Скачать 68.73 Kb.
|
Емельянова Е.А., ТГСПА им. Д.И.Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа Музыкальное творчество неразрывно связано с поэзией. Вспомнить хотя бы шестидесятников – творчество Владимира Высоцкого, Юлия Кима, Булата Окуджавы, Бориса Гребенщикова… Творчество бардов не раз становилось темой курсовых, дипломных работ, диссертаций по филологии. Цель нашей работы – выполнить лингвистический анализ текстов песен разных периодов творчества музыкальной группы «Ляпис Трубецкой», через эволюцию языка доказать эволюцию тем, образность песен и выявить индивидуальный стиль группы. Обратимся к лингвистическому анализу текстов песен через понятие ‘текст’. Г.А. Золотова определяет текст как «речевое произведение, коммуникативно-смысловую единицу речи, разного объема, обращенную к слушателю (читателю) и характеризующуюся линейной связностью и коммуникативно-грамматической целостностью» [1, 317]. 1990 год принято считать годом рождения группы «Ляпис Трубецкой». Лидером и практически единственным автором песен с самого начала был студент Белорусского государственного университета культуры и искусств Сергей Михалок. Все двадцатилетнее творчество «Ляписов» можно условно разделить на три этапа: первый – до 2000 года, второй – с 2000 до 2008 и третий – с 2008 года по сегодняшний день. Первый этап представляют широкой публике песни «Села батарейка», «Яблони», «Ау», «Ты кинула». Их играли на свадьбах, они звучали со всех радиоприемников страны на рынках, в магазинах, в квартирах. Словом, это была популярная музыка. Но уже тогда начал свое формирование авторский стиль Сергея Михалка, тяготевший к иронии, пародийности, фантастике. Этот период можно назвать «бульварно бурлескным». Сам Михалок в одном интервью так говорит о том времени: «Мы были толстыми мужиками с гармошкой – что-то между «Любэ», «Золотым кольцом» и Задорновым. Из области Верки Сердючки. Мы вели себя, как протестные клоуны.Все вменяемые люди ассоциировали нас с продажными идиотами» [2]. Таков текст песни «В платье белом» из альбома «Ты кинула» (1988). Предназначенный для массового слушателя, текст содержит понятные каждому образы – без сложных символов, аллюзий и метафор. Конкретная лексика преобладает над абстрактной: из 50 существительных – 35 являются конкретными (70 %). Лексика всего текста делится на две противоположные семантические группы: гротескно высокопарная, романтичная (соловей, звезды, небеса, Амур, любовь, крылья) и сниженно реалистичная, почти натуралистическая (милиционер усатый, толстая девчонка, теленок, вымя, лысенький). Первую группу составляют слова, часто употребляемые в лирике, относящиеся к литературному языку. А вторую – слова из разговорной речи, фразеологизмы, выражения, имеющие отрицательную коннотацию (Например, слово «торчать» в толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова имеет пометку «разг., часто фам. или не одобрит») [3, 442]. Эта смысловая дифференциация позволяет автору добиться иронического стилистического приема. Рифма текстов песен парная, точная. Ее можно назвать несколько банальной, избитой (морозы – мимозы, имя – вымя, плачет – скачет и т. д.). Это придает тексту песни некую народность, его легко запомнить и потом воспроизвести. В синтаксисе текста отмечаем синтаксический параллелизм. Первая предикативная единица сложноподчиненного предложения с придаточным времени, начинающаяся анафорой с союза «когда»и повторяющаяся 11 раз во всем тексте имеет такую схему: подлежащее - согласованное определение - косвенное дополнение или обстоятельство места – простое глагольное сказуемое – прямое или косвенное дополнение. А состав второй предикативной единицы варьируется, сложно отразить ее обобщенную схему. Период второго этапа – это годы затишья в плане выхода новых альбомов, т. к. в основном выпускали сборники лучших песен или ремиксы. В 2004 г.у Сергея был очень большой срыв, депрессия, следствием чего стала смена всей идеологии группы, так скажем курса. С выхода альбома «Манифест» в 2008 году началась новая страница их творчества. Сергей Михалок«придумал для себя новый мир – сгорел дотла и возродился в совершенно новой форме»[2]. У группы поменялась целевая аудитория, она помолодела, привлекаемая смелыми революционными текстами. Гражданский протест, символизм, несерьезный абсурдистский юмор, «антиэстетский, хулиганский сатирический балаган» [4], панк-клоунада, неофутуризм – вот новый и узнаваемый стиль группы «Ляпис Трубецкой». Песня «Манифест» из одноименного альбома 2008 г. – своеобразный гимн, пестрящий аллюзиями разных эпох и культур. Реалии эпохи СССР создают общий колорит всей композиции (буржуй, пролетарий, Горисполком) наравне со специфичным синтаксисом. В то же время в текст вплетены такие слова, как «братья» и «сестры», которые явно отсылают нас к православной религии, но скорее всего они использованы для контраста, как орудие сарказма. Общую картину дополняют реалии нашего современного времени, которые употреблены в отрицательной, грубой коннотации (водка, бухло, марихуана, косяк, проститутки, психбольницы, фобии, гомофобия), использованы аббревиации (ОРТ, НТВ), строчки на английском языке («Thisismymanifest, I’mnumberone, I’amthebest»), которые можно перевести, как «Это мой манифест, Я – номер один, Я лучше всех».Смешением трех разных временных пластов достигается эффект преемственности, сближения. Михалокпредлагает слушателям провести аналогию между настоящим и прошлым страны в смелой, провокационной форме. Перед нами яркий пример социальной сатиры. Сергей Михалок не скрывает, что за вдохновением для всего альбома он обращался к картинам Малевича, поэзии В.В. Маяковского, плакатам «Окна РОСТа». Советская эпоха ярко отразилась и в синтаксисе текста песни.Безличная односоставная синтаксическая конструкция «Нет работе, Слава бухлу!» построена по типу антонимичной по смыслу конструкции «Нет – войне, Слава – труду!». Безличная односоставная предикативная единица «Гуляй солдаты!»является прецедентным текстом, источником которого является песня В. Дашкевича из кинофильма «Бумбараш» «Журавль по небу летит» – «Гуляй, солдатик, ищи ответу!». Форму манифеста, заданную самим названием, подтверждают обращения («Слушай, буржуй, слушай, пролетарий!»), неполные двусоставные синтаксические конструкции с пропущенным сказуемым («Вместо ОРТ – бокс и баскетбол, Вместо НТВ – хоккей и футбол!») и конструкция с модальным предикативом, в которую входит наречие “долой” («Долой институты, кафедры, семестры»). Они придают тексту особый динамизм и экспрессию. Песни третьего этапа характеризуют «Ляписов» уже такими, какими мы их сейчас знаем. Их публика – это уже далеко не массовый слушатель. Синтаксис, морфология, лексика текстов песен – все усложнилось, появились мифологические образы, эрудиция и начитанность автора текстов не перестает удивлять. Буддизм, веды, мировая классическая литература – аллюзиями и метафорами наполнены последние альбомы группы «Ляпис Трубецкой». Сергей Михалоктак отзывается об альбоме «Веселые картинки» (2011 г.): «В этом альбоме очень много моих снов, моих воспоминаний. Лично моих! Запахов, ощущений, людей, с которыми я когда-либо встречался. Каких-то переживаний. Для меня это вообще новое.Как передать вздохи? Как передать, ну, не знаю, свет из окна больничной палаты? Альбом "Весёлые картинки" – чувственный» [5]. Песня под названием «Космонавты» – яркий пример зрелого поэтического творчества Сергея Михалка. В первую очередь привлекает внимание богатый арсенал речевых выразительных средств, тропов и символов. Они подобранны не хаотично, их можно объединить в две группы: с условным названием «Вселенная» и «Земля». За счет большого количества гипербол (миллионы, огромных, медведь Бамбула– «большой, сильный, здоровый человек» в он-лайн словаре Елистратова Грамота РУ), сравнений (звезды – дикие пчелы бога), олицетворений (звезды спускаются с неба, Сатурн закурил трубку, вечность любит интригу), эпитетов (небесный, млечные, туманные, цветные, внеземные, радостные) в первой семантической группе и немногочисленных образов-символов второй группы (Диснейленд- комплекс парков развлечений компании «Уолт Дисней» в 32 км восточнее Парижа [6]; ежик в тумане-персонажмультипликационного фильма Юрия Норштейна, выпущенногостудией «Союзмультфильм» в 1975 г. [6]; ротор – вращающаяся часть в машинах) [7, 358] достигается эффект незначительности земных реалий по сравнению с бесконечностью всего бытия. Еще раз подтверждает эффект абстрактная лексика, которая превалирует над конкретной (20 существительных из 35 – 60 %). Общее настроение от прочтения данного текста – гармоничное и умиротворенное. Этому способствует особый синтаксис песни «Космонавты»: простые полные двусоставные предложения доминируют над сложными (100 %), отсутствуют союзы и частицы, нет отрицаний с частицей не. Последняя строчка в песне занимает наиболее сильную позицию в тексте синтаксически: «Смерти больше нет». Она отсылает нас ко многим источникам: и к Библии, и к поэзии С.И. Кирсанова, и к одноименной песне группе «Крематорий». Как русская литература за три века прошла путь развития от романтизма к реализму, а вслед за ним и к постмодернизму, так и Сергей Михалок – автор текстов песен группы «Ляпис Трубецкой» за двадцать лет творчества совершил точно такую же эволюцию. Литература:
|
А. О. Вихляева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Особенности... «Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова» | Хрестоматия Специальная психология: Хрестоматия / Сост и науч ред. Э. П. Кожевникова. – Тобольск: тгпи им. Д. И. Менделеева, 2006. – 187 с | ||
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Дс. Ф. 3 Народное музыкальное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных... План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся | Д. И. Менделеева, г. Тобольск Растения как символы в филателии и геральдике Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7 | ||
Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного... Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных | С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева... Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью | ||
Министерство образования и науки Российской федерации Менделеевские чтения-2006: Материалы XXXVII региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.... | А. Р. Иманова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Науч рук доцент,... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Лекция №20 Тема «Побочная подгруппа VIII группы. Железо и его соединения» Общая характеристика элементов VIII в группы периодической системы Д. И. Менделеева | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Хоровое дирижирование, Сольное и хоровое народное пение, Теория музыки, Музыкальное искусство эстрады (по видам), Музыкальное звукооператорское... | ||
О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров... А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год | Э. А. Аминова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск моу «сош№7», г. Нефтеюганск, хмао Низкая эффективность усвоения знаний также связана с недостаточной переработкой и инструментальной поддержкой, которые необходимы,... | ||
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Культурология как средство формирования... Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте плечи. Покачивайте головой из стороны в сторону. Откройте глаза! Вы спокойны. Настроение... | Г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева Разработка тестов в среде Adobe Интернет-технологии: язык разметки html, ссылки, абзацы, таблицы, рисунки, объекты; каскадно-стилевые таблицы css, элементы, классы,... |