Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка)





НазваниеД. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка)
Дата публикации02.07.2013
Размер58.4 Kb.
ТипУчебные пособия
100-bal.ru > Литература > Учебные пособия
Песчанская Ю.Л.,

ТГСПА им. Д.И.Менделеева, г.Тобольск
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА)
В настоящее время особую роль в воспитании и обучении всесторонне развитого школьника приобретает формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка. Современный носитель языка должен знать и использовать правила построения речи в соответствии с контекстуальной, ситуативной, социальной сферой общения. Решение данной задачи возможно в рамках раздела «Синтаксис» русского языка, поскольку цель изучения синтаксиса - показать учащимся взаимодействие языковых единиц разных уровней и особенностей их функционирования, представить языковую систему как средство осуществления речевой деятельности.

Учебные пособия по русскому языку определяют следующие задачи изучения раздела «Синтаксис»: 1) дать учащимся основные понятия синтаксиса (предложение, словосочетание); 2) научить выполнять синтаксический разбор словосочетания и предложения; 3) помочь овладеть пунктуационными и стилистическими навыками.

Мы видим, что речевая направленность курса не является приоритетной. В отличие от традиционного подхода коммуникативная грамматика нацелена на аргументированный анализ структурных и семантических свойств языковых явлений во взаимообусловленном единстве с функцией как «способом участия данной языковой единицы в организации речи» [1, с. 317].

Коммуникативная компетенция - это «знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (речеведческие знания) - стили, типы, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста, и, наконец, собственно коммуникативные умения - умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, цели» [2, с.10].

Мы предприняли попытку оценить реализацию коммуникативного подхода в содержании раздела «Синтаксис» в распространенных учебниках по русскому языку за 8-9 класс. Это учебник Т.А. Лыдыженской, Л.А. Тростенцовой и других для 8 класса, 9 класса; учебник С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова и др. для 8 класса, 9 класса; учебник под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта (8 класс). Так же для анализа мы исследовали учебник В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Обычно в эти учебные пособия включаются основные разделы: о словосочетании; о простом и осложненном предложении; о сложном предложении. Кроме того, часто включается и «Пунктуация», затем описание единиц, больших, чем сложное предложение –сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, чужая речь в ее разновидностях (прямая, косвенная, несобственно-прямая речь). Существуют даже первые описания синтаксиса текста, правда, только в плане коммуникативно-синтаксической организации.

Однако главные различия учебников состоят в самом описании основных разделов: словосочетания, простого и сложного предложения.

Принципиально отличается своим построением структурой, подбором и даже, некоторыми теоретическими сведениями учебный комплекс под ред. В.В.Бабайцевой.

Почти в каждом упражнении есть вопрос по развитию речи (несмотря на отдельное учебное пособие). Обязательно вводятся упражнения для повторения орфографии. В заданиях к упражнениям требуется объяснение: Какой приём вы использовали?... Почему?... Обоснуйте свой ответ... Объясните...Поясните... и т.д. Каждое письменное задание, так или иначе, сопровождается устным объяснением.

Внимание уделяется работе над интонацией, которая влияет на смысл предложения в некоторых моментах и позволяет почувствовать логический конец мысли (предложения).

Здесь и различные виды разборов, и работа с текстом, и самостоятельное составление предложений для диктанта, и задания на составление рецензии на любую почитанную книгу, и работа по определению грамматических основ.

Система упражнений позволяет использовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Пособие дает возможность дифференцировать материал по степени сложности с целью осуществления индивидуального подхода к учащимся. Упражнения к разделу «Синтаксис» нацеливают на вдумчивый анализ высказывания, связи слов и их функции в речи.

Основная цель изучения раздела «Синтаксис и пунктуация» в учебнике для 8 класса С.Г. Бахударова, С.Е. Крючкова и др. – изучение различных видов простого предложения, в соответствии с которой составлены упражнения, закрепляющие, в основном, грамматические навыки обучающихся. Коммуникативный аспект выражен неявно.

В учебнике по русскому языку для 9 класса С.Г.Бархударова (стабильная программа) все задания практических упражнений сводятся в основном к расстановке пропущенных знаков препинания (в частности запятой) и определения типов предложения. Незначительно представлены задания по составлению предложений (развитие речи), а также работа с союзами (в союзных сложных предложения). В некоторых упражнениях видим элементы стилистической работы. Материал для упражнений подобран на основе произведений русской классики.

В 9 классе по программе Т.А. Ладыженской изучается один большой раздел «Сложное предложение. Культура речи». В учебник введены речеведческие понятия, связанные с анализом текста и составлением связного высказывания. Работа по развитию речи сопутствует в учебнике практически каждой грамматической теме. В конце раздела «Синтаксис» имеется материал для повторения, контрольные вопросы и задания, позволяющие определить уровень сформированности знаний, умений и навыков школьников.

Учебник для 8 класса под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта включает большой раздел «Речь». Основное внимание в соответствии с программой уделено речевому развитию, развитию связной речи школьников, что наиболее соответствует коммуникативному подходу к изучению русского языка. Каждый учебник имеет два раздела: «Язык. Правописание. Культура речи» и «Речь». Весь материал предлагается в единстве этих аспектов: через раздел «Речь» и через речевую направленность раздела «Язык».

Главная цель, которую преследуют авторы учебника, – познакомить школьников с основными признаками текста, чтобы они научились использовать разные типы речи, могли обосновать свое суждение, исправлять речевые недочеты, составлять и редактировать собственное высказывание.

В связи с этим в учебнике представлен большой теоретико-практический материал по построению текста. Здесь рассматриваются вопросы, связанные с темой и основной мыслью текста, анализируются смысловые отношения между предложениями и последовательность их в тексте, происходит знакомство с функциональными типами речи. Введены понятия монологической и диалогической, устной и письменной речи.

Кроме знакомства с речеведческими понятиями в учебнике представлен материал для проведения письменных работ: изложений, сочинений с различными творческими заданиями. Особое место занимают сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

В связи с развитием коммуникативной компетенции в каждой теме представлен материал, связанный с употреблением в речи той или иной языковой единицы, что нацеливает учащихся на осмысленное употребление единиц языка в построении высказывания.

Проанализировав речевую направленность при изучении раздела «Синтаксис» в учебных комплексах по русскому языку различных авторов, мы сделали вывод, что наибольшее отражение коммуникативный подход нашел в учебнике под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Наличие в распоряжении учителя не одного, а нескольких учебников обеспечивает ему возможность выбора не только самих учебников, но и определенной методической системы, заложенной и реализованной в соответствующем учебном комплексе.

Подводя итог, заметим, что в данной статье отражен только содержательный аспект реализации коммуникативного подхода в обучении, другие аспекты (мотивационный, технологический, деятельностный и др.) в дальнейшем составят предмет отдельного исследования.

Литература:

  1. Золотова, Г.А. Русский язык: От системы к тексту. 10 кл. : Учеб. пособие для факульт. занятий в общеобразоват. учрежд. гуманитарного профиля [Текст]/ Г.А. Золотова, Г.П. Дручинина, Н. К. Онипенко. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.

  2. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст]/О.М. Казарцева. – М.: Флинта. Наука, 1998. – 496с.

  3. Русский язык. 8, 9 класс. Учебник. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. (2009, 272с.) 

  4. Русский язык. 8, 9 класс. Учебник.  Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др. (2011, 239с.)

  5. Русский язык. 8, 9 класс. Учебник.  Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. (2011, 237с.)

  6. Русский язык. 5-9 классы. Учебник в 3 частях. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д.  (2012, 320с.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка) iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе
Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования
Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка) iconПояснительная записка Настоящая программа предназначена для поступающих...
«Филология»; особенности внедрения компетентностного подхода; специфика использования информационно-компьютерных технологий в преподавании...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка) iconСт пр. Кузьменко Н. А
Однако они во многом перекрещиваются, характеризуются целым рядом общих понятий и единством функционально – коммуникативного подхода...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка) icon«Добро пожаловать в Лондон!» (Знакомство учащихся с видами столицы...
...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка) iconМинистерство образования и науки Российской федерации
Менделеевские чтения-2006: Материалы XXXVII региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых....
Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка) iconА. Р. Иманова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Науч рук доцент,...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка) iconА. О. Вихляева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Особенности...
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка) iconХрестоматия
Специальная психология: Хрестоматия / Сост и науч ред. Э. П. Кожевникова. – Тобольск: тгпи им. Д. И. Менделеева, 2006. – 187 с
Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка) iconУчебно-тематический план по русскому языку 26 Календарно-тематическое...
Настоящая рабочая программа разработана учителями русского языка и литературы мбоу «Гимназия №1» г. Нижневартовска для реализации...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка) iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных...
План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся
Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка) iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка) iconУрока русского языка. Тема: «Однородные члены предложения» Номинация...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «кемеш – кульская средняя общеобразовательная школа»
Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специфика использования приемов здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного на уроках русского языка, реализуемых в рамках фгос...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка) iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного подхода в содержании образования (на примере русского языка) iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Растения как символы в филателии и геральдике
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск