Скачать 0.63 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 Сборник дидактических материалов по русскому языку для учащихся 5 - 9 классов (составлен на основе текстов художественных произведений писателей Владимирской области) г. Ковров 2010 Составитель: М.Л. Глинкина, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Русский язык: Сборник дидактических материалов: 5-9 классы. Управление образования администрации г. Коврова; МОУ СОШ № 11. Автор-составитель: М.Л.Глинкина – г. Ковров: ООО «Гемма», 2008 Сборник дидактических материалов предназначен учителям, работающим в 5-9 классах. В сборнике представлены следующие виды дидактических материалов:
При составлении сборника использованы художественные произведения писателей Владимирской области: С.К.Никитина, В.А.Солоухина, С.В.Ларина. 5 класс Изложение с творческим заданием Перед поездкой в деревню мы зашли на птичий рынок, чтобы побродить там между рядами аквариумов, населенных сказочными тропическими рыбками, сверкающими и переливающимися, как драгоценные камни и еще красивее драгоценных камней. Сам я уже несколько лет не держу аквариума: мешают постоянные отлучки из Москвы, – но полюбоваться чужими – для меня по-прежнему праздник. Набродившись по рынку, у рыночных выходных ворот мы увидели девочку лет девяти с очаровательным существом на руках. Она прижимала не к груди, а к горлу крохотного, но уже пушистого и смышленого котеночка. Покупать зверька мы не собирались, но интересно было узнать, почем котята на московском базаре. – Я не продаю, – обрадовалась нашему вопросу девочка. – Я вас прошу, возьмите его так. – Почему ты хочешь избавиться от котеночка? – Я подслушала разговор. Бабушка хочет подкинуть его в какой-нибудь подъезд, а мне жалко, вдруг его никто не возьмет и он будет голодать и мяукать. Я хочу отдать его в руки, чтобы видеть, кому отдашь. Я вас очень прошу, возьмите, он хороший, очень хороший. Пожалуйста… Кто-то, видно, надоумил девочку отправиться с котенком именно на птичий рынок. Удивительно, как это никто не взял у нее котенка до нас. Взглянув на его уморительную мордочку, невозможно было уже от него отказаться. Девочка взяла с нас слово, что мы будем кормить котенка ежедневно, не будем его бить и будем иногда играть с ним бумажным бантиком, привязанным к нитке. (218 слов) (В. А. Солоухин «Под одной крышей». Сборник «Каравай заварного хлеба». Москва. Издательство «Правда», 1986 г., с. 163). Повторяем орфограммы и пунктограммы:
Задание
Изложение с элементами сочинения Пчела никого не ест. Ей нужны нектар да пыльца. Ей нужны не жертвы, а только дары. Но зато и сама она одаривает по-царски. Нектар – это еще не мед. Нектар – это жиденькая сладенькая ароматическая водичка. Надо эту водичку выпаривать до определенной густоты, надо привнести в нее собственные ферменты и секреты определенных желез, надо сделать ее стерильной, противостоящей бактериям, не прокисающей, не гниющей, надо превратить ее в мед. Но все же свойства разнообразных цветов, все их целебные особенности отнюдь не выпариваются вместе с водой, а остаются в меду. Сотворяется чудо-вещество, одна из подлиннейших и вечных ценностей на земле, которую мы запросто разливаем по стеклянным банкам, наклеивая на банки будничные этикетки – «Мед пчелиный». (110 слов) ( В. А. Солоухин «Мед на хлебе». Сборник «Каравай заварного хлеба». Москва. Издательство «Правда», 1986 г., с. 356). Повторяем орфограммы и пунктограммы:
Задание.
Изложение с элементами сочинения – Что-то темен очень ваш мед… – Так это же лесной мед! Кто не понимает – за луговым гоняется, за полевым, а это же – лес! Самая целебная сила. Тут же исключительно почти кипрей да лесная малина. А знаете ли вы, что такое кипрей, Иван-чай то есть? Как он зацветает на парубках до погорелых местах лиловым цветом. А малина лесная по буеракам, настоится лесной силой. Тут и хвоя рядом, и крапива растет. Не торговец, не пасечник, а поэт какой-то! - Опять же валериановые цветы на лесных полянах… Но это для разнообразия. Главный состав моего меда - кипрей и лесная малина. - В каких же лесах? - В наших. Здесь и тепла, и влаги в меру. Самые наши здоровые места. (115 слов)( В. А. Солоухин «Мед на хлебе». Сборник «Каравай заварного хлеба». Москва. Издательство «Правда», 1986 г., с. 357). Повторяем орфограммы и пунктограммы:
Задание.
Изложение с творческим заданием Все знают, как красиво и заманчиво выглядывают по осени из темной глянцевитой зелени яркие кисточки брусники, словно капельки свежей крови, но мало кто замечал, как цветет этот вечнозеленый боровой кустарничек. Нам и в голову не могло прийти, что вон та цветочная мелюзга может напоить огромный бор своим ароматом. Я сказал «невзрачная цветочная мелюзга» и тем незаслуженно оскорбил один из самых изящных и красивых цветов. Нужно только не полениться сорвать несколько веточек, а еще лучше опуститься на колени и бережно разглядеть. То, что издали казалось одинаковым, поразит вас разнообразием. Вот почти белые, но все же розоватые колокольчики собрались в поникшую кисть на кончике темно-зеленой ветки. Каждый колокольчик не больше спичечной головки, а как пахнет! Это и есть цветы брусники. (118 слов) (В.А. Солоухин «Лирические повести». Верхне-Волжское книжное издательство. Ярославль, 1967 г., с. 20). Повторяем орфограммы и пунктограммы:
Задание.
Изложение «Бакенщик» Полжизни проводит бакенщик на реке, в лодке, с веслом в руках. Когда он плывет, сразу видно знатока-специалиста. Он и лодка – одно целое, ботник слушается его, как живое существо, понимает малейшее движение хозяина, быстро исполняет любое желание. Ни одного лишнего удара веслом. В детстве я много читал про индейские лодки-пироги, про то, как искусно плавают на них индейцы, как незаметно и тихо подкрадываются они к врагу. Но клязьменские загорелые туземцы не менее своих краснокожих собратьев искусны в вождении ботников, рыбной ловле и если не стреляют метко из луков, то только потому, что у всех у них есть отличные тульские и ижевские двуствольные ружья. Главной обязанностью бакенщика было следить за обстановкой на реке, обеспечивать безопасность движения судов. Его задача – отметить вновь появившуюся мель, промерять глубины, где надо. Он должен был на своем участке вечером зажигать огни бакенов, а на рассвете погасить их. Было! Теперь такой обязанности не стало. Наш век наступал, техника шла вперед. Сначала дали бакенщику моторную лодку вместо весельной. Но недолго он радовался этому облегченью своего труда. Через несколько лет человек догадался взамен керосинового фонаря поставить на всех бакенах фотоэлемент с батареями. И не нужной стала профессия бакенщика. Курсирует теперь по реке теплоход «Путейский», меняет в определенное время батареи, следит за глубинами – и вся забота. (205 слов) (С. Никитин, С. Ларин «Будка с одним окном», сборник «Меж лесных берегов». Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1969г.) Повторяем орфограммы и пунктограммы:
Задание
