Пояснительная записка к тематическому планированию
Содержание программы под редакцией Б.М. Неменского для 6-7 классов представляет собой единый блок под общим названием «Изобразительное искусство в жизни человека». В течение двух лет школьники осваивают основы изобразительного искусства: виды, образный язык, жанры. При сопоставлении данного содержания с Примерной программой по изобразительному искусству и Государственным образовательным стандартом выявлено отсутствие в авторской программе некоторых дидактических единиц, которые внесены в колонку «Элементы содержания» представленных ниже рабочих программ и выделены курсивом.
Рабочие программы рассчитаны на 34 учебных часа в 6 классе и на 35 часов в 7 классе.
Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения изобразительному искусству
Для учителя
Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2009.
Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4-х ч. -Обнинск: Титул, 1996.
Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Для учащихся
Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4-х ч. -Обнинск: Титул, 1996.
Михейшина М.В. Уроки рисования для школьников 10-14 лет. - Минск: Изд. В.М. Скакун,
1999.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 6 КЛАСС
Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»
№
| Тема урока
| Кол-во
уроков
|
| Тип
урока
| Учебно-творческое задание
| Элементы содержания
| Требования
к уровню подготовки обучающихся (результат)
| Формы контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Виды изобразительного искусства (8 часов)
| 1.
| Изобразительное искусство в семье пластических искусств
| 1
|
|
| Урок формирования новых знаний
|
| Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве
| Знать виды пластических и изобразительных искусств, различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа
| Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) искусств
|
| Принести
природный
материал
(веточки,
колоски,
зонтичные
растения)
| 2.
| Рисунок -основа изобразительного творчества
| 1
|
|
| Урок формирования новых знаний
| Зарисовки с натуры отдельных растений или веточек (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.). Материалы: карандаш, уголь, фломастер
| Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности
| Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер)
| Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ
| Творческие задачи рисунка. Виды рисунка: зарисовки, наброски с натуры, учебный рисунок
| Принести
травянистые
растения
| 3.
| Линия и ее выразительные возможности
| 1
|
|
| Комбинированный урок
| Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, раз-
| Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения.
Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки
| Знать основы языка изобразительного искусства: ритм.
Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа.
Уметь использовать язык графики (характер и ритм
| Анализ результатов собственной художественной деятельности
|
| Подобрать репродукции графических работ
A. Матисса, П. Пикассо,
B. Серова
|
|
|
|
|
|
| нообразие в характере линий - тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т.д.).
Материалы: карандаш, уголь
| A. Матисса, П. Пикассо,
B. Серова
| линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры
|
|
|
| 4.
| Пятно как
средство
выражения.
Композиция
как ритм
пятен
| 1
|
|
| Комбинированный урок
| Изображение различных состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман, яркое солнце и тени) черной и белой гуашью
| Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: темное-светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой
| Знать основы языка изобразительного искусства (тон), выразительные возможности тона и пятна в изобразительном искусстве.
Уметь: использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики
| Просмотр и анализ работ
|
| Подобрать репродукции произведений графики с ярко выраженными тональными отношениями
| 5.
| Цвет. Основы цветоведе-ния
| 1
|
|
| Комбинированный урок
| Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, кисти
| Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов
| Знать основные характеристики и свойства цвета.
Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов
| Экспресс-выставка
|
| Подобрать осенние листья одного цветового тона, но разной светлоты (насыщенности)
| 6
| Цвет в произведениях живописи
| 1
|
|
| Комбинированный урок
| Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихий
| Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи.
Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т.д. Зрительный ряд: И. Грабарь «Хризантемы», К. Коровин «Цветы и фрукты», «На берегу моря»
| Понимать значение колорита и его роль в создании художественного образа.
Уметь: владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи
| Диктант по живописи.
Просмотр, анализ и оценивание работ
|
| Принести иллюстрированные книги о животных или рисунки, фотографии животных
| 7
| Объемные изображения в
скульптуре
| 1
|
|
| Комбинированный урок
| Выполнение
объемных
изображений
животных.
Материалы:
пластилин, стеки
| Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре:глина, металл, дерево и др.; их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова
| Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры.
Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе
| Опрос. Просмотр и анализ работ
|
| Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти
| 8
| Основы языка изображения
| 1
|
|
| Повто-ритель-но-обоб-щающий урок («Конкурс знатоков»)
| Выполнение
конкурсных
заданий
| Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения
| Знать: виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства
| Подведение итогов конкурса
|
| Составить кроссворд (5-6 слов), используя приобретенные знания
| |