Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана





Скачать 81.03 Kb.
НазваниеКонспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана
Дата публикации16.09.2013
Размер81.03 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
План – конспект урока музыки по теме:

«Добрый праздник среди зимы»

Цель урока: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик».Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана

Задачи урока:

1.Познакомить с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки.

2. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческую фантазию, воображение. Способствовать формированию чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства, развитию умения проникать в художественный образ музыкального произведения.

3.Воспитывать любовь к классической музыке, акцентировать внимание на том, что настоящее искусство выступает за распространение идей добра, гармонии, взаимопомощи, справедливости; чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства.

Оборудование:

Диски для прослушивания и просмотра музыкального материала, ноутбук, мультимедиа проектор, презентация по теме: «Танцевальные образы в балете "Щелкунчик» П.И. Чайковского


Карточки с заданиями для кроссворда.

Тип урока: Комбинированный

Время проведения: 35 минут

Место проведения: кабинет нач.классов №3

Класс: 1 класс

Наглядные пособия: Портрет П. И. Чайковского, иллюстрации с изображением зимних пейзажей, к балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского, кроссворд для учащихся: «Характер музыки», книга «Щелкунчик и мышиный король» Гофмана

Ход урока

I.Организационный этап:

Музыкальное приветствие

Дети входят в класс под “Марш” из балета “Щелкунчик” Чайковского П. И.

Учащиеся организованно входят в класс.

Учитель: (поет) «Здравствуйте, ребята!»

Учащиеся: (поют) «Здравствуйте!

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок!»
Учитель: Тема нашего урока «Добрый праздник среди зимы»

2 Повторение пройденного материала
Учитель: Какие мы знаем музыкальные жанры?

Учащиеся: Песня, танец, марш.

Учитель: Какая музыка звучала, когда мы входили в класс?

Учащиеся: марш

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним жанром в музыке, который очень похож на оперу, но который заметно отличается от неё. А какой это жанр, вы узнаете, отгадав кроссворд, начерченный на доске.

1. Кто-то в барабан стучит,
Отбивает чётко… (РИТМ)

2. Любит русский и испанец
Весёлый и ритмичный… (ТАНЕЦ)

3. В музыке царица Я
Зовут меня… (МЕЛОДИЯ)

4. Выражения на лицах – это мимика. Позы, жесты и движенья...-
(ПАНТОМИМИКА).




5. Посмотрите на картину -
Здесь мы видим… (БАЛЕРИНУ)







(Кроссворд)

Итак, Прочитаем по вертикали название музыкального жанра (5 - БАЛЕТ).

Учитель. - Балет— вид сценического искусства, где неразрывно связанны между собой музыка и танец.

3 Введение в тему.

Учащиеся: Балет – спектакль, где все артисты танцуют.
Учитель: Начинают учиться искусству балета с детства, с 5 лет. Это огромный труд, и те, кто хотят стать артистами балета, посвящают этому всю жизнь. Мы можем увидеть на сцене солистов – балерин, танцоров, дуэты, кордебалет.

Учитель: Как называется коллектив музыкантов, исполняющих прекрасную музыку для танцев?
Учащиеся: Симфонический оркестр.
Учитель: Кто руководит оркестром?
Учащиеся: Дирижер.

Рассказ учителя:

Рождество – это снег, тихо падающий за окном,

Это запах свечей и ёлки,

Это звёздные ночи и рождественские напевы.

- С 6 на 7 января на Руси празднуется Рождество- Рождественский сочельник, который подводит черту под прожитый год, открывая двухнедельные новогодние праздники – святки. Также с древних времен на Руси праздновался Новый год. Обычаи и обряды, связанные со встречей Нового года, у разных народов свои, но все они сводятся к одному - добиться удачи, счастья, благополучия. Поскольку зимой единственным зелёным деревом оставалась ёлка, она была выбрана как жизнеутверждающий символ праздника. Поэтому, когда для детей украшалась ёлка, она считалась рождественской. Макушку ёлки украшали звездой. Отсюда и пошло название “Рождественская звезда”.

Новый год празднуют люди всего мира. В Новогоднюю ночь часто происходят чудеса. С миром чудес вы встретитесь в балете П И Чайковского «Щелкунчик» по сказке немецкого писателя Т. Гофмана. Сюжет сказки таков.

На Новогоднем празднике девочке Мери подарили куклу- Щелкунчика ,с помощью которой раскалывают орехи. Ночью оживший щелкунчик во главе кукольного войска вступает в битву с Мышиным королём и его армией. В трудную минуту Мери спасает Щелкунчика. Любовь девочки превращает его в прекрасного Принца, и они вместе отправляются в страну сказок. Комната Мери превращается в зимний лес. Поднимается метель, кружатся снежные вихри.

? У.:- Назовите имя этого композитора?

Д.:- П. И. Чайковский.

Учитель: П. И. Чайковский – русский композитор, он сочинял музыку для взрослых и детей.

Сообщение детей:

? У.:- Скажите, как называется балет П. И. Чайковского?

Д.:- “Щелкунчик”.

У.:- Назовите автора этой сказки.

Д.:- Рождественскую сказку о Щелкунчике написал немецкий писатель

Эрнест Теодор Амадей Гофман.

Ежегодно в канун Нового года вТеатре оперы и балета идет спектакль "Щелкунчик". Рождественскую сказку Гофмана любят многие - и возраст тут не имеет значения, а музыка Чайковского заставляет поверить в чудо даже самых недоверчивых людей.

Учитель: Где же, в каком здании мы можем увидеть балет?
Учащиеся: В театре.

Изучение нового материала.

“Щелкунчик”. Давайте вспомним основных героев этой сказки и кратко их охарактеризуем…

(Далее учитель знакомит учащихся с дальнейшим развитием сюжета балета

“Щелкунчик”. Учащиеся в процессе знакомства с сюжетом приходят к выводу, что добро вновь победило зло благодаря доброму нраву и мягкосердечию главной героини Маши. )

?. - Ребята, вспомните, в какой еще русской сказке благодаря силе добра, любви происходит превращение чудовища в чудесного юношу?

(С. Аксаков “Аленький цветочек”).

У.:- Всё с чего-то начинается:

Год - с января.

Неделя - с понедельника.

Алфавит - с буквы “А”.

А балет - с “Увертюры”. 

Новое музыкальное понятие- “увертюра” “Увертюра” (в переводе с французского языка) - открытие, начало. По характеру увертюры мы получаем представление о спектакле в целом. Она, как зерно - интонация, в сжатой форме раскрывает замысел балета и создаётся на основе её главных тем.

?У.:- Кто исполняет “Увертюру”?

Д.:- Симфонический оркестр.

У.:- Кто управляет симфоническим оркестром?

Д.:- Дирижёр.

“Дирижёр” - сродни слову директор. Директор-это руководитель, организатор. А у музыкантов руководитель - дирижёр, который организует их звучание. А палочка в руке дирижёра симфонического оркестра вовсе не означает, что музыканты играют из-под “палки”, а показывает, когда нужно играть.

У.:- В древности люди пели и играли на своих не хитрых инструментах, танцуя. Так вместе появились на свет музыка и танец. Любая музыка живёт и дышит танцевальными движениями. Пластикой, изящностью, гибкостью, танцевальными движениями живёт балет.

Ребята, мы все любим заниматься танцами, т. е. хореографией.

? – Как называют человека, который ставит танцы?

У.:- Хореограф. А балет - БАЛЕТМЕЙСТЕР.

У.:- Балет - спектакль, объединяющий разные виды искусства: музыку, танец, драматическое и изобразительное искусство. Классический балет развёртывается (раскрывается) как чередование танцев и пантомимных сцен.

У.: - Основой классического танца послужили позы и жесты.

Балет “Щелкунчик” состоит из нескольких танцев: “Танец феи Драже”, танец “Шоколад”, “вальс Цветов”, “Танец снежинок”, “Трепак”.

Остановимся подробнее на двух разнохарактерных танцах.

1. “ТРЕПАК” - это старинный русский танец в быстром темпе. Поскольку П. И. Чайковский был воспитан на народной музыке, в своих сочинениях он использовал народные темы. Балет “Щелкунчик” вобрал в себя движения народного танца.

Предлагаю учащимся прослушать танец “Трепак”..

? - Какой был танец по характеру?

Д.:- Задорный, жизнерадостный, ритмический, чёткий, танцевальный, с лихим притопыванием.

У.: -Что хотел показать в этом танце композитор?

Д.:- Ловкость, силу, удаль танцоров.

2. “ Танец Снежинок” (просмотр видеофрагмента)

“Танец Снежинок” -это обобщение чистоты, хрупкости, трепетности.

.

?У.:- Какой была музыка по характеру?

Д.:- Музыка вальсовая, мягкая, лёгкая, кружащаяся, прозрачная, сказочная.

У.:- По вашему мнению, что придавало музыке сказочность?

Д.:- Звон колокольчиков придавал танцу таинственность и сказочность.

Сегодня на уроке мы с вами благодаря сюжету балета “Щелкунчик” попали в рождественскую сказку неслучайно, ведь скоро Новый год, чудеса, волшебство.

Исполнение песни:

(Под Новый год )Рождественская песенка

Слова и музыка П. Синявского.

У.:- После исполнения песни определите музыкальные жанры, которые встречаются в ней?

Д.:- Песня и танец.

У.:- Определите музыкальные типы куплета и припева?

Д.:- Куплет - песенный, припев - танцевальный.

У.:- Какая по характеру песня?

Д.:- Песня - нежная, светлая, спокойная и в то же время оживлённая, задорная, радостная, праздничная.

У.:- Расскажите, какие черты придаёт этой музыке песенность и танцевальность.

Д.:- Куплет становится напевным, песенным, а припев - подвижным, танцевальным.

У.:- Кто знает, почему автор слов звезду называет “Рождественской звездой”?

( Просмотр видеофрагмента )
4 Оздоровительная пауза Снятие эмоционального и мышечного напряжения в процессе пластического интонирования

Учитель: Скоро Новый год, Рождество!

Музыкальная пауза - учащиеся выполняют движения по ходу песни, танцуют.
6. Закрепление изученного материала

Учитель: Что мы узнали о балете?

С какими музыкальными понятиями познакомились?

Что такое театр?

Кто такой дирижер?

Оценка знаний учащихся.

7.Итог урока

Учитель: Сегодня на уроке. Благодаря сюжету балета «Щелкунчик» мы попали в рождественскую сказку, где добро победило зло.

У.:- Ребята, скажите, что нового вы узнали на уроке? С какими музыкальными понятиями познакомились? Что больше всего вам запомнилось?

Домашнее задание: Раскрасить иллюстрации к сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Учитель и ученики (поют)

«Прозвенел и смолк звонок,

Вот и кончился урок!»

Учащиеся организованно выходят из класса под музыку

П. И. Чайковского

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана iconВ. Лободина книга твой друг, береги ее цели
Цель урока: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана
Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана iconУрок-экскурсия по литературе в 7 классе. «Литературная Самара XIX- xx веков. Горький в Самаре»
Цель урока: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана
Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана iconН. А. Некрасова И. В. Гурьянова дидактические и методические основы...
Цель урока: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана
Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана iconУчредитель: администрация Красноармейского района Чувашской Республики...
Цель урока: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана
Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана iconКраткое описание сюжета сказки Гофмана «Щелкунчик»
Вещи в романтизме по повестям Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» и Одоевского «Городок в табакерке»
Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана iconКонспект урока музыки в 3 классе по программе Д. Б. Кабалевского...
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана iconКонспект урока музыки в 7 м классе Тема: «Память жанров» Цели урока
Познакомить учащихся с понятием “Память жанра”, с разными музыкальными жанрами, получившими свое развитие в крупных музыкальных формах...
Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана iconТема: Добрый праздник среди зимы
Учитель: Какие чувства передала музыка? Какой музыкальный жанр помог это почувствовать?
Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана iconУрока музыки по теме «Можем ли мы увидеть музыку?»
Цель урока музыки: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие
Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана iconУрок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока: Знакомство с книгой Ю. В. Линника «Лесной театр»
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством карельского поэта и писателя и его книгой для детей
Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана iconРазработка урока музыки в 5-м классе. Тема: "Музыка главный герой сказки"
Образовательные- познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», песней «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина
Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана iconКонспект урока по теме: «Правописание сочетаний чк, чн»
...
Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Закрепить и расширить представление учащихся о программных свойствах музыки на примере музыки П. Чайковского
Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана iconУрока музыки в 3 классе Тема урока : Развитие музыки
Цель урока: учить детей воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека
Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана iconКонспект урока «Природа в городе»
Цель: вызвать у детей интерес к занятию, создать радостную, доброжелательную атмосферу
Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель урока : Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана iconУрока Тема урока Часы
Познакомить детей с новым учебником и его специфическими особенностями, рабочей тетрадью, героями; раскрыть содержание понятий «технология»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск