Скачать 83.22 Kb.
|
Исакова Галина Константиновна МАУ ДОД «Детская школа искусств им. А. Алябьева» города Тобольска Урок по предмету музыкальная литература Тема урока: Симфонический оркестр. Особенности симфонического оркестра Й. Гайдна. I. Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем, путем сравнения выявить общее и различное в симфонических оркестрах различных эпох II. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
III. Тип урока: Комбинированный IV. Методы
V. ТСО и оборудование:
VI. Учебно-дидактические материалы и наглядные пособия:
VII. Структура урока:
VIII. Видеозаписи:
Ход урока 1. Организационный момент 2. Сообщение темы урока цели, задач и мотивации деятельности учащихся. Цель: формирование умения сосредоточиться, внутренне мобилизоваться, организация внимания всех учащихся. 3. Контроль знаний Цель: установление правильности и осознанности выполнения задания всем классом, устранение проверки обнаруженных пробелов в знаниях, умениях и навыках. - Давайте вспомним, что такое оркестр вообще? - Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры. В 17-18 вв. термин «оркестр» заменил распространенный в странах Европы термин «капелла». Сейчас «оркестром» называют группу музыкантов (12 и более) Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах. Оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра, и конечно каждый оркестр имеет свои выразительные тембровые и динамические особенности. А теперь небольшая звучащая викторина (видео). Задание учащимся: отгадать и записать название оркестров
4. Введение новых знаний Цель: актуализация знаний учащихся, установление преемственных связей прежних и новых знаний в иных ситуациях и их углубление. - Симфонический оркестр делится на 4 группы. «Струнно-смычковая» группа. Почему она так называется? - Называется так потому, что звук у них извлекается при помощи ведения смычка по струнам Духовые музыкальные инструменты. А им, почему дали такое название? - Духовыми их называют потому, что звук извлекают при помощи выдувания из них воздуха. Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты. Ударная группа. А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их? - Это ударные инструменты. В симфоническом оркестре есть еще клавишные и одиночные инструменты. А теперь поподробнее рассмотрим эти группы. Далее представляется внешний вид и звучание инструментов. Компьютер, мультимедиапроектор – показ инструментов и представление их звучания. Программа «Музыкальные инструменты copyright 2002 Studio Multimedia KorAx» 1. Струнно-смычковые инструменты: «Скрипка является наиболее совершенным и превосходнейшим из всех инструментов…. Звуки ее больше воздействуют на сознание слушателей, чем звуки других струнных инструментов, ибо они более могучи, ярки….» XVII в. Марсенн. . Историки утверждают, что первым из инструментов скрипичного семейства появился альт, на рубеже XVI-XVII веков. Виолончель по размерам значительно превосходит скрипку и альт, но несколько уступает контрабасу (итальянское violoncello – уменьшительное от violone – контрабас). Тембр виолончели – теплый, сочный выразительный иногда сравнивают с человеческим голосом. Контрабас самый большой по размеру и самый низкий инструмент в струнно - смычковой группе. В XVI веке в Италии сложились школы выдающихся скрипичных мастеров - кремонская и брешианская, создавшие непревзойденные и по сей день инструменты скрипичной группы. Особенно ценятся скрипки из семейств Амати, Страдивари и Гварнери. 2. Деревянно – духовые инструменты. Компьютер: флейта, кларнет, гобой, фагот. Эти инструменты имеют тембровые различия. Флейта – старейший инструмент и ее прапрабабушкой была тростинка и сейчас, композиторы, когда хотят показать шелест ветра или пение птиц – используют именно флейту. Flatus – дуновение (М. Зильберквит «мир музыки» стр. 125 – разновидности флейта: альтовая, басовая, малая флейта пиколо, большая флейта). Кларнет – его предок свирель – шалюмо. Первоначально звук у кларнета был резким, пронзительным и больше похож на звучание трубы. В то время трубу именовали clarino – отсюда и современное название. Разновидности кларнета: бас-кларнет (альтовый) и теноровый кларнет. Гобой – предок первобытная свирель и более близкие – древнегреческий авлос, кавказская зурна. Разновидности – английский рожок (альтовый), гобой д/амур, малый гобой (М. Зильберквит «мир музыки» стр. 127). Фагот – самый низкий по звучанию деревянно - духовой инструмент. Предок – басовая свирель бамбарда. Fagotto – вязанка дров. 3. Медные - духовые инструменты. Работа с учебником Музыкальная литература и наглядным пособием «Музыкальные инструменты. Компьютер: валторна, труба, туба, тромбон. Сравнение оркестра Й. Гайдна, перечисляем по таблице инструменты медной духовой группы. Выводы: в оркестре Й. Гайдна только трубы и валторны. Валторна – немецкое слово Waldhorn – лесной рог. Предки валторны охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал об охоте, каком либо торжественном событии. Для того чтобы звук был громче, мощнее, рог удлиняли. Играть на длинных валторнах было неудобно и тогда ее начали скручивать. Сначала появился один виток, затем два, три. Труба – один из самых древних медных инструментов. Вспоминается о ней в Ветхом завете и в летописи об осаде Киева печенегами в 968 году. Туба и тромбон в оркестр Й. Гайдна не входят. 4. Ударные инструменты. Работа с наглядным пособием «Музыкальные инструменты. Перечисляем по таблице инструменты ударной группы. Компьютер: треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола. Литавры – очень древний музыкальный инструмент – сосуд, сверху обтянутый кожей. У литавр огромный диапазон силы звука: от подражания раската грома, до тихого еле уловимого шороха или гула Выводы: особенность оркестра Й. Гайдна Первое отличие – малым составом представлена медная духовая группа Второе отличие – из ударных инструментов используются только литавры Во всем мире музыканты оркестра рассаживаются одинаково. (Энциклопедический словарь юного музыканта стр 268) – схема расположения музыкантов симфонического оркестра. 5. Обобщение знаний. Формирование умений и навыков. Цель: Осуществление связи прежних знаний в новой ситуации, усвоение нового материала и установление межпредметных связей. - А сейчас «Музыкальная минутка». Викторина по музыкальным инструментам. По видеофрагментам нужно определить вид музыкального инструмента: - Скрипка. Крейслер «Прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни» - Валторна. Бах «Трио валторн» - Виолончель. Сен-Санс «Лебедь» - Гобой. Гайдн «Концерт» - Кларнет. Мессаже «Конкурсное соло» - Труба. Р-Корсаков «Концерт для фагота и оркестра» - Контрабас. Сен-Санс «Слон» - Альт. Брамс. «Адажио» Загадка «Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной? Стал размахивать руками прямо в зале перед нами? Не приучен он к порядку, может делает зарядку? С кем звучит оркестр и хор?......Знаем…. Это…. (Дирижер!!) - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп произведения. Вот дирижер поднял дирижерскую палочку…. Напряженная тишина воцарилась в зале…. Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он «включает» музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Теперь вы знаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр , у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатывается не за один день или одно выступление, а годами! Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в партитуру (это такой большой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии….. (Энциклопедия стр. 216) Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: «А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?» Оказывается дирижер управляет не только руками, но и взглядом. Как вы думаете, а без дирижера оркестр может играть? - Учащиеся дают свой ответ Оркестр это инструмент. А дирижер играет на нем. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр делает все так, как хочет дирижер. Попробуем поиграть в оркестр и дирижера? Исполнение фрагмента из симфонии Й. Гайдна на синтезаторах (предварительно этот фрагмент был дан в качестве диктанта на уроке сольфеджио). Настраиваются инструменты симфонического оркестра, выбирается дирижер: А теперь представим, что на сцену выходит настоящий симфонический оркестр. В большой симфонический оркестр входит от 25 до 100 музыкантов. Музыканты занимают свои места. Первым выходит концертмейстер первых скрипок, самый главный музыкант оркестра. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижеру. После концерты дирижер обязательно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд. Все музыканты – мужчины одеты в черные фраки, а женщины в красивых строгих черных платьях. Как вы думаете, почему? - Многие композиторы создавали великолепные произведения для оркестра. Со многими из них мы с вами познакомимся на уроках. 6. Определение и разъяснение домашнего задания. 1. Найти на рисунках (приложение) изображения инструментов симфонического оркестра и раскрасить их. 2. Выполнить тесты по биографии Й. Гайдна 7 Анализ учащимися урока |
Конкурсных прослушиваний в симфонический оркестр Приморского театра оперы и балета Свободная пьеса по выбору (Шуман, возможно части из сонат Брамса, Шуберта, Глинки, Шостаковича) | Щелковского мунициального района московской области Сегодня баян по существу превратился в небольшой орган, или мини симфонический оркестр, с огромным диапазоном звучания, богатым тембровым... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» («Арлезианка»). Дирижер – заслуженный деятель искусств... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная: показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения... | ||
Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;... | Урок музыки 2 класс III четверть Тема урока: Русские народные инструменты Развивать умение детей различать на слух звучание духового инструмента от звучания струнного. Понятие: оркестр русских народных инструментов,... | ||
Урока Тема урока и содержание Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы | Урока Тема урока Кол-во часов Введение. Русская литература xxвека. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века | ||
Конспект урока Тема Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни.... | Литература, 1 класс Тема урока, № урока по теме Учить анализировать текст, подтверждать высказывания цитатами из текста. Научить читать стих выразительно | ||
Литература, тема «Самые настоящие чудеса С. Я маршака «Ландыш» Литература, тема «своеобразие системы персонажей, сюжета и предметного мира в сказке Салтыкова – Щедрина» | Темы библиотечных уроков. Школьная библиотека боу смр «Двиницкая оош» Тема «Научно-познавательная литература для младших школьников. Тема «Справочная литература» | ||
“ Литература + литература” Идея проведения данного урока взята из газеты “Литература” (приложение к газете “Первое сентября”,№13 за 1998 год, страница 1) | Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным... Фортепиано – удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором... | ||
Конспект урока слово о погибели земли Русской… (Тема урока) Федорина Елена Васильевна Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России 6класс «Просвещение»; Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература 6 класс «Баласс» | Тема урока: письмо слов с буквой й тетрадь: с. 36 стих про мяч записать в тетрадь Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни.... |