Скачать 47.28 Kb.
|
РОЛЬ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА Лазаров С. А. ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург Современный классический университет – это учебно-научно-практическая общность, включающая в себя множество социальных институтов и методик, учитывающих специфику региона, в котором располагается университет. Универсальность высшего образования в Российской Федерации имеет обратную сторону – специфичность подготовки специалистов в отдельно взятом субъекте федерации. Региональный университет выполняет запрос общества на научно-практическое выражение того объективного состояния дел, что имеет место быть «здесь и сейчас». Данное выражение – информация. Информация, будучи достаточной и достоверной, присоединяется к единому массиву знаний, переведенных разумом в текст. Оренбургская земля всегда будет благодарна Петру Ивановичу Рычкову — исследователю 18 века, переформатировавшему нашу местность в текст. Уже в те времена любое явление этого мира, не выраженное в тексте, оставалось для цивилизованного человечества черным пятном. Ученые подобные Рычкову – проводники, оправдывающие ожидание, рожденное сложившейся социальной ситуацией. 18 век — время созревания капитализма и расцвета печатного текста — матрицы сознания всех просвещенных и деятельных людей. Тексты Рычкова в справочниках Петербургской академии наук читали «государевы мужи», в чьих умах строилась стратегия русской культурной экспансии в Средней Азии. Так формировалась информационная инфраструктура. С изобретением Интернета изменилась матрица сознания. На смену печатному тексту пришел гипертекст. Вместе с тем изменилось представление об информационной инфраструктуре. Бумажные энциклопедии, академические справочники, университетские вестники повсеместно вытесняются гипертекстом. Океан информации доступен всем, знание же, как достаточная и достоверная информация, — немногим. Решение данной проблемы – модернизация старой информационной инфраструктуры. Сутью данной модернизации будет создание качественно новых каналов распространения знания на основе существующих мировых стандартов (мультиязычные вики-проекты). Фундаментом же модернизации является классический университет. Благодаря привлечению интеллектуальных ресурсов университета решается как минимум две задачи: а) с помощью новой информационной инфраструктуры повышается инновационный потенциал региона; б) непосредственное участие университетского сообщества в модернизации информационной инфраструктуры значительно повышает эффективность учебно-практической деятельности студентов. Как же повышается инновационный потенциал региона? Здесь действует множество факторов, и, безусловно, уже существующие программы в рамках университета способствуют инновациям. Также инновациям способствует внимание, без которого невозможны инвестиции. Внимание становится важнейшей экономической категорией 21 века. Понятие «внимание» в 21 веке фиксируется в современных средствах передачи информации и в свободных каналах коммуникации. Сознание современного человека включено в гипертекст. Все, что не выражено в 21 веке в гипертексте – черное пятно. Если иностранец заинтересуется Оренбургом, то для получения информации он обратится к англоязычному Гуглу. Иностранец найдет стандартную, малоинформативную статью в англоязычной Википедии. И больше ничего. Подобный информационный вакуум необходимо заполнить универсальной площадкой, принципиальным основанием которой станет известный всем формат «Вики». Википедия – глобальный проект, имеющий собственный формат, в рамках которого невозможно глубоко рассматривать нечто локальное, например, регион России. Регион, его экономику, культуру, экологию, демографию и все, что может быть интересно современному образованному, деятельному человеку. Поэтому необходимо создать «свою Википедию», только с учётом региональной специфики. Никакой инвестиционный форум не сравнится по эффективности и доступности с региональным мультиязычным вики-проектом, в создании которого принимают участие, как университетское сообщество, так и множество сторонних специалистов и просто граждан, имеющих потребность поделится знаниями, или применить готовые инструменты для общественного блага. Важным инструментом является знание языков, получаемое непосредственно в университете. Вики-формат не только эффективен, но и прост. Участвовать в нем могут и первокурсники, и старший преподавательский состав. Как повышается эффективность учебно-практической деятельности студентов? Здесь мы возвращаемся к специфичности подготовки кадров в определенном субъекте федерации. Экономика региона, культурные особенности и характер внешних отношений накладывают своеобразный отпечаток на академическом стиле университета. Классический же университет призван интегрировать в себя: а) универсальность высшего образования, обеспечивающего носителю определенный социальный статус, вне зависимости от места проживания; б) особенности региона, нуждающегося в кадрах, ориентирующихся в местных проблемах. Формирование информационной инфраструктуры региона при участии классического университета влечет за собой совершенствование подготовки кадров с учетом потребностей рынка. Как это работает? К примеру, важное звено инфраструктуры – вики-проект – подразумевает создание различных порталов: политика, наука, экономика, культура, религия, техника и т.д. В классическом университете представлены практически все направления подготовки специалистов в этих сферах. В реалиях информационного общества, после получения диплома, специалисты будут работать в первую очередь с гипертекстом. Участвуя в вики-проекте, студенты получают значительный опыт. Вики-проект подразумевает сбор и обработку информации, систематизацию данных, применение аргументации в обосновании знания. Студент-эколог, к примеру, параллельно с учебой и своим исследованием, наполняет актуальной информацией ресурсное ядро информационной инфраструктуры региона. Студент-филолог, получающий в качестве домашнего задания перевод статьи об экономике региона, более не тратит время на перевод рассказа «Как Джек провел лето», а повышает уровень носителя языка, расширяет горизонты его применения. Так же дела обстоят с экономистами, технологами, социологами, историками и т.д. Модернизация информационной инфраструктуры – это в первую очередь социальная технология. Мы можем применить совокупность методов и приемов, что позволят нам добиться эффективного взаимодействия между студентами, исследователями, инвесторами и просто людьми, неравнодушными к знанию. Социальная технология — это продуктивная коммуникация, способная изменить социальную ситуацию к лучшему. Социальные технологии в 21 веке немыслимы без технологий информационно-коммуникационных. Их содружество – особенно эффективно в образовании и науке. Руководством страны обозначена задача перехода страны на инновационный путь развития. На федеральном уровне информационная инфраструктура развивается слабо. Отсутствие подобающего информационного сопровождения инновационного цикла (от возникновения идеи до ее внедрения в жизнь) угрожает модернизации как таковой (это историческая болезнь, от которой мы не можем избавиться). Решение проблемы, как показывает практика в западноевропейских странах, стоит искать на местах – в региональных классических университетах. |
Электронные информационно-образовательные ресурсы, имеющиеся в информационной системе колледжа Правила приема граждан в фгбоу впо «оренбургский государственный институт менеджмента» в 2013 году | Фгбоу впо «Оренбургский государственный университет» Фомирование общекультурных и профессиональных компетенций у студентов архитектурно строительного факультета на лабораторных занятиях... | ||
Фитопатогенный комплекс пшеницы и меры борьбы с ним Работа выполнена на кафедре селекции и защиты растений фгбоу впо «Оренбургский государственный аграрный университет» в 2005-2013... | Финансовое обеспечение жилищно-коммунального комплекса региона Работа выполнена в фгбоу впо «Самарский государственный экономический университет» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Канайкина Анастасия Николаевна – магистрантка второго курса фгбоу впо «Оренбургский государственный педагогический университет» | Правила приема граждан в фгбоу впо «оренбургский государственный... Правила приема граждан в фгбоу впо «оренбургский государственный институт менеджмента» в 2013 году | ||
Правила приема граждан в фгбоу впо «оренбургский государственный... Утверждены: Ученым советом Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования... | На новый государственный образовательный стандарт Правила приема граждан в фгбоу впо «оренбургский государственный институт менеджмента» в 2013 году | ||
Правила приема граждан в фгбоу впо «оренбургский государственный... Утверждены: Ученым советом Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования... | Фгбоу впо «Оренбургский государственный университет» Разработаны нормативы мастера спорта международного класса. В связи с возрастающими требованиями, предъявляемыми к физической подготовленности... | ||
Автор рабочей программы учебной дисциплины: Н. В. Липаткина,доцент,... Н. В. Липаткиной,к п н., доцентом, зав кафедрой менеджмента и методики преподавания экономических дисциплин фгбоу впо «Оренбургский... | Теоретические аспекты изучения истории статистической науки и практики... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе | ||
Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая фгбоу... Фгбоу впо «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» по направлению подготовки 210700 Инфокоммуникационные технологии... | Орнитофауна фруктовых садов промышленного назначения Центрального... Работа выполнена на кафедре зоологии фгбоу впо «Российский государственный аграрный университет – мсха имени К. А. Тимирязева» | ||
Фгбоу впо «дагестанский государственный аграрный университет имени М. М. Джамбулатова» Фгбоу впо «дагестанский государственный аграрный университет имени М. М. Джамбулатова» (Лицензия: серия 09Л01 №0000564, регистрационный... | Аннотация ооп «Актуальные проблемы политического и социально-экономического... Общая характеристика магистерской программы «Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)»... |