Скачать 53.4 Kb.
|
Сказуемое как член предложения Составное глагольное сказуемое 8 класс Составила и подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Разумкова С. В. Цели урока:
- обеспечить усвоение учащимися новых понятий (составное глагольное сказуемое) - повторить обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках морфологический разбор глагола, главные члены предложения, виды словосочетаний, сложное предложение) - формировать навыки работы с раздаточным материалом. - осуществлять контроль знаний. 2. Развивающие - формировать интеллектуальные умения: анализировать, выделять главное, сравнивать 3. Воспитательные - способствовать эстетическому и культурному воспитанию школьников раздаточный материал подготовлен на основе художественной литературы (стих. С. Есенина и публиц. Статьи о В. Дале). - содействовать профилактике утомляемости использовать для поддержания работоспособности.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о сказуемом. Но в начале урока мы повторим. Синтаксическая пятиминутка. - Расставьте знаки препинания, выделив грамматическую основу, и объясните Усталый день склонился к ночи, Затихла шумная волна, Погасло солнце, и над миром Плывет задумчиво луна. - Составить схему предложения - Дать характеристику предложению - Найти в предложении три словосочетания с разными видами связи и выполнить синтаксический разбор. - Выполнить морфологический разбор глагола (по вариантам склонился) СКЛОНИЛСЯ
Постоянные: сов. вид, возвр., неперех., 2 спр. Непостоянные: изъявит. накл., прош. время, м.р., ед. число
Слово учителя. На прошлом уроке мы начали разговор о сказуемом. - Что такое сказуемое? (Сказуемое – это главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает его признак или действие). - На какие вопросы отвечает сказуемое? (Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой?) - Какие виды сказуемых вы знаете? (Сказуемое: простое и составное – глагольное и именное) - Какие сказуемые мы называем простыми? (В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним словом. Оно может быть только глагольным и выражается самостоятельным глаголом в форме одного из наклонений) Задание. Учитель читает предложения. Учащиеся записывают только грамматическую основу, характеризуя сказуемые Осенью лес молчит (изъявит. накл., наст. время, 3 лицо, ед. число). Такая тишина. За сто шагов я слышу, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. В такую пору я часто гуляю по лесу и слушаю рабочую музыку дятла. Как будто по тугой струне стучит костяной молоточек. Анализ выполненных работ. Учащиеся меняются тетрадями и проверяют по слайду.
Слово учителя. Сравните предложения. Дима выполнил домашнее задание. Дима должен был выполнить домашнее задание. (В первом предложении – простое глагольное сказуемое, во втором составное глагольное сказуемое) - Как вы думаете, почему это сказуемое называется составным? (Потому что состоит из двух и более слов). - Прочитайте самостоятельно параграф 13 на странице 70 - Какие сказуемые мы называем составными? (В которых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах) - Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое? (Из вспомогательного слова и неопределенной формы глагола) - Какая из частей выражает грамматическое значение сказуемого? (Вспомогательные слова) - Какая основное лексическое значение? (Неопределенная форма глагола) - На какие две группы делятся вспомогательные слова? (1. Глаголы со значением начала, конца или продолжения. 2. Глаголы и краткие прилагательные со значением возможности, необходимости, желательности) 4. Закрепление материала. Работа по учебнику Упр.130 (устно), 131 (письменно) с комментарием 5. Самостоятельная работа. Текст на столе перед учащимися Подчеркнуть сказуемые, указать, чем они выражены Датчанин Иоганн Даль преуспел в изучении языков. Вначале он начал изучать немецкий, французский, затем английский, русский и блестяще овладел ими. Всего он знал семь языков. Слава о талантливом лингвисте дошла до Санкт - Петербурга, и Екатерина 2 решила пригласить его на должность библиотекаря. Молодой ученый прибыл в русскую столицу и решил остаться в России. Он готов был верно и преданно служить ей. Даль стремился всю жизнь заниматься не только интересным для него, но и полезным для общества делом. Эту черту впоследствии будет стараться унаследовать от отца и старший сын Владимир. В России не хватало врачей, и Иоганн решил посвятить себя медицине. Позднее он будет подписывать свое имя на русский лад: «Иван Матвеев сын Даль».
Усталый день склонился к ночи Затихла шумная волна Погасло солнце и над миром Плывет задумчиво луна. Датчанин Иоганн Даль преуспел в изучении языков. Вначале он начал изучать немецкий, французский, затем английский, русский и блестяще овладел ими. Всего он знал семь языков. Слава о талантливом лингвисте дошла до Санкт - Петербурга, и Екатерина 2 решила пригласить его на должность библиотекаря. Молодой ученый прибыл в русскую столицу и решил остаться в России. Он готов был верно и преданно служить ей. Даль стремился всю жизнь заниматься не только интересным для него, но и полезным для общества делом. Эту черту впоследствии будет стараться унаследовать от отца и старший сын Владимир. В России не хватало врачей, и Иоганн решил посвятить себя медицине. Позднее он будет подписывать свое имя на русский лад: «Иван Матвеев сын Даль». |