Эстетика





Скачать 362.54 Kb.
НазваниеЭстетика
страница1/3
Дата публикации06.07.2013
Размер362.54 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

ЭСТЕТИКА
Методические указания к семинарским занятиям выполнены с учетом требований к специалистам, получающим высшее образование. Изучение эстетики способствует формированию у студента творческого восприятия феноменов мировой художественной культуры, помогает приобретению навыков продуктивного самоопределения в современном мире. Эстетическое воспитание формирует у личности подлинные общечеловеческие ценности и развивает творческий потенциал.

Для современного человечества процессы получения знания в области эстетики являются важнейшими показателями развития культуры. Именно в образовательном процессе перед каждым индивидом открывается перспектива добиться собственного совершенства, достичь гармонического развития всех своих человеческих свойств и качеств и стать способным во всех своих формах жизнедеятельности и творчества действовать по законам красоты или по законам эстетического совершенства.

История эстетики насчитывает много веков. В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и круг изучаемых ею вопросов, сам предмет и задачи. На сегодня эстетика – это философская наука о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты в процессе деятельности человека и, прежде всего, в искусстве. Искусство доставляет одно из высших духовных переживаний – эстетическое наслаждение.

Существенной корректировке в XX веке подверглись проблемы эстетики как философии искусства: проблемы происхождения, исторической морфологии искусства, нарастания дифференциации искусства и возникновения его новых видов. Проблема классификации искусств, разрабатывающаяся и обсуждающаяся в ходе эстетического развития человечества еще со времен Древней Греции, постоянно требует к себе и исследовательского внимания. Рождение новых видов искусств вызывает необходимость выявления и новых возможностей воздействия на чувства, мышление и волю огромных масс людей, органично и гармонично включающихся в мировую информационную сеть средствами компьютерных технологий.

В процессе изучения курса через лекции, семинары и самостоятельную работу вырабатывается эстетическое сознание, а потом и способности воздействовать на мир так, чтобы уметь выявлять его ценностные свойства и качества и придавать таковые результатам своего труда как материального, так, особенно, и духовного.

Семинарские занятия направлены, прежде всего, на оказание учебно-методической помощи в освоении теоретического материала. Вместе с тем, в ходе их проведения обеспечивается проверка уровня знаний и результатов самостоятельной работы студентов.

Семинарские занятия способствуют развитию навыков самостоятельного анализа, творческого восприятия феноменов мировой художественной культуры, помогают приобретению опыта выступлений перед аудиторией и т. д.

Поэтому подготовка к семинарам требует от студента использования различных источников, анализ разнообразных позиций по теме, знакомство с рекомендованной литературой для того, чтобы:

1. Иметь представление:

  • об эстетике, ее предмете и социальном назначении;

  • о пути движения человека к красоте через совершенство и гармонию в каждом его шаге, поступке и действии;

  • об основных эстетических особенностях всех способов жизнедеятельности и основных видов деятельности человека;

  • о художественной и эстетической культуре общества и личности, об их соотношении и взаимодействии;

  • о влиянии на эстетическое и художественное развитие людей их образа, уклада, стиля жизни и национального характера;

  • о саморазвитии, самовоспитании, самосовершенствовании и саморефлексии как необходимых средствах и способах движения человека к полной самореализации и счастливой жизни;

  • о роли в человеческой жизни гармонии истины (знания), добра и красоты;


2. Знать:


  • что человек есть природное и социальное существо, наделенное от природы стремлением к красоте;

  • что человечество начало свое художественное развитие в глубокой древности с освоения человеком звука, штриха, линии, цвета, с организации быта и заботы о продолжении рода человеческого;

  • что такое творчество вообще, а эстетическое – в особенности;

  • какой путь должен и может пройти человек, чтобы стать

человеком прекрасным;

  • что каждый человек рождается с природными задатками, на основе которых в процессе воспитания формируются способности к

творчеству в любом способе жизнедеятельности и виде деятельности;

  • что такое искусство, на какие виды, роды и жанры оно делится.


3. Уметь:

  • отличать явления и предметы эстетические от неэстетических или антиэстетических;

  • отличать явления, предметы и произведения материальной культуры от культуры духовной, материальной жизни человека от духовной;

  • отличать произведения разных эпох и разных народов, произведения профессионального от произведений народного искусства;


  • пользоваться справочной и специальной литературой;

  • анализировать произведения искусства и высказывать суждения о них, о среде обитания, об одежде.

