ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
Согласовано
_____________________________
Руководитель ООП
по направлению 270800
профессор Протосеня А.Г.
| Утверждаю
___________________________
Зав. кафедрой
СГП и ПС
профессор Протосеня А.Г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ» Направление подготовки: 270800 Строительство
Профиль подготовки:
«Промышленное и гражданское строительство»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Составитель: доц. П.А. Деменков
Санкт-Петербург
2012
Цели дисциплины
Целью изучения дисциплины «Технологические процессы в строительстве» является освоение теоретических основ методов выполнения отдельных строительных процессов, формирование системы знаний, умений и навыков в области современных наиболее совершенных способов (методов) их выполнения, базирующихся на применении эффективных строительных материалов и конструкций, современных технических средствах, прогрессивной организации труда, теоретических основах инженерных расчетов, проектировании и выполнении строительно-монтажных работ, ведущих к созданию конечной строительной продукции требуемого качества.
Задачи освоения дисциплины
Бакалавр по направлению подготовки 270800 Строительство в соответствии с видами профессиональной деятельности должен решать следующие профессиональные задачи:
в области изыскательской и проектно-конструкторской деятельности:
−сбор и систематизация информационных и исходных данных для проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест;
−расчет и конструирование деталей и узлов с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;
−подготовка проектной и рабочей технической документации, оформление законченных проектно-конструкторских работ;
−обеспечение соответствия разрабатываемых проектов и технической документации заданию, стандартам, нормам и правилам, техническим условиям и другим исполнительным документам;
в области производственно-технологической и производственно-управленческой деятельности:
−организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования;
−контроль за соблюдением технологической дисциплины; −обслуживание технологического оборудования и машин;
−организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование типовых методов контроля качества строительства, выпускаемой продукции, машин и оборудования;
−участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки строительства, производства строительных материалов, изделий и конструкций, изготовления машин и оборудования;
−реализация мер экологической безопасности;
−организация работы малых коллективов исполнителей, планирование работы персонала и фондов оплаты труда;
−составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам;
−выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
−исполнение документации системы менеджмента качества предприятия;
−проведение организационно-плановых расчетов по реорганизации производственного участка;
−разработка оперативных планов работы первичного производственного подразделения;
−проведение анализа затрат и результатов деятельности производственного подразделения;
в области экспериментально-исследовательской деятельности:
−изучение и анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности;
−использование стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследований;
−участие в проведении экспериментов по заданным методикам, составление описания проводимых исследований и систематизация результатов;
−подготовка данных в установленной форме для составления обзоров, отчетов, научных и иных публикаций;
−составление отчетов по выполненным работам, участие во внедрении результатов исследований и практических разработок;
в области монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной деятельности:
−монтаж, наладка, испытания и сдача в эксплуатацию конструкций, инженерных систем и оборудования строительных объектов, образцов продукции, выпускаемой предприятием;
−опытная проверка оборудования и средств технологического обеспечения;
−проверка технического состояния и остаточного ресурса строительных объектов, оборудования;
−организация профилактических осмотров и текущего ремонта;
−приемка и освоение вводимого оборудования;
−составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт;
−составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний.
В связи с вышеперечисленным задачами дисциплины «Технологические процессы в строительстве» являются:
−формирование представления об основных компонентах комплексной дисциплины «Технологические процессы в строительстве»;
−раскрытие понятийного аппарата дисциплины;
−формирование знаний теоретических основ производства основных видов строительно-монтажных работ и основных законов строительного производства;
−изучение основных понятий проектно-технологической документации и формирование навыков ее разработки;
−формирование знаний основных технических средств строительных процессов и навыков рационального выбора технических средств (комплектов строительных машин, средств механизации, оборудования, инструмента, технологической оснастки и т.п.);
−изучение основных методов и способов выполнения отдельных строительных операций и процессов с учетом требований качества, техники безопасности и охраны труда;
−формирование умения обобщать отдельные операции в единый технологический процесс и формирование знаний о технологической последовательности выполнения отдельных операций и процессов;
−изучение основ методов организации выполнения технологических процессов;
−формирование умения проводить количественную и качественную оценку выполнения строительно-монтажных работ. 2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Технологические процессы в строительстве» относится к базовой части профессионального цикла и является обязательной к изучению.
Дисциплина «Технологические процессы в строительстве» базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных студентами в ходе изучения дисциплин «Архитектура зданий», «Основы архитектуры и строительных конструкций», «Механика грунтов», «Геодезия», «Строительные материалы», «Безопасность жизнедеятельности», «Строительные машины и оборудование».
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения данной дисциплины.Изучение дисциплины «Технологические процессы в строительстве» требует основных знаний, умений и компетенций студента по курсам:гуманитарного, социального и экономического циклов; математического, естественно научного, общетехнического и профессионального циклов.
В результате изучения базовой части профессионального цикла обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями:
−владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
−умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
−готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
−способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);
−умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
−стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
−умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
−осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
−использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
(ОК-9);
−способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-
10);
−готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантность к другой культуре, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-11);
−владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-
12);
−владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-13).
Обучающийся должен обладать общепрофессиональными компетенциями:
−использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);
−способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечение их для решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-2);
−владение основными законами геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства, необходимыми для выполнения и чтения чертежей зданий, сооружений, конструкций, составления конструкторской документации и деталей (ПК-3);
−способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-4);
−владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-5);
−способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-6);
−владение одним из иностранных языков на уровне профессионального общения и письменного перевода (ПК-7);
−владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-8).
в соответствии с видами деятельности:
изыскательная и проектно-конструкторская:
−знание нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест (ПК-9);
−владение методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных прикладных расчетных и графических программных пакетов (ПК-10);
−способность проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных расчетов, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации зданию, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-11);
производственно-технологическая и производственно-управленческая:
−владение технологией, методами доводки и освоения технологических процессов строительного производства, производства строительных материалов, изделий и конструкций, машин и оборудования (ПК-12);
−способность вести подготовку документации по менеджменту качества и типовым методам контроля качества технологических процессов на производственных участках, организацию рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования, осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины и экологической безопасности (ПК-13);
−знание организационно-правовых основ управленческой и предпринимательской деятельности, планирование работы персонала и фондов оплаты труда (ПК-14);
−владение методами осуществления инновационных идей, организации производства и эффективного руководства работой людей, подготовки документации для создания системы менеджмента качества производственного подразделения (ПК-15);
−способность разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений, вести анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений, составление технической документации, а также установленной отчетности по утвержденным формам (ПК-16);
экспериментально-исследовательская:
−знание научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности (ПК-17);
−владение математическим моделированием на базе стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследований, методами постановки и проведения экспериментов по заданным методикам (ПК-18);
−способность составлять отчеты по выполненным работам, участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок (ПК-19);
монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная:
−знанием правил и технологии монтажа, наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию конструкций, инженерных систем и оборудования строительных объектов, образцов продукции, выпускаемой предприятием (ПК-20);
−владением методами опытной проверки оборудования и средств технологического обеспечения (ПК-21);
−владением методами оценки технического состояния и остаточного ресурса строительных объектов, оборудования (ПК-22);
−способностью организовать профилактические осмотры и текущий ремонт, приемку и освоение видимого оборудования, составлять заявки на оборудование и запасные части, готовить техническую документацию и инструкции по эксплуатации и ремонту оборудования (ПК-23).
Учитывая вышеизложенное студент должен знать:
−основы объемно-планировочных решений промышленных и гражданских зданий и сооружений;
−основные строительные конструкции зданий и сооружений;
−виды грунтов и основные физико-механические характеристики грунтов;
−основы строительных машин и механизмов;
−строительные материалы, включая конструкционные, отделочные, тепло- и гидроизоляционные; основные физико-механические характеристики материалов.
уметь:
−разрабатывать объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений, включая решения узлов соединения строительных конструкций;
−производить выборку и испытания образцов строительных материалов, образцов грунта;
−выполнять геодезические работы на строительной площадке;
−определять фактические объемы строительно-монтажных работ.
владеть:
−знаниями по дисциплинами, входящим в социально-гуманитарный и естественно научный циклы;
−первичными навыками проведения геодезических измерений и их обработки;
−методиками выбора рациональных схем производства работ на основании применения различных комплектов машин и механизмов;
−методиками расчета рациональных, количественных и профессиональноквалификационных составов бригад;
−методиками разработки графиков производства работ.
Дисциплины, для которых дисциплина «Технологические процессы в строительстве» является предшествующей: «Основы технологии возведения зданий», «Основы организации и управления в строительстве», «Безопасность жизнедеятельности», модуль дисциплин «Технология и организация строительства». 3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Технологические процессы в строительстве» направлен на формирование следующих компетенций:
−владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
−способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);
−умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
−стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
−осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
−способностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечение их для решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-2);
−способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-4);
−владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-5);
−способностью проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных расчетов, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации зданию, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-11);
−владением технологией, методами доводки и освоения технологических процессов строительного производства, производства строительных материалов, изделий и конструкций, машин и оборудования (ПК-12);
−способностью вести подготовку документации по менеджменту качества и типовым методам контроля качества технологических процессов на производственных участках, организацию рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования, осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины и экологической безопасности (ПК-13);
−способностью разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений, вести анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений, составление технической документации, а также установленной отчетности по утвержденным формам (ПК-16);
−знанием научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности (ПК-17);
−способностью составлять отчеты по выполненным работам, участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок (ПК-19);
−знанием правил и технологии монтажа, наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию конструкций, инженерных систем и оборудования строительных объектов, образцов продукции, выпускаемой предприятием (ПК-20);
−владением методами оценки технического состояния и остаточного ресурса строительных объектов, оборудования (ПК-22).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
Основные положения и задачи строительного производства; виды и особенности строительных процессов при возведении зданий и сооружений, потребные ресурсы; техническое и тарифное нормирование; требования к качеству строительной продукции и методы ее обеспечения; требования и пути обеспечения безопасности труда и охраны окружающей среды; методы и способы выполнения строительных процессов, в том числе в экстремальных климатических условиях; методику выбора и документирования технологических решений на стадиях проектирования и реализации; основы логистики, формирования трудовых комплектов.
Уметь:
Правильно организовывать рабочие места; устанавливать состав рабочих операций и процессов; обосновано выбирать (в том числе с применением вычислительной техники) метод выполнения строительного процесса и необходимые технические средства; разрабатывать технологические карты строительных процессов; определять трудоемкость строительных процессов, время работы машин и потребное количество рабочих, машин, механизмов, материалов, полуфабрикатов и изделий; оформлять производственные задания бригадам (рабочим); устанавливать объемы работ, принимать выполненные работы, осуществлять контроль за их качеством. Владеть:
Методами осуществления контроля над соблюдением технологической дисциплины и экологической безопасности; технологическими процессами строительного производства; способностью вести подготовку документации по менеджменту качества технологических процессов; организацией рабочих мест и работы производственных подразделений; способностью соблюдения экологической безопасности; способностью вести анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины «Технологические процессы в строительстве» составляет 4 зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
|
| Семестры
|
| 5
| Аудиторные занятия (всего)
| 51
| 51
| В том числе:
|
|
| Лекции
| 94
| 94
| Практические занятия (ПЗ)
| 17
| 17
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа (всего)
| 57
| 57
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект
| -
| -
| Контрольная работа
| -
| -
| Вид промежуточной аттестации (экзамен)
| Зачет
| Зачет
| Общая трудоемкость час
зач. ед.
| 108
| 108
| 3
| 3
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| 2
| 3
| 1.
| Основы технологического проектирования
| Строительные процессы, работы, продукция. Параметры строительных процессов. Технические средства, трудовые ресурсы. Нормирование строительных процессов. Проектно-сметная, организационно-технологическая и исполнительная документация. Задачи и структура технологического проектирования. Вариантное проектирование строительных процессов. Технологические карты.
Структура и содержание технологических карт.
| 2.
| Технологические процессы переработки грунта и устройства фундаментов.
| Инженерная подготовка площадки. Назначение и состав подготовительных и вспомогательных процессов. Закрепление грунтов. Классификация земляных сооружений и строительные свойства грунтов. Механические способы разработки грунта землеройными и землеройно-транспортными машинами. Разработка грунтов гидромеханическим и бестраншейными способами. Особенности разработки грунтов в зимних условиях. Устройство свайных фундаментов. Способы погружения готовых и устройства набивных свай. Техника безопасности при производстве земляных и свайных работ. Контроль качества выполнения строительных процессов.
| 3.
| Технологические процессы устройства несущих и ограждающих строительных конструкций.
|
| 3.1.
| Технологические процессы каменной укладки.
| Область применения. Материалы и виды кладки. Правила разрезки и системы перевязки. Средства подмащивания, организация рабочего места, инструменты.
| 3.2.
| Технологические процессы устройства монолитных конструкций.
| Состав комплексного технологического процесса устройства монолитных бетонных и железобетонных конструкций. Опалубка, ее назначение, основные требования к опалубке. Конструктивные и эксплуатационные характеристики опалубочных форм. Производство опалубочных работ. Арматурные работы. Технологические процессы бетонирования конструкций: транспортирование бетонных смесей, укладка, уплотнение, рабочие швы, уход за бетоном.
Специальные методы бетонирования.
| 3.3.
| Технологические процессы монтажных работ.
| Состав и структура процесса монтажа. Методы и способы монтажа. Машины, оборудование, приспособления для монтажных работ. Выбор монтажных кранов по параметрическим, детерменированным и свободным характеристикам на основе техникоэкономического обоснования вариантов производства работ. Процессы монтажа бетонных, железобетонных, металлических и деревянных конструкций зданий и сооружений промышленного и гражданского назначений. Техника безопасности и контроль качества производства работ.
| 4.
| Технологические процессы устройства защитных покрытий.
| Назначение, сущность и классификация защитных покрытий. Технология устройства кровельных покрытий. Технологические процессы гидроизоляции, тепло- и звукоизоляционных работ. Техника безопасности, контроль качества производства работ.
| 5.
| Технологические процессы устройства отделочных покрытий.
| Назначение и виды отделочных покрытий. Механизация отделочных работ. Остекление проемов. Оштукатуривание поверхностей: классификация штукатурок, их состав, технологические операции. Облицовка поверхностей: технологические операции. Технологические процессы при устройстве подвесных потолков. Окраска поверхностей малярными составами. Виды окраски. Оклейка поверхности обоями и полимерными материалами. Полы. Технология устройства монолитных полов, полов из рулонных и штучных материалов. Техника безопасности при выполнении отделочных работ и контроль качества технологических процессов.
|
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№
п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1.
| Основы организации и управления в строительстве
| +
| -
| -
| -
| -
| 2.
| Основы технологии возведения зданий
| +
| +
| +
| +
| +
| 3.
| Спецкурс по технологии и организации строительства
| +
| +
| +
| +
| +
| 4.
| Безопасность жизнедеятельности
| -
| +
| +
| +
| +
|
Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ. зан.
| Лаб. зан.
| СРС
| Зачет
| Всего час.
| 1.
| Основы технологического проектирования.
| 6
| 3
| -
| 10
|
| 19
| 2.
| Технологические процессы переработки грунта и устройства фундаментов.
| 7
| 3
| -
| 12
| -
| 22
| 3.
| Технологические процессы устройства несущих и ограждающих строительных конструкций.
| 15
| 10
| -
| 25
| -
| 50
| 4.
| Технологические процессы устройства защитных покрытий.
| 3
| 1
| -
| 5
| -
| 9
| 5.
| Технологические процессы устройства отделочных покрытий.
| 3
| -
| -
| 5
| -
| 8
| |