Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству (по программе В. С. Кузина)
Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству для 1 класса разработано на основе примерной программы, авторской программы В. С. Кузина, утверждённой Министерством образования и науки РФ (М.: Дрофа, 2008) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004). Тематический план рассчитан на 33 часа в год. Для реализации программного содержания используется учебник:
• Кузин, В. С. Изобразительное искусство : 1 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – 11-е изд., дораб. – М. : Дрофа, 2009
• Кузин, В. С. Изобразительное искусство : 1 класс : рабочая тетрадь для общеобразоват. учреждений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М. : Дрофа, 2009. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованииям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Количество часов в год – 33;
количество часов в неделю – 1;
количество часов в I четверти – 8;
количество часов во II четверти – 8;
количество часов в III четверти – 10;
количество часов в IV четверти – 7.
Изобразительное искусство
Развернутое тематическое планирование №
п/п
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Элементы дополнительного содержания
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| I четверть. В мире волшебных красок
| Рисование на тему
| 1
| Чем и как работают художники. Акварельные краски
| 1
| Комбинированный
| Представление о роли изобразительного искусства в жизни людей. Рисование на основе наблюдений
| Иметь первоначальное представление о роли изобразительного искусства в жизни людей
|
|
| Декоративное рисование
| 2
| «Красивые цепочки». Свойства гуашевых красок, правила работы с гуашью
| 1
| Комбинированный
| Формирование элементарных представлений о ритме в узоре
| Знать название главных и составных цветов
|
|
| 3
| «Золотые краски осени»
| 1
| Урок-экскурсия
| Отношение к природе, человеку и обществу
| Уметь высказать свое отношение к природе осени
|
|
| 4
| Волшебные краски осеннего дерева. И. Левитан «Золотая осень»
| 1
|
| Применение основных средств художественной выразительности в декоративных работах
| Уметь воплотить замысел в своей творческой работе
|
|
| 5
| «Волшебные листья и ягоды»
| 1
| Урок-сказка
| Использование художественных материалов. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России
| Уметь использовать художественные материалы, узнавать изображённые на картине предметы, явления, действия
|
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 6
| Волшебный узор. Составление узора из декоративных ягод и листьев
| 1
| Практикум
| Использование художественных материалов (акварель, гуашь). Различие основных и составных цветов
| Знать элементарные правила смешивания цветов
|
|
| Рисование с натуры
| 7
| Золотые краски. Рисование опавших листьев деревьев. И. Бродский «Опавшие листья»
| 1
| Урок-выставка
| Основные средства художественной выразительности в рисунке (с натуры)
| Уметь передавать в рисунке характерные черты объекты-натуры, передавать их средствами художественной выразительности
|
|
| Лепка
| 8
| Красота формы листьев деревьев. Лепка простых по форме листьев деревьев
| 1
| Урок-игра
| Первое знакомство с природными особенностями пластилина, с правилами лепки
| Знать форму листьев различных деревьев.
Уметь в лепке передавать заданную форму листа дерева
|
|
| 9
| Лепка простых по форме листьев деревьев (продолжение работы)
| 1
|
|
|
| II четверть. Мы готовимся к празднику
| Рисование с натуры
| 10
| «Осенние подарки». Рисование с натуры овощей и фруктов. Беседа «Красота вещей»
| 1
| Комбинированный
| Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции
| Уметь передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов
|
|
| Рисование на тему
| 11
| «Сказка про осень». Рисование на тему. Беседа «Виды изобразительного искусства и архитектуры»
| 1
| Урок-сказка
| Изображение с натуры, по памяти и воображению
|
|
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| Декоративное рисование
| 12
| «Чудо-платье». Составление узора из листьев, цветов, ягод, фруктов для платья кукле
| 1
| Урок-игра
| Виды и жанры изобразительных искусств, их связь с жизнью
| Уметь выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных изображений
|
|
| Аппликация
| 13
| Узоры из кругов и треугольников. Составление аппликации из цветной бумаги. Беседа об искусстве аппликации и её красоте
| 1
| Комбинированный
| Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации
| Уметь использовать художественные материалы (цветные карандаши)
|
|
| Рисование с натуры
| 14
| Украшение для ёлки. Рисование с натуры игрушек на ёлку
| 1
| Практикум
| Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров
| Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке
|
|
| 15
| Выполнение рисунка в цвете (завершение работы)
| 1
| Практикум
|
|
| Лепка
| 16
| Красота простых вещей. Лепка фруктов (яблоко, груша)
| 1
| Практикум
| Лепка фруктов. Правила лепки
|
|
|
| III четверть. Чудеса зимы-красавицы
| Рисование на тему
| 17
| «В гостях у сказки». Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок». Беседа «Сказочные сюжеты»
| 1
| Комбинированный
| Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой
| Уметь передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов
|
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 18
| Выполнение рисунка-иллюстрации в цвете (завершение работы)
| 1
| Практикум
| Передача настроения в творческой работе
| Уметь выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных изображений
|
|
| 19
| Рисование на тему «Новогодняя ёлка». Беседа «Жанры живописи»
| 1
| Комбинированный
| Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке
| Знать элементарные правила смешивания цветов
|
|
| Декоративное рисование
| 20
| Городецкие узоры. Рисование кистью элементов городецкого узора. Ознакомление с городецкой росписью и беседа о её красоте
| 1
| Комбинированный (с элементами исследования); практикум
| Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России
| Уметь применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений
|
|
| 21
| Летняя сказка зимой. Самостоятельное выполнение цветного узора по мотивам городецкой росписи для украшения праздничной салфетки квадратной формы
| 1
|
|
| Рисование по памяти и по представлению
| 22
| Мы рисуем зимние деревья. Рисование по памяти и по представлению зимнего дерева
| 1
| Практикум;
творческая работа
| Изображение по памяти и воображению
| Уметь рисовать зимние деревья по памяти и по представлению, применять приемы рисовать в соответствии с замыслом рисунка
|
|
| 23
| Красавица-зима. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы»
| 1
| Беседа
| Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского искусства
| Уметь выразить в своем рассказе-описании отношение к зимней русской природе
|
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| Декоративное рисование
| 24
| В мире красоты. Упражнение в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи
| 1
| Практикум
| Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России
| Уметь изображать элементы цветочного узора в хохломской росписи
|
|
| Рисование на тему
| 25
| Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь». Ознакомление с иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Лосина, Е. Рачева
| 1
| Комбинированный
| Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке
| Знать имена известных художников-иллюст-раторов и их работы
|
|
| 26
| Выполнение рисунка в цвете (завершение работы)
| 1
| Практикум
| Связь изобразительного искусства с музыкой, литературой
| Уметь выразить в иллюстрации свое отношение к сказке, действующим лицам
|
|
| IV четверть. Встреча с Весной-красной
| Рисование на тему
| 27
| Рисование на тему композиции «Весенний день». Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской весенней природы»
| 1
| Комбинированный. Экскурсия
| Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского искусства
| Уметь использовать приобретённые знания для самостоятельной творческой деятельности
|
|
| 28
| Выполнение рисунка в цвете (завершение работы)
| 1
| Практикум
| Узнавание отдельных произведений выдающихся отечественных художников
|
|
|
| Лепка
| 29
| В мире животных. Лепка животных (курицы, петуха, вороны и др.)
| 1
| Практикум
| Лепка животных. Правила лепки
| Уметь выполнять простейшие узоры в полосе,
|
|
| Окончание табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
|
|
|
|
| круге из декоративных изображений
|
|
| Декоративное рисование
| 30
| Праздничные краски узоров. Рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о её красоте
| 1
| Урок-игра.
Практикум
| Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке
| Знать особенности дымковской игрушки, характерных элементах росписи
|
|
| Рисование с натуры
| 31
| Красота вокруг нас. Рисование с натуры простых по форме цветов (тюльпан, ромашка)
| 1
| Практикум
| Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции
| Уметь узнавать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления, действия
|
|
| Рисование на тему
| 32
| Наброски различными художественными материалами и приёмами. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота летней природы»
| 1
| Комбинированный
| Обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства
| Уметь правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно покрывать ими нужную поверхность
|
|
| Аппликация
| 33
| Мой любимый цветок. Составление сюжетов композиции – аппликации из цветной бумаги и картона
| 1
| Практикум
| Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке
| Знать приемы работы и технологию аппликации.
Уметь составлять сюжет заданий композиций
|
|
| |