Скачать 52.19 Kb.
|
Тема: Моральные ценности личности на примере главных героев произведений Пушкина А.С. «Евгений Онегин» и Лермонтова М.Ю. «Герой нашего времени». Тип урока: обобщение и повторение знаний Цель: Закрепить формирование представлений учащихся, что основным и единственным субъектом моральной деятельности является личность, ответственная за свои поступки. Задачи: 1 Повторить терминологию, способы работы с текстом. 2 Развивать умения рассуждать и делать выводы, сравнивать, подводить итог. 3 Воспитывать в учащихся моральные и нравственные качества, потребность в хороших поступках. Класс: 9 класс Интегрирование предметов: обществознание и литература Оборудование: Доска с эпиграфом и таблицей (Как понимали личность И.Кант и З.Фрейд); определения понятий на отдельных листах, прикрепленных к доске; учебники литературы и обществознания; тексты произведений Пушкина и Лермонтова; критические статьи Белинского; выдержки из текстов Евгений Онегин и Герой нашего времени; карточки с заданиями; заготовки для игры «Ромашка» 4 штуки; таблицы «Жизненные ценности Е. Онегина и Г. Печорина»; рабочие тетради. Понятия: Личность, индивидуум, индивидуализм, человек, общество, индивидуальность, ценности, мораль, нравственность, моральные нормы, моральная ответственность. Ход урока Организация класса. Постановка целей урока. Учитель обществознания. Ребята сегодня мы с Вами еще раз поговорим о морали и нравственности, разберем связь личных качеств и ценностей с поведением людей на примере героев произведений Пушкина и Лермонтова. Изучение нового материала 1) Личность (на доске вывешены понятия и их определения: человек, индивид, индивидуальность, личность, индивидуум) Учитель обществознания. - Как связаны между собой эти понятия? - Дайте краткую характеристику личностей Е. Онегина и Г. Печорина, используя текст произведений и критическую литературу. - Обратите внимание на таблицу на доске, проследим, как понимали что такое личность И. Кант и З. Фрейд, выявим схожесть и различие в их точках зрения.
2) Понятие ценности. - Что такое ценность? -Перечислите Ваши жизненные ценности. Учитель литературы. - Разобраться в ценностях героев Пушкина и Лермонтова поможет Вам следующее задание. Заполните табличку, отметьте в ней главные ценности Онегина и Печорина и вслух обоснуйте Ваш выбор. (таблички раздаются всем уч-ся)
Учитель обществознания. 3) Что такое мораль? Вопросы и задания классу - Зачем человеку мораль? - Сейчас двое из Вас получат карточки с индивидуальными заданиями. Вы должны их выполнить в тетради и кратко нам объяснить Ваше понимание проблемы Задание 1 Прочитайте христианские заповеди, чему они учат? -Почитай отца своего и мать свою. - Не убивай. - Не прелюбодействуй. -Не кради. - Не лги. -Не завидуй. Задание 2 Во многих религиях мира есть общие принципы и системы нравственных ценностей. Какие выводы можно сделать из их анализа. -Не делай другим того, что сам считаешь злом (Буддизм) -Что ненавистно тебе, того не делай другому (Иудаизм) -Считай прибыль ближнего своего его прибылью, а его потерю своей потерей (Даосизм) Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре и брату своим , того же , что себе желает. (Ислам) Учитель литературы. - Раскрыть отношение героев Пушкина и Лермонтова к окружающим их людям. Показать моральные и аморальные поступки, (раздать выдержки из текстов произведений всем уч-ся) Учитель обществознания. 4) Моральная ответственность - Что такое моральная ответственность? -Какое наказание следует дать человеку за нарушение моральных норм? Учитель литературы. Поступки имеют последствия, иногда их трудно просчитать. Но так как человек должен отвечать за свои действия и поступки, то он должен взвешивать и просчитывать все возможные варианты последствий своих поступков. Давайте возьмем знаменитую Бэлу Лермонтова. Герой, совершил необдуманный поступок, по отношению к Бэле, он поступил опрометчиво, тем самым навредил себе, внес горе и раздор в семью, испортил жизнь самой Бэлы. Закрепление нового материала Учитель литературы. 1) Игра «Ромашка» (парная работа) Уч-ся получают Ромашку и на ее лепестках пишут Ценности и Идеалы Е. Онегина и Г. Печорина. Учитель обществознания. Вопрос классу 2) В чем состоит высший смысл моральных ценностей и идеалов. Итог урока Учитель литературы. -Итак, какие моральные качества были, присуши Печорину и Онегину? Учитель обществознания. -Что является основными моральными ценностями для современного человека и Вас? Д/З Написать небольшое сочинение –эссе на тему «Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь» Л.Н.Толстой и текст параграфа № Оценки Интегрированный урок обществознания и литературы в 9 классе Тема: «Моральные ценности личности на примере главных героев произведений Пушкина А.С. «Евгений Онегин» и Лермонтова М.Ю. «Герой нашего времени». » Подготовили : учитель истории сош п. Николевский Балаковского района Асанова Алла Валерьевна, учитель литературы сош п. Николевский Балаковского района Курбанова Фатимат Багаудиновна |