Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования





Скачать 315.24 Kb.
НазваниеСовременные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования
страница1/3
Дата публикации01.07.2014
Размер315.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3


Министерство образования Московской области

Государственное общеобразовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышения квалификации) специалистов Московской области

Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ Педагогическая Академия)
Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия

Практико-значимая работа по теме:

«Технология развития критического мышления

как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся

на уроках истории и обществознания»

Выполнила: Козельская Н.Н.

учитель МБОУ Гимназии №4 г. Химки

Научный руководитель:____________

Москва 2011
Оглавление.

  1. Вступление.

Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования.

  1. Основная часть.

Технология развития критического мышления как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории и обществознания.

    1. Понятие «педагогическая технология».

    2. Применение технологии развития критического мышления.

      1. Технология развития критического мышления: цели, концепция, особенности содержания.

      2. Этапы внедрения: вызов, осмысление, рефлексия.

      3. Приемы технологии и их использование для развития критического мышления на уроках истории.

      4. Достоинства технологии РКМ.

      5. Пример урока обществознания «Человек как духовное существо».

  1. Заключение.

Личностно-ориентированный характер технологии развития критического мышления.
Список литературы.


  1. Вступление.

Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования.

Интерес ребёнка к учению во многом зависит от содержания образования. Однако остаётся вопрос: почему для ребёнка, генетически расположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжёлую повинность, трудную работу? Может быть, учение для ребят тогда станет привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, познавать, исследовать и открывать знания?

В послании Президента РФ Д.А. Медведева дана характеристика школы будущего. «Какой должна быть современная школа? Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие задания, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения, формулировать интересы и осознавать возможности».

В соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» определяется стратегическая задача развития школьного образования, которая заключается в обновлении его содержания, технологии и методов обучения, достижение нового качества результатов, обеспечивающих конкурентоспособность отечественной школы.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта. В основе построения содержания стандарта лежит системно-деятельностный подход. Базовую знаниевую парадигму заменяет системно-деятельностный подход. От изучения основ наук к обеспечению развития универсальных учебных действий на материале основ наук. Существенным становится не то, что нового узнал учащийся, а чему он научился.

Общество сегодня изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся, повышает качество обучения и стабилизирует результативность качества обученности в целом.

Таким образом, применение разных педагогических технологий позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.


  1. Основная часть. «Технология развития критического мышления как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории и обществознания».

Содержание образования - это король,

а технология образования - это Бог»

(В.П. Тихомиров)

Понятие «технология» прошло долгий и тернистый путь и в XXI веке не является новым. Ещё Я.А. Коменский 400 лет назад говорил, что обучение должно стать «техническим», т.е. таким, что всё, чему учат, не могло не иметь успеха. Таким образом, сформирована важнейшая идея технологий - гарантированность результата.

Предметом педагогической технологии являются конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе чёткого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приёмов обучения и воспитания. В результате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, в формировании социально ценных форм и привычек поведения. В литературе существует более 150 определений технологии, анализируя которые можно прийти к следующему пониманию: технология - это процесс, в котором спланирована последовательность действий. Технологическая цепочка: целъ-средство-правило-резулътат.

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технический и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Это жестко выстроенная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Задачи, которые можно решить с помощью педагогических технологий:

  • отработать глубокие и прочные знания, закрепить умения и
    навыки в различных областях деятельности;

  • отработать и закрепить социально ценные формы и привычки
    поведения;

  • развить технологическое мышление, умения самостоятельно
    планировать деятельность.

Одной из ключевых особенностей педагогических технологий является то, что каждому технологическому звену, системе, цепочке, приёму нужно найти своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе.


Задача

Технология

Предполагаемый

результат

Организация работы с потоками информации, развитие мышления

Информационные,

развитие критического мышления,

проблемное обучение

Информационная и

языковая

компетентности -«знать»

Организация

группового

взаимодействия

Обучение в

сотрудничестве

Социальная

компетентность —

«жить вместе»

Развитие

индивидуальности и

самостоятельности

Технология

организации

самостоятельной работы

Личностная

компетентность - «быть»

Организация

продуктивной

образовательной

деятельности

Технология

организации

проектно-исследовательской

деятельности

Предметно-практическая

компетентность –

«делать»

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с поставленными образовательными задачами.

«Обучать – исследуя,

Исследовать – обучая».

Технология развития критического мышления (РКМ) - это упорядоченная система продуктивных методических приемов, позволяющих учитывать индивидуальные особенности и интересы обучающихся, вовлекать их в активное участие в учебном процессе.

Концептуальное обоснование:

- Технологии «Развития критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит).

- Технологии развития критического мышления стала известна в России с 1997г

- С 2000 года проект в России развивается самостоятельно.

В качестве цели при изучении истории с использованием технологии РКМ выступает не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности, которая способна использовать приобретаемые в течение жизни компетенции для решения жизненно-практических задач в различных сферах человеческой деятельности, действовать в соответствии с общественными ценностями. При этом важно сформировать у учащихся комплекс компетенций, позволяющих:

  • уверенно работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

  • ясно, уверенно и корректно выражать свои мысли (устно и письменно) по отношению к окружающим;

  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • находить варианты решения проблем;

  • самостоятельно заниматься своим обучением;

  • продуктивно сотрудничать и работать в группе;

  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Таким образом, технология РКМ соответствует сути современного образования, ясно отраженной в мыслях основоположника научной педагогики Я.А. Коменского, что «учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию». Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения - в этом суть, концепция технологии развития критического мышления. Данная технология – один из способов превратить учение в личностно-ориентированное.

Основные особенности содержания и построения технологии развития критического мышления:

- учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат;

  • использование данного подхода ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом;

  • применение технологии обеспечивает взаимодействие субъектов образовательного процесса в различных режимах: учитель-ученик, ученик-учебник, ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, ученик-класс;

  • методические приемы технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности;

  • учитель совместно с учениками проходит через три стадии (этапа): стадию вызова (пробуждения имеющихся знаний и интереса к получению новой информации), стадию реализации смысла (осмысления материала во время работы над ним) и стадию рефлексии (обобщения материала, рождение нового знания, подведения итогов).

Причем, методические приемы позволяют учителю быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени.

Этап вызова. Задачи этапа:

  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;

  • пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

  • помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

В процессе реализации этапа вызова учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем. Высказывания фиксируются, любое из них будет важным для дальнейшей работы. На этом этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволит услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными, а также появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет мотивировать к изучению нового материала.

Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

В случае успешной реализации фазы вызова у аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе - этапе получения новой информации.

Этап осмысления. Задачи этапа:

  • помочь активно воспринимать изучаемый материал;

-помочь соотнести старые знания с новыми.

Этап осмысления содержания можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве занятий, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Знакомство с новой информацией происходит в процессе её изложения учителем, в процессе чтения или просмотра материалов на видео.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на стадии реализации. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на стадии вызова Учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами.

Организация работы на данном этапе может быть различной. В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения к знанию, созданную во время фазы вызова.

Иногда, даже в случае удачно реализованной фазы вызова, в процессе работы на стадии реализации интерес и активность учащихся ослабевают. Для недопущения этого используют различные приемы стимулирования внимания и активности. Некоторые из них будут представлены ниже.

Таким образом, на стадии осмысления содержания учащиеся:

  • осуществляют контакт с новой информацией;

  • пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

  • акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы;

  • обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

  • стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

  • готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Этап рефлексии. Задачи этапа:

  • помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;

  • помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Рефлексивное мышление означает фокусирование внимания обучающихся, тщательное взвешивание, оценку и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, структурируется и становится собственным знанием. Но нужно помнить, что, рефлексивный анализ и оценка должны пронизывать все этапы работы. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что одна и та же информация может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия в качестве своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Таким образом, на стадии рефлексии учащиеся систематизируют новую информацию на основании уже имеющихся у них представлений, знаний. При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным.

Схематично можно представить функции трех фаз технологии развития критического мышления в таблице следующим образом:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования iconСовременные педагогические технологии и мониторинг качества учебно-методический...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «современные педагогические технологии и мониторинг качества»
Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования iconТема Сроки обучения
В программе: современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы и современные методы оценки личностных,...
Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования iconСелевко Г. К. Современные образовательные технологии
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования icon"Современные педагогические технологии на занятиях и уроках гуманитарного...
Общероссийского педагогического конкурса "Современные педагогические технологии на занятиях и уроках гуманитарного направления 2014-2015...
Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования iconРегулярно использую на своих уроках современные образовательные технологии:...
Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Конечно, многое зависит от исходного состояния...
Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования iconПочему модульное обучение называют технологией?
Современные педагогические технологии подразделяются на проблемные, дидактивно-игровые, совместного обучения и модульные технологии....
Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования iconСистема гарантии качества образовательных ресурсов и работы со студентами
Образование”, Федеральной целевой программы развития образования на период 2006-2010 гг предусматривают решение стратегической задачи...
Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования iconСовременные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы
Развивающая создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития...
Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования iconКонтрольная работа №1 по дисциплине: «Педагогические технологии»
Отечественные педагоги ищут пути реформирования учебного процесса. В педагогике все большую значимость приобретают педагогические...
Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования iconТема 1: передовые педагогические технологии и инновации в педагогике
Ключевые слова: педагогическая система(ПС), структура педагогической системы; инновации, педагогические инновации, технологичность,...
Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского...
Знакомит слушателей с современными способами повышения эффективности учебного процесса и обеспечения качества образования
Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Огромный образовательный потенциал «Дебатов», а также современные процессы обновления содержания и методов школьного образования...
Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования iconСовременные
Педагогические технологии представляют собой процесс, при котором происходит качественное изменение педагогического воздействия на...
Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования iconУрок русского языка в 4 классе Тема «Наречие»
«Современные педагогические технологии обучения русскому языку в начальной школе»
Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования iconМодуль Концептуальное положение
Реализация данной стратегической цели возможно при решении следующих тактических целей
Современные педагогические технологии в решении стратегической задачи развития школьного образования iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический...
Кв4: «Современные технологии оказания психологической помощи лицам с нарушениями социально-личностного развития»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск