Пояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд»





НазваниеПояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд»
страница1/5
Дата публикации23.06.2014
Размер0.52 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5







ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД1

Авторы: Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Г. Е. Гуров, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских, М. Т. Ломоносова, Е. И. Коротеева

Данная линия учебников имеет грифы «Рекомендовано» и «Допущено»

Пояснительная записка

      «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
      Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
      Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
      Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» входит в учебный комплект «Школа России» и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и положения в культуре в целом.
      Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
      Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
      
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.
      Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
      Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
      Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
      На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
      Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
      Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
      Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
      Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
      Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
      При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.

ПРОГРАММА2

1 КЛАСС (32—64 ч)

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

      Три вида художественной деятельности, определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, положены в основу первого, вступительного года обучения.
      На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Открытием для детей должно стать то, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью — тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство).
      Увидеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познание огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этого года входит осознание того, что Мастера работают с определенными материалами, а также первичное освоение этих материалов.
      Но Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала они скрываются под шапкой-невидимкой. В первой четверти снимает с себя шапку и начинает открыто играть с детьми Мастер Изображения. Во второй четверти он поможет снять шапку-невидимку с Мастера Украшения, в третьей — с Мастера Постройки. А в четвертой четверти они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь в виду и особый смысл обобщающих уроков: в них через работу каждого Мастера связывается детская художественная работа со взрослым искусством.

Ты изображаешь — знакомство с Мастером Изображения (10—20 ч)

      Мастер Изображения учит видеть и изображать. И все последующие годы обучения будет помогать детям видеть, рассматривать мир. Чтобы видеть, надо не только смотреть, но и рисовать самому. Этому надо учиться. Здесь закладываются только основы понимания огромной роли изобразительной деятельности в жизни людей, и в дальнейшие годы учитель будет развивать это понимание. В открытия входит и то, что в искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Быть хорошим зрителем тоже нужно учиться, и Мастер Изображения учит этому.
      Задачей Мастера является и обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами. Опыт этот будет углубляться и расширяться во всей дальнейшей работе.
      Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассматривать
      
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
      Материалы: бумага, фломастеры или цветные карандаши, мелки.
      Зрительный ряд: слайды с изображением рисунков животных или живых зверей.
      Музыкальный ряд: К. Сен-Санс. «Карнавал животных».
      Литературный ряд: стихи про зверей; про носы и хвосты.
      Изображать можно пятном
      
Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)
      Материалы: карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер.
      Зрительный ряд: иллюстрации Е. Чарушина, В. Лебедева, Т. Мавриной, М. Митурича и других художников, работающих пятном, к книгам о животных.
      Изображать можно в объеме
      Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).
      Материалы: пластилин, стеки, дощечка.
      Зрительный ряд: слайды природных объектов выразительных форм или настоящие камешки, картофелины, корни, форма которых что-нибудь напоминает.
      Изображать можно линией
      
Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе» — рисунок или последовательность рисунков.
      Материалы: бумага, черный фломастер или карандаш.
      Зрительный ряд: линейные иллюстрации к детским книгам — рисунки на темы стихов С. Маршака, А. Барто, Д. Хармса с веселым, озорным развитием сюжета.
      Музыкальный ряд: детские песенки о жизни в семье.
      Литературный ряд: веселые стихи про жизнь дома.
      Наши краски
      
Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика.
      Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага.
      Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
      Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.
      Материалы: цветные фломастеры, гуашь, цветные карандаши или мелки, белая бумага.
      Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные.
      Художники и зрители (обобщение темы)
      Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.
      Зрительный ряд: В. Ван Гог. «Подсолнухи»; Н. Рерих. «Заморские гости»; В. Васнецов. «Три богатыря»; П. Кончаловский. «Сирень»; М. Врубель. «Царевна-Лебедь».

Ты украшаешь  — знакомство с Мастером Украшения (7—14  ч)

      Мастер Изображения, с которым дети познакомились ранее,  — это Мастер Познания, помогающий внимательно вглядываться в жизнь. Мастер Украшения делает в жизни совсем иное — он Мастер Общения, так как организует общение людей, помогая им открыто выявлять свои роли.
      Сегодня мы идем в поход, завтра — на работу, потом — на бал и одеждой говорим об этих своих ролях, о том, кто мы сегодня, что будем делать. Нагляднее, конечно, эта работа Мастера Украшения проявляется на балах, карнавалах, в театральных постановках. Да и в природе мы отличаем, например, одних птиц или бабочек от других по их украшениям.
      Мир природы полон украшений
      
Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.
      Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, цветная или белая бумага.
      Зрительный ряд: слайды «Бабочки», коллекции бабочек, книги с их изображением.
      Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.
      Материалы: разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: слайды и книги с изображениями различных птиц.
      Музыкальный ряд: детские или народные песни с ярко выраженным игровым моментом (звон колокольчика, имитация пения птиц и т. д.).
      Красоту надо уметь замечать
      
Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
      Материалы: для учителя — валик для накатки, разведенная водой гуашь или типографская краска; для детей — дощечка из пластмассы, линолеума или кафельная плитка, листки бумаги, карандаш.
      Зрительный ряд: слайды различных поверхностей: кора, мох, рябь на воде, а также слайды, показывающие ящериц, змей, лягушек и т. д. При возможности — кору, спилы дерева, камни.
      Как, когда, для чего украшает себя человек
      
Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.
      Материалы: гуашь, кисть, цветная бумага.
      Зрительный ряд: слайды или иллюстрации с персонажами известных сказок.
      Литературный ряд: фрагменты сказок с описанием внешнего вида героя.
      Музыкальный ряд: песенки сказочных героев.
      Мастер Украшения помогает сделать праздник
      
Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».
      Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, фольга, серпантин.
      Зрительный ряд: детские работы, выполненные ранее.
      Литературный ряд: стихи о празднике Новый год.
      Музыкальный ряд: рождественские и новогодние праздничные песни, фрагменты балета П. Чайковского «Щелкунчик».
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе...
Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвеще­ние, 2005) и рассчитано на 35 часов в учебный год...
Пояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена...
Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Авторы программы:-Т. Я. Шпикалова, Е. В. Алексеенко, Л. В. Ершова, Н....
Пояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по изо 2 класса, по программе Б. М. Неменского...
Программа. Государственная программа «изобразительное искусство и художественный труд»Б. М. Неменский
Пояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерных программ Министерства образования России,...
Пояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка по курсу Изобразительное искусство. «Изобразительное искусство»
А. Неменская, под ред. Б. М. Неменского (2011 год) рекомендованной мо РФ. Планирование составлено на основе: программы для общеобразовательных...
Пояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2012 года, примерных программ Министерства образования России,...
Пояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», автор Горяева Н. А. / под руководством...
Пояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное...
Пояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное...
Пояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа изобразительное искусство 7 класс Срок реализации:...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Пояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа изобразительное искусство 6 класс Срок реализации:...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Пояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа изобразительное искусство 5 класс Срок реализации:...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Пояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс
Предмет «Изобразительное искусство» в гбоу цо «1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова изучается по программе «Изобразительное искусство...
Пояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
...
Пояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по изо для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе...
Рф «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классов», автора – научного руководителя, член корреспондента апн ссср,...
Пояснительная записка «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена...
Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск