Скачать 95.77 Kb.
|
Специфика использования приемов здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного на уроках русского языка, реализуемых в рамках ФГОС основного образования Ильина А.В. МБОУ СОШ №6 г. Шебекино Белгородской области Целью образовательного процесса современной школы помимо вооружения обучения прочными предметными навыками продолжает оставаться сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Данная проблема существовала изначально, не только с внедрением ФГОС. Так для ее реализации педагоги использовали разнообразные приемы в своей работе: – соблюдение светового и теплового режимов в ходе образовательного процесса (проветривание, свет, доска и т.д.); – смена видов учебной деятельности (4–7 видов за урок, продолжительностью каждого 7–10 мин.); – количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.), норма – не менее трех; – чередование видов преподавания, норма: не позже, чем через 10–15 мин. - наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учеников; – правильное применение ТСО; – поза учащихся за партой; – наличие физкультминуток, динамических пауз, минуток релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, массаж активных точек; – наличие здоровьесберегающих вопросов в содержательной части урока; – наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация: стремление больше узнать, радость познания, интерес); – психологический климат на уроке, взаимоотношения учитель-ученик и ученик-ученик; – наличие на уроке эмоциональных разрядок (юмор, афоризм, музыка и т.д.); – плотность урока, т.е. количество времени на учебную работу (60–80% урока); – спокойное завершение урока. [8,с.1] Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Так основными требованиями к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС являются следующие: • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; • вывод делают сами обучающиеся; • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; • времясбережение и здоровьесбережение; • в центре внимания урока — дети; • учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; • умение демонстрировать методическое искусство учителя; • планирование обратной связи; • урок должен быть добрым. Как видно из вышеперечисленного, среди основных требований выделяются времясбережение и здоровьесбережение. И это не случайно: в современном мире вне школы большинство ребят ведут малоподвижный образ жизни (что связано с чрезмерным увлечением разнообразными гаджитами). Таким образом, задачи, определяющие новую структуру урока, должны быть, на мой взгляд, следующими:
Одним из решением заявленных задач является систематическое использование в учебном процессе технологии В.Ф. Базарного–знаменитого хирурга–офтальмолога, доктора медицинских наук, профессора, ранее руководившего лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии наук СССР в городе Красноярске, или её приёмов. Владимир Филиппович Базарный двадцать лет занимался изучением влияния школы на здоровье в Московской областной научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования в городе Сергиев Посад Московской области. За это время специалистами этой лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания. По мнению В.Ф.Базарного, сегодня вся концептуальная основа школьной жизни ориентирована против природы ребёнка, так как учебный процесс с его пассивностью и чрезмерной усидчивостью пагубно сказывается на его здоровье. Вывод учёного: «Современная школа должна быть объявлена вне закона. Учёные бьют в набат, но государство их не слышит. А ведь сегодня мы уже находимся в критическом положении - ежегодно ситуация с психическим и физическим здоровьем ухудшается в два раза. Спровоцирована эпидемия – больные родители не могут иметь здоровых детей. Большинство юношей не годно к армейской службе. Чего же мы ещё ждём?» Пытаясь решить возникшую проблему, доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000 образовательных учреждений работают по технологии Базарного. Какие же принципы В.Ф. Базарный предложил использовать во всех школах? Рассмотрим некоторые из них: Во-первых, учебные занятия должны проводиться в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма. Организм ребенка сам тянется к тому, что для него желательно. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу. Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции автор предлагает использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры “Бегущие огоньки”. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета. В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам должен применяться специально разработанный “Экологический букварь” (картина-панно), расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически “бескнижного” обучения в начальной школе, что исключает формирование у детей «шизоидной психической конституции» и раннюю потерю зрения. Разумеется, компьютеры в этом возрасте абсолютно исключены. В-четвёртых, важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они должны проводиться в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки (коромысла), позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее. К сожалению, не все современные школы полноценно оснащены необходимым оборудованием для реализации приемов технологии В.Ф Базарного. Так школа, в которой я работаю на протяжении восьми лет, не оснащена специальным оборудованием для проведения уроков по ФГОС. Несмотря на это в собственной практике ежеурочно использую авторские приемы. В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, при проведении разминок на уроках русского языка (повторение изученного ранее) использую зрительные метки и пальчиковую гимнастику на расслабление мышц пальцев, так как на уроке обучающиеся много пишут. Приведу пример использования приёмов технологии В.Ф.Базарного на отдельных этапах урока русского языка по теме «Самостоятельные и служебные части речи» в 7 классе: Этап «Разминка» А) Словарная работа (повторить написание ранее изученных слов) На доске: Колонна Поразительный Желанная Бассейн Дистанция Мяч
Б) Синтаксическая пятиминутка
Спортсмены Результат Победа Плавательная Короткая Кожаный
(согласование, управление): Спортивная колонна - именное, согласование Поразительный результат - именное, согласование Желанная победа - именное, согласование Плавательный бассейн - именное, согласование Короткая дистанция - именное, согласование Кожаный мяч-именное, согласование (мяч из кожи - именное, управление)
В) Физкультминутка по методике Базарного. (Визуальный тренажер. Гимнастика для глаз) Далее необходимо отметить, что важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они должны проводиться в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любом месте класса. Следующий этап урока: Этап «Работа по теме урока» А) Слово учителя
(Определение частей речи.)
(Служебные части речи)
(союз, предлог, частица)
Б) Работа с учебником и грамматическими тетрадями
На стене в классе есть подсказка, давайте прочтем и запишем в грамматические тетради (методика В.Ф. Базарного. Упражнение на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции). В) Физкультминутка по методике Базарного. Пальчиковая гимнастика на расслабление мышц пальцев. Таким образом, в моей практике систематически применяются приёмы технологии доктора В.Ф.Базарного. И могу заверить, что на моих уроках не существует проблемы учебной дисциплины, поскольку детям интересно учиться. Отношения между всеми участниками образовательного процесса стали более благожелательными, на что повлияла общность благого дела – сохранения здоровья. Итак, несмотря на то, что большинство школ основного звена еще не перешли на реализацию данного стандарта, осознавая особую важность процесса здоровьесбережения, я структурирую собственную образовательную деятельность, соблюдая требования нового стандарта, и считаю, что деятельность в данном направлении окажется плодотворной. Надеюсь, что обучающиеся не только полноценно овладеют знаниями о собственном здоровье, но и будут их систематически применять в собственной жизни. Информационные источники:
|