Скачать 75.1 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19 Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» Разработала: Шурышкина Л.А. учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории г. Новочеркасск 2012 год Тема урока: Знаки препинания в сложносочиненном предложении Цели урока: 1) выявить особенности пунктуации в сложносочиненном предложении; 2) развивать умения пунктуационного оформления сложного предложения; 3) Ход урока I. Организационный момент. II. Языковая разминка. По данным словам восстановите пословицы. Одежда – ум. Труд – лень. Сани – телега. Весна – осень. Запишите их под номерами. 1. По одежде встречают, а по уму провожают. 2. Труд человека кормит, а лень портит. 3. Готовь сани летом, а телегу – зимой. 4. Весна красна цветами, а осень – снопами. – Какие у вас получились предложения? – Почему в них используется союз а? (В этих пословицах содержится противопоставление.) – Какие из пар слов можно назвать антонимами? Почему? Синтаксический блиц-турнир. а) Укажите неполные предложения (назвать номера и записать предложения). б) Найдите односоставные предложения и назовите их тип (номер предложения и рядом тип). в) В каком предложении есть составное сказуемое? (Указать номер и назвать тип сказуемого.) Взаимопроверка – учащиеся обмениваются тетрадями. Затем учитель предлагает сверить полученные варианты с ключами. Ключи: а) 3,4 (телегу – зимой, осень – снопами); б) 1,3 – обобщенно-личные; в) 4 – составное именное (красна). III. Устный опрос с элементами проверки домашнего задания. - Прочитайте записанные на доске схемы. [○ и ○]. [ ], и [ ]. [○ и ○], и [ ]. - Из домашнего упражнения 69 назовите предложения, соответствующие данным схемам. - Составьте алгоритм постановки знаков препинания при союзе и. Вариант алгоритма. 1. Найти опознавательный признак – союз и. 2. Определить, что он соединяет:
3. Определить, является ли союз и повторяющимся:
IV. Введение в тему. - Предположите, как будет звучать тема сегодняшнего урока. Тему (Знаки препинания в сложносочиненном предложении) и цель (Расширение и углубление знаний о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения, формирование соответствующих пунктуационных умений и навыков) учащиеся формулируют самостоятельно. V. Открытие нового знания. 1. Для постановки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.
2. Теперь обратитесь к материалу учебника на стр. 42. - Рассмотрите случаи, когда запятая в сложносочиненном предложении не ставится. - Какую новую для себя информацию вы выделили? VI. Закрепление изученного материала. 1. Выполнить упражнение 72. - Найти предложения, в которых запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится. 2. Работа с текстом (учащиеся получают карточки с текстом). Весной напротив нашей школы зазеленел газон и ож…ла старая липа. С тех пор судьба его тревож…ла всех нас. Но каждую весну упрямо набухали поч…ки и появлялись маленькие новые листья. Упорство и муж…ство дерева были достойны ув…жения. Приветствуя весну прыгали по камушкам прозрач…ные ручьи и бежали по небу белые легкие облач…ка. А вчера вечером набежали тучи и загр…хотал гром. В течени… часа сверкали молнии и лил теплый сильный дождь. Утром все вновь зас…яло частыми яркими красками и умытое свеж...е солнце осв…тило нашу липу. Листоч…ки на ней были еще маленькие, нежные, почти прозрач…ные.. Их появление для нас озн…чало многое. Скоро зазвенит последний звонок и окончит…ся учебный год. Скоро уйдут выпускники и придут малыши. Жизнь обн…вляет…ся и продолжает…ся. Об этом и говорит нам каждую весну старое дерево, сумевшее выстоять и не желавш…е сдават…ся. - Докажите, что это текст. - Определите тип и стиль текста. - Какова тема? - Укажите предложение, в котором заключена основная мысль текста. - Выписать предложения с общим второстепенным членом (развивается умение находить общий второстепенный член в сложносочиненном предложении, графически его обозначать, правильно пунктуационно оформлять предложение). - Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно пропущенные буквы - Над какими видами орфограмм вы работали? - Какие варианты отсутствия запятой между частями сложносочиненного предложения представлены в данном тексте? - Перечислите случаи отсутствия запятой, которые не нашли отражение в данном тексте. 3. Самостоятельная работа – конструирование 2-3-х предложений, иллюстрирующих эти случаи. 4. Выполнить тестовое задание (тест носит обучающий характер). 5. Дом. задание: § 16. Составить сложносочиненные предложения на все случаи, указанные в примечании к параграфу. |