Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 98.33 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.04.2014
Размер98.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
МБОУ лицей №44 г. Липецка

Богачева Татьяна Анатольевна.

Урок по обществознанию.

11 класс (социально гуманитарного профиля)

Программно-методическое обеспечение:

  • Боголюбов Л.Н. «Обществознание». М. «Просвещение» 2010.

  • Кравченко А.И. «Человек и общество». М. «Русское слово» 2009.

Тема: «Гражданское общество

основа демократического правового государства?»
Класс: 11 Г (социально-гуманитарного профиля)
Цели урока:

1.Когнитивные компетенции (познавательные):

а) дать общую целостную характеристику основных институтов современного общества и демократического государства,

б) показать взаимосвязь основных институтов современного общества и демократического государства ;

2.Операционные компетенции (развивающие):

а) способствовать становлению и развитию основных умений и навыков: работы с источниками, общения материала, выделение частного из общего и наоборот, комментирование,

б) выработка определенных алгоритмов действий;

3.Ценностные компетенции (воспитательные):

а) способствовать становлению активной гражданской позиции, вызвать стремление к самосовершенствованию;

б) способствовать развитию демократической культуры.
Оборудование: тексты для анализа, ватманы для кластера, листы для синквейна, исторические справки на заданные темы, листы учета активности учащихся на уроке.
Категориальный аппарат урока: демократия, правовое государство, гражданское общество, политика, власть, политическая культура.
Тип урока: урок построен в соответствии с требованиями методики деятельного подхода.


Этапы урока:
I этап – погружение в тему.

Начало урока – это априорная настройка на восприятие темы. Учитель ставит вопрос о том, кто и почему хочет жить именно в демократическом государстве.

Анализируя ответы учащихся, учитель вспоминает слова А. Линкольна: «Демократия – это правление народа, избранное народом и для народа».

Обращается к учащимся с вопросом: «Так ли хороша демократия и можно ли ее считать высшим достижением современного общества?».

Учащиеся в ответе на данный вопрос расходятся во мнениях, складывается мини-дискуссия, итог которой подводят эксперты, обозначая на доске схему:

ДЕМОКРАТИЯ

/ \

разрушение порядок,

государственности процветание, свобода
Т.о., основным институтом общества, о котором пойдет на уроке, является демократическое государство (учитель вывешивает на доске заранее подготовленную надпись).

Учитель просит прокомментировать слова крупнейшего просветителя Ж.Ж. Руссо: «Свобода не заключается ни в какой форме правления: она находится в сердце свободного человека».

Учащиеся рассуждают о соотношении власти и общества; приходят к выводу о том, что государство не должно подавлять граждан, общество должно быть отделено от государства.

Учащиеся вспоминают термин «гражданское общество», а учитель вывешивает на доску продолжение темы. На доске складывается запись «Гражданское общество – основа демократического государства».
II этап – первичная актуализация знаний.

Учитель ставит задания – сформулировать цель этого этапа работы. Учащиеся говорят о необходимости вспомнить сущность каждого из обозначенных институтов.

У учащихся на столах находятся выдержки и фрагменты из научных статей о демократическом государстве и гражданском обществе. Учитель ставит задачу перед учащимися – проанализировать документы и сформулировать признаки каждого понятия в виде схемы.

После непродолжительной работы схемы вывешиваются на доске, и учащиеся делают комментарии к ним.

Эксперты делают вывод о том, что гражданское общество и правовое государство представляют собой понятия, отражающие различные стороны жизни общества.

Первичная актуализация знаний направлена на то, чтобы учащиеся вспомнили ценности демократического государства, четко осознавая, почему мы стремимся жить именно в демократическом государстве. При этом важно понимание сопричастности к этому явлению. Это и есть мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность.

Этап постановки устной задачи – это этап мотивации целеполагания деятельности. Учащиеся отвечали на вопросы и выполняли задания, актуализирующие их знания. На этом этапе урока использовалась первичная и вторичная актуализация. Дальнейший ход урока может быть представлен лишь с известной долей вероятности – все зависит от выбора тех методов, с помощью которых учащиеся будут решать проблему.
III этап – постановка проблемы.

Это этап урока начинается с представления итогов социологического опроса по вопросу: «Без чего невозможно сосуществование и развитие демократии?».

Учитель задает вопрос: «Любая ли страна готова к демократии?».

Учащиеся видят в этом проблему и формулируют ее: «Является ли гражданское общество необходимым условием формирования и развития демократического государства?».

Учитель ставит знак вопроса на доске и просит предложить свои варианты решения данной проблемы.

Учащиеся предлагают следующие методы решения проблемы, обозначая их на доске:
1. Моделирование демократического государства без гражданского общества.

2. Метод синтеза, показывающий целостность гражданского общества и демократического государства.

3. Теоретическое исследование на основе характеристик гражданского общества и демократического государства и определение возможности их интеграции.

4. Аксиоматический метод основанный на способе построения теории, исходящий из начальных аксиоматических составляющих.

5. Системный – исследование объекта на основе знаний полученных разными науками.

Учитель просит выбрать приемлемый метод решения проблемы для каждой из групп и предложить свой алгоритм действий.

I группа выбирает метод синтеза и комментирует алгоритм действий.

II группа – метод моделирования.

Учитель дает возможность учащимся, находящимся в группах, пересесть в соответствии с теми методами, которые они считаю приемлемыми для себя.

Несколько учащихся меняются местами.
IV этап – самостоятельная работа в группах.

Работа в группах осуществляется в соответствии с распределенными руководителями группы функциями: аналитики, оформители, ораторы.

Результатом работы должен стать отчет группы в виде кластера (схематического рисунка, отражающего сущность проблемы). Эксперты подведут общие итоги работы и сделают вывод о решении проблемы урока в целом.

Комментарий учителя: диалогическая форма поиска истины – важнейший аспект деятельности подхода, в ходе которого обсуждаются основные аспекты проблемы и учащиеся приходят к определенным выводам, что помогает им сформулировать общие решения.

Через десять минут группы представляют результаты работы.

I группа доказывает, что экономические, политические и духовные предпосылки формирования гражданского общества являются одновременно условиями формирования демократического государства.

II группа показывает, что если из признаков демократического государства убрать те, что характеризуют гражданское общество, то, собственно, нет и демократии.

Учитель дает слово экспертам, которые подводят итоги работы в группах и формулируют итоговый вывод о целостности демократического государства и гражданского общества с помощью составленного синквейна.
V этап – рефлексия.

Задача последнего этапа – самоконтроль и самооценка. Это позволяет учащимся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий. Важно, чтобы на этом этапе урока каждый ученик почувствовал ситуацию успеха: «Я могу» и у него возникло желание закрепить удачный результат.

На этапе рефлексии учащиеся получают листы с заданиями двух типов:

первый уровень – воспроизводящий, состоящий из вопросов типа: «Перечислите общие ценности демократического государства и гражданского общества», «Определите форму связи гражданского общества и демократического государства»;

второй уровень – самооценка, здесь учащийся должен определить, как он понял тему, оценив себя по 10 – балльной системе.

Эксперты подводят итоги первичной проверке листов рефлексии, учитель благодарит учащихся за работу и ставит разноуровневое домашнее задание:

1. Можно ли назвать гражданским и демократическим обществом после Февраля 1917 года, если учесть, что на протяжении восьми месяцев существования республики царило двоевластие?

2. Почему при Советской власти наше общество не спешили называть гражданским и демократическим? Составьте ответ в виде тезисов.

3. Прокомментируйте высказывание Вольтера: «Я никогда не соглашусь с Вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы Вы смогли их свободно высказывать».

4. Составьте проект «Пути совершенствования демократического государства (гражданского общества)».

Заканчивая урок, учитель обращает внимание учащихся на эпиграф: «Общество таково, каким его делаем мы сами… Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа, а не превращалось его хозяина» (М. Фридман).

Комментарий к уроку.

Урок – «Гражданское общество – основа демократического правового государства?» является авторской разработкой учителя.
В своей работе учитель использует модифицированную программу по курсу обществознания на основе образовательных программ Л.Н. Боголюбова и А. И. Кравченко. Периодически применяя и УМК, разработанные вышеупомянутыми авторами.

Представленный вашему вниманию урок проходил в 11 Г классе, социально-гуманитарного профиля, который должен был выполнить задачу обобщения материала по итогам изучения политической сферы общества. Урок построен в соответствии с требованиями деятельностного подхода.

Актуальность урока объясняется следующими причинами:

во-первых, это содержательный аспект гражданского общества и демократическое правовое государство – ведущие институты современного мира, определяющие его развитие. Готовясь к вступлению в самостоятельную жизнь, учащиеся должны располагать необходимой информацией;

во-вторых, он позволяет реализовать весь комплекс педагогических целей урока XXI века;

в-третьих, важной составляющей частью актуальности выступают возрастные особенности учащихся, которые необходимо учитывать при выработке учебных мотивов, а также приемов и методов работы;

в-четвертых, дидактическая актуальность урока, которая должна проявиться в динамике формирования надпредметных умений и навыков.
Начало урока – это априорная настройка на восприятие темы. Учитель показывает актуальность темы, ставя вопрос о том, кто и почему хотел бы жить именно в демократическом государстве. Анализируя ответы учащихся, учитель обращается к ним с вопросом: «Так ли хороша демократия и можно ли ее считать высшим достижением современного общества?». Учащиеся в ответе на данный вопрос расходятся во мнениях, складывается мини-дискуссия, итог которой подводят эксперты, с помощью схемы, которую демонстрируют на доске:
ДЕМОКРАТИЯ

/ \

разрушение порядок,

государственности процветание, свобода
Делается вывод о том, что демократия – это институт общества, о котором пойдет речь на уроке.

Комментируя предложенное учителем высказывание Ж.Ж. Руссо о свободе, учащиеся рассуждают о соотношении власти и общества. После непродолжительной работы над понятием гражданского общества, эксперты делают вывод о том, что гражданское общество и демократическое государство представляют собой понятия, отражающие различные стороны жизни общества.

На этом этапе урока использовались первичная и вторичная актуализация знаний.

Следующий этап урока: постановка проблемы, начинается с представления итогов социологического опроса по теме «Без чего невозможно существование и развитие демократии?». Учитель, обращаясь к учащимся с вопросом «Любая ли страна готова к демократии?», выводит учащихся к постановке проблемы, которую они формулируют так: «Является ли гражданское общество необходимым условием формирования и развития демократического государства?», предлагая далее возможные методы ее решения.

После выбора приемлемого метода решения проблемы следует этап самостоятельной работы учащихся по группам с распределением функций внутри них.

Результатом работы становится отчет группы, составленный в виде кластера (схематического рисунка отражающего сущность проблемы) с комментариями учащихся.

Эксперты анализируют работу групп и делают выводы о решении проблемы урока в целом.

Хотелось бы отметить, что важнейшим аспектом деятельностного подхода является диалогическая форма поиска истины, в рамках которой происходят обсуждение основных аспектов проблемы, делаются промежуточные выводы, что помогает сформировать общее решение.

Каждый этап завершается первичным закреплением, которое осуществляется через комментирование каждой ситуации, проговаривания вслух алгоритмов действий. Не секрет, что на этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала (Что делаю? Почему? Что должно получиться?). Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков, от степени самостоятельности действий ученика.

Задача последнего этапа – самоконтроль и самооценка. Это позволяет учащимся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий. Важно, чтобы на этом этапе урока каждый ученик почувствовал ситуацию успеха: «Я могу» и у него возникло желание закрепить удачный результат.

На этапе рефлексии учащиеся получают задания, выполнение которых дает возможность понять, как они поняли тему и оценить себя по десятибалльной системе.

Постановка разноуровневого домашнего задания позволяет учащимся на завершающем этапе урока выработать для себя применимую форму работы.

То есть урок, проведенный в соответствии с требованиями деятельностного подхода, помогает реализовать образовательные цели современного общества.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск