Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения»





НазваниеРеферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения»
страница1/5
Дата публикации31.03.2015
Размер0.61 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Военное дело > Реферат
  1   2   3   4   5



Западный Административный Округ города Москва

Средняя общеобразовательная школа №802

Реферат

По Мировой Художественной Культуре на тему:
«Леонардо да Винчи.

Жизнь Великого Гения».
Учитель:

Постникова С. С.
Работа

Ученицы 9 «А» класса

Саболек Марианны Петаровны

Москва 2006 г.

ПЛАН РЕФЕРАТА
1. Пролог

2
2. Введение

3
3. Ранний период: Флоренция (1452 - 1482)

4
4. Первый миланский период (1482 - 1499)

11
4.1. Тайная вечеря

15
5. Второй Флорентийский период (1500 - 1503)

22
6. Второй миланский период (1503 - 1515)

28
6.1. «Битва при Ангиари»

28
6.2. Идеальная женщина Лиза дель Джокондо (Мона Лиза)

30
7. Последние годы жизни (1515 – 1519)

35
7.1. Духовное завещание Леонардо да Винчи

36
8. Эпилог

40
9. Список используемой литературы

41
1. ПРОЛОГ
Прочитав название моего реферата можно подумать, почему же я выбрала именно Леонардо да Винчи? Я могу объяснить три, самые весомые для меня, причины.

Во-первых, Леонардо да Винчи всегда интересовал, интересует и, я надеюсь, будет интересовать большинство людей, в том числе и меня. Нельзя не поразится тому объему знаний, которым он обладал, и тому количеству сфер деятельности, в которых он участвовал. Леонардо да Винчи был живописцем и скульптором, архитектором и инженером, в том числе и военным, математиком и астрономом; занимался математикой, астрономией, картографией, анатомией механикой… И никогда нельзя было сказать точно, кем по-настоящему был Леонардо: он всегда подстраивался под политическую обстановку города, в котором жил (в мирное время он был, например, живописцем, в военное – военным инженером и картографом).

Вторая причина, по которой я заинтересовалась Леонардо, - это книга Дэна Брауна «Код да Винчи». После того, как я ее прочитала и узнала вещи, о которых не знала раньше, Леонардо да Винчи как личность еще больше заинтересовал меня. К тому же я интересуюсь историей и историческими личностями, и такого Великого Гения, как Леонардо да Винчи, я не могла обделить вниманием. Это и есть третья причина моего выбора.


2. ВВЕДЕНИЕ
Флоренция была колыбелью итальянского Возрождения. XV и XVI век называют золотой эпохой Флоренции.

Летом 1502 г. жители Флоренции часто видели на улицах человека необычной наружности. Длинные волосы, тронутые сединой, струились из-под широкого берета на плечи и спину. Большая борода обрамляла лицо, спускалась до половины груди. Густые широкие брови нависали над внимательными глазами. Высокую могучую фигуру скрывала просторная одежда.

Один из величайших художников эпохи Возрождения был еще и выдающимся ученым, мыслителем и инженером. Он всю жизнь наблюдал и изучал природу – небесные светила и законы их движения, горы и тайны их возникновения, воды и ветры, свет солнца и жизнь растений. Как часть природы он рассматривал и человека, тело которого подчинено физическим законам, а лицо – служит еще «зеркалом души». Свою пытливую, деятельную, беспокойную любовь к природе он проявлял во всем. Именно она помогала ему открывать законы природы, именно эта любовь сделала его величайшим художником, с одинаковым вниманием запечатлевающим распускающийся цветок, выразительный жест человека и туманную дымку над горами.

Этого человека звали Леонардо да Винчи, жизнь которого можно разделить на пять основных периодов.




3. РАННИЙ ПЕРИОД: ФЛОРЕНЦИЯ (1452 - 1482)
«Думая, что я учился жить,

я учился умирать»

Леонардо да Винчи
Художник родился 15 апреля 1452 года в тосканском городке Винчи, близ Эполи, у подножия Албанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой. Одной стороной Винчи спускается в долину Арно, где лежит Флоренция, а другой поднимается вверх, к скалам. Величественный пейзаж открывается в тех местах, где протекало его детство: темные уступы гор, буйная зелень виноградников и туманные дали. Далеко за горами – Средиземное море, которое не видно из Анкиано. Затерянное местечко. Но рядом и просторы, и высь.

Городок Винчи никогда не отличался большими размерами, однако у него, как и у любого города, была своя достопримечательность – замок Гуиди. Замок был построен в XII по приказу герцогов Гуиди, контролировавших часть городов Тосканской провинции. Замок использовался в качестве стратегического военного пункта. Со временем рядом с крепостью стали появляться убогие домишки, а к концу XIII века власть Гуиди ослабла и крепость потеряла свое значение. Уже тогда, горстку домов у крепости называли «общиной Винчи» (винчи – это ивовые прутья, из которых тосканские крестьяне плели корзины).

Сейчас башня замка Гуиди превратилась в музей. Этот музей уникален тем, что в нем представлены все технические изобретения Леонардо.

Если мы посмотрим рисунки и рукописи Леонардо, дошедшие до наших дней, то с удивлением отметим, что в них нет ни одной записи, касающейся его юности. У него вообще чрезвычайно мало записей, имеющих отношение к собственной жизни. Однажды, излагая на бумаге теорию формирования рек, он обронил название деревни, в которой жил в детстве – Анкиано, - и тут же зачеркнул это слово.

Несмотря на то, что да Винчи похоже не любил место, где он родился и вырос, именно там он воспринял те первые впечатления, которые возбудили его широкую любознательность, его неугомонную потребность носиться холодным и подвижным умом над тайнами безграничной природы.




«Родился у меня внук от сера Пьеро, моего сына, 15 апреля 1452 года, в субботу, в третьем часу ночи. Назван был Леонардо. Священник Пьеро ди Бартоломео из Винчи окрестил его и присутствовал при сем…» так пишет о рождении Леонардо его дед, Антонио да Винчи. На крестины были приглашены почти все знатные люди города. Все кроме матери Леонардо, т.к. ребенок был незаконнорожденным.

Отец Леонардо был нотариусом, по семейной традиции, а его матерью была служанка харчевни. Узнав, что его сын имеет связь с недостойной его девушки, сер Антонио поспешил отдать своего сына за девушку из знатного рода, а Катарину за того, кто больше подходил ей по положению в обществе.

Внебрачный сын крестьянки Катерины и молодого нотариуса Пьеро рос у родителей матери в деревне Анкиано, потом переехал к отцу и его жене Альбиере.

Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. По словам Джоржио Вазари, самого известного исследователя биографии да Винчи, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и «божественно пел импровизации». Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение.

Зная о пристрастии сына к рисованию, его отец однажды принес ему деревянный щит, который передал ему один из жителей Винчи, чтобы тот отнес его к какому-нибудь художнику на роспись. Нотариус, видимо из экономии, отдал щит десятилетнему Леонардо, который решил нарисовать на нем голову Медузы Горгоны. В качестве моделей он использовал лягушек, пиявок и ящериц. На щите было изображено некое страшное чудовище, «которое выползало из темной расщелины скалы, причем из пасти этого чудовища разливался яд, из глаз вылетал огонь, а из ноздрей - дым». Чудовище на щите получилось такое страшное, что отец, увидев его, испугался. Для заказчика он купил другой щит, а творение сына продал за сто дукатов, что по тем временам было немалой суммой. Этот рассказ похож на легенду, но он хорошо передает реакцию современников на изумительную реалистичность творений Леонардо.

Это чуть ли не единственная история из детства Леонардо да Винчи, известная достоверно и точно.

В четырнадцатилетнем возрасте он переехал во Флоренцию, а когда сыну исполнилось пятнадцать, Пьеро согласился отпустить его в ученики Андреа дель Верроккьо - известного флорентийского живописца, архитектора и скульптора, человека разностороннего, как многие образованные люди Возрождения. Мастерская, или боттега, Верроккьо располагалась в самом центре города. Предположительно, неподалеку от дворца Гонди. Во Флоренции XV века боттеги были привилегией не только людей искусства, но так же и ремесленников. Они представляли собой довольно просторное помещение, совмещавшее в себе торговую лавку, дом хозяина и саму мастерскую. Двери боттег были открыты целый день, над входом висела табличка с именем хозяина. В таких мастерских царила особенная атмосфера. Ведь мальчики-ученики проводили здесь дни и ночи. Вместе ели, спали, растирали краски, готовили дерево, делали наброски. Учитель становился для учеников вторым отцом. Например, Донателло, который слыл очень щедрым человеком, держал деньги в узелке, и каждый из его друзей и учеников мог в любое время взять из узелка столько, сколько ему нужно, даже не ставя в известность учителя.

Похожая, но более сдержанная обстановка царила у Верроккьо. В его мастерской работали Перуджино, Боттичелли, Лоренцо ди Креди, который к тому времени уже успел сделать себе имя. Леонардо начинал с растирания красок и прочей черновой работы, одновременно постигая законы живописи и рисунка. Друзья по боттеге с недоверием смотрели на юношу, который все делал левой рукой. Необычной была и его манера рисовать. В рисунках Леонардо штриховка была слева направо, что делало его работы уникальными. Эта необычайная манера штриховки, по свидетельству современных экспертов, является куда более веским доказательством подлинности рисунков Леонардо, чем его подпись.

Отношения между Леонардо и Верроккьо были теплые, но Леонардо никогда не упоминал о своем учителе в записных книжках. В свою очередь да Винчи помогал младшим ученикам, таким как Лоренцо ди Креди, чей стиль настолько повторяет великого винчианца, что для различия их работ иногда требуется помощь эксперта. Большая часть работы Леонардо проходила в борьбе между свежестью и непосредственностью восприятия требованиями разума. Он откладывал в сторону изящные наброски и думал, как ввести их в жесткие рамки глубоко продуманных систем. Живопись приходила к математике через учение о перспективе и через оптику, скульптура – через учение о пропорциях, архитектура – через учение о массе и тяжести тел и через то же учение о пропорциях. Искусство становилось наукой. Никто не чувствовал этого так сильно, как Леонардо, и недаром в его творчестве искусство и наука стали двумя сторонами одного и того же, чем-то совершенно неделимым. Все эти увлечения начались и окрепли еще тогда, когда Леонардо работал в боттеге Верроккьо.

Верроккьо выполнял самые разнообразные заказы, поскольку был известен как превосходный скульптор и бронзолитейщик, опытный ювелир, рисовальщик костюмов и флагов, устроитель празднеств. В мастерской Верроккьо родилась таинственная многогранность Леонардо. Изо дня в день он наблюдал за образом жизни человека, ставшего главным учителем для него на всю жизнь. Именно на времена ученичество Леонардо пришлось множество бюстов и портретов флорентийцев; картины «Благовещение», «Крещение Христа», множество «Мадонн»; резные саркофаги для Медичи; бронзовые статуи «Давид», «Фома Неверующий», «Мальчик с дельфином»; величественная конная статуя Коллеони в Венеции. Верроккьо, по словам Вазари, никогда не сидел без дела. Он всегда трудился либо над какой-нибудь статуей, либо над живописным полотном; он быстро переходил от одной работы к другой, только бы не терять формы.

Можно представить, как быстро пролетели годы учебы Леонардо, годы познания мастерства, анатомии, перспективы... Леонардо радовал своего учителя успехами, и настал момент, когда маэстро начал привлекать ученика к участию в работе над композицией «Крещение Христа». Вазари специально останавливается на этом вопросе в своих «Жизнеописаниях»: «Леонардо, как я уже говорил, в детстве был отдан мессэром Пьеро в




ученье Андреа дель Верроккьо, и случилось так, что его учитель начал рисовать картину, изображающую крещение Христа святым Иоанном. В этой картине Леонардо рисовал ангела, одетого в плащ; несмотря на то, что он был еще очень молод, его ангел получился гораздо лучше всех остальных фигур, выполненных Андреа. Тот больше никогда не притрагивался к краскам и в досаде сетовал на то, что ребенок оказался больше сведущ, чем он сам».

Этот маленький ангел оповестил Флоренцию о рождении нового гения. Ангел был изящен, был одет в голубой плащ, и вся его фигурка выглядит свободной и грациозной. Глядя на него, может показаться, будто ангел только что принял эту позу и в любое мгновение может прийти в движение. Кроме того Леонардо изобразил ангела сосредоточившим свое внимание на священном обряде. Если посмотреть на ангела Верроккьо, можно отметить резкий контраст между работами двух художников. Ангел Верроккьо скучающе смотрит в пространство, в то время как на лице ангела Леонардо можно отметить мягкость, некоторую женственность, чуть размытые контуры и знаменитую, едва уловимую улыбку. Вьющиеся волосы говорят о длящемся всю жизнь тяготении Леонардо к извилистым линиям; пробивающаяся сквозь камни трава возле колен ангела напоминает о глубоком восприятии элементов природы.

Леонардо внес существенный вклад и написание пейзажа в картине «Крещение Христа». Сразу видно, что изображенные на полотне водоемы и туманы, блики солнечного света и игра теней принадлежат руке да Винчи. Они выполнены совершенно не в стиле Верроккьо, они написаны масляными красками. Во времена Леонардо это была относительно новая техника, только пришедшая во Флоренцию с севера. Верроккьо предпочитал пользоваться традиционной яичной темперой и поэтому логично предположить, что Леонардо, склонный к экспериментированию, взялся за масло, в то время как его учитель продолжал работать по старинке.

Главным преимуществом масляных красок была возможность создания нюансов, и Леонардо немедленно воспользовался этой возможностью при работе над задним планом «Крещения Христа».

Уже тогда Леонардо считал пейзаж не просто фоном для человеческих фигур. Он считал пейзаж неотъемлемой частью картины.

И вскоре после окончания работы над «Крещением» Леонардо сделал рисунок, который известный немецкий исследователь Леонардо Людвиг Хейденрайх считает «первым настоящем пейзажем в искусстве». Этот рисунок был выполнен пером и запечатлел долину Арно с высоты. Рисунок сделан быстрыми, беглыми штрихами, которые придают ему восточный колорит. Он полон движения, колебания воды и трепета листьев. Это один из немногих точно датированных рисунков Леонардо. На нем надпись: «День св. Марии в снегах, 5 августа 1473 года». Может быть, Леонардо датировал этот рисунок просто потому, что был молод и испытывал удовольствие от своего набирающего силу таланта, а возможно, он увидел в своем творении нечто особенное и захотел оставить точно свидетельство о том, когда оно было сделано.

Так же стоит обратить внимание к другой ранней картине Леонардо. Это «Благовещение» (галерея Уффици во Флоренции). Картина может быть датирована весьма точно благодаря аналою (высокому столику с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы, книги, крест), на который немного испуганная Дева Мария положила правую руку. Аналой очень напоминает гробницу Медичи, находящуюся в церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Гробница была изготовлена в мастерской Верроккьо около 1472 года и, вероятно, использовалась Леонардо в качестве модели. Это полотно нельзя считать великим произведением искусства, и уж тем боле не улучшили его позднейшие исправления: неизвестный соавтор значительно увеличил крылья прилетевшего архангела. В оригинале эти крылья рисовались с птичьих и выглядели изящно и соразмерно, после исправления они стали казаться гротескными.

В двадцать четыре года Леонардо открыл собственную мастерскую. С тех пор он будто остановился в развитии – его ранние наброски так же совершенны, как и творения последних лет.

В это время в жизни Леонардо наступает период, наполненный темой Мадонны с младенцем. Приблизительно с 1476 по 1480 годы (да Винчи тогда было 24-28 лет) он создает этюды на эту тему. Некоторые из них превратились в картины, некоторые так и остались набросками. Среди набросков стоит отметить этюды «Мадонна с младенцем и кошкой» и «Мадонна с младенцем и тарелкой фруктов». Они, как все работы, полны грации и непосредственности.

К ранним работам этого периода, дошедшим до наших дней, относятся картины: «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа» (Мюнхенский музей, примерно 1478 год; наименование «Бенуа» происходит от фамилии бывшего владельца картины). Леонардо взял тему, обычную для его времени: в образе мадонны-богоматери с младенцем художник воспевал материнство. Леонардо изобразил юную мать в тот момент, когда она играет со своим ребенком – протягивает ему цветок и с улыбкой следит за тем, как неловко он старается схватить его. Перед зрителем возникает простая жизненная сценка.

Добиваясь впечатления реальности, Леонардо старался придать изображению объем и рельефность. Основное изобразительное средство, которое помогало ему в этом, - светотень, т.е. передача рельефности предметов на плоскости картины с помощью игры света. Леонардо, который знал и изучал вопросы падения и отражения светового луча, сознательно, как ученый, подметил и передал множество оттенков света, тончайшие переходы тени, иногда прерывая густую тень нежной полоской отсвета. Этими изобразительными средствами Леонардо пользовался на протяжении своего творчества.

После создания «Мадонны Бенуа» Леонардо написал картину «Мадонна Лифте» (или «Мадонна Литте» ок. 1490). На этот раз художник все внимание сосредоточил на выразительном лице матери, передал ее нежный, задумчивый взгляд.

Рисуя картины, Леонардо замечал такие вещи, которые можно было выявить только после замедленной съемки.

В эти годы, кроме «Мадонн», Леонардо пишет два больших полотна – «Поклонение волхвов» и «Святой Иероним». Вазари отмечал, что «во многих своих картинах, он большее значение придавал изображению природы, а не самих людей». Так и в этих картинах, Леонардо больше внимания уделил не фигурам святых, а их окружению, детально выписав перья и листья деревьев. В этом отразился его пантеизм – убежденность в том, что в природе нет ничего незначительного, поскольку во всем пребывает Бог.

Очень четко это видно в работе, сделанной для португальского короля. На этой картине, изображающей грехопадения Адама и Евы, представлены различные травы, растения и животные с такой тщательностью и таким правдоподобием, что «ни один божественный талант не мог бы создать ничего более совершенного». Например, изображенные фиговое дерево и пальма вырисованы с такой тонкостью, что их могли создать только терпение и талант Леонардо. Однако восхищаясь живостью природы, Вазари ни словом не обронился о человеческих фигурах картины – Адамы и Евы.

Другое его произведение, написанное в этот же период, - Мадонна, сделанная для папы Клемента VII. «Превосходная картина», - кратко замечает Вазари и сейчас же переходит к характерной для художника детали. «Между другими вещами, - пишет он, - Леонардо изобразил здесь стеклянный сосуд с цветами, наполненный водой. Вода эта, на своей поверхности, кажется совсем живой и влажной, более живой, чем настоящая вода». Опять-таки не Мадонна восхищает художника-биографа, а предметы природы, переданный с волшебной точностью.

Леонардо да Винчи с удивительной точностью изображал не только лицо человека, но и его тело, хотя в то время даже врачи плохо знали анатомию. Юноша подглядывал за купальщиками в бане и тайком покупал у могильщиков мертвые тела, чтобы узнать их строение. Кроме того, он мог часами бродить по городу, делая сотни зарисовок людей и предметов в записной книжке, с которой не расставался с юных лет.

По словам Вазари, «заметив забавное лицо, он мог целый день преследовать этого человека, а, вернувшись домой, рисовал его голову так хорошо, как будто этот человек сидел перед ним».

Не смотря на то, что почти все его картины были написаны на религиозные темы, художника никто не видел за молитвой. Его улыбчивые ангелы навевали любые мысли, кроме благочестивых. Вазари писал: «У него был настолько еретический склад ума, что он не исповедовал ни одной религии».

Но заказчикам не было дела до религиозных воззрений Леонардо – они желали получать от него не рассуждения, а готовые картины. Столкнувшись с неприятием и насмешками, художник в 1482 году покинул Флоренцию и отправился в Милан. По приезду в Милан, Леонардо устроился у Амброджио де Предис – придворного живописца.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения» iconРеферат по мировой художественной культуре на тему «Многогранность творчества Леонардо да Винчи»
Эпоха Возрождения была важной вехой в истории мировой культуры. Именно тогда произошел переход от средневекового аскетизма к подлинному...
Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения» iconЖизнь и творчество Леонардо да Винчи
Более 500 лет назад для молодого Леонардо да Винчи Флоренция выглядела точно также, как она выглядит для молодого честолюбивого художника...
Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения» iconРеферат по мировой художественной культуре на тему «Опера как синтез искусств»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города костромы «лицей №17»
Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения» iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 11 классе...
Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII...
Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения» iconРабочая программа по мировой художественной культуре разработана...
Основой для создания данной рабочей программы явились Примерная программа по Мировой художественной культуры 2004 года и Программа...
Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения» iconРабочая программа По мировой художественной культуре 10 класс
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения» iconРабочая программа По мировой художественной культуре 11 класс
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения» iconПоложение о международном детском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо»
«Леонардо» (Далее «Фестиваль») рассматривает роль Человека в его взаимоотношениях с окружающим миром и с себе подобными. Именно поэтому...
Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения» iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса (Базовый уровень)
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения» iconРабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения» iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 10 классе...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения» iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 10 (общеобразовательном)...
Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (2004г.)
Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения» iconРабочая программа по Мировой художественной культуре для 9 классов...
Рабочая программа основного общего образования по мировой художественной культуре содержит следующие разделы
Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения» iconРабочая программа по Мировой художественной культуре разработана...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по Мировой художественной культуре, соответствующей Федеральному компоненту...
Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения» iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 8-11 классе...
Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного...
Реферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения» iconРабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основании следующих нормативно-правовых документов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск