Скачать 48.81 Kb.
|
Тема: «Зимушка – зима» Цель урока: Закрепить и расширить представление учащихся о программных свойствах музыки на примере музыки П. Чайковского. Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с историей праздника «Новый год». 2. Активизация мыслительной образной деятельности учащихся в процессе слушания музыки. 3. Воспитание чувства прекрасного, эстетических идеалов учащихся. Материал к уроку: Портрет П.И.Чайковского, магнитофон, аудиозапись произведения «Декабрь» из цикла «Времена года», словарь музыкальных терминов, иллюстрации зимней природы. План урока:
Ход урока:
Дети входят в класс под звучание музыки П. Чайковского «Декабрь». Музыкальное приветствие.
У: Ребята, какое сейчас время года? Д: Зима. У: Что происходит зимой с природой? Д: Природа как бы засыпает, чтобы весной вновь проснуться. У: Как вы представляете себе зимнее утро? Д: … У: А на этой картине виднеется, как всходит солнце; кажется, воздух наполнен маленькими кристаллами снежинок. При свете восходящего солнца – снег искрится, дерево стоит, покрытое инеем, словно бахромой. Тает месяц молодой, Гаснут звезды чередой! Из распахнутых ворот Солнце красное идет. Солнце за руку ведет Новый день и Новый год! У: Новый год – самый любимый праздник и для детей, и для взрослых, потому что это и подарки, и елки, и веселые гости. Ребята, а что значит для вас Новый год? Что вы от него ждете? Д: … У: Главным героем каждого Нового года является Дед Мороз. Ребята, а как вы думаете, почему все сказочные герои добрые, молодые, а Дед Мороз – старый? Д: … У: Раньше в древние времена, дед Мороз был злым, отжившим свое старым персонажем, и под Новый год его выгоняли из домов, люди думали, что выгоняя его, не пускают в Новый год старость, злость, неудачу, неурожай, неприятности, зависть. Добрые дедушки Морозы появились лишь в 19 веке.
У: У Дедушки Мороза есть свои новогодние песенки. Сейчас в исполнении ученицы (фамилия, имя) прозвучит песня, а вы, послушав, скажите, как она называется и какой характер этой песни. (слушание) У: Теперь давайте вернемся к нашей беседе. А вы знаете, как называют Дед Морозов дети других стран? Д: … У: Да, как бы его не называли, но все равно ждут его с нетерпением в каждом доме. К его приходу готовятся все дети и взрослые: украшают зеленую пушистую елку, а там, где елки не растут, например, во Вьетнаме, новогодним деревом считают мандариновое. Украсили, загадали желание, испекли пироги и легли спать. Русский дед Мороз ходит по ночам и раскладывает подарки под елки. В Италии считают, что подарки разносит добрая фея Бефане и кладет их в башмачки. У немцев считается, что подарки приносит трубочист, и говорили в старину, если перед Новым годом встретишь на улице трубочиста нужно дотронуться сажей, и весь год тебе будет сопутствовать удача.
Что за звездочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руке. (Снежинки) Какой это мастер На стекла нанес И листья, и травы, И заросли роз? (Мороз)
У: Сегодня мы с вами послушаем пьесу из музыкального альбома Петра Ильича Чайковского «Времена года». В этом альбоме – 12 небольших пьес – по числу месяцев в году. Получается музыкальный календарь природы. «Январь» - это первая пьеса этого альбома. У этой пьесы есть еще одно название «У камелька». «Апрель» - эту пьесу композитор назвал «Подснежник». «Октябрь» - поздняя осень, поэтому эту пьесу Чайковский назвал «Осенняя песнь». У: А мы послушаем последнюю пьесу из «Времен года» - «Декабрь». Она называется «Святки». А кто знает, что такое святки? Д: … У: На святках девушки устраивали гадания. Вашим домашним заданием было узнать у бабушек, мам, какие гадания существовали, существуют? Д: … («Декабрь» - «Святки» - из цикла «Времена года» П.И. Чайковского) – слушание, разбор. У: Ребята, что сейчас прозвучал? К какому жанру вы отнесли бы? Какой характер? Д: (ответы детей). У: Правильно. Это красивый вальс, который можно слушать, а можно и танцевать под него. Только он довольно медленный, вернее задумчивый, зимний, и немного грустный. Но это и понятно – ведь расставаться всегда грустно, а вальс – это последняя пьеса в альбоме «Времена года». У: Какое это произведение вокальное или инструментальное? Д: … У: На каком музыкальном инструменте исполняется произведение? Д: …
Творческая импровизация на тему «Льдинки». На фоне выполнения ритмического движения подбираем соответствующие музыкальные инструменты, изображая зимнюю картину – шелест ветра, покачивание веток деревьев, перезвон льдинок на ветру.
У: С каким новым музыкальным произведением вы сегодня познакомились? Д: … У: Что вы запомнили? Д: … У: Ребята, я поздравляю вас с наступающим Новым годом! Не забудьте поздравить своих родных и близких с этим праздником! Домашнее задание: Принести на урок свои творческие работы (стихи, рисунки, вышивку, лепку, музыкальное сочинение). |