Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа





Скачать 68.73 Kb.
НазваниеД. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа
Дата публикации09.07.2013
Размер68.73 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Емельянова Е.А.,

ТГСПА им. Д.И.Менделеева, г. Тобольск
Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа
Музыкальное творчество неразрывно связано с поэзией. Вспомнить хотя бы шестидесятников – творчество Владимира Высоцкого, Юлия Кима, Булата Окуджавы, Бориса Гребенщикова… Творчество бардов не раз становилось темой курсовых, дипломных работ, диссертаций по филологии. Цель нашей работы – выполнить лингвистический анализ текстов песен разных периодов творчества музыкальной группы «Ляпис Трубецкой», через эволюцию языка доказать эволюцию тем, образность песен и выявить индивидуальный стиль группы.

Обратимся к лингвистическому анализу текстов песен через понятие ‘текст’. Г.А. Золотова определяет текст как «речевое произведение, коммуникативно-смысловую единицу речи, разного объема, обращенную к слушателю (читателю) и характеризующуюся линейной связностью и коммуникативно-грамматической целостностью» [1, 317].

1990 год принято считать годом рождения группы «Ляпис Трубецкой». Лидером и практически единственным автором песен с самого начала был студент Белорусского государственного университета культуры и искусств Сергей Михалок.

Все двадцатилетнее творчество «Ляписов» можно условно разделить на три этапа: первый – до 2000 года, второй – с 2000 до 2008 и третий – с 2008 года по сегодняшний день.

Первый этап представляют широкой публике песни «Села батарейка», «Яблони», «Ау», «Ты кинула». Их играли на свадьбах, они звучали со всех радиоприемников страны на рынках, в магазинах, в квартирах. Словом, это была популярная музыка. Но уже тогда начал свое формирование авторский стиль Сергея Михалка, тяготевший к иронии, пародийности, фантастике. Этот период можно назвать «бульварно бурлескным». Сам Михалок в одном интервью так говорит о том времени: «Мы были толстыми мужиками с гармошкой – что-то между «Любэ», «Золотым кольцом» и Задорновым. Из области Верки Сердючки. Мы вели себя, как протестные клоуны.Все вменяемые люди ассоциировали нас с продажными идиотами» [2].

Таков текст песни «В платье белом» из альбома «Ты кинула» (1988). Предназначенный для массового слушателя, текст содержит понятные каждому образы – без сложных символов, аллюзий и метафор. Конкретная лексика преобладает над абстрактной: из 50 существительных – 35 являются конкретными (70 %). Лексика всего текста делится на две противоположные семантические группы: гротескно высокопарная, романтичная (соловей, звезды, небеса, Амур, любовь, крылья) и сниженно реалистичная, почти натуралистическая (милиционер усатый, толстая девчонка, теленок, вымя, лысенький). Первую группу составляют слова, часто употребляемые в лирике, относящиеся к литературному языку. А вторую – слова из разговорной речи, фразеологизмы, выражения, имеющие отрицательную коннотацию (Например, слово «торчать» в толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова имеет пометку «разг., часто фам. или не одобрит») [3, 442]. Эта смысловая дифференциация позволяет автору добиться иронического стилистического приема.

Рифма текстов песен парная, точная. Ее можно назвать несколько банальной, избитой (морозы – мимозы, имя – вымя, плачет – скачет и т. д.). Это придает тексту песни некую народность, его легко запомнить и потом воспроизвести.

В синтаксисе текста отмечаем синтаксический параллелизм. Первая предикативная единица сложноподчиненного предложения с придаточным времени, начинающаяся анафорой с союза «когда»и повторяющаяся 11 раз во всем тексте имеет такую схему: подлежащее - согласованное определение - косвенное дополнение или обстоятельство места – простое глагольное сказуемое – прямое или косвенное дополнение. А состав второй предикативной единицы варьируется, сложно отразить ее обобщенную схему.

Период второго этапа – это годы затишья в плане выхода новых альбомов, т. к. в основном выпускали сборники лучших песен или ремиксы. В 2004 г.у Сергея был очень большой срыв, депрессия, следствием чего стала смена всей идеологии группы, так скажем курса. С выхода альбома «Манифест» в 2008 году началась новая страница их творчества. Сергей Михалок«придумал для себя новый мир – сгорел дотла и возродился в совершенно новой форме»[2]. У группы поменялась целевая аудитория, она помолодела, привлекаемая смелыми революционными текстами. Гражданский протест, символизм, несерьезный абсурдистский юмор, «антиэстетский, хулиганский сатирический балаган» [4], панк-клоунада, неофутуризм – вот новый и узнаваемый стиль группы «Ляпис Трубецкой».

Песня «Манифест» из одноименного альбома 2008 г. – своеобразный гимн, пестрящий аллюзиями разных эпох и культур. Реалии эпохи СССР создают общий колорит всей композиции (буржуй, пролетарий, Горисполком) наравне со специфичным синтаксисом. В то же время в текст вплетены такие слова, как «братья» и «сестры», которые явно отсылают нас к православной религии, но скорее всего они использованы для контраста, как орудие сарказма. Общую картину дополняют реалии нашего современного времени, которые употреблены в отрицательной, грубой коннотации (водка, бухло, марихуана, косяк, проститутки, психбольницы, фобии, гомофобия), использованы аббревиации (ОРТ, НТВ), строчки на английском языке Thisismymanifest, Imnumberone, Iamthebest»), которые можно перевести, как «Это мой манифест, Я – номер один, Я лучше всех».Смешением трех разных временных пластов достигается эффект преемственности, сближения. Михалокпредлагает слушателям провести аналогию между настоящим и прошлым страны в смелой, провокационной форме. Перед нами яркий пример социальной сатиры.

Сергей Михалок не скрывает, что за вдохновением для всего альбома он обращался к картинам Малевича, поэзии В.В. Маяковского, плакатам «Окна РОСТа». Советская эпоха ярко отразилась и в синтаксисе текста песни.Безличная односоставная синтаксическая конструкция «Нет работе, Слава бухлу!» построена по типу антонимичной по смыслу конструкции «Нет – войне, Слава – труду!». Безличная односоставная предикативная единица «Гуляй солдаты!»является прецедентным текстом, источником которого является песня В. Дашкевича из кинофильма «Бумбараш» «Журавль по небу летит» – «Гуляй, солдатик, ищи ответу!». Форму манифеста, заданную самим названием, подтверждают обращения («Слушай, буржуй, слушай, пролетарий!»), неполные двусоставные синтаксические конструкции с пропущенным сказуемым («Вместо ОРТ – бокс и баскетбол, Вместо НТВ – хоккей и футбол!») и конструкция с модальным предикативом, в которую входит наречие “долой” («Долой институты, кафедры, семестры»). Они придают тексту особый динамизм и экспрессию.

Песни третьего этапа характеризуют «Ляписов» уже такими, какими мы их сейчас знаем. Их публика – это уже далеко не массовый слушатель. Синтаксис, морфология, лексика текстов песен – все усложнилось, появились мифологические образы, эрудиция и начитанность автора текстов не перестает удивлять. Буддизм, веды, мировая классическая литература – аллюзиями и метафорами наполнены последние альбомы группы «Ляпис Трубецкой». Сергей Михалоктак отзывается об альбоме «Веселые картинки» (2011 г.): «В этом альбоме очень много моих снов, моих воспоминаний. Лично моих! Запахов, ощущений, людей, с которыми я когда-либо встречался. Каких-то переживаний. Для меня это вообще новое.Как передать вздохи? Как передать, ну, не знаю, свет из окна больничной палаты? Альбом "Весёлые картинки" – чувственный» [5].

Песня под названием «Космонавты» – яркий пример зрелого поэтического творчества Сергея Михалка.

В первую очередь привлекает внимание богатый арсенал речевых выразительных средств, тропов и символов. Они подобранны не хаотично, их можно объединить в две группы: с условным названием «Вселенная» и «Земля». За счет большого количества гипербол (миллионы, огромных, медведь Бамбула«большой, сильный, здоровый человек» в он-лайн словаре Елистратова Грамота РУ), сравнений (звезды – дикие пчелы бога), олицетворений (звезды спускаются с неба, Сатурн закурил трубку, вечность любит интригу), эпитетов (небесный, млечные, туманные, цветные, внеземные, радостные) в первой семантической группе и немногочисленных образов-символов второй группы (Диснейленд- комплекс парков развлечений компании «Уолт Дисней» в 32 км восточнее Парижа [6]; ежик в тумане-персонажмультипликационного фильма Юрия Норштейна, выпущенногостудией «Союзмультфильм» в 1975 г. [6]; ротор – вращающаяся часть в машинах) [7, 358] достигается эффект незначительности земных реалий по сравнению с бесконечностью всего бытия. Еще раз подтверждает эффект абстрактная лексика, которая превалирует над конкретной (20 существительных из 35 – 60 %).

Общее настроение от прочтения данного текста – гармоничное и умиротворенное. Этому способствует особый синтаксис песни «Космонавты»: простые полные двусоставные предложения доминируют над сложными (100 %), отсутствуют союзы и частицы, нет отрицаний с частицей не. Последняя строчка в песне занимает наиболее сильную позицию в тексте синтаксически: «Смерти больше нет». Она отсылает нас ко многим источникам: и к Библии, и к поэзии С.И. Кирсанова, и к одноименной песне группе «Крематорий».

Как русская литература за три века прошла путь развития от романтизма к реализму, а вслед за ним и к постмодернизму, так и Сергей Михалок – автор текстов песен группы «Ляпис Трубецкой» за двадцать лет творчества совершил точно такую же эволюцию.
Литература:

  1. Золотова Г.А. Русский язык: от системы к тексту. 10 кл.: Учеб.пособ. Для факульт. Заняий в общеобразоват. Учрежд. Гуманитарного профиля / Г.А. Золотова, Г.П. Дручинина, Н.К. Онипенко. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.

  2. Официальный сайт группы http://ljapis.ru/mihalok-avtobiography.html

  3. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Славянский Дом Книги, 2008.

  4. Интервью Сергея Михалка: «Мне приходится корчить из себя анархиста-психопата» на сайте http: //lenta.ru/video/2013/02/08/lyapis/

  5. Интервью Сергея Михалка "Как много зауми! Зауми, Михалок! Как-то ты раньше был проще" для белорусского радио euroradio.fm http://www.experty.by/node/1058

  6. Сайт свободной энциклопедии «Википедиа» http://ru.wikipedia.org

  7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2010.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа iconА. О. Вихляева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Особенности...
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа iconХрестоматия
Специальная психология: Хрестоматия / Сост и науч ред. Э. П. Кожевникова. – Тобольск: тгпи им. Д. И. Менделеева, 2006. – 187 с
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе
Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Дс. Ф. 3 Народное музыкальное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных...
План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Растения как символы в филателии и геральдике
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа iconД. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного...
Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа iconС. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева...
Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа iconМинистерство образования и науки Российской федерации
Менделеевские чтения-2006: Материалы XXXVII региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых....
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа iconА. Р. Иманова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Науч рук доцент,...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа iconЛекция №20 Тема «Побочная подгруппа VIII группы. Железо и его соединения»
Общая характеристика элементов VIII в группы периодической системы Д. И. Менделеева
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Хоровое дирижирование, Сольное и хоровое народное пение, Теория музыки, Музыкальное искусство эстрады (по видам), Музыкальное звукооператорское...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа iconО. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров...
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа iconЭ. А. Аминова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск моу «сош№7», г. Нефтеюганск, хмао
Низкая эффективность усвоения знаний также связана с недостаточной переработкой и инструментальной поддержкой, которые необходимы,...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Культурология как средство формирования...
Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте плечи. Покачивайте головой из стороны в сторону. Откройте глаза! Вы спокойны. Настроение...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис Трубецкой» в аспекте лингвистического анализа iconГ. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева Разработка тестов в среде Adobe
Интернет-технологии: язык разметки html, ссылки, абзацы, таблицы, рисунки, объекты; каскадно-стилевые таблицы css, элементы, классы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск