Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели)





Скачать 62.44 Kb.
НазваниеТема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели)
Дата публикации02.07.2014
Размер62.44 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > История > Рассказ
Учитель: Шайдулина Минзифа Закировна
Личностно-ориентированный урок с применением ИКТ в формате А4.
Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)
Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели)

Цель для учителя: Создать условия для познавательной и творческой активности обучающегося, эффективного накопления и обогащения своего личностного опыта; обучение целостному теоретическому анализу художественного произведения.

Цель для учащихся: добывание знаний в ходе самостоятельной исследовательской работы (индивидуальной и групповой).

Совместные цели: проследить путь превращения Старцева в Ионыча, выяснить, почему автор даёт герою фамилию «Старцев».

Главная проблема урока: Почему не состоялась взаимная любовь, не получилось

счастье двух людей?
Ключевые компетенции:

Учебно – познавательные: определяя мотивы действия героев, научиться исходить из особенностей их характеров, их целей и идеалов.

Коммуникативные: умение выслушать мнение одноклассников, корректно высказать, своё согласие/несогласие с мнением товарищей. создавать речевую ситуацию, которая естественным образом рождает мысль и требует ее реализации в речи.

Личностного совершенствования: самовоспитание на примере литературного героя.
Общепредметные компетенции:

- добывание знаний непосредственно из текста рассказа, владение приёмами поиска и раскрытия учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях, рефлексия;

- умение задать вопрос и отвечать на поставленный вопрос монологической речью, подтверждая примерами из произведения.
Круг реальных объектов действительности, по отношению к которым формируется компетенция:

Превращение Старцева в Ионыча. Проследим, как это происходит)
Личностная значимость компетенции: Всеми силами сохранить в себе то лучшее, что дано каждому в молодости.
По окончании урока вы :

- выявите, почему не состоялась взаимная любовь, не получилось счастье двух людей. Кто или что виновато в этом;

- получите опыт проведения наблюдений и формулирования вытекающих выводов;

- у вас будет возможность блеснуть красивой литературной речью и поразить ею окружающих;

- научитесь проводить рефлексию собственной деятельности.
Оборудование урока:

Мультимедийный проектор; презентация PowerPoint «Старцев и Ионыч»

Толковый словарь С.И. Ожегова

Организация образовательной ситуации


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Слово учителя: История, рассказанная Чеховым в «Ионыче», строится вокруг двух признаний в любви (как в «Евгении Онегине»). Вначале Старцев признаётся Котику в любви и не встречает взаимности, а спустя несколько лет Котик, поняв, что лучшего человека, чем Старцев, в её жизни не было, говорит ему о своей любви.

- Как вы думаете, зачем нужны остальные события?

( Все остальные события нужны для объяснения того, почему не состоялась взаимная любовь).

Проблемный вопрос на слайде
Почему не состоялась взаимная любовь, не получилось счастье двух людей?



  1. Исследовательская работа в парах. Слайд 8.

- Работая с текстом, выясните, кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев, каким мы видим его в начале рассказа, превратился в Ионыча в последней главке?

- Насколько исключительна или, наоборот, обыкновенна история его жизни?
(Причину можно увидеть в неблагоприятном, враждебном окружении Старцева, в обывательской среде города С., с одной стороны, и в отсутствии борьбы героя с этой средой, протеста против неё – с другой.

Итак, в превращении Старцева в Ионыча виновата среда? (Не совсем. Персонаж в противостоянии среде, резко отличается от среды.)

Монологи Старцева в начале рассказа. Пример: …в обществе за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя…»).

Как восприняли слова Старцева жители города С?

(Отклика в обществе монологи Старцева не встретили, обыватели города С. остались равнодушны к его словам, правда, наградили его нелепым прозвищем – «поляк надутый».

Сцена объяснения в любви (гл. 2) Слайд.
4.Эвристическое задание.

Обратим внимание, как в произведении организовано художественное время.

Как показан ход времени? Слайд 9.

(Как-то зимой… весной, в праздник, - это было Вознесение… прошло больше года… стал бывать у Туркиных часто, очень часто… дня три у него дело валилось из рук… успокоился и зажил по-прежнему, прошло четыре года… прошло три дня, прошла неделя… и больше уж он никогда не бывал у Туркиных… прошло ещё несколько лет…»). Время испытывает любые чувства, оно успокаивает, утешает, но и затягивает, незаметно переделывая человека. Чехов пишет об обычном человеке.

Старцев проходит испытание течением жизни, погружённостью в ход времени.
- Каким мы видим Дмитрия Старцева в начале рассказа? Так почему он постепенно деградирует? (гл1.)
Обратите внимание, у персонажей есть положительная жизненная программа. Слайд.

- Как трудится Старцев? (больных принимает всё больше, и в деревенской больнице, и в городе. Но время незаметно совершило губительную подмену. Какую? К концу рассказа трудится не ради больных или каких-то высоких целей. То, что было второстепенным («бумажки, добытые практикой», деньги становятся главным наполнением жизни, её единственной целью. Перед лицом времени вчерашний живой человек превратился в Ионыча.
Слово учителя: В рассказе есть и тема превращения.
1) Каким мы видим Дмитрия Старцева в в 1-3 главках? (Молод. У него хорошие намерения, он беспечен, полон сил, ему ничего не стоит после работы отмахать 9 вёрст пешком (а потом 9 вёрст обратно).
Словарная работа: верста.
В его душе постоянно звучит музыка. Как всякий молодой человек, он ждёт любви и счастья.

Опишите обстановку, в которую он попадает в городе С.
(Попадает в среду механических заводных кукол. Поначалу он об этом не догадывается. Повествуя о Туркиных, автор прибегает к приёму повторения. Туркины в 1 главе показывают гостям «свои таланты весело, с сердечной простотой - и в 5 главе Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой». Бесконечная повторяемость в конце концов вызывают тоску и раздражение.
Наблюдение.

- Чтение эпизода «На кладбище». Глава 2. Зачем введён этот эпизод?

(Легомысленная девичья шутка дала ему возможность первый и единственный раз в жизни увидеть «мир, не похожий ни на что другое. Волшебная ночь на кладбище – единственное в рассказе, что не несёт на себе печати повторяемости, заведённости. Она одна осталась в жизни персонажа ошеломляющей и неповторимой).

- Представление своих исследований.
- Чтение сцены объяснения Старцева. Глава 3, стр.148. (Признание Старцева было обречено на неудачу).

- Почему Котик не могла понять Старцева? (Она отвергает Старцева, потому что жизнь в этом городе ей кажется пустой и бесполезной, она хочет стремиться к высшей, блестящей цели, а вовсе не стать женой обыкновенного, невыдающегося человека, да ещё таким смешным именем. Пока жизнь, ход времени не покажут ей ошибочность её программы).
- Чтение сцены объяснения Котика. (Персонажи вновь говорят на разных языках. Она влюблена, идеализирует его, ищет ответа на своё чувство. Он уже безнадёжно поглощён обывательской жизнью. Его превращение завершилось. Во всей его жизни ему была отпущена всего лишь одна незабываемая ночь.
- Работа с кластером «Ионыч». Слайд 15

- Почему не состоялась взаимная любовь, не получилось счастье двух людей?

Обобщение. Итак, каков путь от Старцева до Ионыча?


Неискренность

К лицу ли делать глупости? К чему поведёт этот роман?
Ох, не надо бы полнеть!

Дадут приданое, заведём обстановку.

Переживание - искренность

Хотелось жаловаться на жизнь.


Считает жёлтые и зелёные бумажки

Жирел.

Тяжело дышит.

Пополнел.

Интеллигент. Художественное чутьё – может отличить истинное искусство от подделки.
Способен к настоящему чувству

Честно лечит, много трудится.

Эпизод «На кладбище»: красота мира, преображённого лунным светом.


Борьба: «Пара ли она тебе?»

Осознаёт пустоту жизни обывателей.
Встреча с Котик – надежда на возрождение





Вывод: «Ионыч» рассказ о том, как трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему следует быть.
Рефлексия.

  1. Чему научил меня данный рассказ?


Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему: «Зачем А.П. Чехов написал рассказ «Ионыч»? Есть ли Ионычи в современной жизни?»




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели) iconУрок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель...
Мы уже знакомы с такими рассказами А. П. Чехова как «Крыжовник», «Человек в футляре», и вот перед вами «Ионыч»
Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели) iconКонспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч». Тема урока...
Тема урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А. П. Чехова "Ионыч"»
Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели) iconКонспект урока в 3 классе по теме «Части тела»
Тема урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А. П. Чехова "Ионыч"»
Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведена выставка иллюстраций к произведениям А. П. Чехова «Тонкий и толстый», «Хамелион», «Крыжовник», «Душечка», «Ионыч»
Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: ввести понятие отображения плоскости на себя и понятие движения; напомнить построение фигур относительно центра и относительно...
Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели) iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели) iconУрок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу»
Цель урока ( формулируется для учителя в конспекте относительно темы урока ): научить писать слова с сочетаниями чу/ щу
Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Опорный конспект о расположении графиков линейной функции относительно друг друга и относительно осей координат
Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели) iconБудущим 10-классникам
А. П. Чехов рассказы «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах»,...
Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели) iconДвижения Симметрии
Определение Точки а и в называются симметричными относительно точки О, если о является серединой отрезка ав. Точка о симметрична...
Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели) iconТема урока: Наука о природе Земли
Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока)
Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели) iconУрок по русскому языку в 5 классе учителя мкоу «Екатерининская сош»...
Цели и задачи учителя: создать условия для достижения образовательных результатов
Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вопросы о стратегиях развития, причинах экономического роста, трансформации режимов в настоящий момент являются одним из самых обсуждаемых...
Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели) iconКонспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для...
Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться...
Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели) iconТема урока «Местообитания и внешнее строение тела птиц» Цели и задачи
Цели и задачи: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной...
Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание (цели урока относительно учителя, относительно учащихся, совместные цели) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. П. Чехова. Развивать внимание, память, мышление, речь. Воспитывать любовь...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск