План-конспект урок музыки
2 класс III четверть
Тема урока:
Русские народные инструменты.
Учитель музыки
Лушина Т.С.
Тема:
Русские народные инструменты.
Цель:
Познакомить детей с тембрами русских народных инструментов Задачи:
1. Развивать умение детей различать на слух звучание духового инструмента от звучания струнного. 2.Понятие: оркестр русских народных инструментов, вариация. 3.Продолжить формирование слушательского опыта. 4. Воспитывать любовь и уважение к музыкальному творчеству русского народа.
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ
Вид урока: Урок – игра
Оборудование: Компьютер, презентация к уроку, учебник «Музыка 2 класс» – Критская, Сергеева, Шмагина, «Методическое пособие для учителя» - Критская, Сергеева, Шмагина, Хрестоматия для фортепиано 2 класс» - Критская, Сергеева, Шмагина, фортепиано.
Музыкальный ряд:
«Березка» русская хороводная песня
«Полянка» русский народный наигрыш
«Светит месяц» русская народная песня
«Калинка» русская народная песня
«Камаринская» русская народная песня
Былинные наигрыши
«Как под яблонькой» русская народная песня
Ход урока
Организационный момент.
Музыкальное приветствие по звукам тонического трезвучия! Небольшая разминка-распевание.
Вводная беседа.
Учитель читает стихотворение:
Откуда, ты русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки –
Уронили дудки,
Пролетели гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились. Ну а песня?
С песней на Руси родились. Показ слайда Учитель:
А кто создаёт народную музыку?
Дети:
Народ.
Учитель:
А зачем?
Дети:
Чтобы весело было….
Учитель:
А на чём же он исполняет свою музыку?
Дети:
На инструментах.
Учитель:
И где же он их берёт?
Дети:
Сам мастерит. Поэтому они и называются народные.
Учитель:
давайте откроем учебник на стр. 55.Что вы видите?
Дети:
Народное гуляние, музыкантов, хоровод, музыкальные инструменты.
Учитель:
Что же за музыка у них звучит?
Просмотр фрагмента
«Полянка» русский народный наигрыш в исполнении русского народного оркестра
Дети:
Плясовая, весёлая.
Вокально-хоровая работа.
Разучивание русской народной песни
«Светит месяц» из Хрестоматии для фортепиано 2 класс» - Критская, Сергеева, Шмагина
Учитель:
Чем же нам наше звучание можно украсить
Дети:
. Инструментами.
Учитель
Какими?
Дети:
Народными.
Освоение нового материала.
Сегодня ребята, как вы, наверное, уже догадались. Мы будем знакомиться с вами с русскими народными инструментами
Прослушивание музыки «Былинные наигрыши»
– Какой народный инструмент звучал? Почему так решили? – Гусли – самый древний музыкальный струнный инструмент. Ходили гусляры по свету белому и сказывали о делах давно минувших дней, пели былины
Просмотр слайда картины В. М. Васнецова «Гусляры»
Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они «яровчатые». Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI-XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см. Название происходит от древнерусского слова «густы» – гудеть. Эпитет гуслей «яровчатые» преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий.
Просмотр фрагмента – «Как под яблонькой», русская народная песня
Просмотр слайда с изображением балалайки
– Балалайка – струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Балалаек целое семейство, и большие, и маленькие. Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка» – народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить Просмотр слайда с изображением домры
Ребята, а это что за инструмент? Правда, похож, на балалайку? Но это не балалайка – это домра.
– Домра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами.
Давайте послушаем с вами звучание еще одного инструмента.
– Тембр звука пронзительный, жалостливый, резковатый. Жалейка – русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором.
Просмотр слайда с изображением бубна
– Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной.
Прослушайте звучание бубна.
Была берёзовая чурка Валялась, где лежат дрова. Потом из чурки вышло чудо, Точнее, не одно, а два. Два чуда – две чудесных ложки! Округлых, звонких, расписных! Чечётку, даже без гармошки, Я так отплясывал под них!Л. Логинов.
Просмотр слайда - ложки
– В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого, что размеры ложек разные, возникает впечатление чередования звуков по высоте.
Уч. Давайте вы тоже попробуете поиграть на одном из русских народных инструментов под названием – ложки. Я вам спою песню, а вы мне подыграете
Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла» учителем. А детям предлагается аккомпанировать ложками. Разные группы детей по разному звучат!
Учитель - Что менялось в музыке? Мелодия или инструментальное сопровождение?
Дети:
Инструментальное сопровождение.
Учитель: Такая форма музыки называется вариации, т.е. новый вариант музыкальной мелодии. Слушание музыки «Камаринская» русская народная песня
Учитель:
какая звучала музыка?
Дети:
Радостная, плясовая…и с изменениями.
Учитель:
Правильно, в форме вариаций, а жанр русской песни называется плясовая, хороводная
Просмотр слайда –свирель
Еще один русский народный инструмент - это
Свирель – русский народный духовой инструмент, представляющий чаще всего спаренные деревянные трубки со свистками и боковыми отверстиями (свистковую флейту). Изготавливается из крушины, орешника, клёна или черёмухиПо преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. Слушанье музыки. Просмотр слайда картина М. В. Нестерова «Лель. Весна»
Все инструменты хороши. У каждого свой вид. Свое звучание – тембр. Но однажды один русский человек по фамилии Андреев Василий Васильевич решил собрать все русские народные инструменты вместе. Так появился первый оркестр русских народных инструментов. а он был первым руководителем. Оркестр - это многочисленный коллектив музыкантов-инструменталистов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава. Произошло это в конце 19 века.
Оркестр русских народных инструментов включает в свой состав домры, балалайки, гусли, жалейки, рожки, свирели, ложки, бубенцы, бубны, трещотки, баяны и другие инструменты народного происхождения.
Просмотр слайда – оркестр русских народных инструментов
Эх, оркестр народный, раздольно-хороводный!
То он плачет, то хохочет – с нами делает, что хочет!
Л. Яковлев
Подведение итогов.
- с какими инструментами мы сегодня с вами познакомились – народные.
- перечислите основные народные инструменты.
- что такое вариации – новый вариант музыкальной мелодии.
- что такое оркестр – музыканты, играющие на народных разных инструментах вместе
Домашнее задание - нарисовать понравившийся народный музыкальный инструмент. |