Технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие





Скачать 64.95 Kb.
НазваниеТехнология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие
Дата публикации02.08.2013
Размер64.95 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Черная Наталья Викторовна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

город Ейск муниципального образования Ейский район, Краснодарский край
ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ

Социально-экономическое и культурное развитие общества требует, чтобы выпускники современной школы обладали такими качествами личности как: умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, навыки критического и творческого мышления, грамотность работы с информацией и т.д. Становление самостоятельно мыслящих, способных к самореализации людей возможно лишь через личностно-ориентированное развивающее обучение, которое является основой технологии активизации познавательной деятельности через цветовосприятие, которая успешно решает следующие задачи:

  1. Повышение уровня саморазвития и самообразования у выпускников современной школы.

  2. Личностно-ориентированное обучение с опорой на физиологические особенности каждого учащегося.

  3. Формирование учебного успеха учащегося не только как увеличения усвоенной им информации, но, прежде всего, как постоянного роста его учебных возможностей:

-Повышение уровня предметных и общих учебных навыков: организационных, коммуникативных, информационных, мыслительных.

-Развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся.

-Развитие психофизиологических механизмов, обеспечивающих познавательные процессы.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление к учёбе. Каждый из известных приёмов затрагивает эмоционально-волевую сферу ребёнка, его психологический настрой на работу, но не ориентируется на особенности физиологии. Между тем предлагаемая педагогическая технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие основывается на индивидуальных особенностях восприятия отдельных цветов и их сочетаний учащимися при выполнении всех видов учебной деятельности и позволяет оптимально реализовывать генетически заложенные предпосылки для восприятия цветов спектра в соответствии с индивидуальными физиологическими особенностями нервной системы каждого ученика. Используя в учебной деятельности цвета и их сочетания, подходящие для конкретного типа нервной системы, данная технология позволяет добиться хорошего восприятия, понимания изучаемого материала, повышения мыслительной активности учащихся и, следовательно, качества знаний. Активизируя познавательную деятельность через цветовосприятие, осуществляется подбор оптимальных цветовых сочетаний опорных конспектов, наглядных пособий, таблиц, раздаточного материала, слайдов, текстов, эвристических и аналитических заданий и т.д. для каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями, темпераментом, цветом глаз , предпочитаемым цветом, поставленными целями.

Таблица №1.

Зависимость между цветом и темпераментом человека.

Тип темперамента

(внутренний цвет)


Основные черты характера

Действие внешних цветов

Тёплые цвета (жёлто-красные)

Холодные цвета (сине-зелёные)

Холерик (красный)


Вспыльчивый, порывистый

Вызывает легкомысленность

Вызывает сдержанность

Сангвиник (жёлтый)

Подвижный, жизнелюбивый

Ослабляет сознательность

Усиливает уравновешенность

Флегматик (зелёный)

Медлительный, сдержанный

Усиливает интел- лектуальные качества

Вызывает отстранённость

Меланхолик (синий)

Обособленный, неуверенный

Способствует усилению контрастности

Усиливают замкнутость, самоуглублённость

Выбор определённых цветовых сочетаний при оформлении учебных заданий должен учитывать их совместное влияние на познавательную активность учащихся. Так сочестание красный – жёлтый – вызывает радость открытий; красный – синий – динамичность, волнение; красный – фиолетовый – беспокойство; красный – чёрный – угнетение; красный – белый – дисгармонию; красный – оранжевый – раздражение; синий – розовый – разобщённость; коричневый, тёмно-синий – сомнения и так далее.

Учебная информация воспринимается не только через зрительные образы, но и посредством речи, состоящей из звуков или букв, которые в свою очередь тоже имеют определённый цвет. В настоящее время развивается новая наука – цветолингвистика, позволяющая определять цвет букв, слов, текстов.

Таблица №2.

Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям.

Звукобуквы

Цвета

А

Густо-красный

Я

Ярко-красный

О

Светло-жёлтый или белый

Е

Зелёный

Ё

Жёлто-зелёный

И

Синий

Й

Синеватый

У

Тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, тёмно-лиловый

Ю

Голубоватый

Ы

Мрачный тёмно-коричневый или чёрный



.Алгоритм деятельности учителя при подготовке к каждому уроку:

  1. Постановка целей и задач урока.

  2. Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения.

  3. Выбор методов, форм и средств обучения, позволяющих наиболее оптимально решить все поставленные задачи урока и достичь реализации всех намеченных целей.

  4. Установление списка основных понятий и определений по теме.

  5. Тестирование терминов на цвет, с целью выявления той группы учащихся, у которых возможно внутреннее торможение при работе с данным словом.

Проводя тестирование мы подсчитываем количество букв А, Я, У, Ю, И и Й в каждом слове. Следует помнить, что нейтрально окрашенный текст имеет 50% «КРАСНЫХ» букв и 50% «СИНИХ».

Этапы работы по определению цвета терминов:

  1. Подсчёт общего количества букв, имеющих красную окраску – А и Я, учитывая ударные буквы вдвойне.

  2. Подсчёт общего количества «синих» букв – И, Й, У, Ю. Учитывая, что Й считается как 0,5, а ударные как х2.

  3. Подсчёт соотношения «синих» и «красных» букв.

  4. Определение общего цвета слова и той группы учащихся, которая может иметь затруднения при работе с данными словами. Так, «синяя окраска» вызывает активизацию познавательной деятельности у экстравертов и торможение у интровертов, а «красный» цвет слова стимулирует к работе интровертов и дизорганизует экстравертов.

  1. Определение оптимальных форм работы с определениями и подбор соответствующего цветового оформления работы (опорного конспекта, определений, карточек, презентаций и др.)

Работа с печатными текстами проводится аналогично пункту №5.

7. При активной работе зрительного анализатора в течение урока необходимо проводить минуты цветовой релаксации. Для подобной работы заранее готовятся зелёные листы, возможно с изображением растений, и отводится время на рассматривание пейзажа.

8. Завершает подготовку к уроку с использованием технологии активизации познавательной деятельности через цветовосприятие построение технологической карты, которая содержит следующую информацию:

Тема

Основ-

ные

опре-деления

по теме

Устная

работа

с опре-

деле-

ниями

Пись-

менная

работа

с опре-

деле-

ниями

Аналити-

ческие

задания

Эврис-

тичес-

кие

задания

Инди-

виду-

альная

работа

с тек-

стом

Группо-

вая

работа

с тек-

стом



Кар-

точки

Иные

формы

работы

14. В течение урока оформление записей в тетрадях учащимися обязательно выполняется ручками с синими пастами, а выделение наиболее важных моментов производится оранжевыми маркерами. Оформление записей на доске производится цветными мелками,

15. Для создания благоприятного климата в учебном кабинете рекомендуется обеспечить жёлто-зелёное покрытие для каждой парты, максимальное количество растений и картины леса.

Таким образом, данная технология решает главные задачи современного образования. При этом содержание образования не подвергается изменениям и соответствует государственным стандартам. Применение технологии возможно при изучении любого предмета и не ограничивается возрастом учащихся, их подготовкой, уровнем интеллектуального развития, наличием мотивации к учебной деятельности или большими экономическими требованиями и обеспечивает учебный успех каждого учащегося.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие iconСпособы активизации познавательной деятельности обучающихся
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся. (Выступление на педагогическом совете)
Технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие iconИспользование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Ательными и запоминающимися и дающими положительные результаты. Этому способствуют современные инновационные технологии. Говоря о...
Технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7
Технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие iconКлассный час «Мечта о небе»
Цель: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими...
Технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью данной работы является изучение особенностей познавательной деятельности учащихся и анализ форм работы, способствующих активизации...
Технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями...
Технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие icon«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса»
Инновационный проект, описывающий методику конструирования процесса обучения, направленного на достижение запланированных результатов,...
Технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие iconОсновные направления работы по формированию познавательной деятельности...
Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы...
Технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие icon«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной...
Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6
Технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие icon«Проблемное обучение – как способ активизации познавательной деятельности учащихся»

Технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие icon«Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной...
Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся
Технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие iconГ. Братск
«брошенный вперед», т е прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т п., наиболее распространенный вид интеллектуальной...
Технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие iconПриёмы активизации познавательной деятельности воспитанников при...

Технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие iconДипломная работа
Дистанционные конкурсы по информатике как средство активизации познавательной деятельности школьников
Технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие iconКак средство активизации познавательной деятельности учащихся в контексте...
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К. Д. Ушинский писал, что...
Технология активизации познавательной деятельности через цветовосприятие iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск