Использование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также





НазваниеИспользование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также
Дата публикации22.06.2014
Размер79.9 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Использование ИКТ на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также позволяет в интересной форме работать с терминами, понятиями, анимированными картами, видеть исторический материал в видеороликах и на фотографиях и закреплять его, что способствует систематизации знаний.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, современный урок, презентация, познавательная деятельность.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Архипова С.С., г. Салават, МБОУ «Лицей №1», учитель истории

E-mail: zastolye@mail.ru
В современной школе использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память. Использование ИКТ на уроках истории, обществознания, права позволяет учащимся в яркой, интересной форме работать с терминами, понятиями, анимированными картами, видеть исторический материал в видеороликах и на фотографиях и закреплять его, что способствует систематизации знаний.

В современной школе учитель не может обойтись без знания новых технологий, применяемых в процессе обучения. Основой современной системы обучения, как и прежде, является урок и это необходимо учитывать при разработке и использовании мультимедийных пособий для системы образования. Наиболее доступными образовательными средствами информационно – коммуникационных технологий являются имеющиеся версии мультимедийных CD-дисков.

Целью применения мультимедийного учебника на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в изучаемую эпоху. Это происходит за счет использования видео и частично аудио возможностей программы, что очень актуально для многих школ, поскольку богатый видеоряд курса успешно заменяет давно износившиеся и частично устаревшие по содержанию традиционные наглядные пособия (карты, схемы, учебные картины). В курсе истории широко используются "Уроки истории Кирилла и Мефодия",
продукты серии "Уроки Кирилла и Мефодия" созданы на базе обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) образования РФ.

Материалы, содержащиеся на CD-дисках можно использовать при подготовке к урокам. Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Правда, эти материалы пока не полностью соответствуют требованиям урока. Основной теоретический материал представляется схематично и сопровождается привычными готовыми статичными рисунками, качество видеофрагментов и схем не всегда удовлетворяет учителя. Меня, как учителя, в первую очередь, не устраивает то, что использование этих учебных материалов на уроке весьма проблематично и приходится комбинировать материалы различных мультимедийных учебников и создавать собственные презентации для проведения урока. Поэтому, чаще всего, я использую отдельные модули, например, из коллекции цифровых образовательных ресурсов, которые дополняют авторские мультимедийные разработки.

Наиболее распространенным и часто используемым продуктом в школе является мультимедийная презентация. При изучении истории она становится важным средством визуализации, и собственно представления информации. Современные учебные презентации становятся уже не просто набором слайдов с картинками и текстом. Наибольшего эффекта можно добиться, создавая интерактивные презентации, с использование многочисленных технических средств (триггеры, гиперссылки, анимированные указки и т.п.). Например, при изучении темы «Отмена крепостного права в России» такой интерактивный плакат позволит с помощью гиперссылок перейти к статистической информации, посмотреть карту, перейти к другой презентации для рассмотрения вопроса на основе краеведческого материала. Такое занятие позволит гибко и оперативно изменять модель урока. Самым известным интерактивным приемом является создание анимированного кроссворда. При создании кроссворда можно использовать видеоряд для постановки вопросов. Наконец, для историка крайне важно использовать в своей работе карты исторических событий. Существующие диски, конечно, в определенной мере решают проблему, однако иногда необходимо использовать карту, которой нет на диске или использовать какой-то участок карты. Создание мультимедийного слайда поможет решить конкретные задачи урока с использованием такой карты. Интересным может быть применение таких карт для обучения работе с контурной картой. Особенно эффективна данная работа на интерактивной доске.

Интересными могут быть интернет-уроки. Использование интернета на уроках возможно как для on-lain тестирования при подготовке к итоговой аттестации, так и для виртуальных экскурсий и работы с галереями изображений. Интересным может быть, например, использование материалов сайта «Президент России – гражданам школьного возраста» (http://kids.kremlin.ru/), сайтов музеев и заповедников, которые часто предлагают виртуальные экскурсии и выставки. Так, рассматривая на уроках истории вопрос о развитии традиций древнерусской архитектуры в памятниках зодчества 18 века можно использовать интерактивные ресурсы сайта музея-заповедника «Кижи» (http://kizhi.karelia.ru/). Раздел сайта «Виртуальные музейные путешествия» предлагает посетителям изучить природу и рассмотреть панораму заповедника, посетить дом карельского крестьянина. Есть на сайте и фотогалереи. Такой урок запомнится надолго и может стать толчком к более глубокому изучению истории.
Большие возможности предоставляет и использование ресурсов сайта http://tours.kremlin.ru. В разделе «Россия» представлена информации о государственных символах страны, а раздел сайта «Кремль» потрясающе интересно представляет панораму Московского Кремля, подробно представляет архитектурные памятники на территории Кремля. За кадром звучит голос замечательного актера Алексея Владимировича Баталова. В разделе «Президент России – гражданам школьного возраста» есть, например, информация о Дне народного единства и подробное объяснение сюжета памятника Минину и Пожарскому. В интерактивном режиме можно познакомить детей с особенностями политического устройства страны и позаниматься в «Школе Президента».

Интересным для меня стал и прием работы с фотоиллюстрациями. Их демонстрация возможна в режиме слайд-шоу и может иллюстрировать объяснение учителя или стать источником изучения на уроке. Примером такой работы может быть использование реальных исторических фотографий начала ХХ века на уроке истории Сибири по теме «Сибирь в начале ХХ века». Это позволило не только вызвать интерес к изучаемой теме, но и подробно изучить особенности быта людей того времени, подробно изучить архитектурные особенности строений. Дети очень живо интересуются необычной для них одеждой, орудиями труда и даже особенностями природной среды того времени.

Продуктивным материалом для урока истории являются схемы. Они дают возможность обобщить, систематизировать материал. Благодаря интерактивному принципу работы, схемы предлагают учителю разные варианты их использования. Так, интерактивную схему «Устройство Русской православной церкви в X-XV вв.» можно применять и для систематизации знаний, и для представления новой информации, и для опроса учащихся (показать на слайде презентации или запустить вкладку электронного пособия).

Интерактивные графики, представляя процессы в развитии, позволяют акцентировать внимание учащихся на том или ином значении. Например, в рамках изучения феодального общества в курсе истории Средних веков демонстрация на уроке графика «Основание новых городов в Европе в Средние века» позволит сформировать у учащихся представление о динамике данного чрезвычайно важного процесса. График можно продемонстрировать запустив вкладку электронного пособия или скопировав его на слайд презентации. Таким образом, интерактивная наглядность - особый вид наглядности, создающий эффект погружения в обучающую программную среду и позволяющий установить с ней взаимодействие, что способствует формированию чувственно-наглядного образа изучаемого явления.
Традиционно особую роль на уроке истории играют карты. Интерактивная модификация учебных карт предлагает новые варианты использования этого ресурса на уроке. Положительный момент заключается в возможности увеличения той или иной области карты для более детализированной демонстрации. Кроме того, большинство интерактивных картографических ресурсов выгодно отличается от печатных атласов возможностью послойного просмотра карты, а также позволяет сделать акцент на актуальной информации. Так, карта «Реконкиста в Испании» может быть представлена в виде нескольких слоев: начало Реконкисты, Реконкиста в VIII—X вв., Реконкиста в XI—XIII вв., конец Реконкисты. При изучении испанской Реконкисты в VI кл. ученикам предлагается, рассматривая карту в атласе или в учебнике, усвоить основные этапы Реконкисты, то есть историческое содержание этих этапов, их характеристики, длительность. При этом карта в учебнике содержит в себе информацию о Реконкисте, охватывающую почти восемь веков - с 718 по 1492 гг. Печатная карта позволяет в целом охарактеризовать основную тенденцию отвоевания Пиренейского полуострова - расширение христианских владений и постепенное сужение арабского мира, но не позволяет рассмотреть каждый из этих этапов в отдельности. Но как раз только изучение обстановки на полуострове в каждый из этапов Реконкисты может привести ученика к пониманию причинно-следственных связей, лежащих в основе исторических событий.

Интерактивные карты находят свое применение и при организации практической работы, и при проверке знаний учащихся. Функция отключения информационных слоев на карте позволяет учителю использовать ее как материал для заданий, в которых ученику нужно нанести на карту границы областей, названия объектов и пр.
Особую роль на уроке с применением мультимедийных технологий играют практические работы, выполненные в виде отдельных интерактивных модулей. Эти модули могут использоваться для организации групповой работы учащихся, а также в ходе фронтальной работы с классом. Игровая форма этих заданий привлекает учащихся и пробуждает интерес к предмету. Конечно же, использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране — в красках и со звуком.

Важным элементом любого урока является контроль полученных знаний. С помощью компьютерного учебника по истории России ХХ века можно организовать различные формы проверки знаний учеников. Учителю удобно использовать тесты после каждого параграфа, в которых проверяется знание дат, последовательности исторических событий, имен исторических деятелей и событий, с ними связанных, сути исторических явлений и их характерных черт, важных статистических данных, значений терминов и определений понятий и т.п. При этом в пособии заложено несколько типов заданий для проверки усвоения учебного материала.

И в заключении, я хотела бы сказать, что в наш информационный 21 век насыщенный звуками и шумом, когда обучающиеся просто не успевают «переваривать» полученную информацию, а иногда, и просто пропускают ее мимо ушей, так как перегруженный мозг уже многое не воспринимает, я считаю, что большая часть информации должна поступать зрительная. А когда ребенок наяву видит ход какого-нибудь сражения, чувствует атмосферу того или иного периода времени, может представить себя в роли какой-нибудь исторической личности, то это явный результат того, что на следующем уроке он сможет многое вспомнить и рассказать.
ЛИТЕРАТУРА:

1. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1.

2. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007.

4. Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - с.3-6.

5. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - 3-8с.

6. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. - М. - Владос, 2007. - 227с.

7. Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника / Н. Шевченко // Учитель истории. - 2005. - №5. - 13-17с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также iconУроках математики в начальных классах
Увлеченный этой игрой ребенок становится собраннее, привыкает самостоятельно думать. Совершенствуются такие качества у детей, как...
Использование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также iconДоклад тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий...
...
Использование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Использование икт в обучении истории и обществознанию. Индивидуализация обучения как средство активизации мыслительной и познавательной...
Использование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7
Использование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также iconИспользование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Ательными и запоминающимися и дающими положительные результаты. Этому способствуют современные инновационные технологии. Говоря о...
Использование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Использование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также iconМбоу «сош №12» Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Использование приёмов технологии критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы
Использование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также iconВикторина для учащихся 6-х классов по теме: "Путешествие в страну Знаний"
Использование интеграции в качестве средства активизации познавательной деятельности учащихся
Использование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также icon«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной...
Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6
Использование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также iconИспользование икт на уроках английского языка как средство формирования...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся
Использование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Групповая работа на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности учащихся, формирования коммуникативной...
Использование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение...
Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;...
Использование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также iconН. Н. Баранский Статья «Использование инновационных компьютерных технологий на уроках географии»
Е современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Современные инновационные технологии способствуют...
Использование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также icon«Приготовление полуфабрикатов местного компонента из птицы: котлета...
Важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях являются активные методы обучения, применение...
Использование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теоретические предпосылки активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся средствами икт
Использование икт на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также iconВнимание. Память. Мышление
Очевидно, и результаты деятельности двух разных людей также будут различны (оригинальны, неповторимы). В большей степени это будет...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск