Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»





НазваниеУрок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
Дата публикации05.07.2014
Размер64.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок

Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе

Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанный к курсу «Изображение в синтетических искусствах»

к блоку «Азбука экранного искусства».

Разработан учителем высшей квалификационной категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51»

города Прокопьевска Кемеровской области

Петуховой Любовью Николаевной

Тема урока «Из истории отечественного кино»



Мигающее синема запечатлевает

жизнь в мимолетных мелочах.

А. Блок (слайд 2)
Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с историей развития отечественного кинематографа; расширить знания о киноискусстве; сформировать представление об отечественном кинематографе на примере творчества С. М. Эйзенштейна и братьев Васильевых (слайд 3).
Учебное оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Из истории отечественного кинематографа».

Ход урока:


  1. Организационный момент.

2. Тема, цель урока.

3. Объяснение новой темы

В 2010 году киноискусству исполнилось сто пятнадцать лет. За это время кино достигло потрясающих успехов, стало одним из популярных и любимых искусств, своеобразным символом двадцатого века.

Создание аппарата для съемки и проецирования «движущихся фотографий» братьями Луи и Огюстом Люмьер в 1895 году положило начало успешному развитию кино. Весну и лето они снимали, а 28 декабря того же 1895 года показали целую программу своих фильмов в помещении большого кафе на бульваре Капуцинов в Париже группе зрителей, сидящих, как в театре, перед экраном. Кинематограф был изобретен! (слайд 4)

Коротенькие фильмы Люмьеров на многое не претендовали: выход работниц из ворот фабрики, игра в карты, кормление младенца, прибытие поезда на перрон. Но успех был огромен. Создалась даже легенда, что зрители вскакивали с мест, а дамы падали в обморок при приближении паровоза! Это прелестная ложь. Поезд приближается наискосок, так как съемка производилась с перрона, посреди встречающих. Но все же эффект, нужно признать, был огромным.

В начале двадцатого века свои первые шаги делало отечественное кино. Это документальная хроника, фильмы-репортажи, запечатлевшие коронацию русского царя Николая II, маневры эскадры в Черном море, эпизоды последних лет жизни великого писателя Л. Н. Толстого, военные окопы и лазареты в годы Первой мировой войны. Становление отечественного кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Германии, Дании, Италии и др. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность “экранизации”, достиг сразу внушительных результатов, особенно к началу первой мировой войны. Россия гордилась своим кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино. Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами, происходящими в стране и в мире вообще. Кинематограф России всегда шел от позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда было любимым видом искусства нашего народа.

Русский народ всегда воспитывался на добрых сказках, былинах, в которых побеждали добрые герои. Эта мысль была подхвачена и естественным путем как наследство передано российскому кинематографу. Огромную роль оказывает кино на воспитание, становление личности человека. Многие фильмы, такие как: “ Чапаев”, “ Броненосец Потемкин”, “Подвиг разведчика”, “ Путевка в жизнь” стали в прямом смысле учителями, проводниками жизни нашего народа.

В 1908 году предприимчивый журналист и фоторепортер А. О. Дранков снял первый отечественный фильм «Понизовая вольница» на сюжет известной русской песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень…» (слайд 5). Фильм снимался на натуре, в окрестностях Петербурга. На плоту среди пруда зрители видели актеров, наряженных в театральные костюмы, плохо загримированных, с наклеенными бородами. В финале Стенька Разин бросал в «набежавшую волну» пленную персидскую княжну. Фильм «Понизовая вольница» имел огромный успех.

Вслед за этим фильмом стали появляться новые кинематографические работы отечественных режиссеров: А. А. Ханжонкова, Я. А. Протазанова, В. И. Пудовкина. Это было преимущественно немое кино.

Настоящим открытием кинематографа стали работы Сергея Эйзенштейна и братьев Васильевых, с творчеством этих режиссеров мы и познакомимся сегодня на уроке.
Сергей Эйзенштейн (слайд 6)

Работа по презентации. Киноленты Сергея Эйзенштейна (слайды 7-35).

Искусство двадцатых годов вышло далеко за пределы своего времени, победило время. А Эйзенштейн перерос еще одни рамки. Полный сил, окрыленный небывалым триумфом, он рванулся вперед; позади остались не только ленты, снимавшиеся в разных странах, но и само представление о кинематографии. Уже был выброшен им на свалку дряхлый театр: Сергей Михайлович во многих статьях научно объяснял отсталость кустарного способа воздействия на зрителей. Теперь, засучив рукава, он взялся за кино. «Потемкин» доказал возможность потрясти зрительный зал без сценария. Какое произведение могло равняться с такой силой воздействия?

Эйзенштейну казалось: пришла пора планировать чудо искусства. Еще усилие – и будет найден философский камень. Любой материал превратится тогда в золото. И это чистое золото – композиции, потрясающие души людей, - не будет иметь ничего общего с тем, что называлось художественной кинематографией. Новое искусство образуется где-то на стыке науки и всех тех монументальных форм искусства – фресок, симфоний, трагических ритуалов древнего театра, - где жил строй патетики".  

Не только в овладении новыми темами заключалось новаторство Эйзенштейна. Об беспощадно ломал принципы кинематографической техники, которые всеми воспринимались со всей непреложностью закона. Вспоминается характерный эпизод. Одновременно с «Потемкиным» в Одессе снималось еще несколько фильмов. И вот однажды рано утром, проснувшись, мы услышали сигналы: гудел маяк-ревун – порт был окутан туманом. Для всех режиссеров туман был своего рода «нелетной погодой» для съемок – они повернулись на другой бок и, как говорится, «захрапели обратно». Эйзенштейн и Тиссэ поступили иначе. Они бросились в порт и засняли чудесные кадры причала и мола, окутанных туманом, которые явились потом великолепной траурной увертюрой к эпизоду похорон Вакулинчука".

Братья Васильевы (слайд 36)

Работа по презентации. Киноленты братьев Васильевых (слайды 37-46).
Начнём с того, что Васильевы не братья. Виктор Шкловский утверждал, что именно он дал им этот псевдоним. Работая редакторами по перемонтажу западных (в основном американских) фильмов, Васильевы готовили их к прокату в СССР. За четыре года, проведенных у монтажных столов, они настолько «приработались» и сроднились, что на режиссёрский путь вступили под общим именем - «братья Васильевы». 1932 год. Сценарный отдел студии «Ленфильм» готовился к 15-летию советского кино. Васильевым предложили сценарий вдовы Фурманова, созданный на основе одноименного романа. Рукопись режиссёров заинтересовала, но не устроила: в центре повествования был комиссар. Написание и доработка нового литературного сценария заняли около полугода. Наконец 1 июня 1933 года был опубликован вариант под названием «Чапай». Из 57 сцен окончательного варианта только 4 взяты непосредственно из книги, да и то в изменённом виде, а 53 сцены написаны наново. Первая читка потрясла доверенных слушателей - актеров Иллариона Певцова (будущий «полковник Бороздин») и Бориса Бабочкина. Бабочкин, которому не было еще и тридцати и который до «Чапаева» работал только в немом кинематографе, был утвержден на роль комдива сразу же, без предварительных проб и репетиций.

    Знакомство с героями, и первый из 820 кадров картины: Наперерез отступающим красным бойцам со звоном бубенцов вылетает лихая тройка. Впереди Чапаев с Петькой-ординарцем, за ними, в фаэтоне, станковый пулемет «Максим». Сейчас он заговорит. Безусловен тот факт, что открытие «реального Чапаева» произошло именно в картине Васильевых. Исходная посылка режиссёров заключалась в «идеальности» образа, то есть лишь в формальной соотнесённости с человеком, называвшемся Чапаевым в жизни. В заметках к постановке фильма указано: «Герой картины - легендарный Чапаев. Мало кто о нём знает. Каким он был на самом деле - не знает почти никто». Однако легенда была важнее человека. Васильевы осуществили парадоксальную процедуру: они персонифицировали миф в конкретную фигуру. Каноническая внешность комдива ассоциируется в отечественном сознании исключительно с экранным образом Бабочкина: характерные чапаевские усы, папаха и бурка. Демократические, на грани скоморошества, манеры руководства и словечки Чапаева сближают, отчасти, его с другой, не менее легендарной личностью - Суворовым, чей авторитет в период создания фильма всячески пропагандировался, а опыт поощрялся. Ещё один немаловажный фактор: «Чапаев» - первый фильм, в котором тип «русской идеи» был воплощён в человеческом образе.   

Путь, пройденный кино в двадцатом веке, - это путь поисков и экспериментов, творческих взлетов и интересных находок многих талантливых режиссеров. Достойное место в миром кинематографе занимает российский кинематограф, развивающий лучшие традиции отечественного кино, получивший всемирное признание (слайд 47). Сегодня трудно ответить на вопрос, каким будет кинематограф будущего, но ясно одно: этот вид искусства был и остается для зрителей одним из самых популярных и любимых.

4. Закрепление нового материала (слайд 48).

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы важнейшие достижения отечественного кинематографа?

2. Почему кинофильм С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» признан «лучшим фильмом всех времен и народов»?

3. Какой вклад в развитие киноискусства был сделан С. М. Эйзенштейном?
5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание (слайд 49).

1. Подготовить сообщение по теме «Мастера мирового немого кино».

2. Посмотрите один из фильмов С. Эйзенштейна и напишите на него рецензию.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconУрок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского...
Показать связь предметов (изобразительное искусство, литература), через интеграцию предметов
Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconУчебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд...
Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа составлена применительно к учебной программе...
Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе...
Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвеще­ние, 2005) и рассчитано на 35 часов в учебный год...
Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по изо 2 класса, по программе Б. М. Неменского...
Программа. Государственная программа «изобразительное искусство и художественный труд»Б. М. Неменский
Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconУрок «открытия» новых знаний. Цель. Знакомство с техникой пуантилизма...
Урок в 6 классе, 2 четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» по программе Б. М. Неменского. Общеобразовательная программа «Изобразительное...
Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа изобразительное искусство 5 класс Срок реализации:...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconМетодическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному...
Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной...
Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс
Предмет «Изобразительное искусство» в гбоу цо «1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова изучается по программе «Изобразительное искусство...
Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconОстровская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М....
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство»...
Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconКурса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство...
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся...
Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа учебного курса Изобразительное искусство для 7...
Рабочая программа для 7 классов создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа изобразительное искусство 6 класс Срок реализации:...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа изобразительное искусство 7 класс Срок реализации:...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПрограмма предусматривает чередование индивидуальных и коллективных...
России. Разработанна на основе примерных программ по изо «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное...
Урок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной...
Курс «Синтез искусств» базируется на программе Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск