Скачать 57.31 Kb.
|
С.С. Кабанова, Н.С. Буслова г. Тобольск, ТГСПА им. Д.И. Менделеева ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ» Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Считается, что интерес выступает как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Особой и важной областью общего проявления интереса является познавательный интерес. В самом общем определении, это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека углубиться в суть познаваемого. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности – познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса. На данный момент не прекращаются попытки найти стимулы, которые привлекут школьников к учебе. Ухищрения учителей поражают воображение - это: оценки (заниженные, завышенные, поощряющие), создание ситуаций успеха, использование мультимедиа и компьютерных технологий, применение электронных энциклопедий, допуск к самостоятельному использованию технических средств «продвинутых» учеников, нетрадиционные уроки, соревнования и многое другое. Особое значение в решении проблемы вовлечения учащихся в учебную деятельность приобретает дальнейшее совершенствование содержания, форм и методов обучения. Одним из способов вовлечения обучаемых в учебную деятельность является включение в учебный процесс занимательности. Данный термин достаточно сложно определить однозначно, еще труднее правильно включить его в учебный процесс. При грамотном применении занимательности эффективность обучения резко увеличивается, возрастает мотивация учения, ученики с радостью приходят на урок. Существует большое количество организационных форм обучения, через которые можно реализовать занимательность. Наиболее часто такие формы используются в начальной школе – это уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины и т. Д. В VII–IX классах в связи со сменой акцентов в деятельности учеников рассматриваемые формы организации уроков применяются редко и обычно учителя ограничиваются уроками-путешествиями и уроками-играми. Основная деятельность, построенная на занимательности, переносится на внеклассные мероприятия – вечера информатики и КВН. В старших классах для инновационных, с точки зрения применения занимательности, уроков места не находится, но и здесь можно их внедрить. Педагогических средств, через которые реализуется занимательность, достаточно. Это игры, головоломки (кроссворды, сканворды, ребусы, криптограммы), викторины и занимательные задачи (задачи–рисунки, логические мини–задачи, задачи-шутки и задачи с неполным условием). В настоящее время существует огромное количество видов занимательных задач. Так, Теплова Л.И. выделяет такие типы занимательных задач, как аналогия, исключение лишнего, «в худшем случае», классификация, логические задачи, перебор, задачи с геометрическим содержанием, задачи «на переливание», задачи-шутки, ребусы и кросснамберы, занимательные задания [2]. Юматова О.Е. – задачи-рисунки, логические мини-задачи, задачи с завуалированной некорректностью поставленных вопросов, задачи-шутки, задачи с неполным условием [3]. Макарова Н.В. – загадки, ребусы, кроссворды, чайнворды, исключение лишнего, одним росчерком пера, логические задачи. Рассматривая вышеизложенные классификации можно выделить следующие типы занимательных задач, которые наиболее подходят для использования на уроках информатики, а именно при изучении темы «Основы алгоритмизации»:
Решать занимательные задачи можно как на уроке, так и во внеурочное время. Их можно включать в процесс обучения практически на любом типе и этапе урока. На каждом уроке решать занимательные задачи нецелесообразно, а количество таких задач (если речь идет не об уроке контроля) не должно превышать одной-двух. Для более качественного обучения с использованием занимательных задач существует ряд рекомендаций:
Далее представлены примеры занимательных задач по теме «Основы алгоритмизации», разработанные самостоятельно, а также взятые из различных источников. Задачи-рисунки. Угадай пословицу (Ответ: 7 раз отмерь – один отрежь). Логическая задача У причала стояла лодка, которая могла перевозить не больше двух человек. К реке подошли четверо, которым было необходимо переправиться на противоположный берег. Все они переправились через реку без посторонней помощи и продолжили свой путь, причем лодку поставили на тот же причал, откуда ее и взяли. Возможно ли такое? [5, с. 6] (Да, так как люди подошли к реке с двух сторон). Лингвистические задачи ИОЛИЛПТСНЕЬ (исполнитель) ИЕЛЕВВЕТН (ветвление) АИГРМЛОТ (алгорим) Ребусы
Загадки
Вот Вам превращение: Я букву меняю в названии моем И получается движение (Маг - Шаг)
Библиографический список:
|
А. О. Вихляева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Особенности... «Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова» | А. И. Фазылов. Тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Формирование... Тема: №1 «Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных... | ||
А. Р. Иманова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Науч рук доцент,... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров... А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год | ||
Э. А. Аминова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск моу «сош№7», г. Нефтеюганск, хмао Низкая эффективность усвоения знаний также связана с недостаточной переработкой и инструментальной поддержкой, которые необходимы,... | Г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева Разработка тестов в среде Adobe Интернет-технологии: язык разметки html, ссылки, абзацы, таблицы, рисунки, объекты; каскадно-стилевые таблицы css, элементы, классы,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «програмирование и основы алгоритмизации» Целью дисциплины является изучение способов программирования и алгоритмизации математических и теплоэнергитических задач с использованием... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Заканчивает раздел «Основы алгоритмизации и программирования» темы «Численные методы решения задач на компьютере» и «Информационное... | ||
Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» ... | Правописание причастий и использование их в речи Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы | ||
Методические указания для самостоятельной работы студентов при изучении... Методические указания предназначены для оказания помощи студентам в самостоятельном изучении темы: «Экосистема, её виды, продуктивность... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Обобщить и закрепить знания приобретенные при изучении данной темы. Уметь применять полученные знания при решении задач и в... | ||
Темы контрольных работ по предмету «Основы философии» Философию нельзя рассматривать как строго установленные догмы, она динамична. Знания предлагаемого вам предмета «Основы философии»... | Иванова Анна Владимировна гбоу сош №1909 ювао г. Москвы Учитель химии Использование частично-поискового метода обучения при изучении темы «классификация неорганических веществ» 8 класс | ||
Курсовая работа Использование цор при изучении темы «Предел последовательности» в шкм Введение в фандрайзинг: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. С. Пальчевская. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с | Урок математики в 8 классе 8вида Цели урока: Применить знания математики при решении занимательных и взятых из жизни задач |