Скачать 74.28 Kb.
|
Дрожжановский район Республики Татарстан Урок – размышление по рассказу А.П.Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна 2009 год Урок – размышление по рассказу А.П.Чехова «Ионыч». Тема: Почему Старцев превратился в Ионыча? Оборудование: портрет писателя, выставка книг, плакаты с цитатами А.П.Чехова.
Тип урока: Обобщающий Вид урока: Урок - дискуссия Цель урока: 1. Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе. 2. Развивать у детей навыки творческой работы, умения анализировать, обобщать, делать выводы. 3. Вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни. Ход урока: Вступительное слово учителя. Мы уже знакомы с такими рассказами А.П.Чехова как «Крыжовник», «Человек в футляре», и вот перед вами «Ионыч». По всем этим произведениям мы можем проследить историю жизни человека. И когда уже начинаем размышлять над прочитанным, невольно должны будем сказать себе: « Нет, больше так жить нельзя. Должна же быть широкая, своеобразная жизнь, которая отвечала бы назначению человека». И я не исключаю, что сегодня, отвечая на поставленный вопрос урока, каждый из сидящих здесь скажет себе: «Нет, дальше так жить нельзя». А теперь вернёмся к тексту и попробуем ответить на следующие вопросы: I.Этап вызова. Работа по содержанию текста.
(В городе скучная однообразная жизнь. В самой приятной семье – люди бездарные и неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет роман о том, чего не бывает в жизни, Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли чувства, Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов. Это самая талантливая семья в городе). 2. Каким увидел семью Туркиных Старцев в первый раз? Какую даёт он оценку?. (Старцев доволен вечером, проведённым у Туркиных, хотя он прекрасно понимает, что описываемые явления в романах Веры Иосифовны в жизни не бывают, что Екатерина Ивановна бездарна, что остроумие Ивана Петровича никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой. Но ему здесь приятно). 3. Как изменился Старцев через год? (Старцев пребывал в трудах и одиночестве. Его снова пригласили к Туркиным, где он влюбился в Екатерину Ивановну. Сделал ей предложение и получил отказ.) 4. Как изменился или каким мы увидели Старцева через 4 года, и как изменилась семья Туркиных? (В семье Туркиных не изменилось ничего. Изменилась только Екатерина Ивановна. Она как бы чувствовала себя чужой в этом доме. Но изменилось отношение Старцева к ним. Он думал только о своих бумажках и повторял себе: «А хорошо, что я на ней тогда не женился»). 5. Каким мы видим Старцева через несколько лет? Сравните Старцева с членами семьи Туркиных. 6 задание: Сделайте вывод. Вывод: Старцева мы видим точно таким же в финале рассказа. Они поставлены рядом, уравнены между собой. Он стал таким же, от кого в начале уходит и ненавидит. И кто в этом виноват? (Он сам) Вывод: вывешивается табличка с надписью: «Человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет» А.П.Чехов. II. Этап осмысления. Анализ действий и поступков героев. Учитель: Между событиями, описываемыми в первой и второй главы прошло больше года. Изменилось ли что - нибудь за этот год?. И вообще, что вы можете сказать о Старцеве, когда он понял, что влюблён в Екатерину Ивановну. Вопрос: Как изменился Старцев , когда он понял, что он влюблён? (Работа над деталями художественного произведения)
Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…То в обратную дорогу он напевал:«Твой голос для меня, и ласковый и томный...
(Чтение эпизода признания Старцева в любви.) Вопрос: Что вы можете сказать о Екатерине Ивановне? Какой мы видели Екатерину Ивановну при встречи со Старцевым в саду, когда Старцев сделал ей предложение и когда приехала из Москвы? А теперь на примере Старцева и Екатерины Ивановны сделайте вывод: когда они живут настоящей жизнью? Вывод: Только влюбленный человек может понять, что такое счастье, что значит быть полезным, заниматься любимым делом и не бояться никаких преград и трудностей. Вывод: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». А.П.Чехов Творческая работа. Поисковое задание. Учитель: Мы с вами выяснили, какими могли бы быть наши герои. Но они всё же не стали такими. Давайте выясним, почему. Для этого мы выполним вот такое задание. Перед вами текст: Вам нужно по тексту найти своеобразные маяки, по которым можно определить. 1 вариант: материальное преуспевание доктора Старцева 2 вариант: моральное и духовное опустошение доктора Старцева. 1 вариант
И пел: «Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…»
«Ох, не надо бы полнеть».
2 вариант:
«Твой голос для меня и ласковый и томный»:
«Я устал, едва держусь на ногах» И, садясь в коляску, он подумал: «Ох, не надо бы полнеть»
И вспоминая о своей влюблённости, повторял: «Сколько хлопот, однако!»
Отказался от театра и концертов, играл в винт часа по 3, по вечерам вынимал из карманов бумажки. Когда Екатерина Ивановна объяснилась в любви, он вспоминает о своих бумажках и думает: «А хорошо, что я тогда не женился!»
стучит палкой об пол и кричит своим неприятным голосом:
Не разговаривать! Сделайте вывод. Что стало со Старцевым? (Он обогащаясь материально, разлагался духовно.) А как должно было быть? Материальное богатство должно было стать стимулом к духовному обогащению.) Вывод: «В любых условиях человек должен остаться человеком».А.П.Чехов III. Этап рефлексии. Раскрытие идейного замысла. Чтобы ответить на вопрос «Почему же доктор Старцев превратился в Ионыча», нам нужно выяснить значение некоторых слов. Работаем в тетрадях: (Выяснив значения слов, учащиеся подбирают примеры из текста по образу Старцева). Пошлость – быть низким, безнравственным (не обращает внимания на неодетых женщин и детей) мещанство – быть безразличным к интересам общества, преследовать сугубо личные интересы, иметь узкий кругозор (не посещает театры, концерты, игр). эгоизм – себялюбие, пренебрежение к окружающим (спешно принимает больных, обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой об пол и пренеприятным голосом говорит). вырождение – потеря ценных свойств, ухудшение. Вопрос: Что произошло с доктором Старцевым? Ответ: (Постоянно теряя ценные свойства, произошло вырождение человека, деградировался).Вопрос: Почему Старцев превратился в Ионыча? Сделаем выводы.
На примере образа Старцева, как он превратился в Ионыча, мы видим духовную деградацию человека. Вопрос. - Ребята! Как вы думаете, какова основная идея произведения? ( Она заключается в призыве: «Берегите в себе человека!») - Что вы понимаете под этими словами? (Человек должен жить полнокровной жизнью. Жизнь должна быть широкой, своеобразной, которая отвечала бы истинному назначению человека). Д/з. I вариант .Написать сочинение – миниатюру на тему: «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»? II вариант Сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Старцева и Екатерины Ивановны. Доказать, что развитие Екатерины Ивановны идёт по восходящей, а Старцева - по нисходящей линии. |
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ланщикова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска «Лицей №25» высшей квалификационной категории, Кучукова... | ||
Доклад использование современных образовательных технологий на уроках... Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской... | «В поисках капитана Гранта» Тиунова Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории | ||
Урок в 5 классе по теме Прачун Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории мбоу сош №5 г. Абакан Республика... | Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Однако с недавнего времени (с 2005г.) я заинтересовалась идеей компетентностного ориентированного обучения | ||
«Утраченный рай» (Почему Обломов не встает с дивана?) Преподаватель – Хныкова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составитель: М. Л. Глинкина, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработала: Шурышкина Л. А. учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработала: Шурышкина Л. А., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории | ||
Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение... Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Шакирова Наиля Накиповна | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Шакирова Наиля Накиповна | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составила и подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Разумкова С. В | Применение it на уроках русского языка и литературы Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира | ||
Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя русского языка... Заместитель директора по увр мбоу «Табар-Черкийская средняя общеобразовательная школа» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пичурина Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №887 |