Скачать 100.68 Kb.
|
Утверждаю научный руководитель, зам. директора по научной работе Государственного учреждения «Институт художественного Образования» Российской академии образования д.п.н., профессор, ___________ Л. Г. Савенкова Интегрированная программа «Наследие Леонардо да Винчи» для 10 - 11 классов Автор учитель информатики и информационно коммуникационных технологий Бабиченко Вера Викторовна Под редакцией Л.Г.Савенковой Москва, 2008 Средняя общеобразовательная школа №875 Западного административного округа города Москвы Государственное учреждение «Институт художественного образования» Российской академии образования Программа «Наследие Леонардо да Винчи» для 10 - 11 классов создана учителем информатики и информационно коммуникационных технологий Общеобразовательной школы №875 Западного административного округа г. Москвы, Бабиченко Верой Викторовной. Научный руководитель – д.п.н., профессор Л.Г.Савенкова. В основе интегрированной программы «Наследие Леонардо да Винчи» лежит анализ большого количества публикаций по истории науки и искусства. Программа одобрена Государственным учреждением «Институт художественного образования» Российской академии образования для внедрения в практику экспериментальной школы №875 г. Москвы. Пояснительная запискаИскусство, как и наука, - метод познания мира. Между наукой и искусством масса различий, но есть и много общего. Никто не станет спорить о том, что наука и искусство исследуют один и тот же мир, но пользуются для этого разными способами. Наука применяет в основном дедуктивный метод, когда из некоторых исходных положений (аксиом, постулатов) логически выводятся следствия, которые затем сопоставляются с результатами экспериментов Искусство пользуется в основном интуитивными методами, а наука – точными: опытом, анализом. В то же время искусство тоже связано с опытом и анализом, а точным наукам не чужд эстетический подход к созданию модели мира. И математики, и физики – от Пифагора до Эйнштейна – искали красоты решений, видимо интуитивно чувствуя, что правильное решение задачи должно быть красивым… Математика по своей сути – чистая логика, и, тем не менее, она знает такое не логическое понятие, как «красота». Люди, занимающиеся математикой, знают, что нередко существует несколько доказательств какой-либо теоремы. Они все безупречно правильны, но любой математик выделит из них одно или два, отличающиеся особой красотой. Эта красота является ощущением того, какими тонкими логическими ходами, переплетением их и часто неожиданными заимствованиями из других разделов математики получено доказательством. Многие особо ценят при этом не столько результат (содержание теоремы), сколько ее изящное доказательство. Но известны случаи, когда поэт или писатель, мастер интуиции, применял ее для исследования объектов, традиционно изучаемых лишь логическими методами. Способен ли художник, профессионально не владеющий научными знаниями, угадать нечто новое, упускаемое учеными? На этот вопрос можно дать определенно положительный ответ. Можно, например, вспомнить знаменитую поэму Лукреция Кара «О природе вещей», в которой изложены вполне современные физические представления, роман Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», где была предсказана возможность создания лазерного оружия, роман Анатолия Франса «Остров пингвинов», завершающийся описанием разгула городского терроризма с применением сверхмощный бомб, по действию похожих на атомные. Нельзя не вспомнить и роман Жюля Верна, предсказания, которые сбылись на 80%... Наука, как и все виды искусства, требует воображения. Прежде всего, ученому требуется воображение, чтобы увидеть: есть вещи, которые можно открывать! Леонардо да Винчи знают как выдающегося художника, хотя, возможно, он написал всего двадцать картин, дюжина из которых сохранилась, и только семь бесспорно принадлежат ему. Но мало кто знает, что Леонардо был еще и изобретателем. Инженерное наследство Леонардо состоит из длинного списка изобретений, которые опередили существовавшие тогда технологии на сотни лет. Он работал для будущего. В этом смысле он – первый и выдающийся футурист. Занимаясь наукой, инженерными расчетами или время от времени искусством, он работал как настоящий ученый. Единство науки и искусства, их взаимное дополнение и составляют модель Леонардо. Глубокая взаимосвязь живописи и изобретательской деятельности, которая отмечается в многочисленных исследованиях творчества Леонардо да Винчи, делает весьма эффективным построение учебного курса, посвященного инженерной и изобретательской деятельности Леонардо, с применением современных мультимедийных средств. Средства компьютерной графики позволяют показать специфику образного мышления, которое Леонардо демонстрирует в своих изобретениях и проектах. Изучить наследие Леонардо необходимо, чтобы найти точки соприкосновения между наукой и искусством – в живописи, архитектуре, скульптуре, музыке, математике, физике, биологии и инженерном искусстве – и восстановить разорванные связи между культурами. Курс рассчитан на два года. В течение первого – ребята изучают наследие Леонардо да Винчи, историю науки начиная с периода рассвета цивилизаций до сегодняшних понятий квантовой физики. В течение второго года – исследуют воплощение идей Леонардо до Винчи в современном мире. По окончании курса ученики представляют свои проектные работы. Цели и задачиОбразовательная: В процессе изучения данного курса ученики познакомятся с материалом, выходящим за рамки школьной программы. Это расширит их кругозор и поможет создать целостное представление о картине мира. Воспитательная: Такая программа позволит ученикам старших классов понять ценность изобретений Леонардо да Винчи и вызвать интерес к изучению таких фундаментальных наук как математика, физика, биология, химия и других. Развивающая: - Развитие учебных навыков (поиск информации из различных источников, отбор и систематизация найденного материала, обобщение данных, публичное представление результатов своей работы); - Развитие интереса к исследовательской деятельности; - Формирование оценочного, осмысленного отношения к творческой деятельности человека; - Формирование философского мышления; - Формирование информационно-технологической компетентности; - Учащиеся получают навыки работы в профессиональных компьютерных программах и поисковых системах Internet; - Развитие эстетического вкуса; - Формирование проектного мышления. Ученики осваивают профессиональные компьютерные программы: - Adobe Photoshop CS2.3 - Adobe Creative Suite 2.3 Premium - Visual Studio Тематическое планирование
«Речная вода, которой ты касаешься рукой, только что пришла и уже утекает; то же происходит и с мгновениями времени. Достойно прожитая жизнь – длинна»1
2.1 Сила наблюдательности 2.2 Скульптурная модель науки «Больше всего достойна похвалы та форма живописи, которая больше всего похожа на то, чему подражает».
«Математика… оперирует конечными и бесконечными величинами с наибольшей точностью. И никто не рискнет предположить, что два раза по три больше или меньше, чем шесть, или, что сумма углов треугольника меньше, чем два прямых угла. Тут все предположения рассыпаются в прах, а науки эти доставляют своим приверженцам такое умиротворение, какое не могут дать иллюзорные науки, занимающие мозг». 3.1 Происхождение чисел 3.1.1 Счет в Месопотамии 3.1.2 Числовая система майя 3.1.3 Великое наследие индусов и арабов 3.2 Второй Леонардо: Пизано 3.2.1 Задача о кроликах и числа Фибоначчи 3.2.2 Геометрические структуры, ассоциируемые с ψ: золотой четырехугольник, золотой треугольник, золотая точка, золотая пирамида и логарифмическая спираль 3.3 Измеримые параметры и основные неопределенности 3.3.1 Длина: краткая история 3.3.2 Масса
«Изобретатели являются толкователями природы»
«Тот, кто любит заниматься практическими занятиями, не зная науки, подобен кормчему, который пускается в плавание без руля и ветрил» 5.1 Египетские пирамиды 5.1.1 Первый ученый – зодчий цивилизации 5.1.2 Симметрия в пирамидах и золотая пирамида 5.2 Божественная пропорция в античном мире: античная Греция 5.3 Греко – римская скульптура 5.4 Математическая мозаика, многоугольники и многогранники 5.5 Математическая мозаика Пенроуза 5.6 Правильные многогранники 5.7 «Тайная вечеря» Сальвадора Дали 5.8 Полуправильные многогранники 5.9 Проекты Леонардо да Винчи (многогранные формы)
«Природа – наш самый мудрый учитель» 6.1 Симметрия и ее формы в природе, симметрия физических законов 6.2 Природные математические формы 6.3 Логарифмическая спираль. Spira Mirabilis 6.4 Спиральный филлотаксис 6.4.1 Скорость и иллюзорные спирали 6.5 Божественная пропорция и анатомия человека 6.5.1 Божественная пропорция в эстетике лица 6.5.2 Маска Маркуардта
«Первым делом художник должен заставить плоскую поверхность отразить тело так, будто оно создано и существует отдельно от этой плоскости… Это достигается… с помощью света и тени… Что касается живописи, перспектива делится на три части… первая часть – это уменьшение размера тел по мере их удаления; вторая часть – ослабление цвета этих тел; третья часть – это уменьшение четкости формы и границ, которую тела демонстрируют на разных расстояниях» 7.1 Перспектива, симметрия и форма 7.2 Проектная геометрия 7.3 Одно-, двух-, трех- и четырехточечная перспектива 7.4 Золотой прямоугольник и графическая композиция 7.5 «Поклонение волхвов» и золотая точка 7.6 Круговые рисунки или тондо 7.7 Динамическая симметрия в архитектуре II тысячелетия 7.8 Собор Парижской Богоматери и башни Петронас 7.9 Мираж, изображение, камуфляж 7.10 Камуфлированное искусство: техника тайнописи 7.10.1 Анаморфоз 7.11 Оптические иллюзии и образы 7.12 Вдохновение облаками 7.13 Применение ψ в перспективе
«Глаза как зеркало души» 8.1 Глаз художника 8.2 Глаз модели 8.3 Сдвиг влево
«О чудесная наука, ты не даешь исчезнуть мимолетной красоте смертных, и ты обладаешь большей прочностью, чем творения природы, которые непрерывно меняются с течением времени, приближаясь к неизбежной старости. И эта наука также связана с божественной природой, как ее творения с творениями природы, и по этой причине она заслуживает глубокого уважения» 9.1 «Тайная вечеря» 9.2 Три женщины 9.3 Высокие технологии выявляют подделки
«Человеческая мудрость… никогда не придумает более прекрасное, простое и завершенное творение, чем природа, потому что в ее изобретениях ничто не является недостаточным или лишним» 10.1 Проблески будущего 10.2 Замок, приклад и дуло 10.3 Полет человека 10.4 Мост для султана 10.5 Точные модели «умозрительных изобретений» 10.6 Леонардо – хронометрист 10.7 Анатомические исследования
«Тот, кто смотрит на звезды, не изменяет своих решений» 11.1 Масштаб пространства и времени 11.2 Революция Коперника 11.3 Закон движения падающих тел – прямолинейное движение 11.4 Закон всемирного тяготения: объединение земной и небесной физики
«Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой»
Список литературы
1 Здесь и далее цитаты из кодексов Леонардо да Винчи |
Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения» Прочитав название моего реферата можно подумать, почему же я выбрала именно Леонардо да Винчи? Я могу объяснить три, самые весомые... | Жизнь и творчество Леонардо да Винчи Более 500 лет назад для молодого Леонардо да Винчи Флоренция выглядела точно также, как она выглядит для молодого честолюбивого художника... | ||
Положение о международном детском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» «Леонардо» (Далее «Фестиваль») рассматривает роль Человека в его взаимоотношениях с окружающим миром и с себе подобными. Именно поэтому... | Леонардо да Винчи Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | ||
Вопросы: Что положено в основу эпохи Возрождения? (Клочинский Костя) ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: презентация: портреты И. С. Тургенева, Е. Базарова, иллюстрации, репродукции Рафаэля, Леонардо да Винчи, проектор | ||
Содержание введение 2 Италии XV века. Его произведения вызвали настоящий переворот в европейском искусстве и оказали огромное влияние на последующие поколения... | Реферат по мировой художественной культуре на тему «Многогранность творчества Леонардо да Винчи» Эпоха Возрождения была важной вехой в истории мировой культуры. Именно тогда произошел переход от средневекового аскетизма к подлинному... | ||
1. «Образ женщины в искусстве Возрождения». Леонардо да Винчи Именно поэтому сохранилось множество изображений Мадонны на иконах, картинах и фресках. Каждый живописец вкладывал в ее образ что-то... | Вернадский Владимир Иванович Леонардо да Винчи. В XVIII в в России выделилась могучая фигура М. В. Ломоносова, который внёс крупный вклад в развитие астрономии,... | ||
Конспект урока изобразительного искусства. 6 класс. Тема: «Изображение... Зрительный ряд: Репродукции картин Ма Юань. Пейзаж, Леонардо до Винчи «Мона Лиза», Рафаэль «Мадонна», Н. Пуссен, П. Синьяк «Берега... | Сегодняшнего урока «Кислоты в нашей жизни». Мы уже начинали изучать... Не случайно эпиграфом урока являются слова Леонардо Да Винчи: «Опыт есть истинный учитель»: моделируя в наших опытах процессы, происходящие... | ||
Реферат по обж "летающий танк" Леонардо да Винчи. Хотя принцип работы не совсем ясен, понятно, что великий итальянец интуитивно уловил возможность применения для... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Механизмы применялись уже в глубокой древности, например, ловушки для зверей в каменном веке. Две тысячи лет назад в трудах Герона... | ||
Военно-историческое наследие в школьном краеведении Военно-историческое наследие один из традиционных учебно-воспитательных компонентов отечественной педагогики | Положение о IV всероссийском конкурсе студенческих научно-исследовательских... «Молодежь и наследие», посвященном 300-летию церкви Преображения Господня Кижского погоста |