В интересах наиболее полного изучения курса и в связи с небольшим объемом учебного времени тематика лекций и семинаров не дублируется. Последовательность изучения материала и количество часов, отводимых на изучение конкретных тем, могут быть изменены по инициативе преподавателя.


Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:

План семинара 1

по теме «Предмет эстетики. Система эстетических понятий и категорий»

(2 часа)
План семинара:

  1. Предмет и метод эстетики. Место эстетики в системе социогуманитарного знания.

  2. Эстетическое как универсальная категория. Тенденция к расширению проблемного поля современной эстетики. Интеграция эстетики с культурологией, социологией, психологией, философией, этикой.

  3. Основной категориальный аппарат эстетики.

  4. Роль искусства в формировании человеческой чувственности.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Человеческая чувственность как предмет эстетики.

2. Универсальность мышления в образах.

3. Сущность эстетического воспитания.

4. Основные эстетические понятия.

5. Факторы, оказавшие наибольшее влияние на формирование эстетики.

6. Каковы основные разделы эстетики?
Литература основная:

Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академ. Проект, 2009. - 452 с.

Борев Ю. Б. Эстетика / Борев Ю. Б. - М. : Русь-Олимп, 2005 ; АСТ ; Астрель. - 829 с.

Гуревич П. С. Эстетика : учебник для студ. вузов / Гуревич П. С. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.

Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011 ; Академ. Проект. - 253 с.

Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012. - 367 с.

Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 155 с.
Литература дополнительная:

Андрияускас А.А. К вопросу о методологических аспектах исторических связей искусствознания с эстетикой и философией искусства (XYIII - начало XX в.)// Методологические проблемы современного искусствознания. М.,1986.

Борев Ю. Эстетика. В 2-х тт. Т.1. Смоленск, 1997.

Баумгартен А. Эстетика, предназначенная для лекций// История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти тт. Т.2. С.452-456.

Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.,1997.

Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Эстетика. Ростов-на-Дону, 1998.

Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ. М., 1992.

Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965.

Пинский Л. Поэтическое и художественное. Выразительное// Вопр.литературы. 1997. Март-апрель.

Полевой В.М. Искусство как искусство (без предубеждений и поучений). М., 1995.

Эстетика. Словарь. М., 1989.

План семинара 2

по теме «Эстетика античности» (2 часа)
План семинара:

1. Основные понятия античной эстетики: прекрасное, искусство, мимесис, катарсис.

2. Особенности античного искусства.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Как характеризуется прекрасное в космологической эстетике пифагорейцев?

2. С чем связана у пифагорейцев постановка вопроса о гармонии?

3. С чем связан интерес пифагорейцев к музыке?

4. В чём, согласно пифагорейцам, заключается психагогическая и катарсическая функция музыки?

5. Первое определение прекрасного у софистов.

6. Софисты о художественном творчестве.

7. Софисты об особенностях художественного восприятия.

8. Почему эстетика софистов и Сократа может быть охарактеризована как антропологическая?

9. Сократ об искусстве и о главных задачах художника.

10. Концепция мимесиса в философии Платона.

11. Место прекрасного в философской системе Платона.

12. Теория художественного творчества Платона.

13. Почему эстетика Платона и Аристотеля характеризуется как эйдологическая?

14. Аристотелевское определение искусства. Теория мимесиса у Аристотеля.

15. Аристотелевское определение трагедии. Катарсис.
Литература основная:

Платон. Гиппий Больший.

Платон. Ион.

Платон. Пир.

Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академ. Проект, 2009. - 452 с.

Борев Ю. Б. Эстетика / Борев Ю. Б. - М. : Русь-Олимп, 2005 ; АСТ ; Астрель. - 829 с.

Гуревич П. С. Эстетика : учебник для студ. вузов / Гуревич П. С. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.

Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011 ; Академ. Проект. - 253 с.

Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012. - 367 с.

Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 155 с.
Литература дополнительная:

Акимова Л. Древнегреческое искусство. // Энциклопедия. Т. 7. Искусство. Ч.1. М., 1997.

Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.,1987. С. 51-127.

Всеобщая история архитектуры. Т.II. кн. 1. М., 1949. С.32-43.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, в 5-ти т. Т.1. С.80-88, 89-92, 94-100.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1987. С.53-96.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. С.32-41.

Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.


План семинара 3

по теме «Эстетика Византии» (2 часа)
План семинара:

  1. Основные понятия византийской эстетики.

  2. Место и роль художественного творчества в культуре Византии.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какова роль произведений Дионисия Ареопагита (Псевдо-Ареопагита) в формировании эстетической проблематики.

2. Каких эстетических проблем касались в своих религиозных произведениях великие капподокийцы: Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Василий великий, Григорий Нисский?

3. Каковы основные черты главного направления византийской эстетики – церковно-патристического?

4. В чём сущность так называемой интериорной эстетики или эстетики аскетизма, развивавшейся в рамках патристики?

5. Понятие прекрасного.

6. Понятие «Единое благое-и-прекрасное».

7. Понятие света.

8. Понятие символа.

9. Понятие образа (образы сходные и несходные).

10. Борьба иконоборцев и иконопочитателей. Какие принципы отстаивали каждые из них?

11. Понятие канона.

12. Особенности иконописи.
Литература основная:

Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академ. Проект, 2009. - 452 с.

Борев Ю. Б. Эстетика / Борев Ю. Б. - М. : Русь-Олимп, 2005 ; АСТ ; Астрель. - 829 с.

Гуревич П. С. Эстетика : учебник для студ. вузов / Гуревич П. С. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.

Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011 ; Академ. Проект. - 253 с.

Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012. - 367 с.

Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 155 с.
Литература дополнительная:

Анисимов А.И. О древнерусском искусстве. М., 1983.

Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

Булгаков С. Православие. Очерки учения православной церкви. М., 1991. С.297-308, 308-323.

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI - XVII века. М.,1995. С.37-60.

Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры. М., 1992.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1987. С. 113-130.

Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992.

История эстетической мысли. В 6-ти т. Т.1. М., 1985. С. 328-370.

Культура Византии. IV - первая половина VII в. М., 1984. С.504-545, 546-595.

Культура Византии. Вторая половина VII - XII в. М., 1989. С. 401-469,470-519.

Культура Византии. XIII - первая половина XV в. М., 1991. С.412-446.

Островский Г. Как создавалась икона. - В кн. Островский Г. Рассказ о русской живописи. М., 1989. С.17-24.

Палама Григорий. В защиту святых безмолвствующих.

Успенский Ф. Византия. // Новый энциклопедический словарь под ред. К.К.Арсеньева, изд. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Т. 10.

Философия русского религиозного искусства. М., 1993. (ст. Е.Трубецкого, С.Булгакова, Л.А.Успенского).

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 317-324.

Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
План семинара 4-5

по теме «Эстетика итальянского Возрождения. Северное Возрождение»

(4 часа)
План семинара:

1. Основные тенденции, определившие развитие культуры и эстетики итальянского Возрождения.

2. Античность как мировоззренческая опора итальянского Возрождения. Модификация католической традиции.

3. Специфика эстетики итальянского и Северного Возрождения.

4. Трагическое в художественном творчестве итальянского Возрождения.

А) Истоки трагизма Возрождения в концепции Бердяева.

Б) Истоки трагизма Возрождения в концепции Лосева.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Является ли итальянское Возрождение уникальным явлением?

2. Что означает понятие «Возрождение»?

3. Каковы причины самоутверждения личности в эпоху итальянского Возрождения?

4. Какие направления античной философии выступили мировоззренческой опорой культуры итальянского Возрождения?

5. Каково влияние христианской веры (в её католическом варианте) на культуру, искусство и эстетику итальянского Возрождения?

6. В чём противоречивость культуры Возрождения? (сочетание оптимистического и трагического мироощущения).

7. В чём видит трагизм творчества художников Возрождения Н.Бердяев?

8. С чем связана высокая социальная ценность искусства?

9. С чем связан интерес к теории искусства? Роль теории различных видов искусства в формировании эстетики итальянского Возрождения?

10. Почему искусство обретает в эпоху итальянского Возрождения высокую познавательную ценность? Как это связано с модификацией католической традиции?

11. Прекрасное в эстетике Возрождения.

12. Логическая организация пространства у художников Возрождения.

13. Отношение искусства к действительности.

14. Проблема общего и единичного в художественном образе.

15. Способ художественного обобщения в эстетике Возрождения.

16. Какую природу имеет художественное творчество с точки зрения Бердяева?

17. Каково содержание классического и романтического искусства в концепции Бердяева?

18. Чем вызван вывод Бердяева о том, что трагедия художника-творца сделала почти невозможным совершенное классическое искусство?

19. В чём, по мнению Бердяева, тайна Возрождения?

20. В чём видит истоки трагизма Возрождения Лосев?

21. Есть ли сходство в анализе эпохи итальянского Возрождения Бердяевым и Лосевым? Концепции Н.А. Бердяева и А.Ф. Лосева.
Литература основная:

Бердяев Н.А. Смысл творчества. Гл.10.

Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академ. Проект, 2009. - 452 с.

Борев Ю. Б. Эстетика / Борев Ю. Б. - М. : Русь-Олимп, 2005 ; АСТ ; Астрель. - 829 с.

Гуревич П. С. Эстетика : учебник для студ. вузов / Гуревич П. С. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.

Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011 ; Академ. Проект. - 253 с.

Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012. - 367 с.

Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 155 с.

Литература дополнительная:

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С.100-144.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1. М., 1987. С.215-257.

Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. М., 1997.

Искусство. Ч.1. М., 1997.

История эстетической мысли. В 6-ти т. Т.2. М., 1985. С.128-166.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т.,т.1.

План семинара 6

по теме «Эстетика барокко и классицизма» (2 часа)
План семинара:

1. Причины появления барокко. История термина «барокко».

2. Основные принципы барокко. Барокко в искусстве.

3. История термина «классицизм». Истоки классицизма.

4. Основные принципы классицизма. Классицизм в различных видах искусства.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Особенности связи барокко и Возрождения.

2. Теоретики барокко (Джамбатиста Марино, Маттео Перегрини, Эммануэле Тезауро).

3. Особая роль остроумия.

4. Особая роль гениальности, связь её с остроумием.

5. Роль вдохновения.

6. Внутренняя противоречивость бытия - предмет анализа эстетики барокко.

7. Искусство барокко.

8. Смысл термина «классицизм» в античности.

9. Смысл термина «классицизм в XVII в.

10. Влияние Возрождения на эстетику искусство классицизма.

11. Влияние картезианства.

12.Влияние античности (античность как исток классицизма: «за» и «против»).

13. Рассудочность, как основной принцип классицизма.

14. Эстетические правила классицизма, изложенные в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство».

15. Классицизм во французской литературе и в живописи.
Литература основная:
Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академ. Проект, 2009. - 452 с.

Борев Ю. Б. Эстетика / Борев Ю. Б. - М. : Русь-Олимп, 2005 ; АСТ ; Астрель. - 829 с.

Гуревич П. С. Эстетика : учебник для студ. вузов / Гуревич П. С. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.

Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011 ; Академ. Проект. - 253 с.

Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012. - 367 с.

Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 155 с.
Литература дополнительная:

Алпатов М. Немеркнущее наследие. М., 1990, с. 116-130. Бенуа А. Барокко. // Новый энциклопедический словарь под ред.К.К.Арсеньева, изд. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. т.5, 1911.

Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.

Голенищев-Кутузов И.Н. Барокко и его теоретики. // XVIII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып 2. М., 1989. С.91-120.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств, в 3-х выпусках, вып. 2, 1990, с. 219-257.

Кучиньская А. И Голенищев-Кутузов И.Н. Барокко. // История эстетической мысли в 6-ти т. Т.2, М., 1985.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. МГУ,

Менендес Пидаль Р. Избранные произведения. М., 1961.

Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. М., 1978, с. 72-84.

Эстетика. Словарь. М., 1989.

План семинара 7

по теме «Эстетика И.Канта» (2 часа)
План семинара:

1. Эстетическая способность суждения - основной предмет «Критики способности суждения».

2. Специфика суждения вкуса в «Аналитике прекрасного».

3. Форма эстетического суждения в сфере разума. Соотношение разума и воображения в сфере возвышенного.

4. Искусство как представление эстетической идеи и произведение гения.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Каким образом Кант пытается связать два вида законодательства через способность суждения?

2. Какое место занимает эстетическая способность в ряду других познавательных способностей?

3.Почему способность суждения только в границах эстетики является предметом продуктивной критики?

4. Каким образом эстетика вычленяется из телеологической схемы?

5. В чем отличие эстетической и телеологической способности суждения?

6. В чем различие определяющей способности суждения от рефлектирующей?

7. В чем заключается специфика суждения вкуса?

8. Чем суждение вкуса отличается от суждения чувствования?

9. Предшествует ли в суждении вкуса чувство удовольствия оценке предмета или наоборот?

10. Что означает для Канта «свобода от интереса» в определении прекрасного?

11. Почему чистое суждение вкуса не зависит от понятия совершенства, а также от действия возбуждающего и трогающего?

12. Что такое «норма красоты»?

13. Каким образом Кант различает отношение причинности от формы целесообразности эстетического объекта? Что такое 'целесообразность без цели'?

14. В чем близость и контраст между прекрасным и возвышенным?

15. Каковы принципы деления возвышенного?

16. Какова роль разума и воображения в чувстве возвышенного?

17. Каким образом соотносится природа и искусство у Канта? Как различается красота в природе и красота в искусстве?

18. Каким образом гений связан с природой и в чем величие его шедевра?

19. Почему у Канта «красота - символ нравственности»?
Литература основная:

Кант И. Критика способности суждения // Сочинения в 6-ти томах. М., 1976. Т. 5. С. 101- 379.

Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академ. Проект, 2009. - 452 с.

Борев Ю. Б. Эстетика / Борев Ю. Б. - М. : Русь-Олимп, 2005 ; АСТ ; Астрель. - 829 с.

Гуревич П. С. Эстетика : учебник для студ. вузов / Гуревич П. С. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.

Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011 ; Академ. Проект. - 253 с.

Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012. - 367 с.

Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 155 с.
Литература дополнительная:

Балашов Н.И. Эстетическое в философии Канат // Эстетическое. М.,1964.

Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988. С. 61-134.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х томах. М., 1968. Т.1. С. 62-69.

Калинкин А.Г. Концепция идеала в эстетике немецкого классического идеализма: (Кант и Гегель) // Из истории европейской культуры. М.,1979.

Кормин Н.А. Онтология эстетического. М.,1992. С.16-35.

Машненкова Л.П. Некоторые аспекты категории возвышенного в учении И. Канта // Некоторые вопросы теории и истории эстетики. М.,1980. Вып.3.

Философия Канта и современность. М., 1974. Гл.8.
План семинара 8

по теме «Философия искусства Г.В.Ф.Гегеля» (2 часа)
План семинара:

1. Гегель о способах изучения искусства.

2. Наука о «художественно прекрасном» и ее составные элементы.

3. Понятие «идеала» у Гегеля. Процесс развития идеала.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Как Гегель предлагает изучать искусство?

2. Чем отличается обыденное представление об искусстве от понятия искусства в его внутренней необходимости?

3. Почему прекрасное выступает «изображением абсолютного»?

4. Каковы формы и ступени развития прекрасного в искусстве? Чем отличаются друг от друга символическая, классическая и романтическая формы искусства?

5. Каким образом Гегель выстраивает систему отдельных видов искусств и как эти виды связаны со всеобщими формами искусства?

6. Какое место занимает искусство в природной и духовной жизни? Как соотносятся религия, искусство и философия?

7. Что представляет собой «идея прекрасного вообще»?

8. Почему у Гегеля красота и истина суть одно и тоже?

9. Почему понятие прекрасного заключает в себе свободу и бесконечность?

10. Почему Гегеля не удовлетворяет прекрасное в природе?

11. Почему прекрасное рассматривается Гегелем исключительно в искусстве?

12. Почему искусство должно поставить в центр своих изображений божественное начало?

13. Что такое «идеальная определенность»?

14. Как рассматривает Гегель процесс развития идеала через понятия общего состояния мира, ситуацию, действие?

15. Какие понятия использует Гегель при анализе «творческой субъективности»?
Литература основная:

Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х томах. Т.1.

Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академ. Проект, 2009. - 452 с.

Борев Ю. Б. Эстетика / Борев Ю. Б. - М. : Русь-Олимп, 2005 ; АСТ ; Астрель. - 829 с.

Гуревич П. С. Эстетика : учебник для студ. вузов / Гуревич П. С. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.

Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011 ; Академ. Проект. - 253 с.

Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012. - 367 с.

Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 155 с.

Литература дополнительная:

Эстетика Гегеля и современность. М., 1984.

План семинара 9

по теме «Эстетика модернизма» (2 часа)
План семинара:

1. Художественно-культурные истоки модернизма.

2. Модернизм о предназначении художника.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Формы изобразительного искусства, открытые кубизмом (многомерность перспективы, изображение объекта в виде множества пересекающихся плоскостей и др.).

2. Что такое супрематизм?

3. Основные особенности экспрессионизма.

4. Философская основа экспрессионизма.

5. Творчество экспрессионистов как протест против несовершенства мира.

6. Экспрессионизм в различных видах искусства (живопись, музыка, кино).

7. Философская основа сюрреализма.

8. Сюрреализм в различных видах искусства (живопись, кино).

9. Каковы два основных направления абстракционизма?
Литература основная:

Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академ. Проект, 2009. - 452 с.

Борев Ю. Б. Эстетика / Борев Ю. Б. - М. : Русь-Олимп, 2005 ; АСТ ; Астрель. - 829 с.

Гуревич П. С. Эстетика : учебник для студ. вузов / Гуревич П. С. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.

Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011 ; Академ. Проект. - 253 с.

Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012. - 367 с.

Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 155 с.
Литература дополнительная:

Андреев Л.Г. Сюрреализм. М., 1972.

Голомшток М., Синявский А. Пикассо. М., 1960.

Искусство ХХ века. Будапешт, 1979.

Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М., 1978.

Модернизм. Анализ и критика основных направлений. Сборник статей. М., 1987.

Малая история искусств. М., 1991.

Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. М., 1966.

План семинара 10

по теме «Эстетика постмодернизма.

Перспективы эстетических исследований 21 века». (2 часа)
План семинара:

1. Принципы дифференциации эстетических теорий XX века.

2. А.Бергсон о роли мифопоэтического творчества в нейтрализации чрезмерного развития рефлексии.

3. Структурализм о способах выявления инвариантов в микро- и макроструктуре художественного текста.

4. Постструктурализм как метод обнаружения "остаточных смыслов" произведения искусства. Ж.Деррида о способах анализа внутренней противоречивости текста.

5. Влияние картины мира XX века на становление нового типа художественного видения. Изменение критериев художественности и проблема художественного контакта. Антиутопичность постмодернизма (ирония, игровое начало, цитатность, культ аутентичности в искусстве постмодернизма).
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Каковы основные отличительные черты модернизма и постмодернизма?

2. Каковы основные направления эстетических исследований второй половины 20-го века? Назовите имена философов и перечислите основные принципы эстетических теорий, выдвигаемых ими.

3. В чем специфика искусства постмодернизма? Назовите основные черты искусства постмодерна.

4. Каковы, по вашему мнению, перспективы развития художественного творчества?
Литература основная:

Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ – начала ХХI века. СПб., 2007.

Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академ. Проект, 2009. - 452 с.

Борев Ю. Б. Эстетика / Борев Ю. Б. - М. : Русь-Олимп, 2005 ; АСТ ; Астрель. - 829 с.

Гуревич П. С. Эстетика : учебник для студ. вузов / Гуревич П. С. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.

Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011 ; Академ. Проект. - 253 с.

Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012. - 367 с.

Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 155 с.

Эко У. Заметки на полях «Имени розы». М., 2006.
Литература дополнительная:

Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М.,1991.  

Гараджа А.В. Критика метафизики в неоструктурализме (по работам Ж.Дерриды 80-х гг.). М., 1989.

Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени. М.,1997.

Герман М. Постмодернистская критика. Отечественный вариант. // Вопросы искусствознания. 1994. №1.

Гуссерль Э. Амстердамские доклады: Феноменологическая психология. //Логос. М., 1992. №3.

Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. М., 1990.

Деррида Ж. Два слова для Джойса. //AD Marginem'93. М., 1994.

Деррида Ж. Письмо к японскому другу. // Вопросы философии. 1992. № 4.

Ильин И.П. Постструктурализм, Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

Маньковская Н.Б. "Париж со змеями". Введение в эстетику постмодернизма. М., 1995.

Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987.

Якимович А.К. Утопии XX века. К интерпретации искусства эпохи. //Вопросы искусствознания. 1996. №1.
План семинара 11

по теме «Эстетика реализма. Феномен социалистического реализма». (2 часа)
План семинара:

  1. Способ обобщения в искусстве реализма.

  2. Специфика реализма в различных видах искусства.

  3. Понятие критического реализма.

  4. Реализм в художественном творчестве.

  5. Историко-культурные корни социалистического реализма.

  6. Роль «Основ позитивной эстетики» А.В. Луначарского в формировании феномена социалистического реализма.

  7. Влияние идей соцреализма на художественную практику.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Особенности реалистического направления в пространственных и временных видах искусства.

2. В чём особенности критического реализма?

3. Художественная критика о критическом реализме.

4. Представители реализма.

5. Социалистический реализм - миф или реальность?

6. Социалистический реализм – идеологический фантом или творческий метод?

7. Назовите произведения, написанные в рамках социалистического реализма?
Литература основная:

Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академ. Проект, 2009. - 452 с.

Борев Ю. Б. Эстетика / Борев Ю. Б. - М. : Русь-Олимп, 2005 ; АСТ ; Астрель. - 829 с.

Гуревич П. С. Эстетика : учебник для студ. вузов / Гуревич П. С. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.

Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011 ; Академ. Проект. - 253 с.

Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012. - 367 с.

Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 155 с.

Литература дополнительная:

Гангнус А. На руинах позитивной эстетики. Новый мир, 1988, № 9.

Золотусский И. Крушение абстракций. Новый мир. 1989, № 1.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т.4. 1-й полутом (русская эстетика XIX в.). М., 1969.

Левидов А.М. Автор-образ-читатель. М., 1977. С.238-258.

Лекции по истории эстетики. Кн. 3. Ч.1 Л., 1976. С. 114-135.

Руднев В. П. Реализм – в кн. Словарь культуры XX века. М., 1997.

Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX – начала ХХ века. М., 1977. С.44-53, 60-65, 85-87.
План семинара 12

по теме «Специфика художественного образа». (2 часа)
План семинара:

  1. Специфика художественного образа в различных художественных направлениях. Способы художественного обобщения.

  2. Степени художественного обобщения.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Что такое символизация? В каких направлениях присутствует данный способ художественного обобщения?

  2. Что такое идеализация? В каких направлениях присутствует данный способ художественного обобщения?

  3. Что такое типизация? В каких направлениях присутствует данный способ художественного обобщения?

  4. Что такое масштаб образа?

  5. Каковы степени художественного обобщения?

  6. «Самовыражение» и «катарсис» в искусстве.

  7. Переживание как необходимый способ восприятия художественного образа.


Литература основная:

Гегель Г.Э.Ф. Эстетика. М., 1968. Т.1. С.253-289.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Соч., М.,1958. Т.4. С.374-399.

Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академ. Проект, 2009. - 452 с.

Борев Ю. Б. Эстетика / Борев Ю. Б. - М. : Русь-Олимп, 2005 ; АСТ ; Астрель. - 829 с.

Гуревич П. С. Эстетика : учебник для студ. вузов / Гуревич П. С. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.

Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011 ; Академ. Проект. - 253 с.

Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012. - 367 с.

Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 155 с.
Литература дополнительная:

Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии. // Искусство и коммунистический идеал. М., 1984. С. 231-242.

Коржавин Н. Анна Ахматова и «серебряный» век. Новый мир. 1989, № 7.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. С.135-181.

Маркс К., Энгельс Ф. об искусстве. В 2-х т. Т.2. с.128-133, 115-122,173-183.

План семинара 13

по теме «Художественный образ как процесс художественного творчества»

(2 часа).
План семинара:

1. Формирование замысла.

2. Вдохновение.

3. Объективация художественного произведения.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Многовариантность причин замысла.

2. Различные историко-эстетические подходы к анализу вдохновения (Платон, Кант).

3. Роль художественной интуиции в процессе вдохновения (интуитивизм, марксизм).

4. Основные этапы вдохновения.

5. Что такое объективация произведения искусства?
Литература основная:

Бердяев Н.А. Смысл творчества.

Кант И. Критика способности суждения. // Кант И. Соч. в 6-ти т. Т.5, 1966. С. 163-167, 186-188, 203-210, 322-336.

Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академ. Проект, 2009. - 452 с.

Борев Ю. Б. Эстетика / Борев Ю. Б. - М. : Русь-Олимп, 2005 ; АСТ ; Астрель. - 829 с.

Гуревич П. С. Эстетика : учебник для студ. вузов / Гуревич П. С. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.

Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011 ; Академ. Проект. - 253 с.

Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012. - 367 с.

Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 155 с.
Литература дополнительная:

Выготский А.С. Психология искусства. М., 1987.

Илиади А. Природа художественного таланта. М., 1965.

Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии. // Искусство и коммунистический идеал. М.,1984. С. 231-242.

Левидов А.М. Автор-образ-читатель. М., 1977.

Мамардашвили М. Литературная критика как акт чтения. // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.,1990.

Неизвестный Э. Синтез искусств. Вопросы философии, 1989, № 7.

Платон. Ион. // Платон. Соч. в 3-х т. Т.1. М.,1968.

Тарковский А. О кинообразе. // Искусство кино, 1979, № 3.

Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству. // Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

План семинара 14-15

по теме «Пространство и время художественного образа»

(4 часа).
План семинара:

  1. Проблема классификации искусств в истории эстетики.

  2. Особенности художественного образа в пространственных видах искусства.

  3. Особенности художественного образа во временных видах искусства.

  4. Особенности пространственно-временного континуума художественного образа в киноискусстве как пространственно-временном виде творчества.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определение выразительных возможностей конкретного вида творчества - первый подход к классификации искусств.

  2. Определение специфики искусства через выделение онтологических параметров.

  3. Что такое художественное пространство?

  4. Что такое художественное время?

  5. Понятие пространственно-художественного континуума художественного образа?


Литература основная:

Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академ. Проект, 2009. - 452 с.

Борев Ю. Б. Эстетика / Борев Ю. Б. - М. : Русь-Олимп, 2005 ; АСТ ; Астрель. - 829 с.

Гуревич П. С. Эстетика : учебник для студ. вузов / Гуревич П. С. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.

Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011 ; Академ. Проект. - 253 с.

Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012. - 367 с.

Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 155 с.
Литература дополнительная:

Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М., Искусство, 1976.

Каган М.С. Морфология искусств. Л., 1974.

Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.

Хрисостом Дион. «27-я Олимпийская речь // Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. М., 1964.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эстетика iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные...
«Эстетика», и студентов. Курс «Эстетика» относится к региональной компоненте цикла огэс основных образовательных программ «Психология»...
Эстетика iconКубанский государственный университет кафедра философии эстетика
Эстетика: Материалы к изучению курса/ Сост. С. Б. Кожевников. Краснодар: Кубан гос ун-т, 2000
Эстетика iconПлан. Введение. Начало творческого пути. Серийное домостроение
...
Эстетика iconЭстетика киномузыки
Книга польского музыковеда Лиссы «Эстетика киномузыки» представляет собой капитальный труд, посвященный вопросу о роли музыки в создании...
Эстетика icon1. Цели и задачи дисциплины «Эстетика архитектуры и дизайна»
Учебно-методический комплекс «Эстетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Эстетика iconПлан культурно-просветительских мероприятий центральной детской библиотеки...
Нравственное и духовное направление: Эстетика. Культура. Новый год. Рождество. День знаний. День защиты детей
Эстетика iconМетодические указания учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и эстетика»

Эстетика iconУчебно-методический комплекс эстетика ландшафта рабочая учебная программа...
Е. Н. Киприна. Эстетика ландшафта. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный...
Эстетика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика
Специальность/направление 050104. 65-Безопасность жизнедеятельности
Эстетика iconИстория литературоведения
Зарубежная эстетика и теория литературы XIX xx вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987
Эстетика iconПояснительная записка
К внешним – физические и социальные факторы среды (микро- и макросреда, эстетика окружения, традиции и др.)
Эстетика iconЭстетика г. Аполлинера и искусство кубизма
Работа выполнена на кафедре общественных наук Литературного института им. М. Горького
Эстетика iconТема: Эстетика одежды
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Эстетика icon«эстетика»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Эстетика iconЭстетика
Работа публикуется по рекомендации учебно-методической комиссии философского факультета кгу протокол №2 от 18 марта 2009 г
Эстетика iconТесты, эссе, рефераты
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): дв 2 Эстетика


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск