Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.11.2013
Размер75.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 19

Конспект урока русского языка

в 9 классе по теме:
«Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Разработала: Шурышкина Л.А. учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

г. Новочеркасск

2012 год

Тема урока: Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Цели урока: 1) выявить особенности пунктуации в сложносочиненном предложении;

2) развивать умения пунктуационного оформления сложного предложения;

3)
Ход урока

I. Организационный момент.
II. Языковая разминка.

По данным словам восстановите пословицы.

Одежда – ум.

Труд – лень.

Сани – телега.

Весна – осень.

Запишите их под номерами.

1. По одежде встречают, а по уму провожают.

2. Труд человека кормит, а лень портит.

3. Готовь сани летом, а телегу – зимой.

4. Весна красна цветами, а осень – снопами.
– Какие у вас получились предложения?

– Почему в них используется союз а? (В этих пословицах содержится противопоставление.)

– Какие из пар слов можно назвать антонимами? Почему?
Синтаксический блиц-турнир.

а) Укажите неполные предложения (назвать номера и записать предложения).

б) Найдите односоставные предложения и назовите их тип (номер предложения и рядом тип).

в) В каком предложении есть составное сказуемое? (Указать номер и назвать тип сказуемого.)
Взаимопроверка – учащиеся обмениваются тетрадями.

Затем учитель предлагает сверить полученные варианты с ключами.

Ключи: а) 3,4 (телегу – зимой, осень – снопами);

б) 1,3 – обобщенно-личные;

в) 4 – составное именное (красна).
III. Устный опрос с элементами проверки домашнего задания.

- Прочитайте записанные на доске схемы.

[○ и ○].

[ ], и [ ].

[○ и ○], и [ ].
- Из домашнего упражнения 69 назовите предложения, соответствующие данным схемам.
- Составьте алгоритм постановки знаков препинания при союзе и.

Вариант алгоритма.

1. Найти опознавательный признак – союз и.

2. Определить, что он соединяет:



Однородные члены





Части сложного предложения



Запятая перед и ставится


3. Определить, является ли союз и повторяющимся:




нет

Запятая перед и не ставится



да

Запятая перед и ставится


IV. Введение в тему.

- Предположите, как будет звучать тема сегодняшнего урока.

Тему (Знаки препинания в сложносочиненном предложении) и цель (Расширение и углубление знаний о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения, формирование соответствующих пунктуационных умений и навыков) учащиеся формулируют самостоятельно.
V. Открытие нового знания.

1. Для постановки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.


Учитель

Ученики

- Запишите предложение.

Мы поднялись на холм, и нашим глазам открылась великолепная картина. К счастью, погода наладилась и тучи разошлись. Солнце светило ярко, и небо было приветливым и ясным. Прямо перед нами зеленел луг и текла извилистая речка. Вдали темнел лес и виднелись крыши небольшой деревушки. Кто там живет и как нас встретят?
- Какие предложения вы записали?

- Докажите это графически.
- Как вы расставили знаки препинания?

- Сравните свою запись с записью на слайде. Что вы обнаружили?
- Какую проблему мы будем решать сегодня на уроке?

- Попробуйте сформулировать цели урока.


- Внимательно посмотрите на второе предложение. Какие есть версии?

- К какой части сложного предложения оно относится?
- Попробуйте сформулировать правило.


- Обратите внимание на предложения Прямо перед нами… и Вдали темнел…

С чего они начинаются?
- Назовите их вид.

- К чему относятся эти второстепенные члены?

- Только ли к этим сказуемым можно отнести обстоятельства прямо перед нами и вдали?

- В какой части предложения находятся эти сказуемые?

- Вернемся к поставленной ранее проблеме урока. Попробуйте объяснить отсутствие запятой в этих предложениях.

- Как можно назвать такой второстепенный член предложения?

- Обратите внимание на последнее предложение. Какими являются его части по интонации?

- Какой вывод вы можете сделать?

Записывают предложение в тетради.


- Сложные предложения.

Находят и подчеркивают грамматические основы.

- Перед союзом и поставили запятую.
- Запятая стоит не во всех сложных предложениях.
- Почему в сложном предложении не ставится запятая.

- Выяснить условия, при которых знаки препинания в сложносочиненном предложении не ставятся.
- Есть вводное слово.
- Оно относится к обеим частям.

- Если есть вводное слово, которое относится к обеим частям сложного предложения, то запятая перед союзом и не ставится.
- Эти предложения начинаются с второстепенных членов.

- Обстоятельство места.

- К сказуемым зеленел и темнел.
- Они относятся и к сказуемым текла и виднелись.
- Во второй части сложного предложения.

- Запятая не ставится, если есть второстепенный член, который относится сразу к двум частям сложного предложения.

- Общий второстепенный член.
Его части являются вопросительными.

Запятая не ставится, если обе части сложного предложения являются вопросительными


2. Теперь обратитесь к материалу учебника на стр. 42.

- Рассмотрите случаи, когда запятая в сложносочиненном предложении не ставится.

- Какую новую для себя информацию вы выделили?
VI. Закрепление изученного материала.

1. Выполнить упражнение 72.

- Найти предложения, в которых запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится.

2. Работа с текстом (учащиеся получают карточки с текстом).

Весной напротив нашей школы зазеленел газон и ож…ла старая липа. С тех пор судьба его тревож…ла всех нас. Но каждую весну упрямо набухали поч…ки и появлялись маленькие новые листья. Упорство и муж…ство дерева были достойны ув…жения.

Приветствуя весну прыгали по камушкам прозрач…ные ручьи и бежали по небу белые легкие облач…ка. А вчера вечером набежали тучи и загр…хотал гром. В течени… часа сверкали молнии и лил теплый сильный дождь.

Утром все вновь зас…яло частыми яркими красками и умытое свеж...е солнце осв…тило нашу липу. Листоч…ки на ней были еще маленькие, нежные, почти прозрач…ные.. Их появление для нас озн…чало многое. Скоро зазвенит последний звонок и окончит…ся учебный год. Скоро уйдут выпускники и придут малыши. Жизнь обн…вляет…ся и продолжает…ся. Об этом и говорит нам каждую весну старое дерево, сумевшее выстоять и не желавш…е сдават…ся.

- Докажите, что это текст.

- Определите тип и стиль текста.

- Какова тема?

- Укажите предложение, в котором заключена основная мысль текста.

- Выписать предложения с общим второстепенным членом (развивается умение находить общий второстепенный член в сложносочиненном предложении, графически его обозначать, правильно пунктуационно оформлять предложение).

- Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно пропущенные буквы

- Над какими видами орфограмм вы работали?

- Какие варианты отсутствия запятой между частями сложносочиненного предложения представлены в данном тексте?

- Перечислите случаи отсутствия запятой, которые не нашли отражение в данном тексте.

3. Самостоятельная работа – конструирование 2-3-х предложений, иллюстрирующих эти случаи.

4. Выполнить тестовое задание (тест носит обучающий характер).

5. Дом. задание: § 16. Составить сложносочиненные предложения на все случаи, указанные в примечании к параграфу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск