ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд»
Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвещение, 2005) и рассчитано на 35 часов в учебный год (1 час в неделю). Из этих часов 17 -изучается в 8 классе, 18 часов в 9 классе.
Основной целью разработанного тематического плана является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Этому способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время: подготовка сообщений и видеоэкскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация экспресс-выставок и защита коллективных художественных проектов.
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:
формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
формирование художественно-творческой активности школьников;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.
Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Задания на дом вводятся для расширения представлений об искусстве в реальной, окружающей ребенка жизни.
Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения.
Опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направлять обсуждение в нужное русло.
Многие декоративные и конструктивные работы выполняются на уроках в процессе коллективного творчества. Выполненные коллективно декоративные панно и конструктивные задания могут стать хорошим украшением интерьера школы. В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства (в курсе 8 класса именно эта тема занимает значительное место) у учащихся формируется конкретно-историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды. Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 классов
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен: знать/понимать:
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Список методической литературы
Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М: ООО «Фирма МХК», 2000.
Великие тайны. Мифы древности. - Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1995.
Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. -М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999. Искусство первобытного общества // Педсовет. - № 8. - 1998.
Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. -М.: АСТ-Астрель, 2001.
Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. - М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. -М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.
Программно-методические материалы: изобразительное искусство и художественный труд для 5-9 классов / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Дрофа, 2000.
Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекомендациями: изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы. -М.: Просвещение, 1990.
РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 класс
№ п/п
| Тема урока
| ККол-во час.
| Тип урурока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля
| Дата проведения
| Пплан
| ффакт
| I
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Раздел 1. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА - КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ (10 часов)
| 1
| Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции
| 1
| Изучение нового материала
| Введение в искусство архитектуры.
Основные понятия: конструктивное искусство, дизайн.
Представление об элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне.
Архитектура и ее функции в жизни людей
| Знать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна;
- о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественного начал;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства. Уметь:
- гармонично сбалансировать композиции из трех прямоугольников;
- передавать в работе (выражать) свое настроение (ощущение)
и состояние от происходящего в природе, картинах жизни
| Композиция из трех прямоугольников
|
|
| 2
2
| Прямые линии и организация пространства
| 1
| Изучение нового материала; повторение, закрепление
| Введение в композицию от 3 до 5 прямых линий
|
|
| 3 3-4
| Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна
| 2
2
| Рисунки (композиции) по темам (примерные): «Шум дождя», «Суматоха» и т. п.
|
|
| 4
5-6
| Искусство шрифта. Буква - строка -текст
| 32
| Изучение нового материала; повторение, закрепление изученного; выполнение заданий
| Общее и разное в образно-языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видов искусств
| Композиция заглавной буквы
|
|
| 7
7-8
| Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне
| 2 2
| Макеты плаката, поздравительной открытки
|
|
| 6
9-10
| Многообразие форм дизайна
| 2
2
| Организация пространства вокруг архитектуры
| Макет разворота книги
|
|
|
1
| 2 1
| з
| 4
| 5
| 6
| 7 8 8
| 9
| Р а з д е л 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (7 часов)
| 7
11
| Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность
| 1
1
| Изучение нового материала
| Ознакомление с понятиями: ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф. Место расположения памятника и его значение
| Уметь:
— конструировать объемно-пространственные композиции;
- моделировать в своих творческих работах архитектурно-дизайнерские объекты, основные
| Выполнение макета из нескольких прямоугольных призм
|
|
| 8 12
| Архитектура - композиционная организация пространства
| 1 1
| Изучение нового материала
| Творчество великих архитекторов
| этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
| Достижение композиционного взаимосочетания объектов
|
|
| 9
13
| Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм
| 1
1
| Изучение нового материала
| Важнейшие архитектурные элементы здания
| - работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды;
| Соединение объемов, составляющих здание
|
|
| 114
| Важнейшие архитектурные элементы здания
| 1
1
| Изучение нового материала
|
| - конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-про-
| Создание эскиза архитектурных элементов здания
|
|
| 115
| Единство художественного и функционального
| 1
1
| Изучение нового материала
| Единство художественного и функционального
| странственную композиции
| Композиция из реальных предметов и вещей (коллаж)
|
|
| 116
| Роль и значение материала и конструкции
| 1
1
| Изучение нового материала
| Роль и значение материала в конструкции
|
| Сочетание фантазийного и реального начал в изображении вещи -сапоги-скороходы, ковер-самолет
|
|
| 117
| Цвет в архитектуре и дизайне
| 1 1
| Изучение нового материала
| Роль и значение цвета в архитектуре и дизайне
|
| Цветовое решение макетной композиции
|
|
|
РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 класс
№ п/п
| Тема урока
| ККол-во час.
| Тип урурока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля
| Дата проведения
| Пплан
| ффакт
| Раздел 3. ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (10 часов)
| 1
| Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
| 1
| Изучение нового материала
| История развития архитектуры. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры
| Уметь:
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвет, объем, статику и динамику тектоники, фактуру;
- владеть навыками формирования, использования объемов
в дизайне и архитектуре;
- создавать композиционные макеты объектов, архитектурные образы графическими материалами;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, панно, фреска);
- выполнять рельеф, витражную розетку (бумажная пластика), мозаику (по собственному эскизу), аппликацию;
- оформлять интерьер школы, своей комнаты;
- изготовить по собственному эскизу проект «Архитектура будущего»
| Силуэтная зарисовка знаменитых построек
* -
|
|
| 2
| Город сегодня и завтра. Тенденция и перспектива развития архитектуры
| 1
| Изучение нового материала
| Развитие образного языка конструктивных искусств. Подбор и анализ репродукций с изображением интерьера зданий
| Фантазийная зарисовка «Архитектура будущего»
|
|
| 3-4
| Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Виды монументальной живописи
| 2
| Изучение нового материала, повторение, закрепление, выполнение
практических заданий
| Среда жизни современного человека. Интерьер. Работа в бумажной пластике
| Макетно-рельефное моделирование района
|
|
| 5-6
| Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды
| 2
| Роль архитектурного дизайна. Интерьер как синтез искусств в архитектуре. Оформление интерьера
| Создание проекта парка с городской мебелью
|
|
| 7
| Дизайн - средство создания интерьера
| 1
| Историчность и социальность интерьера
| Интерьер в технике аппликации
|
|
| 8-9
| Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
| 2
| Связь природы и архитектуры
| Создание макета сквера с фонтанами, беседками и т. д.
|
|
| 10
| Проектирование города: архитектурный замысел
| 1
| Практикум, проектная деятельность
| Истоки монументальных вдов искусства. Подбор искусствоведческого материала о монументальном искусстве
| Коллективная работа над макетной композицией: проект города
|
|
| Раздел 4. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (8 часов)
| 211
| Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка дома
| 1 1
| Изучение нового материала
| Ознакомление с известнейшими музеями России. Поисковая работа «Русские музеи». Подбор материала по теме
| Уметь:
- использовать изобразительные средства выразительности при моделировании архитектурного ансамбля;
- применять разнообразные материалы (бумага, картон), краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, тушь, мелки) при выполнении творческих работ;
- использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин);
- создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению;
- выступить публично (доклад, презентация, защита творческого проекта и т. п.)
| Рисунок: частный дом в городе, в лесу, в деревне (по выбору). Компоновка интерьера дома
|
|
| 212
| Интерьер комнаты -портрет хозяина. Дизайн интерьера
| 1 1
| Изучение нового материала
| Моделирование архитектуры и архитектурного ансамбля
|
|
|
| 212
| Дизайн и архитектура моего сада
| 1 1
| Урок-экскурсия
| Выполнение творческой работы «Мой сад»
| Создание общего вида сада (рисунок плюс коллаж)
|
|
| 214
| Мода и культура. Дизайн одежды
| 1 1
| Изучение нового материала
| Разнообразные материалы в изображении и моделировании, их назначение, особенности
| Проект вечернего платья, костюма
|
|
| 215
| Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды
| 1
1
| Изучение нового материала
| Создание композиционных макетов современной одежды
| Рисунок: одежда для дома, для улицы (комплект)
|
|
| 216
| Грим, визажистика и прическа в практике дизайна
| 1
1
| Урок-видео-экскур-сия
| Ознакомление с искусством грима, визажистики, прически в разные эпохи
| Зарисовки дневного, вечернего, праздничного макияжей, причесок
|
|
| 217
| Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна
| 1 1
| Изучение нового материала
| Ознакомление с различными образцами имиджа, их сравнение и анализ; выводы
| Коллективное задание группам: сценарные разработки проекта имиджа
|
|
| 218
| Моделируя себя, моделируешь мир
| 1 1
| Урок-практикум
| Выполнение творческой работы
| Индивидуальная творческая работа
|
|
| |