Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии





Скачать 138.49 Kb.
НазваниеПояснительная записка к тематическому планированию по технологии
Дата публикации11.07.2014
Размер138.49 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
Пояснительная записка
к тематическому планированию по технологии


4 класс

Программа по технологии разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Изучение по технологии в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

– освоение знаний о мире, о трудовой деятельности человека в преображении окружающего мира, персональных представлений о мире профессий;

– овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями, навыками, опытом практической деятельности по объективной оценке своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

– воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

– практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета:

Деятельностный подход к построению процесса обучения по трудовому обучению является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности. При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Характерными особенностями учебного предмета «Технология» в 4 классе являются: - практико-ориентированная направленность содержания обучения; - применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач; - применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В рабочую программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.

В соответствии с программой в четвертом классе завершается и обобщается та образовательная, развивающая и воспитательная работа, которая была предусмотрена в курсе художественно- конструкторской деятельности на период обучения в начальной школе. Вся первоначальная информация и уровень подготовки, которые были получены за предыдущий период обучения, должны будут не только пополниться, но и сформироваться в систему.

Учащиеся поднимутся на более высокую ступень в овладении основными приемами ручной работы и в проектно-конструкторской деятельности.

Кроме того, пополнятся их знания о том, что мир вещей заключает в себе определенный смысл, и о том, что вещи в жизни человека всегда выполняли не только практическую, потребительскую функцию, но и играли очень большую культурную роль.

Все это к концу четвертого класса составит необходимую базу для дальнейшей учебной и творческой деятельности (причем эта база потребуется не только на уроках «технологии», но и положительно повлияет на освоение других общеобразовательных предметов).
Данная рабочая программа разработана на основе учебной программы по технологии для четырехлетней начальной школы (автор – доктор пед. наук, профессор Н. М. Конышева), с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования .

Внесённые изменения: сокращение часов по некоторым темам (техника низания бисера, построение развёртки с помощью циркуля, работа с набором «Конструктор-механик")

Место учебного предмета в базисном учебном плане:

Предмет «Технология» входит в инвариантную часть базисного учебного плана для образовательных учреждений Р.Ф. На данный предмет в учебном плане отводится

34 часа (1 ч. в неделю)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:

– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;

– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Требования к уровню знаний и умений учащихся 4 класса к концу учебного года
В результате изучения технологии (труда) ученик должен знать/понимать:

– роль трудовой деятельности в жизни человека;

– распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);

– влияние технической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

– область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

– основные источники информации;

– назначение основных устройств компьютера для ввода и обработки информации;

уметь:

оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;

решать простые задачи конструктивного характера, связанные с изменением вида и способов соединения деталей (доконструирование или частичное переконструирование изделия) в соответствии с новыми требованиями и условиями использования изделия;
выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;
выполнять построение прямоугольника на листе неправильной формы с помощью угольника и линейки;
соблюдать безопасные приемы работы с инструментами – циркулем и канцелярским ножом, правильно их использовать;
соблюдать безопасные приемы работы на компьютере;
выполнять шов «назад иголку» и использовать его при изготовлении изделий;
изготавливать изделия из бисера по простым схемам;
целенаправленно вносить изменения в схемы в соответствии с простыми задачами конструктивного и декоративного плана;

изготавливать изделия из различных пластических материалов;
Межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса: изучение технологии связано с такими предметами, как литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство.

Тематическое планирование

Технология

4 класс





п/п


Наименование разделов

Максимальная нагрузка на

уч-ся, ч

Из них

Теорет.

обучение,

ч.

Практическая

работа

Выставка

1.

Из глубины веков

9

5

4




2.

Традиции мастеров в изделиях для праздника

7

3,5

3,5




3.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие

10

5

5




4.

В каждом деле – свои секреты

8

3,5

3,5

1






















Итого:

34

17

16

1


Календарно – тематическое планирование по технологии



п/п


Наименование разделов и тем


Вид занятия


Кол-во

часов

Вид

самост.

работы

Планир

дата прове-

дения

Факт.

дата

прове-

дения


1.

1.1

1-Я ЧЕТВЕРТЬ

Из глубины веков.

Вводный урок. Тема года

Беседа

9ч.

9ч.

1








1.2

Керамика в культуре народов мира. Сосуд с магическим орнаментом (лепка, роспись)

Практическая работа

1


Лепка, роспись







1.3

Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка; коллективное панно (лепка, роспись)

Беседа

Практическая работа


1

Лепка, роспись







1.4

Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка; коллективное панно (лепка, роспись)

Беседа

Практическая работа


1

Лепка, роспись







1.5

Плетение из полос бересты, щепы, лыка. Плетеный короб

Беседа

Практическая работа


1

Плетение из полос бересты







1.6

Плетение из полос бересты, щепы, лыка. Плетеный короб

Беседа

Практическая работа


1

Плетение из полос бересты







1.7

Магия вещей. Украшения.

Техника низания бисера

Беседа

Практическая работа


1

Низание бисера







1.8

Магия вещей. Украшения.

Техника низания бисера

Беседа

Практическая работа


1

Низание бисера







1.9

Обобщение материалов, изученных в I четверти

Беседа

Практическая работа


1

Работа с разными материа-лами







2.



2-я ЧЕТВЕРТЬ
Традиции мастеров в изделиях для праздника.






7ч.
7ч.










2.1

Бумагопластика. Новые приемы оригами. Карнавал. Карнавальные шапочки и маски.

Беседа

Практическая работа


1

Работа с бумагой







2.2

Бумагопластика. Новые приемы оригами. Карнавал. Карнавальные шапочки и маски.

Беседа

Практическая работа


1

Работа с бумагой







2.3

Святки. Праздничный пряник. Лепка печенья из солёного теста.

Беседа

Практическая работа


1

Лепка







2.4

Декоративная рамка для фото.

Беседа

Практическая работа


1

Работа с бумагой







2.5

Гофрированная подвеска из бумаги.

Беседа

Практическая работа


1

Работа с бумагой







2.6

Бумагопластика. Раскладная открытка.

Беседа

Практическая работа


1

Работа с бумагой







2.7

Построение развертки с помощью циркуля. Упаковка-елочка.

Беседа

Практическая работа


1

Работа с бумагой








3.

3-я четверть
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие.




10ч.
10










3.1

Простейшие приёмы вязания крючком.

Беседа

Практическая работа


1

Вязание крючком.







3.2

Простейшие приёмы вязания крючком. Цепочки, панно из цепочек.

Беседа

Практическая работа


1

Вязание крючком.







3.3

Простейшие приёмы вязания крючком. Цепочки, панно из цепочек.

Беседа

Практическая работа


1

Вязание крючком.







3.4

Простейшие приёмы вязания крючком. Вязание полотна.

Беседа

Практическая работа


1

Вязание крючком.







3.5

Петельный шов. Салфетка. Мартинички с сердечками.

Беседа

Практическая работа


1

Петель-ный шов.







3.6

Петельный шов. Декоративные

кармашки из ткани.

Беседа

Практическая работа


1

Петель-ный шов.







3.7

Петельный шов. Закладка из ткани с вышивкой.

Беседа

Практическая работа


1

Петель-ный шов.







3.8

Петельный шов. Закладка из ткани с вышивкой.

Беседа

Практическая работа


1

Петель-ный шов.







3.9

Обложка для проездного билета. Окантовка картона.

Беседа

Практическая работа


1

Работа с бумагой и картоном







3.10

Ремонт книги. Замена мягкого переплёта на жёсткий.

Беседа

Практическая работа


1

Ремонт книг








4.

4-я четверть

В каждом деле- свои секреты.




8ч.

8










4.1

Соломенных дел мастера. Аппликация из соломки.

Беседа

Практическая работа


1

Апплика-ция







4.2

Игрушки из соломки и ниток. Золотой петушок.

Беседа

Практическая работа


1

Работа с нитками







4.3

Игрушки из соломки и ниток.

Лошадка и олень.

Беседа

Практическая работа


1

Работа с нитками







4.4

Металл в руках мастера. Тиснение по фольге.

Беседа

Практическая работа


1

Тиснение по фольге.







4.5

Работа с набором «Конструктор-механик»

Беседа

Практическая работа


1

Работа с конструк-

тором







4.6

Компьютерные технологии на службе человека. Основные устройства компьютера.

Беседа

Практическая работа


1

Работа с компьютером







4.7

Открытка с компьютерным рисунком.

Беседа

Практическая работа


1

Работа с компьютером







4.8

Итоговый урок. Обобщение темы года. Выставка работ за год.

Беседа

Выставка.


1


































Итого




34
































































































Материально – техническое обеспечение

учебного предмета «Технология»

4 класс

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения: Таблицы в соответствии с основными разделами программного обучения. Альбомы демонстрационного и раздаточного материала

Технические средства обучения: Магнитофон, компьютер, проектор, экспозиционный экран. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

Экранно-звуковые пособия: Презентации уроков.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения. Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов.

Оборудование класса: Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Учебно – методическое обеспечение по технологии
Основная методическая литература:

Технология, учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений , 2009г.в., автор: Н.М.Конышева

Две рабочие тетради – 4 класс, 2011г.в., автор: Н.М.Конышева

Смоленск: Ассоциация XXI век

Методическое пособие : Поурочные разработки по технологии в 4 классе (универсальное издание), автор – М.А. Давыдова

Москва «Вако» 2010г.

Дополнительная методическая литература:

Журнал «Начальная школа»

Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1 – 4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. – М.: Новая школа,1994.

Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1 – 4 классах: Методические рекомендации. – М.: Новая школа, 1994.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии iconПояснительная записка к тематическому планированию по технологии
Развернутое тематическое планирование разработано на основе примерной программы по технологии, на основе программы Н. А. Цирулик...
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии iconПояснительная записка к тематическому планированию по технологии
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Курс по...
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии iconПояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству
Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии iconПояснительная записка к тематическому планированию православной культуре 4 класс
Федеральным компонентом государственного стандарта для начального общего образования
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии iconПояснительная записка к тематическому планированию по технологии
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции...
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии iconПояснительная записка к тематическому планированию по истории Нового времени в 7 классе
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А. Я. Юдовская «Новая история: 1500-1800» (М.: Просвещение, 2012г.)
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии iconПояснительная записка к тематическому планированию по Литературному чтению
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой (М.:...
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию уроков химии в 8 классе на 2010-2011 уч год
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии iconПояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку
Она разработа в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии iconРабочая программа по природоведению (5 класс). Пояснительная записка...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» для 5 класса составлена на основе
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир»
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии iconПояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству
В. С. Кузина, утверждённой Министерством образования и науки РФ (М.: Дрофа, 2008) в соответствии с требованиями федерального компонента...
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии iconПояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству
В. С. Кузина, утверждённой Министерством образования и науки РФ (М.: Дрофа, 2008) в соответствии с требованиями федерального компонента...
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии iconРабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской»
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию
За основу рабочей программы взята авторская программа по биологии для 6 класса разработанной авторским коллективом в составе В. В....
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии iconПояснительная записка к тематическому планированию по английскому языку для 10-11 классов
На основании примерных программ Минобрнауки рф, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по английскому...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск