Скачать 58.4 Kb.
|
Песчанская Ю.Л., ТГСПА им. Д.И.Менделеева, г.Тобольск СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА) В настоящее время особую роль в воспитании и обучении всесторонне развитого школьника приобретает формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка. Современный носитель языка должен знать и использовать правила построения речи в соответствии с контекстуальной, ситуативной, социальной сферой общения. Решение данной задачи возможно в рамках раздела «Синтаксис» русского языка, поскольку цель изучения синтаксиса - показать учащимся взаимодействие языковых единиц разных уровней и особенностей их функционирования, представить языковую систему как средство осуществления речевой деятельности. Учебные пособия по русскому языку определяют следующие задачи изучения раздела «Синтаксис»: 1) дать учащимся основные понятия синтаксиса (предложение, словосочетание); 2) научить выполнять синтаксический разбор словосочетания и предложения; 3) помочь овладеть пунктуационными и стилистическими навыками. Мы видим, что речевая направленность курса не является приоритетной. В отличие от традиционного подхода коммуникативная грамматика нацелена на аргументированный анализ структурных и семантических свойств языковых явлений во взаимообусловленном единстве с функцией как «способом участия данной языковой единицы в организации речи» [1, с. 317]. Коммуникативная компетенция - это «знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (речеведческие знания) - стили, типы, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста, и, наконец, собственно коммуникативные умения - умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, цели» [2, с.10]. Мы предприняли попытку оценить реализацию коммуникативного подхода в содержании раздела «Синтаксис» в распространенных учебниках по русскому языку за 8-9 класс. Это учебник Т.А. Лыдыженской, Л.А. Тростенцовой и других для 8 класса, 9 класса; учебник С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова и др. для 8 класса, 9 класса; учебник под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта (8 класс). Так же для анализа мы исследовали учебник В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Обычно в эти учебные пособия включаются основные разделы: о словосочетании; о простом и осложненном предложении; о сложном предложении. Кроме того, часто включается и «Пунктуация», затем описание единиц, больших, чем сложное предложение –сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, чужая речь в ее разновидностях (прямая, косвенная, несобственно-прямая речь). Существуют даже первые описания синтаксиса текста, правда, только в плане коммуникативно-синтаксической организации. Однако главные различия учебников состоят в самом описании основных разделов: словосочетания, простого и сложного предложения. Принципиально отличается своим построением структурой, подбором и даже, некоторыми теоретическими сведениями учебный комплекс под ред. В.В.Бабайцевой. Почти в каждом упражнении есть вопрос по развитию речи (несмотря на отдельное учебное пособие). Обязательно вводятся упражнения для повторения орфографии. В заданиях к упражнениям требуется объяснение: Какой приём вы использовали?... Почему?... Обоснуйте свой ответ... Объясните...Поясните... и т.д. Каждое письменное задание, так или иначе, сопровождается устным объяснением. Внимание уделяется работе над интонацией, которая влияет на смысл предложения в некоторых моментах и позволяет почувствовать логический конец мысли (предложения). Здесь и различные виды разборов, и работа с текстом, и самостоятельное составление предложений для диктанта, и задания на составление рецензии на любую почитанную книгу, и работа по определению грамматических основ. Система упражнений позволяет использовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Пособие дает возможность дифференцировать материал по степени сложности с целью осуществления индивидуального подхода к учащимся. Упражнения к разделу «Синтаксис» нацеливают на вдумчивый анализ высказывания, связи слов и их функции в речи. Основная цель изучения раздела «Синтаксис и пунктуация» в учебнике для 8 класса С.Г. Бахударова, С.Е. Крючкова и др. – изучение различных видов простого предложения, в соответствии с которой составлены упражнения, закрепляющие, в основном, грамматические навыки обучающихся. Коммуникативный аспект выражен неявно. В учебнике по русскому языку для 9 класса С.Г.Бархударова (стабильная программа) все задания практических упражнений сводятся в основном к расстановке пропущенных знаков препинания (в частности запятой) и определения типов предложения. Незначительно представлены задания по составлению предложений (развитие речи), а также работа с союзами (в союзных сложных предложения). В некоторых упражнениях видим элементы стилистической работы. Материал для упражнений подобран на основе произведений русской классики. В 9 классе по программе Т.А. Ладыженской изучается один большой раздел «Сложное предложение. Культура речи». В учебник введены речеведческие понятия, связанные с анализом текста и составлением связного высказывания. Работа по развитию речи сопутствует в учебнике практически каждой грамматической теме. В конце раздела «Синтаксис» имеется материал для повторения, контрольные вопросы и задания, позволяющие определить уровень сформированности знаний, умений и навыков школьников. Учебник для 8 класса под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта включает большой раздел «Речь». Основное внимание в соответствии с программой уделено речевому развитию, развитию связной речи школьников, что наиболее соответствует коммуникативному подходу к изучению русского языка. Каждый учебник имеет два раздела: «Язык. Правописание. Культура речи» и «Речь». Весь материал предлагается в единстве этих аспектов: через раздел «Речь» и через речевую направленность раздела «Язык». Главная цель, которую преследуют авторы учебника, – познакомить школьников с основными признаками текста, чтобы они научились использовать разные типы речи, могли обосновать свое суждение, исправлять речевые недочеты, составлять и редактировать собственное высказывание. В связи с этим в учебнике представлен большой теоретико-практический материал по построению текста. Здесь рассматриваются вопросы, связанные с темой и основной мыслью текста, анализируются смысловые отношения между предложениями и последовательность их в тексте, происходит знакомство с функциональными типами речи. Введены понятия монологической и диалогической, устной и письменной речи. Кроме знакомства с речеведческими понятиями в учебнике представлен материал для проведения письменных работ: изложений, сочинений с различными творческими заданиями. Особое место занимают сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. В связи с развитием коммуникативной компетенции в каждой теме представлен материал, связанный с употреблением в речи той или иной языковой единицы, что нацеливает учащихся на осмысленное употребление единиц языка в построении высказывания. Проанализировав речевую направленность при изучении раздела «Синтаксис» в учебных комплексах по русскому языку различных авторов, мы сделали вывод, что наибольшее отражение коммуникативный подход нашел в учебнике под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Наличие в распоряжении учителя не одного, а нескольких учебников обеспечивает ему возможность выбора не только самих учебников, но и определенной методической системы, заложенной и реализованной в соответствующем учебном комплексе. Подводя итог, заметим, что в данной статье отражен только содержательный аспект реализации коммуникативного подхода в обучении, другие аспекты (мотивационный, технологический, деятельностный и др.) в дальнейшем составят предмет отдельного исследования. Литература:
|
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования | Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для поступающих... «Филология»; особенности внедрения компетентностного подхода; специфика использования информационно-компьютерных технологий в преподавании... | ||
Ст пр. Кузьменко Н. А Однако они во многом перекрещиваются, характеризуются целым рядом общих понятий и единством функционально – коммуникативного подхода... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
«Добро пожаловать в Лондон!» (Знакомство учащихся с видами столицы... ... | Министерство образования и науки Российской федерации Менделеевские чтения-2006: Материалы XXXVII региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.... | ||
А. Р. Иманова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Науч рук доцент,... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | А. О. Вихляева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Особенности... «Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова» | ||
Хрестоматия Специальная психология: Хрестоматия / Сост и науч ред. Э. П. Кожевникова. – Тобольск: тгпи им. Д. И. Менделеева, 2006. – 187 с | Учебно-тематический план по русскому языку 26 Календарно-тематическое... Настоящая рабочая программа разработана учителями русского языка и литературы мбоу «Гимназия №1» г. Нижневартовска для реализации... | ||
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных... План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся | Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | ||
Урока русского языка. Тема: «Однородные члены предложения» Номинация... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «кемеш – кульская средняя общеобразовательная школа» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специфика использования приемов здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного на уроках русского языка, реализуемых в рамках фгос... | ||
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | Д. И. Менделеева, г. Тобольск Растения как символы в филателии и геральдике Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7 |