Пояснительная записка
к развернотому тематическому плану
по изобразительному искусству во 2-м классе
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана для обучения во 2 классе на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2009 года, авторской программы доктора педагогических наук профессора В.С.Кузина, утверждённой МО РФ (Москва, 2007).
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
-Кузин В.С.Изобразительное искусство: учебник 2 класс. В.С.Кузин, Э.
Кубышкина.-М.:Дрофа, 2008;
Кузин В.С.Изобразительное искусство: рабочая тетрадь 2 класс. В.С.Кузин,Э
Кубышкина.-М.:Дрофа, 2008
Программа рассчитана на 35 часов.
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени года и интересов учащихся.
Содержание программы
2 КЛАСС (35 ч)
Рисование с натуры, по памяти и по представлению (рисунок, живопись) (9 ч)
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты своих наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Примерные задания:
а) рисование бабочек;
б) рисование простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень), цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т.д);
в) рисование книги, дорожного знака, детского воздушного шара; мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);
г) рисование игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);
д) рисование игрушечных машин (легковая автомашина, троллейбус, автобус, трактор и т. п.);
е) выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы (8 ч)
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Изображение в тематическом рисунке пространства, передача пропорций и основного цвета объектов.
Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Примерные задания:
а) рисование на темы «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;
б) иллюстрирование произведений литературы: русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А.Пушкина, «Мой садик» А.Плещеева, «Береза» С. Есенина, «Радуга-Дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» Н. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого.
Декоративная работа (8 ч)
Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов простой формы применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, а также элементарные приемы кистевой росписи.
Примерные задания:
а) выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;
б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;
в) выполнение коллективной , работы — фриза «Здравствуй, весна!» — на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;
г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных изображений бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;
д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.
Лепка (3 ч)
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простых тематических композиций.
Примерные задания:
а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;
в) лепка композиции на темы «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комбинезоне»;
г) лепка изделия несложной формы по мотивам народных игрушек.
Аппликация (3 ч)
Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех основных цветов.
Примерные задания:
а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;
б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)
Основные темы бесед:
• прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова);
родная природа в творчестве русских художников (художник-пейзажист Н. Ромадин, тема дождя в живописи);
городские и сельские пейзажи;
художественно-выразительные средства живописи и графики — цвет, мазок, линии, пятно, цветовой и световой контрасты;
композиция в изобразительном искусстве;
художники-анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);
художники-сказочники (И. Билибин, В. Васнецов);
выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И. Репин, В. Суриков, И. Шишкин,
И. Левитан;
• русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Май-дан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка);
• главные художественные музеи России. Рекомендуемые для бесед произведения искусства
Билибин И. Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам.
Ван Тог В. Море в Сен-Мари. Васильев Ф. Перед дождем.
Васнецов В. Автопортрет; Аленушка; Иван-царевич на сером волке; Витязь на распутье; Три царевны подземного царства.
Васнецов Ю. Иллюстрации к русским народным сказкам.
Ватагин В. Рисунки и скульптуры животных.
Венецианов А. На жатве. Лето; Захарка.
Герасимов А. После дождя. Мокрая терраса; Натюрморт. Полевые цветы; Полевой букет.
Грабарь И. Неприбранный стол.
Дейнека А. После дождя; Тракторист; Раздолье; Вечер.
Дерен А. Гавань.
Дюрер А. Кролик.
Захаров Г. Улица Чехова. Москва.
Коровин К. Мост; Розы.
Костанди К. Гуси.
Крамской И. Автопортрет; Портрет Ивана Ивановича Шишкина.
Крымов Н. Желтый сарай.
Куинджи А. Березовая роща.
Кукунов М. Рисунки животных.
Левитан И. После дождя. Плес; Золотая осень; Березовая роща; Весна. Большая вода; Вечер. Золотой плес; Март; Луг на опушке леса.
Лентулов А. Овощи. Натюрморт.
Маковский К. Дети, бегущие от грозы.
Матисс А. Женский портрет.
Машков И. Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Натюрморт; Снедь московская: хлебы.
Пластов А. Жатва; Ужин трактористов; Пейзаж. Прислониха.
Поленов В. Бабочки.
Репин И. Автопортрет; Портрет Е. Баташевой; Портрет В. А. Серова; Портрет Л. Н. Толстого; Девочка с букетом; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет. Портрет В. И. Репиной; Девочка Ада. Ромадин Н. Цветущий бугор; Весенний день; Последний луч; Розовый вечер.
Серов В. Портрет балерины Тамары Карсавиной; Октябрь. Домотканово; рисунки животных и иллюстрации; Портрет Исаака Ильича Левитана.
Сидоров В. Тихая моя Родина.
Судейкин С. Натюрморт.
Суриков В. Автопортрет; Портрет О. В. Суриковой в детстве; Взятие снежного городка; Посещение царевной женского монастыря.
Ткачёв С. В зимний праздник. Деревня.
Шишкин И. Перед грозой; Дождь в дубовом лесу; Утро в сосновом лесу; Лес зимой; Рожь; На севере диком...; Дубы; Уголок заброшенного сада.
Юон К. Москворецкий мост. Зима; Весенний солнечный день. Сергиев Посад.
Требования к уровню подготовки учащихся
В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:
• о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
о художественной росписи по дереву (Пол-хов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);
об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый — от смешивания желтой и красной красок, зеленый — желтой и синей, фиолетовый — красной и синей).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
верно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;
определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних — выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;
выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.
РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(2 класс)
№
| Наиме-
нование раздела про-
граммы
| Тема урока
| Кол-
во
часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля. Измерители
| Элементы дополнительного
(необязательного)
содержания
| Дата
проведения
| план
| факт
| 1
| РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
(1 час)
| Теплые и холодные цвета в живописи. «Дорожные знаки» (рисование с натуры)
| 1
| Введение новых знаний
| Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов:
акварель. Изображение с натуры. Освоение основ рисунка.
| Знать:
- теплые и холодные цвета в живописи;
- правила работы с акварельными красками.
Уметь:
- различать основные и составные, холодные и теплые цвета;
- выполнять рисунок с натуры;
- работать с кистью и акварельными красками.
|
| Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования. Использование художественной техники и материала: коллаж, граттаж, аппликация, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры, пластилин, глина. Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
|
|
| 2
| АППЛИКАЦИЯ
(1 час)
| Орнамент из геометрических фигур (аппликация)
| 1
| Введение новых знаний
| Техника безопасности при работе с ножницами. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. Основы изобразительного языка: рисунок , цвет, пропорции, композиции.
| Знать:
- понятие «орнамент»;
- известные центры народных художественных ремесел в России.
Уметь выполнять аппликацию из геометрических фигур, простых по форме цветов
| Текущий. Ответы на вопросы
| Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из выраженных кусков бумаги. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации
|
|
| 3
| ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА
(1 час)
| Узоры в полосе из растительного орнамента (декоративная работа)
| 1
| Введение новых знаний
| Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.
Использование различных художественных техник и материалов: гуашь
| Знать:
- понятие «орнамент»;
- известные центры народных художественных ремесел в России.
Уметь выполнять декоративные цепочки из растительного орнамента
| Текущий. Самостоя тельная работа по образцу
| Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров
|
|
| 4
| РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
(1 ча)
| Набросок: бабочка. Ось симметрии (рисование по памяти представлению)
| 1
| Введение новых знаний
| Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции
| Знать понятие «ось симметрии».
Уметь:
- последовательно проводить работу над рисунком по представлению;
- использовать линию симметрии в построении рисунка;
- изображать характерные очертания бабочек
| Текущий. Ответы на вопросы
| Ось симметрии. Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование: пастель, восковые мелки
|
|
| 5
| ЛЕПКА
(2 часа)
| «Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства. Натюрморты художника Ильи Машкова»(беседа). «Листья деревьев»(лепка)
| 1
| Введение новых знаний
| Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказе. Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников: И.И.Левитан, В.И.Суриков, А.К.Саврасов
| Знать:
- понятие «натюрморт»;
- натюрморты художника Ильи Машкова;
- правила работы с пластилином.
Уметь лепить листья деревьев из пластилина
| Текущий. Ответы на вопросы
| Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей по памяти и представлению. Первое знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки. Натюрморты художника Ильи Машкова
|
|
| 6
|
| «Ваза с фруктами», «Корзина с грибами, овощами» (лепка)
| 1
| Комби
нирован
ный
| Основы изобразительного языка: рисунок, пропорции, композиция
| Знать правила работы с пластилином.
Уметь:
- лепить фрукты и овощи;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;
- использовать художественные материалы
| Текущий. Самостоя тельная работа
| Использование материала: пластилин, глина. Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении. Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования
|
|
| 7
| ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА
(2 часа)
| «Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве» (беседа). «Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев, бабочек для украшения коврика» (декоративная работа)
| 1
| Комби
нирован
ный
| Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности. Освоение основ декоративно-прикладного искусства
| Знать:
- понятие «орнамент»;
- приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России.
Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения коврика
| Текущий.
Самостоя-
тельная работа
|
|
| 8
| Красота гжельских узоров. «Волшебная тарелка»
(декоративная работа)
| 1
| Комби
нирован
ный
| Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
| Знать:
- известные центры народных художественных ремесел России;
- элементы гжельских узоров.
Уметь выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов
| Текущий.
Самостоя-
тельная работа
|
|
| 9
| РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ
(1 час)
| «Жизнь природы. Художник-пейзажист Николай Ромадин» (беседа). «Осенний волшебный дождь» (рисование на тему)
| 1
| Комби
нирован
ный
| Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского мирового искусства. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиции.
| Знать:
- понятие «пейзаж»;
- творчество художника-пейзажиста Николая Ромадина.
Уметь:
- самостоятельно компоновать сюжетной рисунок;
- передать в тематических рисунках пространственные отношения;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;
-последовательно вести линейный рисунок на тему
| Текущий.
Самостоя-
тельная работа
| Передача настроения в творческой работе с помощью тона , штриха. Использование художественной техники и материала: коллаж, пастель, восковые мелки, тушь
|
|
| 10
| ДКОРАТИВНАЯ РАБОТА
(1 час)
| Жостовская роспись. «Букеты цветов на подносе»
(декоративная работа)
| 1
| Комби
нирован
ный
| Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства
| Знать:
- известные центры народных художественных ремесел России;
- правила технику выполнения жостовской росписи.
Уметь выделять элементы узора в изделии
| Текущий.
Самостоя-
тельная работа
| Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
|
|
| 11
| АППЛИ-КАЦИЯ
(1 час)
| Орнамент. «Украшаем варежки узором из геометрических фигур» (аппликация)
| 1
| Комби
нирован
ный
| Техника безопасности при работе с ножницами. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет,
| Знать:
- понятия «орнамент» и «аппликация»;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- технику выполнения аппликации.
Уметь:
- составлять композицию;
- последовательно наклеивать элементы композиции
| Текущий.
Самостоя-
тельная работа
| Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование художественной техники: аппликация. Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
|
|
| 12
| РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
(1 час)
| «Овощи и фрукты» (рисование с натуры)
| 1
| Комби
нирован
ный
| Изображение с натуры. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
| Знать правила рисования с натуры.
Уметь:
- рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорции и цветовой окраски;
-сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;
- использовать художественные материалы
| Текущий.
Самостоя-
тельная работа
| Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха. Использование материала: коллаж, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры
|
|
| 13
| ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА
(1 час)
| Мастера села
Полхов-Майдан. Русская матрешка. «Праздничные краски русской матрешки» (декоративная работа)
| 1
| Комби
нирован
ный
| Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды
| Знать:
- известные центры народных художественных ремесел России;
- элементы растительного узора, украшающего русскую матрешку.
Уметь:
- выделять характерные особенности росписи полхов-майданских мастеров;
- рисовать кистью элементы узора русской матрешки.
| Текущий.
Самостоя-
тельная работа
|
|
| |