С творчеством отдельных художников





Скачать 67.06 Kb.
НазваниеС творчеством отдельных художников
Дата публикации27.06.2014
Размер67.06 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Цели и задачи: развивать графические навыки; формировать художественный вкус; активизировать творческое воображение; содействовать формированию эстетического отношения к действительности; укреплять межпредметные связи (труд, история, литература); воспитывать уважение к людям труда; изучать анатомию человека, пропорции и мимику лица; ознакомится с образцами изобразительного искусства по теме, с творчеством отдельных художников.

Оборудование и материалы: для учителя - методические таблицы « Пропорции лица », «Мимика. Схемы настроения »; для учеников – бумага, графические материалы, ножницы, клей, банка с водой, книги с иллюстрациями по теме.

Зрительный ряд: репродукции картин: К.А.Савицкий « Ремонтные работы на железной дороге », А.Е.Архипов «Прачки », Н.А.Ярошенко «Кочегар», А.Г.Венецианов «Крестьянская девушка с теленком», М.В.Нестеров «Портрет академика, физиолога И.П.Павлова», С.В.Малютин «Портрет писателя Д.А.Фурманова», П.Д.Корин «Портрет заслуженного деятеля науки, почетного академика, микробиолога Н.Ф.Гамалея», М.В.Нестеров «Портрет скульптора В.И.Мухиной», А.М.Герасимов «Групповой портрет старейших художников: И.Н.Павлова, В.Н.Бакшеева, В.К.Бялыницкого – Бируля, В.Н.Мешкова», П.И.Котов «Портрет героя социалистического труда, заслуженного деятеля науки, академика, лауреата сталинской премии, химика Н.Д.Зелинского», Н.П.Ульянов «Народный артист СССР К.С.Станиславский за работой», Ю.М.Непринцев «Отдых после боя», Е.А.Кацман «Калязинские кружевницы».
Ход урока.
1. Организация класса.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных аонид.

Так откликнулся А.С.Пушкин на портрет работы О.А.Кипренского, посвятив художнику свое знаменитое стихотворение «Кипренскому». В этом портрете Пушкин увидел себя поэтом – служителем муз. Этим, и только этим, польстило Пушкину «зеркало», созданное Кипренским. И не случайно существует мнение, что художник несколько позднее добавил в портрете статуэтку музы, деталь, как бы подсказанную ему поэтом.

2. Беседа о профессиях.

Учитель. Но так как тема урока «Портрет в живописи» тесно связана с темой « Человек и профессия», давайте поговорим о профессиях. Вы подготовили стихи о профессиях, а я вам приготовила загадки о них. Прочитайте стихотворения.

Чем пахнут ремесла?
У каждого дела Идешь мастерской -

Запах особый: Стружкою пахнет

В булочной пахнет. И свежей доской.

Тестом и сдобой. Пахнет маляр

Мимо столярной Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик Пахнет кондитер

Оконной замазкой. Орехом мускатным.

Куртка шофера Доктор в халате -

Пахнет бензином. Лекарством приятным.

Блуза рабочего - Рыхлой землею,

Маслом машинным. Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.
Джани Родари
Какого цвета ремесла?

Цвет свой особый Всеми цветами

У каждого дела. Сверкает маляр.

Вот перед вами В синей спецовке -

Булочник белый. Под цвет небосвода -

Белые волосы, Ходит рабочий

Брови, ресницы. Под сводом завода.

Утром встает он Руки рабочих -

Раньше, чем птицы. В масле и саже.

Черный у топки

Стоит кочегар.
Джани Родари

Кто в дни болезней В прошлый раз был педагогом,

Всех полезней Послезавтра – машинист.

И лечит нас Должен знать он очень много,

От всех болезней? Потому, что он…

( Доктор). (артист).

Скажи, кто так вкусно С огнем бороться мы должны -

Готовит щи капустные, Мы смелые работники,

Пахучие котлеты, С водою мы напарники.

Салаты, винегреты, Мы очень людям всем нужны,

Все завтраки, обеды? Так кто же мы?

( Повар.) ( Пожарники.)
Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помнит вас.

( Фотограф.)

Вопросы:

- Рассмотрим фотографии, репродукции. Люди каких профессий представлены на них?

- Какие профессии имеют ваши родственники?

- К какому жанру живописи мы можем отнести представленные работы?

( Бытовой жанр, портрет.)

- Что такое спецодежда, униформа, спецовка?

- Может ли она помочь определить профессию изображаемого человека? Приведите примеры. (Военные, пожарники, медики, продавцы, железнодорожники, строители, водолазы, космонавты, художники и др.)

3. Повторение материала о жанре портрета.

Учитель. Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященных изображению конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета – сходство с оригиналом. Но внешнего сходства мало. Наблюдательный глаз художника – портретиста в мимике лица, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннего состояния человека. Кроме внешнего индивидуального сходства, художники стремятся передать в портрете характер человека, его духовный мир. И для этого они общаются с портретируемым, изучают его особенности и лишь, потом передают свои впечатления на бумаге, холсте, в камне. Поэтому разные портреты даже одного человека могут быть у разных художников и похожи, и непохожи.

Слово ПОРТРЕТ означает в переводе с французского языка «воспроизводить черта в черту» изображаемого человека.

В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи у современных им художников – портретистов и передавали их из поколения в поколение. Через портреты можно было познакомиться со своим прадедушкой или же с мамой прабабушки.

- Вспомните разновидности портрета. (Поясной портрет, бюст(в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа.)

- По числу изображенных? (Индивидуальный; двойной, групповой, парные – на разных холстах, но взаимосвязанные.)

- А по характеру изображения? (Парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост; камерный портрет – поясный, погрудный, поколенное изображение).

Вывод: портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому.

С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты, а люди их заказывать. Ведь фотографию делает механизм, а над картиной работает автор. Он может показать человека по – разному, заметить в нем то, что не заметит объектив.

- К каким разновидностям можно отнести представленные репродукции? (К парадному, социальному, психологическому.)
4.Портретная живопись.

Учитель. За многие века портрет развился в сложный и богатый жанр. В живописи портрет как самостоятельный жанр определился только в эпоху Возрождения. В русском искусстве портрет зародился в первой половине 17 века и начал свою блестящую историю с начала 18 века.

Жанр портрета сложен по двум причинам. Во – первых, в портрете художник остается как бы один на один с изображаемым человеком. Мы часто не знаем, кто этот человек, бывает, что неизвестно даже имя автора портрета. Во–вторых, в портрете художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека. Вглядываясь в черты своего героя, художник размышляет о нем, стремится постичь его внутренний мир, выразить свое понимание человека, свое к нему отношение, т.е. раскрывает его ОБРАЗ.

(Например: Алексей Гаврилович Венецианов «Девушка с теленком». Изображена уставшая девушка, движения ее скованы, она немного робеет, позируя своему барину.)

5.Практическая работа.

Задание. Класс делится на группы по 4 человека, и каждая группа создает коллаж, используя подготовленные мной вырезки для создания образа по определенной профессии. Но обязательно необходимо еще и изобразить человека этой профессии, передав характерные особенности элементов одежды (деловой костюм, форма – у военного, сценический – у актера).

Фигуру рисуем или полностью, или крупно по пояс.

Отразить в рисунке профессию главного персонажа через предметы его труда (краски и кисти – у художника, строительные инструменты – у строителя и т.д.) через характерную среду, интерьер рабочего места.

Смысловым центром является образ человека, его изобразить с передачей настроения, состояния в данный момент (радость, усталость, азарт, напряжение).

Как известно, у человека бывает разное настроение. Разное выражение лица человека называется мимикой (смотрим методическую таблицу «Мимика»).

Используем живописно – пластические средства в решении образа (композицию, ритм, цвет, свет, форму и т.д.), линейную и воздушную среду.

Эскизы – наброски выполняются в карандаше. Заканчиваем работу, прорисовывая мелкие детали фломастерами, цветными карандашами и т.д.

( Придумать название).

Учитель показывает лучшие работы на разных этапах выполнения.

6.Итог урока.

1. Экспресс – выставка ученических работ с обсуждением их содержания и художественного решения.

Вопросы:

- Какие работы вам нравятся выбором героя?

- Какие работы самые завершенные?

- Где выбор положения листа особенно соответствует замыслу?

Зачитать названия удачных работ.
2. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: рисовать портреты, используя фотографии, смотрясь в зеркало, или попросить попозировать вам ваших друзей, родных. Хорошо изучить строение головы и частей лица.

Открытый урок по ИЗО


Портрет в живописи

(Человек и профессия)


Подготовила

учитель ИЗО

МОУООШ№18

г.Апшеронск

Глушкова Т.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С творчеством отдельных художников iconТема урока Кол-во часов
Познакомить с творчеством художников- передвижников. Левитан-художник, профессор пейзажного класса
С творчеством отдельных художников iconУрок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век»
Цели: обучающая – создать у учащихся представление о российской культуре первой половины XIX века, обучить школьников анализировать...
С творчеством отдельных художников iconУрок для 5-6 классов
Познакомить с творчеством художников-иллюстраторов и книгами, которые они иллюстрировали, добиться узнаваемости их творческой манеры....
С творчеством отдельных художников iconРеферат по теме: «Правила композиции. Пространственные планы»
Правила композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для художников,...
С творчеством отдельных художников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Написать мини-реферат о творчестве художников—живописцев, художников-иллюстраторов
С творчеством отдельных художников iconДостижениями искусства Возрождения
Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Гирландайо. Здесь он познакомился с основными материалами и техниками и создал...
С творчеством отдельных художников iconУчебная программа Intel® Обучение для будущего Визитная карточка проекта Автор проекта
Проект посвящен изучению произведений различных жанров, включая картины удмуртских художников, о горе Байгурезь, которая находится...
С творчеством отдельных художников iconКонспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков»
Образовательная: на основе самостоятельной работы учащихся, владению ими навыка системного анализа, проследить эволюцию темы притчи...
С творчеством отдельных художников iconИз выступления н. С. Хрущева на совещании писателей, композиторов...
Из выступления н. С. Хрущева на совещании писателей, композиторов и художников, созванном ЦК кп(б)У
С творчеством отдельных художников icon«Международное налоговое право»
Регулирование отдельных налогов и налогообложения отдельных видов доходов (операций) в международном налоговом праве
С творчеством отдельных художников iconВикторина по сказкам А. С. Пушкина. Цель урока: продолжить знакомство...
Цель урока: продолжить знакомство с творчеством великого русского писателя и поэта А. С. Пушкина
С творчеством отдельных художников iconКонспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель...
Цель урока: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана
С творчеством отдельных художников iconУрок-мультимедийная экскурсия
Приветствие, знакомство учащихся с целью урока: познакомиться с произведениями великих художников, расположенных в Третьяковской...
С творчеством отдельных художников iconРоссийской федерации
Это позволяет избежать частностей и сблизить развитие фактологической части науки с развитием ее методологии. Характеристика открытий...
С творчеством отдельных художников iconТема урока : «Осень в произведениях художников и композиторов»
Группа №4 «Мастер общестроительных работ» (каменщик, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, сварщик)
С творчеством отдельных художников iconАрхитектура. История архитектурных стилей Графика: прошлое и настоящее
Образ Давида в творчестве скульпторов (Донателло, Верроккьо, Микеланджело) и в живописи итальянских художников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск