«Согласовано»
| Согласовано»
| «Утверждено»
| Руководитель ШМО
_______/Гатина С.А../
Протокол № ____
« _» 2013 г.
| Заместитель директора по УР
МБОУ «Надеждинская СОШ»
/Петрова Н.А../
« » 2013 г.
| Директор
МБОУ «Надеждинская СОШ»»
__________/Мухина Р.Р./
Приказ № от
« » 2013 г.
| Рабочая программа
учителя
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Гатиной Светланы Анатольевны
первой квалификационной категории
по истории в 5 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от
« » 2013 г.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
к рабочей программе по истории Древнего мира (5 класс) Данная рабочая программа разработана на основе:
БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Учебного плана школы.
В рабочей программе отражена следующая специфика преподавания предмета:
1. Программа включает материал по истории Древнего мира (развитие человечества с первобытных времен и до падения Западной Римской империи). Рассчитана на 70 часов, при 2 часах в неделю
2. Изучение материала предполагает блочное обучение, даны 5 блоков. Блоки с 3 по 5 –й заканчиваются проведением контрольного урока.
3. Обязательность включения в учебную программу нового модуля «Что изучает история» (10 учебных часов), привело к уменьшению количества учебных часов, выделяемых на изучение курса истории Древнего мира.
5. Модуль «Что изучает история» не обеспечен содержательно и методически, а это означает, что учителю помимо разработки содержательного и методического наполнения уроков необходимо определить конечный результат обучения, выявить объекты контроля. Т.к. включение модуля преследует цель пропедевтической подготовки учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории, формирование начальных умений работы с исторической информацией, представленные в рабочей программе требования к знаниям и умениям учащихся для блока «Что изучает история» разработаны на основе Требований к изучению модуля «Обществознание» в рамках предмета «Окружающий мир» начальной школы, рекомендаций по определению основных объектов контроля исторических знаний и умений учащихся начальной школы
6. Распределение шестидесяти параграфов учебника по учебным часам привело к объединению некоторых параграфов в отдельных уроках: 11,12,23,43. Содержание данных уроков позволяет обобщить материал или вынести часть материала на самостоятельное изучение.
7. Для постоянного контроля за выполнением требований государственного образовательного стандарта в поурочное планирование встроены разделы стандарта и примерной программы, относящиеся к изучаемой теме.
8. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися в соответствии с обязательным минимумом содержания на данной ступени общего образования (5 класс).
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся и целям исторического образования на данной ступени (5 класс) общего образования.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся. УМК:
Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2006 г.
Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2010 г.
Основные цели курса:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в селе, республике, стране. Формируемые Знания и умения ученика
В результате изучения истории ученик должен
знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
знать изученные виды исторических источников;
уметь определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;
уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; - высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира; - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
критерии оценки знаний учащихся Критерии оценки знаний учащихся таковы:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2».
Учебно-тематическое планирование
по истории древнего мира Класс – 5
Учитель – Гатина Светлана Анатольевна
Количество часов:
Всего – 70 часов, в неделю – 2 часа
Плановых контрольных уроков – 4;
Административных контрольных уроков –
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г
Учебники
Годер Г.И., Вигасин А.А. и др. История древнего мира: учеб.для 5 кл.общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2006.–287 с., ил.
Дополнительная литература
Северина О.А. История древнего мира. 5 кл: поурочные планы по учебнику «История древнего мира. 5 класс» Вигасина А.А. Часть 1, 2.–Волгоград:«Учитель-аст», 2002.–128 с.
Волкова К.В. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира: пособие для учителя.–М: Просвещение: учеб.дит., 2006–222 с., ил.
Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2009 г.
Электронный учебник «Всеобщая история 5-6 классы.»
Учебно-тематическое планирование
по истории Древнего мира 5 класс
№ урока
| Тема
урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Характеристика
деятельности учащихся
или виды
учебной
деятельности
| Виды
контроля, измерители
| Планируемые
результаты
освоения
материала
| Дом.
задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| I блок «Что изучает история» (10 ч.)
| 1.
| Предмет истории
| 1
| Вводный
| Беседа
| Вопросы
| Работать со справочным аппаратом книги.
| В тетради
|
|
| 2.
| Счет лет в истории
| 1
| Изучение нового материала
| Беседа
| Вопросы
| Уметь определять век по дате; работать с лентой времени.
| В тетради
|
|
| 3.
| Источники знаний о прошлом
| 1
| Урок-практикум
| Самостоятельная работа с данными, беседа
| Вопросы
| Знать назначение и особенности вспомогательных исторических наук
| В тетради
|
|
| 4.
| Откуда пошли наши имена
| 1
| Комбиниро
ванный
| Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа
| Вопросы
| Составлять устный рассказ
| В тетради
|
|
| 5-6.
| Символы государств
| 2
| Изучение нового материала
| Беседа, самостоятельная работа.
| Вопросы
| Знать особенности современной символики государств
| В тетради
|
|
| 7.
| Страны, города, поселки
| 1
| Комбинированный
| Решение исторических задач
| Вопросы
| Уметь определять по карте исторические географические названия
| В тетради
|
|
| 8.
| История разных стран и народов
| 1
| Урок-экскурсия
| Решение творческих задач, практическое задание
| Вопросы
| Использовать исторические источники
| В тетради
|
|
| 9.
| История нашей страны
| 1
| Урок-путешествие
| Работа по карте, беседа
|
| Работать с исторической картой
| В тетради
|
|
| 10.
| Символика России
| 1
| Урок-игра
|
| Вопросы
| Знать символику России
|
|
|
| II блок «Первобытный мир» (2 ч)
| 11.
| Первобытные охотники и собиратели
| 1
| Изучение нового материала
| Беседа,
работа по карте
| вопросы
| Составлять рассказ по рисунку, сравнивать древнейших и современных людей
|
| |