6 класс Диктант Висит над водой старая, черная, как уголь, коряга. Отзвенела, отшумела свое. Отдрожала дождевыми каплями на весенних листьях, отсорила в воду ярко-желтыми глянцевыми листочками. Угольное отражение ее четко лежит на воде, прерываясь лишь в тех местах, где попадает на округлые листья кувшинок. Зелень этих листьев не может не совпадать, не сливаться с отраженной вокруг лесной зеленью. У черемух выросли до своей величины будущие ягоды. Теперь они гладкие, жесткие, как все равно вырезаны из зеленой кости и отполированы. Листья ракиты повернуты то своей ярко-зеленой, то обратной, матовой, серебряной стороной, отчего все дерево, вся его крона, все, так сказать, пятно в общей картине кажется светлым. У кромки воды растут, наклонясь в сторону, травы. Кажется даже, что дальше травы привстают на цыпочки, тянутся изо всех сил, чтобы обязательно, хотя бы из-за плеч, поглядеть в воду. Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные, названия которым здесь у нас никто не знает. (146 слов) (В. А. Солоухин «Белая трава». Сборник «Каравай заварного хлеба». Москва. Издательство «Правда», 1986 г., с. 104 – 105) Повторяем орфограммы и пунктограммы:
Задание
Объяснительный диктант Мой первый увиденный гриб – это маленький крепенький масленок, с круто заостренной шляпкой, покрытой темно-коричневой, красноватой, даже маслянистой кожицей. Ножка толстая, крепкая и короткая. Испод гриба затянут белой пленкой. Когда её уберешь, откроется чистая желтоватая, лимонного оттенка нижняя сторона шляпки и на ней две-три капли белого молочка. Именно такие боровые маслята родились в нашем лесочке. Мы брали самые ядреные, величиной не более колечка, образуемого большим и указательным пальцем. Я сейчас их вижу в траве, растущие вереничками. Потянешься за одним – увидишь еще пяток. Попадались совсем крохотные маслятки из тех, которые потом в маринованном виде никак не уколешь вилкой на тарелке, настолько малы и юрки. (102 слова) (В. Солоухин. «Третья охота», Москва, «Современник», 1986) Повторяем орфограммы и пунктограммы:
Объяснительный диктант Для меня дороже всего войти в лес, когда в лесу еще сумрачно, и тихо, и нетронуто, и под первой же елью ждет твой первый гриб, как будто он нарочно вышел поближе к опушке, чтобы первым попасться на глаза и обрадовать. Уж если у самого края нетронутые грибы, то, значит, действительно ты первый и можешь ходить спокойно, неторопясь, не опасаясь за свои любимые места, до которых дойдешь не сразу. Правда, может случиться так, что вдруг начнут попадаться обрезки, грибная стружка, а при подходе к самому заветному месту услышишь приглушенные голоса: грибники, как и рыболовы, не любят лишнего шума и громких разговоров. Ну что ж, оно хоть и твоё заветное, но тоже не твоё. Определили – не сетуй. Всякая охота предполагает и удачу и неудачу, грибная охота в том числе. (127 слов) (В. Солоухин. «Третья охота», Москва, «Современник», 1986) Повторяем орфограммы и пунктограммы:
Контрольный диктант С первым дыханием осени до неузнаваемости преображается матово-зеленая сероватая листва осин. Когда Пушкин восторженно воскликнул: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса», виновницей слова «багрец» явилась осина. Откуда-то берется в листве яркая полная краска. Впрочем, можно обнаружить в осиновой листве богатую гамму от чистого золота через розовый и красный тона к вишневому цвету. Но больше всего именно – багрец. Точно каждый лист накалили на огне до яркой красноты, и вот теперь всё горит и светится. Вместе с листвой преображается и сам лес, а вместе с лесами и весь пейзаж среднерусских равнин. Осиновый лес в то время между черной землей и серым осенним небом словно полоска зари. Каждая осина в лесу кажется мне в это время каким-то фантастическим марсианским растением, потому что непривычно видеть, чтобы дерево было всё красное с головы до ног. Опадая на землю и пролежав под снегом, листва осин перегорает, потухает, становится пепельной, почти черной. Она склеивается в плотную ровную подстилку, сквозь которую ранней весной пробиваются прекрасные цветы медуницы с золотыми и синими венчиками. (169 слов) (В. Солоухин. «Третья охота», Москва, «Современник», 1986) Повторяем орфограммы и пунктограммы:
|