Скачать 64.95 Kb.
|
Черная Наталья Викторовна заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 город Ейск муниципального образования Ейский район, Краснодарский край ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ Социально-экономическое и культурное развитие общества требует, чтобы выпускники современной школы обладали такими качествами личности как: умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, навыки критического и творческого мышления, грамотность работы с информацией и т.д. Становление самостоятельно мыслящих, способных к самореализации людей возможно лишь через личностно-ориентированное развивающее обучение, которое является основой технологии активизации познавательной деятельности через цветовосприятие, которая успешно решает следующие задачи:
-Повышение уровня предметных и общих учебных навыков: организационных, коммуникативных, информационных, мыслительных. -Развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся. -Развитие психофизиологических механизмов, обеспечивающих познавательные процессы. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление к учёбе. Каждый из известных приёмов затрагивает эмоционально-волевую сферу ребёнка, его психологический настрой на работу, но не ориентируется на особенности физиологии. Между тем предлагаемая педагогическая технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие основывается на индивидуальных особенностях восприятия отдельных цветов и их сочетаний учащимися при выполнении всех видов учебной деятельности и позволяет оптимально реализовывать генетически заложенные предпосылки для восприятия цветов спектра в соответствии с индивидуальными физиологическими особенностями нервной системы каждого ученика. Используя в учебной деятельности цвета и их сочетания, подходящие для конкретного типа нервной системы, данная технология позволяет добиться хорошего восприятия, понимания изучаемого материала, повышения мыслительной активности учащихся и, следовательно, качества знаний. Активизируя познавательную деятельность через цветовосприятие, осуществляется подбор оптимальных цветовых сочетаний опорных конспектов, наглядных пособий, таблиц, раздаточного материала, слайдов, текстов, эвристических и аналитических заданий и т.д. для каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями, темпераментом, цветом глаз , предпочитаемым цветом, поставленными целями. Таблица №1. Зависимость между цветом и темпераментом человека.
Выбор определённых цветовых сочетаний при оформлении учебных заданий должен учитывать их совместное влияние на познавательную активность учащихся. Так сочестание красный – жёлтый – вызывает радость открытий; красный – синий – динамичность, волнение; красный – фиолетовый – беспокойство; красный – чёрный – угнетение; красный – белый – дисгармонию; красный – оранжевый – раздражение; синий – розовый – разобщённость; коричневый, тёмно-синий – сомнения и так далее. Учебная информация воспринимается не только через зрительные образы, но и посредством речи, состоящей из звуков или букв, которые в свою очередь тоже имеют определённый цвет. В настоящее время развивается новая наука – цветолингвистика, позволяющая определять цвет букв, слов, текстов. Таблица №2. Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям.
.Алгоритм деятельности учителя при подготовке к каждому уроку:
Проводя тестирование мы подсчитываем количество букв А, Я, У, Ю, И и Й в каждом слове. Следует помнить, что нейтрально окрашенный текст имеет 50% «КРАСНЫХ» букв и 50% «СИНИХ». Этапы работы по определению цвета терминов:
Работа с печатными текстами проводится аналогично пункту №5. 7. При активной работе зрительного анализатора в течение урока необходимо проводить минуты цветовой релаксации. Для подобной работы заранее готовятся зелёные листы, возможно с изображением растений, и отводится время на рассматривание пейзажа. 8. Завершает подготовку к уроку с использованием технологии активизации познавательной деятельности через цветовосприятие построение технологической карты, которая содержит следующую информацию:
14. В течение урока оформление записей в тетрадях учащимися обязательно выполняется ручками с синими пастами, а выделение наиболее важных моментов производится оранжевыми маркерами. Оформление записей на доске производится цветными мелками, 15. Для создания благоприятного климата в учебном кабинете рекомендуется обеспечить жёлто-зелёное покрытие для каждой парты, максимальное количество растений и картины леса. Таким образом, данная технология решает главные задачи современного образования. При этом содержание образования не подвергается изменениям и соответствует государственным стандартам. Применение технологии возможно при изучении любого предмета и не ограничивается возрастом учащихся, их подготовкой, уровнем интеллектуального развития, наличием мотивации к учебной деятельности или большими экономическими требованиями и обеспечивает учебный успех каждого учащегося. |
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся Способы активизации познавательной деятельности обучающихся. (Выступление на педагогическом совете) | Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся Ательными и запоминающимися и дающими положительные результаты. Этому способствуют современные инновационные технологии. Говоря о... | ||
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7 | Классный час «Мечта о небе» Цель: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью данной работы является изучение особенностей познавательной деятельности учащихся и анализ форм работы, способствующих активизации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями... | ||
«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» Инновационный проект, описывающий методику конструирования процесса обучения, направленного на достижение запланированных результатов,... | Основные направления работы по формированию познавательной деятельности... Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы... | ||
«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной... Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6 | «Проблемное обучение – как способ активизации познавательной деятельности учащихся» | ||
«Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной... Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся | Г. Братск «брошенный вперед», т е прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т п., наиболее распространенный вид интеллектуальной... | ||
Приёмы активизации познавательной деятельности воспитанников при... | Дипломная работа Дистанционные конкурсы по информатике как средство активизации познавательной деятельности школьников | ||
Как средство активизации познавательной деятельности учащихся в контексте... Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К. Д. Ушинский писал, что... | Методическое объединение учителей русского языка и литературы Советского... Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы |