Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе





Скачать 72.26 Kb.
НазваниеД. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе
Дата публикации03.08.2013
Размер72.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Т.А.Яркова,

ТГСПА им.Д.И.Менделеева, г.Тобольск
Проблемы реформирования образования в регионе
Образовательное пространство, как и любое социальное пространство, имеет территориальную привязанность, следовательно, отражает характеристики, свойственные территории, на которой оно возникает и развивается. Анализ литературы по проблеме регионализации в различных сферах жизни позволил обозначить перечень наиболее значимых факторов, непосредственно (внутренние) или опосредованно (внешние) влияющих на состояние образования в регионе, процессы его реформирования.

Часть этих факторов очевидна и лежит на поверхности, поэтому хорошо осознается всеми активными субъектами политики в области образования. Другая часть факторов менее заметна, выпадает из зоны внимания образовательного сообщества, не учитывается при формировании образовательной политики. К числу последних, Ю.В.Шабалин относит фактор территориальной дифференциации системы образования. Исследователь отмечает, что недооценка фактора территории при определении политики в сфере образования сложилась исторически. Подобное отношение является традиционным и для российского образования, в том числе для научных исследований в области педагогики, в которых система образования трактуется, в первую очередь, как социальная система [8].

Необходимость рассмотрения образовательных проблем с точки зрения регионализации вызвана тем, что в рамках региона осуществляется специфическое воспроизводство и упорядоченность социальных, экономических, политических, культурных и других форм жизнедеятельности, характерных для каждой социально-территориальной общности. Образовательные пространства российских регионов существенно отличаются друг от друга, что предопределено естественными различиями территорий в географическом положении, климате, уровне и направленности развития экономики, состоянии финансов, расселении и занятиях населения, этническим и религиозным составом населения и т.д. Предусмотреть и учесть все региональные особенности в условиях централизованного образования ни практически, ни теоретически невозможно. Это означает, что в российских условиях реализация регионального подхода к исследованию проблем образования является объективной необходимостью.

В настоящее время все сферы жизнедеятельности человека просматриваются через сочетание принципов централизации и регионализации. Принцип регионализации – это принцип комплексной организации пространства и социума в любом регионе страны и мира, обусловленный множеством причин – следствий, связей и взаимозависимостей. К их числу относятся, например, обусловленность экономики, производства, хозяйственной деятельности человека состоянием природной сферы; зависимость социального положения людей от состояния экономики; зависимость экономики и политики друг от друга и т.д. В систему этих и других связей попадает и образование, испытывающее влияние таких субъектов регионализации как природная среда и экономика, материальные производства, государство, политические партии и общественные движения, многочисленные институты; научные учреждения; социальная среда, народная педагогика.

Исследователи региональных систем образования отмечают необходимость рассмотрения специфических региональных особенностей экономического, социального, экологического, геодемографического, национального плана и т.д. Так, В.Тарасов, анализируя особенности региональной системы образования Свердловской области выделяет следующие специфические факторы: экономические (уникальная «горнозаводская» цивилизация); этнические (многообразие этнических и национальных укладов); природно-климатические, географические; исторические (рубежный «камень», фронтир, ворота «Европа-Азия» и т.д.) [6].

В.И.Загвязинский и С.А.Гильманов акцентируют внимание на специфике факторов, влияющих на развитие образовательной системы регионов, в том числе и Тюменского: природно-географические (ландшафт, климат, полезные ископаемые и др.); социально-географические (плотность населения, характер поселений, традиционные занятия, удаленность от других регионов, средства сообщения); исторические и культурологические (история освоения Сибири, характер взаимодействия с коренным населением и др.); социально-экономические (типы и характер производства, профессиональный состав, уровень жизни населения, экономическая зависимость от других регионов и др.); политические (роль политических факторов в существовании региона, тенденций суверенизации, межрегиональные связи и др.) [2; 3].

Ярким примером территориальной специфики как фактора развития науки и образования может служить Ямало-Ненецкий автономный округ, входящий в состав Тюменской области. Территориальное устройство Ямала обусловлено тяжелыми климатическими условиями: холодная и продолжительная зима, короткое прохладное лето, сильные ветры, промерзшая на большую глубину почва, отдаленность поселков друг от друга – расстояния между муниципальными образованиями достаточно большие (от 200 до 800 км) со слабо развитой системой транспортных сообщений, а иногда с полным ее отсутствием. Все это требует огромных усилий для построения любых социальных систем, затрудняет управление ими, а самое главное, требует огромных финансовых расходов на их содержание. Такое территориальное устройство, несомненно, оказывает влияние на развитие образовательной инфраструктуры, является фактором, сдерживающим это развитие.

По мнению ряда исследователей, не оставляет сомнений тот факт, что залогом успешности реформ является знание особенностей реформируемой культурно-образовательной среды, основанное на социокультурном анализе действительности, т.е. реформы должны соот­ветствовать социокультурному пространству, а значит – быть санкцио­нированы культурой и ментальностью людей (А.А.Макареня). В противном слу­чае, они спровоцируют всплеск социальной агрессивности и стремление возвратиться к привычному порядку вещей [1]. С. Франк, обобщая опыт преобразований в России, заметил, что россий­ские реформы, казалось, учитывали все: и финансовые возмож­ности, и природные ресурсы, и организаторские способности государственной власти. Однако они не учитывали главного – культуры тех, кому предстоит превращать замыслы в результа­ты [7, С.40]. Эта мысль, по нашему мнению, остается актуальной и в рамках осуществляемых модернизационных процессов в настоящее время.

Современное состояние образования на федеральном и региональном уровнях рассматривается в настоящее время продолжает рассматриваться как кризисное. Этот кризис находит отражение в росте межрегиональных различий, различий между городской и сельской местностью, неравенстве возможностей получения качественного образования детьми из семей с разным уровнем доходов и др. Как замечает О.В.Морева, кризис в реформировании образования связан с различным уровнем готовности регионов к его реализации. В связи с этим исследователь считает, необходимой дифференциацию целей реформы не только по времени, но и по регионам. Заслуживает внимание ее мысль об утопичности достижения однородности в развитии региональных образовательных пространств [5, С.34].

Научное обеспечение и сопровождение модернизации образования предполагает усиление влияния педагогической науки на ее ход и содержание. Любые крупномасштабные действия (в том числе реформаторские) на всех властных уровнях должны иметь научное сопровождение, опирающееся на методологические, историографические результаты изысканий (по своей сути проектировочные действия). Как показывают исследования, реальное рассмотрение и анализ всех действий в сфере образования, которые носили реформаторский и модернизирующий характер демонстрируют отсутствие этого компонента, а реформа должна иметь характеристики адекватности, предсказуемости, естественности, социальности [4].

Требование социальности образования не должно отождествляться с разработкой социального заказа образованию как проявлению технократического подхода. Так, например, одной из позиций административной деятельности по отношению к региональной системе образования является определение «социального заказа образованию на подготовку кадров для региона». В связи с этим нельзя не разделить недоумения Е.Ю.Шабалина о том, каким образом этот заказ будет соотноситься с российскими реалиями, в которых 80% предприятий относятся к числу негосударственных; большинство молодежи не намерено покидать свои регионы для продолжения образования; имеет место значительная нехватка рабочих мест и соответственно высок уровень безработицы в большей части регионов; перемещение в поисках работы из одного региона в другой ограничивается административно (институт регистрации), социально (жилье, медицинское обслуживание и т.д.) и финансово (стоимость проезда, стоимость жизни); как сочетается «заказ на кадры» с официально провозглашенной в нормативно-правовых документах ориентацией образования на удовлетворение образовательных потребностей и интересов личности [9].

Учитывая обозначенные обстоятельства, можно сделать вывод, что только непосредственно в регионе повышается степень объективности анализа, прогнозирования возможных негативных последствий внедрения нововведений, проектов и реформ в жизнь людей, образовательных учреждений, регионального сообщества в целом. Региональное научно-образовательное сообщество может вовремя оценить несоответствие нововведений естественным тенденциям развития региона, сложившимся традициям, менталитету его жителей. В связи с этим каждый регион должен обладать достаточным научно-образовательным потенциалом как гарантом поступательного развития регионального образования, отвечающего потребностям жителей данного региона.

Литература

  1. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее: методологические и социокультурные проблемы. – Ростов-на-Дону: РО ИПК и ПРО, 2001. – 176 с.

  2. Гильманов С. А. Социальная активность образования // Образовательная стратегия в начале XXI века и проектирование региональных образовательных систем: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2003. – С. 9 – 11.

  3. Загвязинский В. И. Социально-педагогическое прогнозирование и проектирование региональных образовательных систем. // Образовательная стратегия в начале XXI века и проектирование региональных образовательных систем: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2003. – С. 3 – 9.

  4. Кривошеев В.Ф., Блинов В.И., Суколенов И.В. Реформирование средней общеобразовательной школы в Российской Федерации (1995-2004 годы) //Педагогическая наук и практика: проблемы и перспективы. – М.: ИОО МОН РФ, 2004. – С.5-35.

  5. Морева О.В. Педагогическое проектирование: концептуальные основания и практика реализации. Монография: В 2-х ч. Часть 2. – Тюмень: Вектор Бук, 2005. – 214 с.

  6. Тарасов В. Региональная система педагогического образования учителя: теоретические подходы, опыт и перспективы развития. – Пенза: Упр. образ. админ. г. Пензы, 1997. – 215 с.

  7. Харитонов Е.М. Государственная власть и послевузовское образование управленческих кадров в России //Сис­тема послевузовского и дополнительного профессиональ­ного образования в современной России. –Ростов-на-Дону, 1997.

  8. Шабалин Ю.Е. Образовательное пространство региона как фактор дифференциации образования // Право и образование – № 3. – 2006. – С. 146– 157.

  9. Шабалин Ю.Е. Теоретические основы концепции регионального образования //Научно-просветительский портал «Образование 3000». Электронный ресурс: //http:region/edy3000/ru./

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе iconД. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного...
Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе iconМинистерство образования и науки Российской федерации
Менделеевские чтения-2006: Материалы XXXVII региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых....
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе iconА. Р. Иманова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Науч рук доцент,...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе iconА. О. Вихляева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Особенности...
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе iconХрестоматия
Специальная психология: Хрестоматия / Сост и науч ред. Э. П. Кожевникова. – Тобольск: тгпи им. Д. И. Менделеева, 2006. – 187 с
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных...
План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Растения как символы в филателии и геральдике
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе iconС. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева...
Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе iconО. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров...
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе iconПеречень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Опишите важнейшие экологические проблемы в Вашем регионе, руководствуясь сформулированными выше критериями (признаками) и охарактеризуйте...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе iconЭ. А. Аминова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск моу «сош№7», г. Нефтеюганск, хмао
Низкая эффективность усвоения знаний также связана с недостаточной переработкой и инструментальной поддержкой, которые необходимы,...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе iconРабочая программа дисциплины актуальные проблемы экономики в регионе

Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Культурология как средство формирования...
Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте плечи. Покачивайте головой из стороны в сторону. Откройте глаза! Вы спокойны. Настроение...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе iconГ. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева Разработка тестов в среде Adobe
Интернет-технологии: язык разметки html, ссылки, абзацы, таблицы, рисунки, объекты; каскадно-стилевые таблицы css, элементы, классы,...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе iconА. И. Фазылов. Тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Формирование...
Тема: №1 «Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск