Конспект урока по теме





НазваниеКонспект урока по теме
Дата публикации19.10.2013
Размер131 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 153

Конспект урока по теме
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»
6 класс

Автор: Леонтьева Оксана Юрьевна

учитель информатики и математики

МАОУ «СОШ № 153» г. Челябинска

2012

Цель урока:

ознакомление учащихся с устройствами, являющимися предшественниками компьютеров и с изобретателями устройств, помогающих обрабатывать информацию.

Задачи:

Образовательная

- познакомить с устройствами, являющимися предшественниками компьютеров;

-познакомить с изобретателями устройств, помогающих обрабатывать

информацию;

Развивающая
- развивать память;

- развивать умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Воспитательная
- стимулировать развитие познавательного интереса

Тип урока: комбинированный
Форма организации учебной деятельности при работе с ЭОР

  • Общегрупповая (при изучении нового материала)

  • Индивидуальная (при выполнении практической работы)

Перечень средств ИКТ, используемых на уроке:

  • АРМ учителя

  • интерактивная доска

  • подключение к сети Интернет

  • ПК для учащихся (10 – 12 шт)

Предварительная подготовка:

4 ученика готовят доклады по темам:

1. Абак – прапрадедушка современного компьютера.

2. Что изобрел Блез Паскаль.

3. Готфрид Лейбниц. Его вклад в развитие вычислительных устройств.

4. Аналитическая машина Чарльза Беббиджа.
Методические рекомендации для учителей:

  1. При использовании данного конспекта необходимо познакомиться с сервисом identyme.com

2. Инструкция по работе в identyme.com ..>>>


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1





Этап урока



Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

-

Настрой учащихся на урок. Давайте прочитаем название нашей темы: «История возникновения вычислительной техники».

Верно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как появилась вычислительная техника, и как она развивалась в истории человечества.

Настраиваются на урок, записывают в тетради дату и тему урока

2

2

Актуализация знаний




- Ребята, как вы думайте, что такое вычислительная техника?

- Что относиться к данной технике?

- Ребята как вы думайте, для чего она нужна человеку, в чем ее значение?

Техника с помощью, которой можно вычислять разные числа

Компьютеры, калькуляторы и т.д.

Отвечают

2

3

Изучение нового материала

Презентация

История развития  насчитывает чуть более полувека. Но упоминание о компьютере появляется еще до нашей эры.  Этот компьютер известен как абак.

1. Абак – прапрадедушка современного компьютера.
Но неоценимый вклад в развитие устройств, помогающих выполнять вычисления внесли Блез Паскаль, Готфрид Лейбниц и Чарльз Беббидж. О которых мы услышим далее.

2. Что изобрел Блез Паскаль

В будущем мы еще не раз вернемся к достижениям Блеза и увидим, каким гениальным он был.

3. Готфрид Лейбниц. Его вклад в развитие вычислительных устройств.

Готфрид Лейбниц был не менее гениальным, чем Блез Паскаль. И с его достижениями мы так же еще не раз столкнемся. А сейчас обратимся к последнему докладу о Чейзе Беббидже.

4. Аналитическая машина Чарльза Беббиджа.
Теперь заканчивайте заполнение таблиц и оставьте две пустые строчки, одну из которых (предпоследнюю) вы заполните дома, изучив достижения и изобретения Германа Холлерита, и самую последнюю заполним прямо сейчас.

Перфокарты и автоматизация.

Каким образом заставить механические машины работать по программе?

Идея программирования механических устройств с помощью перфокарты впервые была реализована в 1804 году в ткацком станке. Давайте ответим на следующие вопросы: что она представляет собой, и кто ее разработал.

Давайте рассмотрим обычную электрическую лампу, которая включается и выключается за счет размыкания и замыкания. Внутри выключателя находятся контакты, которые и отвечают за включение и выключение света. Ответьте на мои вопросы, как вы думаете:

  • Что произойдет, если между контактами положить кусочек картона?

  • А если в картоне проделать дырочку, что произойдет с лампой?

  • Каким образом с помощью картона с дыркой или без можно заставить лампочку гореть и не гореть.


Вывод: в быту такие кусочки картона называются перфокарты.
К ним впервые обратились создатели ткацких станков, в 1801 году Жозеф Мари Жаккард создал автоматический ткацкий станок, управляемый перфокартами.

Идея записи программы на перфокарте пришла в голову первой программистке Аде Августе Лавлейсе. Именно она предложила использовать перфокарту в Аналитической машине Беббиджа.

Вот такая длинная и интересная судьба у предшественников современного компьютера.

Теперь давайте обратимся к следующему слайду презентации и сравним получившиеся таблицы (приложение 3)



Слушают преподавателя и заполняют таблицу (приложение 2).

Доклад 1 ученика.

Доклад 2 ученика.

Доклад 3 ученика

Доклад 4 ученика

Она разомкнет цепь и лампочка погаснет.

Лампочка снова будет гореть.

Пропускать через контакты.




18


4

Практическая работа

identyme.com


Сегодня на уроке вы услышали несколько фамилий изобретателей, но мало, что узнали из их биографии. Сейчас вам предоставляется возможность узнать.

КОЗ «Биографии ученых-изобретателей устройств, являющихся предшественниками компьютеров».

Компетентность – информационная.

Аспекты - поиск информации, извлечение первичной информации.

Уровень - 2

Используя сервис identyme.com, от имени ученых-изобретателей устройств, являющихся предшественниками компьютеров, создать виртуальную визитку.

Ученого выбираете одного по желанию.
Выполнение практической работы.


Слушают преподавателя


Выполняют работу на ПК

4
15

5

Подведение итогов урока

-

Выставляются оценки за работу на уроке

Учащиеся делают вывод по уроку, задают вопросы по теме

2

6

Выдача домашнего задания

-

Используя сервис identyme.com, найти ученых, с биографией которых не знакомились, пригласить к себе в друзья и задать вопросы по их биографии (используя функцию - сообщения)

Записывают д/з


2


Приложение 1 к плану-конспекту урока

История развития вычислительной техники
Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

История развития вычислительной техники

Информационный

Презентация

Презентация (презентация взята с сайта учителя информатики Хлябиновой Татьяны Юрьевны)


Приложение 2 к плану-конспекту урока
Доклад 1

Абак – прапрадедушка современного компьютера
Абак – счетная доска. Идея его устройства заключается в следующем: на специальное вычислительное поле помещается специальные перемещающиеся счетные элементы. В Древней Греции абак служил преимущественно для выполнения денежных расчетов (слайд). В левой части считали крупные суммы, в правой — мелкие. На такой доске могли складывать, вычитать, добавляю и убирая камешки и перенося из разряда в разряд.

Придя в Древний Рим абак изменился внешне (слайд). Его изготавливали из бирюзы, слоновой кости или стекла. Абак превратился в настоящий счетный набор, позволяющий представлять даже дроби. Римляне называли его calculi – «камешки», отсюда пошло слова «калькулятор».

После падения Римской империи произошел упадок науки и культуры и абак забыли на некоторое время. Возродился лишь в 10 веке в Европе (слайд). Он приобрел форму так называемого счета на линиях. Это были разлинованные таблицы и жетоны. В Китае они представляли собой раму с двумя рядами нанизанных на прутики косточек.

В России и Японии они появились одновременно в 15 веке. Русские счеты сильно отличались от китайских и были изобретены самостоятельно. Современный вид русские счеты приобрели к началу 18 веку (слайд). Счеты использовались почти 300 лет и сменили их только карманные калькуляторы.
Доклад 2

Что изобрел Блез Паскаль

Он родился во Франции 1623. С самого раннего детства Блез проявлял признаки несомненной гениальности: в 4 года читал и писал, в 11 доказал самостоятельно теорему о сумме углов треугольника, в 14 лет вступил в кружок математиков. В 1640 году после того, как отцу Блеза поручили задание о контроле за сборов налогов Блез начал работать над машиной автоматического переноса заряда. Машина Паскаля осуществляла сложение чисел на специальных дисках-колесиках. Результат читался в окошечках. Первая модель оказалась неработоспособной. В 1642 был разработан 2 вариант. Но совершенства не было достигнуто. За восемь лет было изготовлено 50 арифметических машин и покупали их в основном не для работы, а для развлечения. После нескольких лет попыток совершенствования машины Паскаль перестал заниматься этим, вообще, говоря, о том, что общество еще не готово к таким открытиям.
Доклад 3

Готфрид Лейбниц. Его вклад в развитие вычислительных устройств

Родился 1646 году. С детства много занимался. В 8 лет выучил греческий язык и латынь, в 15 окончил гимназию и поступил в Лейпцигский университет на факультет права. После окончания в 1676 познакомился с физиком Христианом Гюйгенсом и решает облегчить ему труд с помощью механического устройства для расчетов. В начале он просто хотел усовершенствовать машину Паскаля: придумал арифмометр. В конструкцию машины были включены движущаяся часть и ручка. Этот механизм лег в основу всех механических калькуляторов. Лейбниц несколько лет трудился несколько лет над машиной, но она появилась лишь в 1694 в Ганновере. Она могла умножать и делить огромные числа мгновенно, не прибегая к последовательному сложению и вычитанию. Но счетная машина не получила широкого распространения, потому что не было большого спроса на дорогое оборудование. Лейбниц так же привел словесные высказывания в математическую логику и впервые высказал мысль о возможности применения двоичной системы счисления в логике, что позднее стало использоваться в вычислительных машинах.

Доклад 4

Аналитическая машина Чарльза Беббиджа

Чарльз Беббидж родился в 1791 году на юге-западе Англии. С детства увлекался всевозможными механизмы и проявлял серьезные математические способности. В 1810 поступил в кембриджский университет, где сразу же стал перегонять своих преподавателей по знаниями. После окончания университета в 1814 году Беббидж ведет образ жизни свободного джентельмена-философа и продолжает заниматься математикой. Позднее он знакомится с французским математиком Г.Прони. В результате общения он приходит к выводу о возможности упрощения процедуры сложных вычислений путем механического выполнения однообразных действий. Идеи Прони вдохновили Беббиджа на создание первой дифференцированной машины. В 1822 году Беббидж закончил описание машины, которая могла бы производить вычисления с точностью до 18-го знака. Назвал ее «разностная машина», строительство шло 10 лет, но так и пришло к завершению. Но она послужила основой для других изобретений.

В 1834 году у Беббиджа возникла идея создать универсальную вычислительную машину, которую он назвал аналитической. Это устройство по задумкам должно было не просто считать, но и управлять ходом собственной работы в зависимости от заложенной программы. Но и эта машина была не построена. Не хватило средств на постройку. В аналитической машине предусматривались все основные элементы, присущие современному компьютеру:

  1. Склад – устройство, где хранятся исходные числа и промежуточные результаты. В современном компьютере это память.

  2. Фабрика – арифметическое устройство, в котором осуществляются операции  над числами, взятыми из склада. В современном компьютере это процессор.

  3. Блоки ввода исходных данных – устройства ввода.

  4. Печать результатов – устройство вывода.

Приложение 3 к плану-конспекту урока


Дата

Устройство

Изобретатель

Назначение и функции

5 век до н.э.

Абак

-

Выполнение простых арифметических операций простым перемещением счетных элементов

1642 год

Арифмометр

Блез Паскаль

Суммирование чисел с автоматическим переносом заряда

1670-1694 гг.

Арифмометр

Готфрид Лейбниц

Умножение и деление чисел, не прибегая к последовательному сложению и вычитанию

1834-1851 гг.


Аналитическая машина

Чарльз Беббидж

В аналитической машине предусматривались все основные элементы, присущие современному компьютеру:

1.Склад – устройство, где хранятся исходные числа и промежуточные результаты. В современном компьютере это память.

2.Фабрика – арифметическое устройство, в котором осуществляются операции  над числами, взятыми из склада. В современном компьютере это процессор.

3.Блоки ввода исходных данных – устройства ввода.

4.Печать результатов – устройство вывода.

19 век

Табулятор

Герман Холлерит

Устройство, использованное при переписи населения для обработки ее результатов.

1804 год

Перфокарта

-

Кусочек картона с отверстиями, которые кодировали информацию. Использовались для хранения и обработки информации


Приложение 4 к плану-конспекту урока

Инструкция по созданию виртуальной визитки с использованием сервиса identyme.com

1. Загрузить сайт identyme.com


2. Зарегистрироваться на сайте и выполнить вход



Приступаем к созданию визитки.

1. Заполняем профайл



Заполняем профиль (имя, фамилия персонажа, должность, фотография, дата рождения, место рождения)




Выбираем тему для визитки

Виртуальная визитка готова.

Это еще не все возможности, есть возможность создать

  • портфолио персонажа





  • контакты





  • отправлять сообщения


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
Конспект урока по теме iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме iconУрок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино"
Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,...
Конспект урока по теме iconКонспект урока Предмет
Номер урока в системе изучаемой темы Заключительный (6-й) урок по теме «Решение уравнений». На предыдущем уроке каждой из пяти групп...
Конспект урока по теме iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме iconКонспект игрового урока по теме «Рождество в Британии»
План – конспект игрового урока по теме «Рождество в Британии» («Christmas in Great Britain») в 6 классе со средней языковой подготовкой...
Конспект урока по теме iconКонспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект урока по теме iconКонспект и презентация урока по теме "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Конспект урока по теме iconКонспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель...
...
Конспект урока по теме iconКонспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.»
Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект...
Конспект урока по теме iconКонспект открытого урока по теме «Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение»
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Конспект урока по теме iconКонспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Конспект урока по теме iconКонспект урока в 10 б классе По теме «Экзотические фестивали в англоязычных странах и России»
Задачи урока: контроль монологической речи по теме урока (защита проектов), формирование навыков диалогической речи, практика в аудировании,...
Конспект урока по теме iconКонспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома,...
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск