Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд»





Скачать 230.29 Kb.
НазваниеПояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд»
Дата публикации03.07.2014
Размер230.29 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд»

Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвеще­ние, 2005) и рассчитано на 35 часов в учебный год (1 час в неделю). Из этих часов 17 -изучается в 8 классе, 18 часов в 9 классе.

Основной целью разработанного тематического плана является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Это­му способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеуроч­ное время: подготовка сообщений и видеоэкскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация экспресс-выставок и защита коллективных художественных проектов.

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является фор­мирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:

  • формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;

  • формирование художественно-творческой активности школьников;

  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования худо­жественных знаний, умений и навыков.

Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизнен­ного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблю­дений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения про­граммного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.

Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важ­но организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выраже­ния: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов соб­ственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослуши­вание музыкальных и литературных произведений.

Задания на дом вводятся для расширения представлений об искусстве в реальной, окружающей ребенка жизни.

Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (об­разы) для выражения своего эмоционального отношения.

Опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направлять обсуждение в нуж­ное русло.

Многие декоративные и конструктивные работы выполняются на уроках в процессе коллек­тивного творчества. Выполненные коллективно декоративные панно и конструктивные задания мо­гут стать хорошим украшением интерьера школы. В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства (в курсе 8 класса именно эта тема занимает значительное место) у учащихся формируется конкретно-историческое по­нимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятни­ков культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды.
Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 классов

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен: знать/понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой дея­тельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобрази­тельного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

  • для восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, во­ображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художест­венно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).


Список методической литературы

  1. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М: ООО «Фирма МХК», 2000.

  2. Великие тайны. Мифы древности. - Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1995.

  1. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тес­ты, задачи. -М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999. Искусство первобытного общества // Педсовет. - № 8. - 1998.

  2. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. -М.: АСТ-Астрель, 2001.




  1. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. - М.: Министерство образова­ния РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

  2. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. -М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.

  3. Программно-методические материалы: изобразительное искусство и художественный труд для 5-9 классов / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Дрофа, 2000.

  4. Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекоменда­циями: изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы. -М.: Просвещение, 1990.

РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 класс


п/п

Тема урока

ККол-во час.

Тип урурока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата проведения

Пплан


ффакт

I

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел 1. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА - КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ (10 часов)

1

Основы компози­ции в конструктив­ных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной компо­зиции

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Введение в искусство ар­хитектуры.

Основные понятия: конст­руктивное искусство, ди­зайн.

Представление об элемен­тах композиционного творчества в архитектуре и дизайне.

Архитектура и ее функции в жизни людей

Знать:

- как анализировать произведе­ния архитектуры и дизайна;

- о месте конструктивных ис­кусств в ряду пластических ис­кусств, их общее начало и спе­цифику;

- особенности образного языка конструктивных видов искусст­ва, единство функционального и художественного начал;

- основные этапы развития и ис­тории архитектуры и дизайна, тенденции современного конст­руктивного искусства. Уметь:

- гармонично сбалансировать композиции из трех прямоуголь­ников;

- передавать в работе (выражать) свое настроение (ощущение)

и состояние от происходящего в природе, картинах жизни

Композиция из трех прямоугольников







2

2

Прямые линии и организация про­странства

1

Изуче­ние но­вого ма­териала; повторе­ние, за­крепле­ние

Введение в компози­цию от 3 до 5 прямых линий







3
3-4

Цвет - элемент композиционного творчества. Сво­бодные формы: ли­нии и пятна

2

2

Рисунки (композиции) по темам (пример­ные): «Шум дождя», «Суматоха» и т. п.







4

5-6

Искусство шрифта. Буква - строка -текст

32

Изуче­ние но­вого ма­териала; повторе­ние, за­крепле­ние изу­ченного; выпол­нение заданий

Общее и разное в образно-языковых основах и жиз­ненных функциях конст­руктивных и изобрази­тельных видов искусств

Композиция заглавной буквы







7

7-8

Композиционные основы макетиро­вания в полиграфи­ческом дизайне

2
2

Макеты плаката, поздравительной открытки







6

9-10

Многообразие форм дизайна

2

2

Организация пространства вокруг архитектуры

Макет разворота книги









1

2 1

з

4

5

6

7 8 8

9

Р а з д е л 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (7 часов)

7

11

Объект и простран­ство. От плоскост­ного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональ­ность

1

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с понятия­ми: ландшафтная архи­тектура, скульптура, па­мятник, рельеф, барель­еф, горельеф, контррель­еф. Место расположения памятника и его значение

Уметь:

— конструировать объемно-пространственные композиции;

- моделировать в своих творче­ских работах архитектурно-ди­зайнерские объекты, основные

Выполнение макета из нескольких прямо­угольных призм







8
12

Архитектура - ком­позиционная орга­низация простран­ства

1
1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Творчество великих архи­текторов

этапы художественно-производ­ственного процесса в конструк­тивных искусствах;

Достижение компози­ционного взаимосоче­тания объектов







9

13

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различ­ных объемных форм

1

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Важнейшие архитектур­ные элементы здания

- работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисов­кой и проектированием конкрет­ных зданий и внешней среды;

Соединение объемов, составляющих здание







114

Важнейшие архи­тектурные элемен­ты здания

1

1

Изуче­ние но­вого ма­териала




- конструировать основные объ­емно-пространственные объек­ты, реализуя при этом фронталь­ную, объемную и глубинно-про-

Создание эскиза архи­тектурных элементов здания







115

Единство художест­венного и функцио­нального

1

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Единство художественно­го и функционального

странственную композиции

Композиция из реаль­ных предметов и ве­щей (коллаж)







116

Роль и значение ма­териала и конст­рукции

1

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Роль и значение материала в конструкции




Сочетание фантазий­ного и реального начал в изображении вещи -сапоги-скороходы, ко­вер-самолет







117

Цвет в архитектуре и дизайне

1
1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Роль и значение цвета в архитектуре и дизайне




Цветовое решение ма­кетной композиции








РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 класс

п/п

Тема урока

ККол-во час.

Тип урурока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата проведения

Пплан


ффакт

Раздел 3. ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (10 часов)


1

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архи­тектуры прошлого

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

История развития архи­тектуры. Истоки архитек­туры. Первоэлементы ар­хитектуры

Уметь:

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвет, объем, статику и динамику тектоники, фактуру;

- владеть навыками формирова­ния, использования объемов

в дизайне и архитектуре;

- создавать композиционные макеты объектов, архитектурные образы графическими материа­лами;

- работать над эскизом мону­ментального произведения (вит­раж, мозаика, роспись, панно, фреска);

- выполнять рельеф, витражную розетку (бумажная пластика), мозаику (по собственному эски­зу), аппликацию;

- оформлять интерьер школы, своей комнаты;

- изготовить по собственному эскизу проект «Архитектура бу­дущего»


Силуэтная зарисовка знаменитых построек

* -







2

Город сегодня и завтра. Тенденция и перспектива разви­тия архитектуры

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Развитие образного языка конструктивных искусств. Подбор и анализ репро­дукций с изображением интерьера зданий

Фантазийная зарисов­ка «Архитектура бу­дущего»







3-4

Живое пространст­во города. Город, микрорайон, улица. Виды монумен­тальной живописи

2

Изуче­ние но­вого ма­териала, повторе­ние, за­крепле­ние, вы­полне­ние

практи­ческих заданий

Среда жизни современно­го человека. Интерьер. Работа в бумажной пла­стике

Макетно-рельефное моделирование района







5-6

Вещь в городе. Роль архитектурного ди­зайна в формирова­нии городской сре­ды

2

Роль архитектурного ди­зайна. Интерьер как син­тез искусств в архитекту­ре. Оформление интерьера

Создание проекта парка с городской ме­белью







7

Дизайн - средство создания интерьера

1

Историчность и социаль­ность интерьера

Интерьер в технике аппликации







8-9

Природа и архитек­тура. Организация архитектурно-ландшафтного про­странства

2

Связь природы и архитек­туры

Создание макета скве­ра с фонтанами, бе­седками и т. д.







10

Проектирование города: архитектур­ный замысел

1

Практи­кум, проект­ная дея­тель­ность

Истоки монументальных вдов искусства. Подбор искусствоведческого ма­териала о монументаль­ном искусстве

Коллективная работа над макетной компо­зицией: проект города






Раздел 4. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (8 часов)


211

Мой дом - мой образ жизни. Функ­ционально-архитек­турная планировка дома

1
1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с извест­нейшими музеями России. Поисковая работа «Рус­ские музеи». Подбор ма­териала по теме

Уметь:

- использовать изобразительные средства выразительности при моделировании архитектурного ансамбля;

- применять разнообразные ма­териалы (бумага, картон), краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, тушь, мелки) при выполнении творче­ских работ;

- использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин);

- создавать творческие работы по собственному замыслу и во­ображению;

- выступить публично (доклад, презентация, защита творческого проекта и т. п.)

Рисунок: частный дом в городе, в лесу, в де­ревне (по выбору). Компоновка интерье­ра дома







212

Интерьер комнаты -портрет хозяина. Дизайн интерьера

1
1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Моделирование архитек­туры и архитектурного ансамбля










212

Дизайн и архитек­тура моего сада

1
1

Урок-экскур­сия

Выполнение творческой работы «Мой сад»

Создание общего вида сада (рисунок плюс коллаж)







214

Мода и культура. Дизайн одежды

1
1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Разнообразные материалы в изображении и модели­ровании, их назначение, особенности

Проект вечернего пла­тья, костюма







215

Мой костюм - мой облик. Дизайн со­временной одежды

1

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Создание композицион­ных макетов современной одежды

Рисунок: одежда для дома, для улицы (ком­плект)







216

Грим, визажистика и прическа в прак­тике дизайна

1

1

Урок-видео-экскур-сия

Ознакомление с искусст­вом грима, визажистики, прически в разные эпохи

Зарисовки дневного, вечернего, празднич­ного макияжей, при­чесок







217

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна

1
1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с различ­ными образцами имиджа, их сравнение и анализ; выводы

Коллективное задание группам: сценарные разработки проекта имиджа







218

Моделируя себя, моделируешь мир

1
1

Урок-практи­кум

Выполнение творческой работы

Индивидуальная творческая работа







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» iconУчебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд...
Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа составлена применительно к учебной программе...
Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа изобразительное искусство 7 класс Срок реализации:...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа изобразительное искусство 6 класс Срок реализации:...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство» 8 класс...
Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа изобразительное искусство 5 класс Срок реализации:...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка к тематическому планированию по технологии
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Курс по...
Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по изо 2 класса, по программе Б. М. Неменского...
Программа. Государственная программа «изобразительное искусство и художественный труд»Б. М. Неменский
Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПрограмма составлена применительно к учебной программе «Изобразительное...
Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе осуществляется на основе Федерального перечня учебников, утвержденных...
Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс
Предмет «Изобразительное искусство» в гбоу цо «1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова изучается по программе «Изобразительное искусство...
Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена...
Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Авторы программы:-Т. Я. Шпикалова, Е. В. Алексеенко, Л. В. Ершова, Н....
Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» iconОстровская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по учебному курсу изобразительное искусство 5-7 класс
Изо, примерной программе о среднего (полного)общего образования по изо, авторской программе «Изобразительное искусство и художественный...
Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд»
...
Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерных программ Министерства образования России,...
Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса на 2014-2015...
Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной...
Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса на 2014-2015...
Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск