Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3)





Скачать 194.91 Kb.
НазваниеЛитература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3)
Дата публикации03.07.2013
Размер194.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Современный этап эволюции человека.

Расы и расогенез




На уроке используются знания, полученные при изучении не только биологии, но и географии, истории, философии, литературы. Перед проведением урока учащимся следует повторить ранее изученные материалы по теме «Эволюция человека. Видообразование».

Несколько учеников – три антрополога, биохимик, генетик, физиолог, этолог – получают индивидуальные задания.

Тип урока: Интегрированный урок с использованием информационных технологий

Оборудование. ПК, медиапроектор, экран, презентация ( в программе PowerPoint), плакаты, рисунки, таблицы и схемы, иллюстрирующие происхождение человека и рас. Информационный лист, сигнальные карточки, схемы и тексты (см. Приложения)

Цель урока: Изучить особенности современного этапа эволюции человека, появления рас и несостоятельность теории расизма.

Задачи урока:

  • Обучающая: учащиеся должны овладеть новыми знаниями; научиться определять характерные особенности человеческих рас, изучить условия формирования расовых признаков и познакомиться с основными положениями теории расизма.

  • Развивающая: Формировать и развивать навыки работы с разными источниками информации, закреплять умение обобщать, анализировать и делать выводы на основе полученных данных.

  • Воспитательная: Формировать толерантное отношение к окружающим людям, учить взаимопомощи и взаимоконтролю, создать условия для развития коммуникативных навыков при работе в группах.

Перед началом урока класс делится на четыре группы. На столах:

– у каждого школьника информационный лист (Приложение 1), сигнальные карточки разных цветов, схема моноцентрического происхождения рас (Приложение 4);
– у четвертой группы научная литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3).

Если я чем-то на тебя не похож,

я этим не оскорбляю тебя,

а напротив, одобряю.
А. де Сент-Экзюпери

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения.

  2. Активизация познавательной деятельности.

Костер, похрустывая ветками, 
Мне память тайную встревожил, –
Он был зажжен в пещерах предками 
У горно-каменных подножий. 
Как трудно было им, «единственным», 
На человеческом рассвете, 
На неуютной и таинственной 
Не обустроенной планете. 
Быть может, там был каждый гением 
(Бездарность выжила б едва ли), 
С таким бессмертным удивлением 
Они нам землю открывали. 
На них презрительными мордами, 
Как на случайное уродство, 
Посматривали звери, гордые 
Своим косматым первородством. 
Мы стали опытными, взрослыми, 
А предки шли призывниками, 
Как смертники, в разведку посланные 
Предшествующими веками. 
Еще не поклонялись идолам,
Еще анналов не писали... 
А Прометей был после выдуман –
Огонь они добыли сами.

  • О каких особенностях эволюционного становления человека говорится в этом стихотворении? 
    (Беседа с учащимися о выделении человека из животного мира, эволюции предков человека, роли биологических и социальных факторов в становлении человека современного типа).

  1. Проведение конференции (использование слайдов презентации «Современный этап эволюции человека»).

Учитель. Мы с вами живем в очень непростое время. Конституция практически любой страны запрещает дискриминацию людей по расовым или национальным признакам. В нашей печати иногда появляются статьи, в основе которых лежит вопрос: «Какая нация мешает благоденствию России?»

Национальный вопрос – один из сложнейших в социологии и политике, но каждому рано или поздно приходится определить в нем свою позицию. Четкая гражданская позиция появляется не на пустом месте. Она основывается на знаниях.

Сегодня мы попытаемся ответить на следующие вопросы:

  • «Что такое расы?»,

  • «Как они формировались?»,

  • «Стоит ли делить людей по расовым признакам?» (Слайд №3)

(Учитель напоминает правила работы с информационным листом – Приложение 1.)

В современных учебниках дается такое определение:

«Расы – это исторически сложившиеся в определенных географических условиях группы людей, обладающих некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками» (Слайд №4)

По морфологическим признакам традиционно выделяют три основные расы: европеоидную, австрало-негроидную и монголоидную. Между представителями разных рас имеются и физиологические различия по таким параметрам, как интенсивность потоотделения, уровень холестерина в крови и др. Однако расы не различаются по числу хромосом (у каждого человека их 46), уровню развития мозга, соотношению лицевого и мозгового отделов, строению конечностей. В смешанных браках представителей разных рас рождаются полноценные здоровые дети (Слайд №5)

На протяжении длительного времени в антропологии господствовали представления о большой значимости основных расовых признаков и о роли естественного отбора в их формировании. Применение методов молекулярной генетики значительно изменило представления о расах и расогенезе.

В антропологии существуют три основных подхода к классификации рас:

а) без учета происхождения;

б) с учетом происхождения и родства;

в) на основе популяционной концепции (Слайд №6)
На нашей конференции присутствует группа антропологов, которые и ознакомят нас с каждой классификацией рас.

1-й антрополог.

В первой классификации (без учета происхождения) выделяют три крупные расы, которые включают в себя 22 малые, часть из которых – переходные.

Схему расовой классификации изображают в виде круга. Само существование переходных рас свидетельствует, с одной стороны, о динамизме расовых признаков, а с другой – об условности деления человечества даже на большие расы. Переходные малые расы совмещают в себе не только морфологические признаки, но и генетические характеристики больших. Отсюда можно сделать вывод, что малые расы либо возникли в результате смешанных браков (гибридогенны), либо сохранили более древние черты, существовавшие еще до формирования больших рас

(Слайд №7)

2-й антрополог.



При подходе, учитывающем степень родства рас, их классификация изображается в виде эволюционного древа с коротким стволом и расходящимися ветвями (Слайд №8)

В основе этой классификации лежит выделение признаков архаичных (древних) и эволюционно молодых отдельных рас. Такое разделение морфологических признаков спорно и субъективно. Как судить, продвинут признак или архаичен, хорошо это или плохо? Например, эпикантус – кожная складка на веке. Что это: очень древний признак, который сохранился только у монголоидов и исчез у представителей других рас, или, напротив, новообразование, которого не было у предковых форм и которое появилось у монголоидов в связи с жизнью в условиях частых песчаных бурь? Эти вопросы показывают, как несовершенна такая классификация.

3-й антрополог.

Популяционная концепция в классификации рас основывается на данных палеоантропологических исследований. Они показывают, что вплоть до верхнего палеолита практически нигде не были сформированы расовые типы человека, с которыми были бы генетически связаны современные большие расы (Слайд №9)



В современном отечественном расоведении господствует популяционная концепция расы. Согласно ей, раса — это совокупность популяций, а не индивидуумов. Раса рассматривается как самостоятельное образование, имеющее свою собственную структуру. Признаки в пределах расы складываются в иные сочетания по сравнению с индивидуумом.

Ранняя миграция человечества по исследованиям митохондриальных ДНК (в тысячах лет до настоящего времени)

Морфологические признаки рас (Работа в группах)

Три из четырех групп учащихся, используя портреты представителей трех основных рас (Приложение 2), определяют их характерные морфологические признаки. Ученики записывают признаки в таблицу информационного листа.

Ребята из четвертой группы работают с дополнительной литературой и текстами Приложения 3, а при обсуждении уточняют и дополняют ответы других групп и делают выводы:

всех людей можно отнести к трем основным расам;
– большие расы не однородны по своим морфологическим признакам и делятся на малые расы.


Используя Информационный лист, учащиеся знакомятся со схемой классификации современного человека по расам, а также формулируют и записывают в информационном листе вывод: «В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки».
Учитель. Первичное появление в процессе эволюции признаков малых, а не больших рас позволяет сделать вывод о том, что европеоидная, монголоидная и негроидная расы имеют множественное происхождение и представляют собой крупные популяции, объединенные не столько общностью происхождения, сколько климато-географическими характеристиками условий существования и адаптивностью большинства основных признаков. Суть популяционной концепции рас – в том, что большие расы представляют собой огромные популяции, малые расы – субпопуляции больших, внутри которых конкретные этнические образования (нации, народности) являются более мелкими популяциями. Получается структура, включающая в себя уровни иерархии:

индивидуум – этнос – малая раса – большая раса.

Итак, мы познакомились с тремя подходами к выделению рас. Наиболее объективной представляется популяционная концепция. В ее пользу говорят данные многих биологических наук. Давайте познакомимся с этими данными.

Биохимик. Слайд №10

Исследования распределения различных групп крови и белков крови в популяциях человека показали, что расовые признаки составляют около 8% от общего генетического разнообразия человечества. Между тем по биохимии крови различия даже между соседями по дому могут составлять более 80%. Немец генетически может быть ближе к полинезийцу, чем к другому немцу. Географическое распределение частот генов групп крови, различных форм иммуноглобулинов не соответствует ареалам ни одной из рас. По группам крови АВ0 и MN европейцы ближе к африканцам, а по системе иммуноглобулинов – к монголоидам Азии. Эти данные говорят о том, что общий биохимический полиморфизм человека эволюционно возник раньше, чем комплекс расовых признаков.

Генетик. Слайд №11

Определение расы может звучать так:

«Раса – это большая популяция индивидов, у которых значительная часть генов общая и которую можно отличить от других рас по общему для нее генофонду».

На основании числа аллелей, свойственных той или иной группе организмов, можно определить генетическое расстояние между ними. Оказалось, что для больших рас эта величина выражается числом 0,03. Это гораздо ниже значений, характеризующих подвиды (0,17–0,22) и тем более виды животных (0,5–0,6). В животном мире генетическое расстояние, равное 0,03, соответствует отличиям местных популяций друг от друга.

  • Чем же можно объяснить различия между расами?

  • Как протекала эволюция, приведшая к возникновению генетических различий между ними?

Главным фактором эволюции внешних признаков (фенотипов) является естественный отбор, обусловливающий приспособление к различным условиям окружающей среды. Однако, чтобы действие отбора закрепилось, необходимо наличие репродуктивной изоляции.

  • Существовал ли исторический период, когда все человечество было разделено на три более или менее изолированные группы?

На протяжении большей части последнего ледникового периода (около 100 тыс. лет назад) громадная площадь Земли была покрыта льдом. Гималаи и Альпийские горы с расположенными на них ледниками разделили Евразийский континент на три области, создавая тем самым условия для раздельной эволюции европеоидов на западе, монголоидов на востоке и негроидов на юге. Современные области расселения трех больших рас не совпадают с теми областями, в которых они формировались, но это можно объяснить более поздними миграциями.

По каким же признакам шел отбор? Скорее всего, по тем, которые были направлены на приспособление к конкретным природно-климатическим условиям.

Учитель предлагает рассмотреть схему моноцентрического происхождения рас (Приложение 4) и на основе приведенной на схеме информации и знания механизма возникновения внутривидовых группировок у животных, рассказать о возможных причинах возникновения человеческих рас и местах их первоначального обитания. На ранних стадиях развития человека естественный отбор способствовал формированию различных морфологических признаков в разных климатических условиях. Эти признаки имели адаптивное значение.  Сравнивая современные области расселения рас с местами их первоначального формирования, учащиеся приходят к выводу об их несовпадении, что объясняется поздними миграциями.

Физиолог. Слайд №12

Наиболее заметно расы различаются по цвету кожи. Большинство современных приматов имеют темную пигментацию. Возможно, что и древний человек был темнокожим.

  • Почему же у европейцев и монголоидов кожа слабо пигментирована?

Согласно одной из гипотез, в местах их расселения произошла адаптация к низкому уровню ультрафиолетового излучения. Под действием ультрафиолета в коже человека провитамин D превращается в сам витамин. Витамин D необходим для кальцификации костей, его нехватка приводит к рахиту. Одно из проявлений рахита – деформация таза, осложняющая роды. В условиях первобытного строя это могло способствовать сильному давлению отбора. В районах обитания людей с высокой степенью пигментации кожи отмечается высокая интенсивность ультрафиолетового излучения. Зависимость между местом обитания и пигментацией кожи не подтверждается только в двух случаях – для эскимосов и африканских пигмеев. Обе популяции состоят из темнокожих индивидов, хотя и в арктических районах, и под пологом влажного тропического леса ультрафиолета сравнительно мало. Но в случае с эскимосами можно предположить, что они получают витамин D из печени рыб и морских млекопитающих – основных продуктов питания.

Примерно так же, как цвет кожи, формировались и другие расовые признаки: разрез глаз, курчавость волос (Слайд №13)
Затем учащиеся самостоятельно, используя статью учебника, выявляют приспособительный характер других морфологических признаков. Данные заносятся в таблицу «Характеристика больших человеческих рас».

После доказательства адаптивного значения морфологических признаков на ранних стадиях развития человека учитель предлагает проанализировать значение этих признаков в настоящее время и подумать о перспективах эволюции и слияния рас.
Учащиеся формулируют и записывают в информационном листе вывод: 
«Основные факторы расогенеза – это наследственная изменчивость, естественный отбор и изоляция».
Учитель. Итак, мы познакомились с некоторыми точками зрения на механизмы формирования рас. Очевидно, что человечество образует единый вид Homo sapiens, а расовые признаки имеют адаптивный характер. Они не затрагивают того, что отличает человека от животных – способности к абстрактному мышлению и самопознанию, связанной с функциями мозга. Философы определяют человека как «материю, познающую самое себя».

  • Как же относиться к людям, пропагандирующим национализм и расизм?

Послушаем мнение этолога.

Этолог. Слайд №14

Этологи объясняют расовую и национальную неприязнь действием механизма поведенческой изоляции. В ходе эволюции под действием естественного отбора часто усиливаются различия в поведении похожих видов, меняются местами отдельные позы в ритуалах, представители разных видов становятся «неприятными» и «непонятными» друг другу. Тем самым снижается вероятность образования смешанных пар.

При контакте с непохожими на нас людьми срабатывает та же программа, что и у животных, реагирующих на близкий вид: неприятие. Расы человека по внешним признакам различаются больше, чем многие близкие виды. Различия, связанные с традициями, культурой, одеждой, прической, религией, могут быть столь заметны, что наше восприятие опознает их как межвидовые. А различия в языке? Они точно укладываются в программы поведенческой изоляции: так, например, многие внешне почти неразличимые виды птиц различаются мелодиями и формами песен (Слайд №15)

В отношении языка можно видеть весь спектр реакций на различия. Если совсем непохожий язык (для русских – эстонский, китайский или чукотский) нам просто непонятен, то более близкий (литовский, таджикский, немецкий) уже вызывает неприятие в отношении «не того» употребления знакомых корней и слов. Совсем же близкие языки (сербский, польский, болгарский, украинский и белорусский) воспринимаются просто как смешные, как пародия на русский язык. Многие писатели, от Гоголя до Шолохова, одним включением «украинизмов» в русский текст вызывали приступы «зоологического» смеха у миллионов читателей.

Таким образом, у расовой и национальной неприязни есть врожденные биологические корни. Эта ошибка генетической программы рассчитана на другой случай – видовые и подвидовые различия. Расист говорит и действует, находясь во власти не ведающего сомнений, но ошибающегося инстинкта. Спорить с ним бесполезно: инстинкт логики не признает.

Весь опыт человечества, к сожалению, подтверждает, что этологи правы. К расизму нельзя относиться как к логичной точке зрения, умозаключению, имеющему право на существование. Получив в свои руки созданные в XX в. средства массовой информации, расисты умудрялись бросать в пламя расовых конфликтов даже самые культурные и уравновешенные народы. Расистские высказывания следует просто пресекать, а если проповедник уж очень активен, то и изолировать его от средств воздействия на других людей.

Биологи утверждают: генетическое разнообразие, так же как разнообразие языков, культуры, традиций, – самое главное сокровище, основа и залог приспособляемости и долговечности человеческой цивилизации. Нам не дано знать, кто «впереди», а кто «отстал», «зашел в тупик» или «идет не туда». Только максимальное разнообразие, сохранение всего, что способно сохраниться, обеспечивает надежный путь к устойчивости вида.

Неприятие расизма должно заключаться не в том, чтобы отрицать его естественные корни, а в том, чтобы обуздать ошибки в наших программах поведения, поддерживать в себе благожелательный интерес к непохожим людям, «раскручивать» программу, которую еще Аристотель назвал «общительной природой человека».

Учитель. После всего сказанного остается только добавить, что не случайно Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) начал специальную программу по развитию толерантности в обществе. С помощью Фонда «Холокост» и посольства Швеции в России проведены семинары по проблемам воспитания толерантности (Слайд №16)

Трудное слово «толерантность» означает терпимость. И хотя «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения…», оно не сможет обеспечить выполнение этих гарантий без активного участия в их выполнении каждого гражданина.

Статья 19.2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения…

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности…

Конституция Российской Федерации

  1. Закрепление знаний

Учитель зачитывает вопросы, для ответа учащимся достаточно поднять зеленую (да) или красную (нет) карточку.

1. Группы людей с общими биологическими, но с разными морфологическими признаками называются расами. (Да.)
2. Основной причиной формирования рас стала географическая изоляция. (Да.)
3. Расовые признаки человека возникли путем ароморфоза. (Нет.)
4. Человеческие расы относятся к разным биологическим видам. (Нет.)
5. Одним из доказательств принадлежности человеческих рас к одному виду является рождение детей от родителей разных рас. (Да.)
6. Расизм – это наука о расах, их возникновении и развитии. (Нет.)
7. Социальная организация человека подчиняется законам природы. (Нет.)

Используя полученные на уроке знания и сведения, выполните задания, приведенные в информационных листах.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

XX в. ушел в прошлое, началось третье тысячелетие новой эры. Человеку на таком историческом рубеже свойственно подводить итоги прожитого, оценивая настоящее, заглядывать в будущее.

Не насыщая пищей чрева, 
Жует себя двадцатый век 
И рубит, рубит жизни древо,
Как беспощадный человек.
Великий разум! Запрети ты 
Рубить хотя последний сук.

М.Дудин

Двадцатый век впервые в истории человечества породил глобальный экологический кризис. Это вызов всему человечеству, проверка способности людей, принадлежащих к разным расам, этносам, объединить усилия для спасения планеты. Только объединение всего человечества вокруг глобальных экологических проблем может позволить их решить.

Домашнее задание

1. Учебник, статья “Человеческие расы...”, §18. 
2. Ответьте письменно на следующие вопросы.

  • Сменит ли нас на Земле новый вид, более разумный?

  • Наблюдается ли у человека мутационная изменчивость?

  • Идет ли в пределах вида Homo sapiens естественный отбор?

  • Каковы социальные факторы антропогенеза?

  • Каково будущее человека как биологического вида?

3. Подумайте, почему ни одна из рас не достигла в своем обособлении уровня вида.

Приложение 1.

Информационный лист

Фамилия, имя _____________________________________________________________________________________

Тема урока__________________________________________________________________________________________

1. Основные понятия

Расы – исторически сложившиеся в определенных географических условиях группы людей, обладающих некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками.

Расоведение – наука, изучающая расовые особенности, их происхождение, формирование и историю.

Расизм – реакционная теория о разделении человечества на «высшие» и «низшие» расы.

Нация – совокупность граждан одного государства.

Метисация – смешение рас.

Мулаты – представители смешанного расового типа, потомки от браков между европеоидным и негроидным населением.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению…

2. Характеристика больших человеческих рас. (Заполните таблицу)

Морфологические особенности

Расы

Значение признаков

Австрало-негроидная

Европеоидная

Монголоидная

Лицо













Нос













Губы













Разрез и цвет глаз













Волосы













Цвет кожи















3. Схема расовой классификации современного человека

По окружности приведены названия больших рас, в секторах – названия малых рас, между большими расами – по две переходных.



4. Проанализируйте данные, приведенные в тексте (письменно).

В клетках человека любой расы содержится по 46 хромосом; от брака людей белой расы с людьми желтой или черной расы рождается нормальное плодовитое потомство, кровь человека одной расы можно переливать человеку любой другой расы (в соответствии с группой крови). Объясните, к каким критериям вида относятся перечисленные выше признаки людей, какие выводы вытекают из этих фактов?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выводы по теме.

А. В основе деления человечества на расы лежат ______________________________________ _________________________________________________________________________________________________________

Б. Все расы __________________________ равноценны и относятся к одному виду – ________ _________________________________________________________________________________________________________

В. Основные факторы расогенеза это: _______________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________

Г. Толерантность – это _____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2.

Современный этап эволюции человека. Вид Человек разумный



Лицо узкое,
нос узкий, выступающий,
губы тонкие,
разрез и цвет глаз – горизонтальное расположение, от светло-голубого до черного,
волосы прямые, волнистые, от светлых до брюнетов,
цвет кожи – светлый.



Лицо узкое с выступающей челюстной частью,
нос широкий плоский,
губы толстые,
разрез и цвет глаз – широко открытые, карие,
волосы черные, курчавые, 
цвет кожи – темный.



Лицо широкое уплощенное, скулы сильно выступают, 
нос уплощен,
губы средние по толщине,
разрез и цвет глаз – раскосость, узкие, кожная складка на верхнем веке,
волосы темные, жесткие, прямые,
цвет кожи – желтовато-смуглый.

Приложение 3.

1. Прочитав текст, ответьте на следующий вопрос.

Все ли группы людей можно отнести к трем основным расам? Какой вывод можно сделать на основе этих данных?

Американских индейцев по традиции относят к монголоидам. Но эпикантус (складка верхнего века) у взрослых индейцев редок, а лицо с орлиным выступающим носом профилировано как у европеоидов. Тоже можно сказать об обитателях Австралии и близлежащих островов. Они темнокожи, но волосы у типичных австралийских аборигенов не курчавые, а волнистые, борода и усы растут обильно, а по строению зубов, составу крови, пальцевым узорам они оказываются ближе к монголоидам.

2. Прочитав текст, ответьте на следующие вопросы.

Однородны ли по своим морфологическим признакам группы людей, составляющих одну большую расу? Какой вывод можно сделать на основе этих данных?

Известно, что южане, жители Южной Европы, чаще всего брюнеты, среднего роста. А на севере Европы обитают высокие, светловолосые и голубоглазые люди. Разнородны и монголоиды, даже если исключить америндов. Внешность, например, вьетнамца отличается от внешности бурята, а китайца – от киргиза. Негроиды также отличаются друг от друга. Среди них известны самые маленькие люди нашей Земли – пигмеи бассейна реки Конго (средний рост взрослого мужчины 141 см) и самые высокие, живущие у озера Чад (182 см). Австралоиды не менее разнообразны: иногда у них бывают курчавые волосы, цвет кожи, профилированность лица и другие признаки варьируют не менее сильно.

Приложение 4.

Схема моноцентрического происхождения рас

На основе знания механизма возникновения внутривидовых группировок у животных и используя следующие данные, расскажите как возникли человеческие расы.

Древний человек – неандерталец жил 500–300 000 лет назад.

Общий предок всех рас жил примерно 90 000 лет назад.

Останки неандертальцев не были обнаружены только в Америке и Австралии.

100 000 лет назад громадная площадь Земли была покрыта льдом. Гималаи и Алтайские горы с расположенными на них ледниками разделили Евроазиатский континент на три области: западную, восточную и южную с различными природно-климатическими условиями.

Схема моноцентрического происхождения рас


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) iconЛитература по теме. • Чей опыт предполагается изучить по данной теме
В лицее №2 им. Абдуллаева С. Г. 28 декабря было проведено заседание методического объединения учителей информатики по теме: «Компьютерное...
Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) iconУрок по теме «Books in our life»
Цель: продолжить работу по данной теме, с целью ответить на вопрос: “Why do young people read too little nowadays? ” Закрепить лексику...
Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) icon“ Литература + литература”
Идея проведения данного урока взята из газеты “Литература” (приложение к газете “Первое сентября”,№13 за 1998 год, страница 1)
Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) iconУрок по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме «Логарифмы. Логарифмические уравнения»
Образовательная цель: обеспечить в ходе урока сознательное повторение определения логарифма и его свойств. Умение применять эти свойства...
Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) iconПриложение. Тексты песен
Все у вас получится, и чтобы не стряслось, Плохое пусть забудется, хорошее чтоб сбылось!
Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: тексты для анализа, ватманы для кластера, листы для синквейна, исторические справки на заданные темы, листы учета активности...
Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) iconЧешскийязы к пособие по развитию речи минск
Целью является презентация лексических знаний для активного выхода в речь на чешском языке. Тексты построены по принципу нарастания...
Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) iconРеферат 2 определения 4 введение 5 приложение а 14 приложение б 14...
Ключевые слова: жилой комплекс, потребности человека, инфраструктура, социальный сервис
Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мультимедийная наглядность учебного материала «см. Диск – «Лаптева Н. И.» «Уход за грудным ребёнком» Приложение 1, Приложение 2,...
Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) iconПрограмма кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит...
«Общая экономическая теория» (Приложение 1), один вопрос из раздела программы «Основы теории управления экономическими системами»...
Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приложение 1, карточки с задачами – Приложение 2, справочный материал – Приложение 3, материал для тестирования – Приложение 4
Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) icon1. всемирная история. История древнего мира. Античность
Рунете. Кроме раздела "History", в библиотеке Максима Мошкова есть и другие, в которых выставляются исторически ценные тексты например,...
Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) iconУчебник по Всеобщей истории 7-8 классы, компьютерная презентация...
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме «Промышленный переворот в Англии», используя...
Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) iconИспользовать теории и методы экономической науки для анализа современных...
Он также должен показать умение использовать теории и методы экономической науки для анализа современных социально – экономических...
Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) iconУрок в 5 классе. Тема урока: «Дроби? !» (областной конкурс «Учитель года»)
Мотивация к изучению данной темы: Изучение данной темы необходимо для дальнейшего успешного изучения математики, использования знаний...
Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) iconАнализ данных науки, образования и инновационной деятельности с использованием...
В данной статье будет описан метод анализа паттернов и результаты его применения к поставленной проблеме анализа развития науки,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск