Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство»
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство» 8 класс для образовательных учреждений/ В,С.Кузин, С,П. Ломов, Шорохов и др. (М.: Просвещение, 2007) и рассчитано на 35 часов в учебный год (1 час в неделю).
Основной целью разработанного тематического плана является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Этому способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время: подготовка сообщений и видеоэкскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация экспресс-выставок и защита коллективных художественных проектов. Краеведческий аспект в преподавании изобразительного искусства
Тверские народные промыслы и ремесла-18 часов.
В настоящее время остро встает вопрос воспитания культурной личности, формирования ее эстетического сознания, которое определяется совокупностью эстетических чувств, эстетических потребностей, эстетического вкуса и эстетического идеала. Воспитание ребенка средствами искусства через обращение к истории, культуре и традициям родного края – важная проблема художественной педагогики.
Изучение традиций художественной культуры, народных промыслов и декоративно-прикладного искусства Тверской земли на уроках изобразительного искусства содержит в себе исключительную возможность интеграции предметно-практического и художественно-эстетического аспектов деятельности учащихся.
Предлагаемая вашему вниманию авторская программа курса «Тверская традиционная народная художественная культура и её наследие», разработанная Мельниковой Г.В., заслуженным учителем, преподавателем ИЗО МОУ гимназии № 44 г. Твери, создавалась с учетом современных процессов обновления содержания художественного образования. Современный этап модернизации российского образования – это начало перехода к ориентации учащихся на поиск источников знаний, формирования и овладения алгоритмом логического мышления.
Программа знакомит учащихся с традиционной народной художественной культурой Тверского края. Дается представление о ведущих качествах народного искусства: универсальность художественного языка, всечеловечность духовных ценностей, древние корни народного искусства и традиция - как закон его развития, коллективное начало. Учащиеся знакомятся с памятниками зодчества края, с самыми известными народными промыслами и их истоками, уникальными произведениями народных мастеров, достойных любования и восхищения.
Народное искусство – богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии, исторической предысторией современного искусства, выражает духовную культуру нашего народа, черты национального характера, представления людей о нравственных идеалах, неразрывно связанных с родной землёй природой, отечеством.
Россия богата исторически сложившимися центрами народной культуры, но очень важно, чтобы первый шаг в познании богатства мира народного искусства был сделан от «родного порога».
Несмотря на то, что в существующей государственной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского и других государственных общеобразовательных программах по искусству даётся много тем по изучению народного искусства и художественных промыслов России. Выпущены интересные учебники, рабочие тетради, различный дидактический материал. О тверском народном искусстве сказано очень мало, а это богатейший пласт национальной народной культуры. Авторские региональные учебные программы по искусству составлены чаще всего на изучение одного какого-нибудь раздела по народному искусству края, либо это единичные уроки или блок уроков, включенных в существующие государственные общеобразовательные программы по искусству. Знакомство с народным искусством, художественными традициями не может состояться полно вне истории своего края, истории его культуры. Программа курса «Тверская традиционная народная художественная культура и её наследие» нацелено решает эту задачу.
Содержание курса выстроено на региональном материале. Особое внимание уделено эстетическим знаниям и художественно- творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающим народное искусство как этническую культурную целостность. Курс построен так, чтобы учащиеся имели наиболее полное представление о существующих различных видах народного творчества края, об их историческом прошлом и развитии сегодня, об образном языке, о существующих традициях и особенностях декора, присущих им, а также знакомит с архитектурной летописью Тверского края и геральдикой, которая тесно связана с декоративным искусством. Художественное воспитание детей с помощью народного искусства позволяет воспитать у них определённую культуру восприятия материального мира. Человек всегда жил среди вещей. Он создавал не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные вещи. Поэтому и сейчас человеку необходим красивый предметный мир. И для его создания необходимо каждому развивать художественный вкус.
Оценка произведений народной культуры происходит через понятие художественного
образа, который рассматривается только комплексно, в связи с природой, бытом, историей, региональными художественными традициями народа.
Программа носит краеведческий характер, интегрирована с другими школьными предметами (краеведением, историей, литературой, музыкой, технологией). Учащиеся получают не только знания по народным промыслам, архитектурной летописи края, по народному быту, но и изучают их историю. Особенностью курса является то, что учащиеся по всем изучаемым темам ведут поисковую работу, делают презентации, пишут рефераты, делают проекты. Структура программы позволяет изучать её вариативно, в зависимости от наличия часов по предмету, а именно: как целостную программу; модулями
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:
– формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
– формирование художественно-творческой активности школьников;
– овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.
Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Задания на дом вводятся для расширения представлений об искусстве в реальной, окружающей ребенка жизни.
Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения.
Опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направлять обсуждение в нужное русло.
Многие декоративные и конструктивные работы выполняются на уроках в процессе коллективного творчества. Выполненные коллективно декоративные панно и конструктивные задания могут стать хорошим украшением интерьера школы.
В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства (в курсе 8 класса именно эта тема занимает значительное место) у учащихся формируется конкретно-историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды. Искусство моего народа- 8часов.
Включает рисование с натуры ,по памяти и представления.
Выполнения эскиза современной одежды с учетом национальных традиций .Аппликация.
Рисование пейзажа в технике Алла- прима ,акварель, гуашь.
Коллективное составление композиции в технике коллаж, аппликации.
Лепка творческой композиции.
Изо искусство в жизни людей- 8 часов.
Рисование интерьера по теме перспектива.
Шрифтовая работа. Знакомство со шрифтами.
Иллюстрирование художественных произведений.
Аппликация «Фантастический город».
Беседа «Традиции русской реалистической школы. Современное отечественное изо искусство»
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать:
– основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;
– значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
– применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для восприятия и оценки произведений искусства;
– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера). Список методической литературы 1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.
4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.
7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.
9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.
11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
12. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.
13. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.
14. Программно-методические материалы: изобразительное искусство и художественный труд для 5–9 классов / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Дрофа, 2000.
15. Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекомендациями: изобразительное искусство и художественный труд. 1–8 классы. – М.: Просвещение, 1990.
16. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.
17. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
18. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.
19. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
20. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.
21. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.
22. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).
23. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.
24. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.
тематическое планирование уроков
изобразительное искусство в 8 классе
-
п/п
| № в Теме
| Изучаемая тема
| дата
| примечение
|
|
| Раздел 1
искусство моего народа – 8 часов
|
|
| 1
| 1
| Архитектурная панорама родного поселка(Рисование с натуры)
|
|
| 2
| 2
| Выпонения эскиза современной одежды с учетом национальных традиций.(Аппликация)
|
|
| 3
| 3
| Дождливая погода(Техника Алла-прима,акварель,гуашь)
|
|
| 4
| 4
| Русские художники в Тверском крае (Творчество художников В, Серова,И. Левитан,И. Шишкина, работающих на Тверской земле)
|
|
| 5
| 5-6
| «Лессная сказка». Коллективное составление композиции на заданную тему (коллаж, аппликация)
|
|
| 6
| 7-8
| лепка творческой композиции»Русское народные сказки» (глина,пластилин, тесто)
|
|
|
|
| Тверские народные промыслы и ремесла-18 часов
|
|
| 7
| 1
| экскурсия в краеведческий музей( школьный или районный). Ознакомление с экспазицией по истории и культуре родного края.
|
|
| 8
| 2
| Местные промыслы и ремёсла, их истоки и этапы развития. выполнения Эскиза товарного знака изделий Тверских народных промыслов (гуашь, фломастеры, маркеры и др.)
|
|
| 9
| 3
| Творческое выполнение декоративной работы Торжокской игрушки (акварель, гуашь)
|
|
| 10
| 4-5
| Рисование с натуры натюрморта из предметов Лихославльской керамики
|
|
| 11
| 6
| Лепка Изделий Лихославльской керамики (глина,пластилин)
|
|
| 12
| 7-8
| Оставшеская резба по дереву. Выполнение наличника аппликацинными средствами (работа в группах)
|
|
| 13
| 9-10
| Выполнения эскиза изделия с росписью. Канаковский фаянс. (Лепка, декоративное рисование)
|
|
| 14
| 11-12
| Эскиз кружева в технике граттаж или на тонированной бумаге белой гуашью. Калязинское кружева.
|
|
| 15
| 13-14
| выполнение эскиза торжокского изделия. Торжокское золотошвейная вышеыка.
|
|
| 16
| 15-16
| рисование человека труда»Мир профессий»( Гончар, кружевница,художник,строитель,плотник.злотошвеи, архитектор,дизайнер)
|
|
| 17
| 17-18
| тематический рисунок «В мастерской художника» (акварель,гуашь,мелки,пастель)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Изоискусство в жизни людей-8 часов
|
|
| 18
| 1-2
| рисование интерьера. классная комната ,актовый зал,жилая комната.(мебель,предметы быта, человек в интерьере).
|
|
| 19
| 3-4
| шрифтовая работа. знакомство со шрифтами. выполнить плакат, лозунг, объявление.
|
|
| 20
| 5-6
| лепка на сюжет литературного проиведения: м. лермонтов «бородино», Б. васильев»а зори здесь тихие»
|
|
| 21
| 7
| аппликация «фантастический город» (цветная бумага)
|
|
| 22
| 8
| беседа «традиции русской реалистической школы. современное отечественное изоискусство» итоги года.
|
|
| Продолжение табл.
Окончание табл. |