
Цель урока: Формирование представления о незаконных действиях, воспитание гражданско- правовой позиции подростка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск