Скачать 46.38 Kb.
|
А. И. Фазылов. ТГСПА им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Формирование гражданско-патриотических качеств личности Проанализировав содержание и судьбы героев произведений Я. К. Занкиева «Зори Иртыша», «Любовь объятая пламенем», «Совет мэктебе — Советская школа», «Кайчы колак — Остро-ушко», и другие, а также существующие в литературе подходы к изложению гражданско-патриотических качеств героев, можно выделить несколько методов способствующих становлению личности героев. Это беседы, лекции, дискуссии, убеждение, внушение, метод примера, духовно-нравственное, педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, создание воспитательных ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов, инновации, соревнование, поощрение, наказание, взаимо-выручка, создание ситуации успеха, гордость за государствои др. В своих произведениях «Зори Иртыша», «Любовь объятая пламенем» и другие Я. К. Занкиев на примерах героев произведении актуализирует необходимость соблюдать следующие принципы гражданско-патриотического воспитания: - принцип систематичности и последовательности; - принцип сознательности, активности; - принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью; - принцип опоры на положительное в человеке; - принцип включения в гражданско-патриотическую деятельность. Значительное место в процессе формирования у литературных персонажей качеств гражданина и патриота Я. К. Занкиев уделял мотивации. Следуя выше изложенному, определяя содержание, сущность, методику формирования, утверждая организационные формы по воспитанию у студентов гражданско-патриотических качеств, важную роль отводим занятиям по дисциплинам «Основы обороны государства и военной службы», «Основы подготовки к военной службе», «Гражданская оборона». Обращается внимание студентов на осознание целевой установки при изучении предметов, а именно: дисциплины помогут подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научат оценивать различную чрезвычайную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор. Преподавание осуществляется с позиции деятельного подхода. Важное место в преподавании выше названных дисциплин занимает интеграция с другими предметами. Например, при изучении темы "Традиции воинской чести и славы" акцентирую внимание студентов на происхождении некоторых слов. При такой подаче материала прослеживается прямая связь с историей и т.д. Богатый фактический материал для осуществления межпредметных связей дают учебные предметы кафедры БЖД и МБД. Межпредметные связи в сочетании с воспитательной работой помогают студентам не просто заучивать то или иное положение, но и понимать его глубинный смысл, помогают повысить интеллектуальный, воспитательный и эмоциональный уровень. Важным составляющим всесторонней подготовки студентов к действительной военной службе являются воспитание у них творческого, системного характера мышления, формирование умения мобильно использовать знания при изучении дисциплин. Одним из принципов гражданско-патриотического воспитания является принцип систематичности, последовательности и комплексности. Человек только тогда сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляют собой единый комплекс воспитания и обучения. Считаю важным показывать студентам воспитательную, социальную значимость их творческой деятельности. Так, например, студенты изготовили полосу препятствии для военно-спортивных соревновании. Соревнования по Пентболу наглядно демонстрирует обучающимся важность топографических знаний, умений ориентироваться, быть дисциплинированными, воспитанными и физически подготовленными к сложной жизненной ситуации во имя спасения себя или другого человека. Кроме обычных реферативных работ, сообщений студенты выполняют презентации, проекты в виде сайта с применением компьютерных технологий: «Вооруженные Силы Российской Федерации»; «История развития вооружения в Российской армии»; «Дни воинской славы России»; «Оказание первой медицинской помощи»; «Гражданская оборона»; «Основы военной службы» и т.д. Выбранные формы презентация, – сайт – дают возможность обучающимся не только пополнить свой багаж знаний, расширить кругозор, самообразование, самовоспитание, развивать свои практические умения, но и позволяет воспользоваться ими другим людям, быть им полезным. Предлагаемая тематика таких работ носит обязательный гражданско-патриотический, воспитательный характер. Важное место в гражданско-патриотической деятельности занимает самоконтроль и контроль. Для этого разработаны тестовые задания по разделам курса «Основы обороны государства и военной службы», «Основы подготовки к военной службе», «Гражданская оборона». Разработаны мини-тесты с вариантами ответов, которые предназначены для контроля изученного материала на предыдущем занятий или для закрепления знаний по гражданско-патриотической тематике или разделу. Время, затраченное студентами на выполнение таковых тестовых заданий, до 10 минут, что позволяет оценить всех студентов за короткий период и перейти к изучению следующей темы. Также разработаны тестовые задания на большее количество вопросов, которые позволяют также оценить знания студентов при закреплении гражданско-патриотической темы или раздела. Для проверки тестовых заданий разработаны матрицы, с помощью которых затраты времени на проверку работ минимальные. В тестовые задания включаются некоторые вопросы, связанные с другими предметами для расширения кругозора студентов, или носящие гражданско-патриотические и воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом. Разработаны раздаточные материалы по дисциплинам: «Гражданская оборона», «Основы подготовки к военной службе», «Основы обороны государства и военной службы». Эти материалы разработаны в виде систематизированных и структурированных таблиц, алгоритмов, вопросов в виде писем по гражданско-патриотическим, правовым основам военной службы, и это позволяет проводить занятия намного эффективней и интересней. Используются на занятиях также медиадиски, медиаучебники по дисциплинам «Основы обороны государства и военной службы», «Основы подготовки к военной службе», «Гражданская оборона», учебные видеосюжеты по разделам дисциплин, а также материально-техническая база, имеющиеся в нашем образовательном учреждении. Гражданско-патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь на примере литературных и реальных героев, через вовлечение студента в специфическую гражданскую и патриотическую деятельность. |
А. О. Вихляева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Особенности... «Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова» | С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева... Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью | ||
А. Р. Иманова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Науч рук доцент,... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | План учебно-воспитательной работы на 2013-2014 учебный год Основная Создание условий для формирования у обучающихся гражданско-патриотических качеств личности, повышение уровня правовой культуры обучающихся,... | ||
О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров... А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год | Э. А. Аминова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск моу «сош№7», г. Нефтеюганск, хмао Низкая эффективность усвоения знаний также связана с недостаточной переработкой и инструментальной поддержкой, которые необходимы,... | ||
Г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева Разработка тестов в среде Adobe Интернет-технологии: язык разметки html, ссылки, абзацы, таблицы, рисунки, объекты; каскадно-стилевые таблицы css, элементы, классы,... | Программа «Земля предков» Автор: здвр петрова Т. В. Целью гражданско-патриотического... Целью гражданско-патриотического воспитания школьников является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Моральные ценности личности на примере главных героев произведений Пушкина А. С. «Евгений Онегин» и Лермонтова М. Ю. «Герой... | Администрации города полярные зори с подведомственной территорией... Полярные Зори с подведомственной территорией и мбуо имк ро на 2014/2015 учебный год, в целях поддержки исследовательской деятельности,... | ||
Хрестоматия Специальная психология: Хрестоматия / Сост и науч ред. Э. П. Кожевникова. – Тобольск: тгпи им. Д. И. Менделеева, 2006. – 187 с | Конкурс творческих проектов «Технология» «Технология» среди обучающихся в бюджетных образовательных учреждениях (далее – конкурс) проводится в целях воспитания трудовых,... | ||
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования | Отчет по духовно-нравственному и гражданско патриотическому воспитанию... Формировать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, побуждать их интересоваться историей своей страны; донести до сознания... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вследствие этого резко снизилось внимание к процессам воспитания. Стала проявляться гиперболизация идеи индивидуально-личностного... | Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области |