Наук, изучающих прошлое природы и общества





Скачать 410.26 Kb.
НазваниеНаук, изучающих прошлое природы и общества
страница1/4
Дата публикации30.07.2014
Размер410.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4

1.ИсторияОтечествакак предмет научного познания.Цели задачи,переодизация. История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, об

узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как

процесс развития природы и человечества, и во-вторых, как сис-

тема наук, изучающих прошлое природы и общества. История

России – научная дисциплина, изучающая процессы развития

нашего Отечества, его многонационального народа, формирова-

ния основных государственных и общественных институтов.

2. Для истории объектом изучения является вся совокупность

фактов и факторов, характеризующих жизнь общества и в про-

шлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение че-

ловеческого общества как единого противоречивого процесса.

3. Важнейшими функциями истории России как составной

части исторической науки являются такие социальные функ-

ции, как познавательная, интеллектуально-развивающая, прак-

тически-рекомендательная (практически-политическая), вос-

питательная, мировоззренческая.

4. Для выявления объективной картины исторического про-

цесса историческая наука опирается на определенную методоло-

гию, некие общие принципы, которые позволяют упорядочить

накопленный исследователями материал, создавать эффектив-

ные объясняющие модели. Таким образом, методология истории

России – это система принципов и методов исторического ис-

следования, которая основывается на теории исторического

познания.

По типу организации власти российскую историю подразделяют на: 1) стадию догосударственной или протогосударственной военной демократии (до IX в.); 2) раннефеодальное государство (IX — начало ХII в.); 3) эпоху феодальной раздробленности (ХII — середина ХV в.); 4) образование централизованного государства в форме сословно-представительной монархии (середина ХV — середина ХVII в.); 5) абсолютизм (середина ХVII — начало XX в.); 6) формально парламентская монархия (1906—1917 годы); 7) советская республика (1917—1991 годы); 8) постсоветская республика (настоящее время).

2 Восточные славяне древности.Происхождение, расселение, верования.Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э. Восточные славяне к VIII – IX вв. достигли на севере Невы и Ладожского озера, на востоке – средней Оки и верхнего Дона, ассимилировав постепенно часть местного балтийского, финно-угорского, ирано-язычного населения.
     Расселение у славян совпало с распадом родо-племенного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер.
     Племенная раздробленность у славян еще не была преодолена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способствовала обстановка эпохи (войны с Византией; необходимость борьбы с кочевниками и варварами; еще в III в. по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в.произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.).
     В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены.
     Грандиозную картину расселения славянских племен на великой Восточно-Европейской равнине дает Нестор в «Повести временных лет» (что подтверждено как археологическими, так и письменными источниками) .
Названия племенных княжеств чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, «поляне» - «живущие в поле», «древляне» - «живущие в лесах»), Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Так, распространено было подсечно-огневое земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень), используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.
     Скотоводство начинает отделяться от земледелия. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов.
     Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной основе – кузнечное дело, но оно в основном было связано с земледелием. Из болотных и озерных руд начали производить железо в примитивных глиняных горнах (ямах).
     Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Самые почитаемые из языческих богов были Род, Перун и Волос (Белес); при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян, их нравственность.
     У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.

3.Образование иразвитиедревнерусского госва в 9- нач. 12вв.Норманская и антинорманская теория.ДРЕВНЕРУ́ССКОЕ ГОСУДА́РСТВО (Киевская Русь), государство 9 — начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки». В период своего расцвета Древнерусское государство охватывало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере. Образованию государства предшествовал длительный период (с 6 в.) созревания его предпосылок в недрах военной демократии. За время существования Древнерусского государства восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность Власть на Руси принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной, зависящей от него и кормившейся в основном за счет его походов. Некоторую роль играло и вече. Управление государством осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной организации. Доходы князя имели различные источники. В 10 — начале 11 вв. это в основном «полюдье», «уроки» (дань), получаемые ежегодно с мест. В 11 — начале 12 вв. в связи с появлением крупного землевладения с различными видами ренты функции князя расширились. Владея собственным крупным доменом, князь вынужден был вести сложное хозяйство, назначать посадников, волостелей, тиунов, руководить многочисленной администрацией. Он был военным вождем, теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска. Усложнились мероприятия по укреплению и защите внешних границ. Власть князя была неограниченной, но ему приходилось считаться с мнением боярства. Роль веча снижалась. Княжеский двор стал административным центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями управления Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость охраны товара при перевозках обусловила появление вооруженной купеческой стражи, среди городского ополчения купцы занимали первое место. Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на черное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе Русской церкви стоял обычно назначаемый константинопольским патриархом митрополит, которому подчинялись епископы. Монастыри с игуменами во главе подчинялись епископам и митрополиту.Сельское население состояло из свободных крестьян-общинников (число их уменьшалось), и уже закрепощенных крестьян. Существовала группа крестьян, оторванных от общины, лишенных средств производства и являвшихся рабочей силой внутри вотчины. Рост крупного землевладения, закрепощение свободных общинников и рост их эксплуатации привели к обострению классовой борьбы в 11-12 вв. (восстания в Суздале в 1024; в Киеве в 1068-1069 гг.; на Белоозере

. Согласно норманнской теории,основанной не неправильном толковании русских летописей, Киевская Русь была создана шведскими викингами,подчинив восточнославянские племена и составившими господствующий класс древнерусского общества,во главе с князьями-Рюриковичами.На протяжении

двух веков русско-скандинавские отношения IX-XI вв. были предметом

острой дискуссии между норманистами и антинорманистами.Что касается Антинорманской теории Не отрицая участия скандинавов в политических процессах на Руси, антинорманизм критикует преувеличенное, в рамках норманской теории, значение такого участия.



4. Крещение Руси и его значение для дальнейшего развития гос-ва. Владимир Святославович.

Христианство позволило во многом преодолеть то противоречие между духовно-нравственной и социально-политической сферами жизни государства и общества, которое образовалось в X в. Это способствовало, с одной стороны, стабилизации новых отношений и институтов, с другой — создавало условия для их дальнейшего развития. Христианство стало той духовной и нравственной силой, которая объединила различные племена и народы, жившие на территории Восточной Европы. Люди стали ощущать себя принадлежащими к одному этносу, одной религии и одному государству. В итоге формировалась новая общность со своими самобытными и неповторимыми чертами и укладом — древнерусская народность.

Христианство существенно меняло уклад жизни общества. Церковь осудила многоженство и привнесла совершенно новое понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены, скрепленного и освященного церковным венчанием. Роль семьи возрастает, она становится основой общества.

С принятием христианства началось интенсивное приобщение восточнославянского мира к христианским ценностям и традициям. Получает развитие церковное искусство с его специфическими жанрами и формами. Вместе с христианством пришло и христианское просвещение, письменная культура, школа. Русь начинает воспринимать огромные пласты греко-византийской культуры, сначала заимствуя и копируя их, затем переосмысливая и создавая в рамках религиозного искусства совершенно новое и самобытное древнерусское искусство. С христианством связано и появление на Руси славянской письменности.

Владимир — фигура противоречивая. В своих поступках реальный Владимир далек от того идеализированного образа, который был создан в древнерусской литературе. Тем не менее он решился на деяния государственного масштаба, которые требовали незаурядной смелости и политической воли. В противоположность своему отцу,  князю Святославу,  помыслы которого были устремлены к новым завоеваниям, Владимир выступает в роли управителя земли и реформатора. Среди всех его дел главным стало принятие христианства.

5.Формирование судебной системы и законодательства Древней Руси. Русская правда.

Наиболее ранними, дошедшими до нас памятниками древнерусского феодального права, были договоры киевских князей с Византией (911, 944, 971 гг.), в которых содержались сведения о "Законе Русском". Наиболее крупным памятником древнерусского права является “Русская правда” , сохранившая свое значение и в более поздние периоды истории и не только для русского права. До наших дней дошло более ста списков Русской правды. Все они распадаются на три основных редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная. Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является краткая Правда, состоящая из правды Ярослава (ст. 1-18) , Правды Ярославовичей (ст. 19-41) , Покона вирного (ст. 42) , Урока мостников (ст. 43) . Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава (ст. 1 — 52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53— 121) . Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции. Сравнение сохранившихся редакций убеждает в том, что “Права” – отнюдь не официальный сборник. Внешняя форма памятника (от лица князя нигде не говорится, и князья упоминаются в третьем лице) , переработка отдельных статей в смысле постепенного обобщения содержащихся в них правил, разнообразие статей в разных списках позднейшей редакции, характерные комментарии к некоторым статьям – все это не оставляет сомнения в том, что “Правда” – это разновременный труд многих частных лиц. Кроме обычаев, в нее вошли записи отдельных судебных решений (первоначально во всей конкретной обстановке) , княжеские уставы, или уроки, и заимствованные из Византии правовые нормы.


6.Культура и быт Древней Руси (9-13вв)

Письменность:Кириллица

получила на Руси наибольшее распространение. Принятие православия,

допускающего богослужение на национальных языках, способствовало

распространению письменности. Грамотность была распространена не только

среди феодалов и служителей культа, но среди простых горожан. Об этом

говорят многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде,

Пскове, Смоленске, а также надписи-граффити на стенах, сохранившиеся в

храмах Киева, Новгорода и других городов.

Архитектура: собое место в древнерусском искусстве занимала

архитектура. К сожалению, до нас дошли далеко не все архитектурные

сооружения того времени, а многие сохранились в искаженном виде. Но и они

достаточно ярко свидетельствуют о том, что первые каменные строения на Руси

не были результатом механического копирования византийских образцов.

Хотя каменное строительство на Руси в X-XI вв. велось главным образом

византийскими зодчими, эти постройки существенно отличались от

византийских, так как приезжие мастера решали на Руси новые задачи

(возводили храмы с очень большими хорами и крещальнями, а также

использовали непривычные строительные материалы). Приходилось им считаться

и со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эстетических

представлениях древнего деревянного зодчества.

Живопись: В развитии живописи можно видеть две

тенденции. С одной стороны, возрастало влияние церкви, которая в борьбе с

языческими пережитками ужесточала контроль за соблюдением канонических

требований. В результате образы святых становились более суровыми и

аскетичными, усиливались линейность и плоскосность изображенияю. С другой

стороны, в искусство местных школ, далеких от митрополичьей кафедры,

активнее проникали элементы народной культуры.


7.Причины и предпосылки политической раздробленностина Руси.Новгородская земля в 12-начале13вв.Древнерусском государстве господствовал феодальный способ производства, который характеризовался господством натурального хозяйства и, соответственно, слабыми внешнеэкономическими связями между княжествами. С усилием княжеств и развитием крупных земельных владений эти особенности обусловили центробежные тенденции и усложнили сохранения единства Древнерусского государства.Дальнейшее развития феодального способа производства в условиях господства натурального хозяйства, по мере одновременного упадка велико- княжеской власти сделало неизбежной политическую раздробленность Руси.В XII века Древнерусское государства распалось на ряд самостоятельных феодальных княжеств, земель и уделов, а со временем дробление на более мелкие владения усилилось.

Новгород резко отличался от всех других русских земель своим политическим устройством. Власть в Новгороде принадлежала вечу. Современные данные свидетельствуют о том, что новгородское вече состояло из 300 – 500 человек. Это соответствует числу боярских семей. По-видимому, на вече присутствовали бояре и, возможно, некоторые богатейшие купцы. Вече избирало посадника, управлявшего городским хозяйством, и тысяцкого, ведавшего сбором налогов. Город был разделен на 10 податных “сотен”, которыми управляли сотские, подчинявшиеся тысяцкому. Ранее считалось, что тысяцкий руководил новгородским ополчением — “тысячей”. Посадником всегда бывал кто-либо из бояр. Тысяцким первоначально избирался представитель купечества, но в XIII – XIV вв. и эта должность перешла в руки бояр. На вече выбирался и новгородский архиепископ, которого затем утверждал киевский митрополит. Архиепископ вместе с посадником скреплял своей печатью международные договоры Новгорода, представлял новгородцев на переговорах с русскими князьями. Он даже имел собственный полк. Князь играл в системе новгородского управления во многом формальную роль. приглашаемым князем вече заключало “ряд” — договор. Князь, нарушивший ряд, мог быть изгнан. Князь не мог вмешиваться в дела городского самоуправления, назначать и отстранять от должности посадника и тысяцкого, покупать земли на окраинах новгородской территории. Как правило, новгородцы приглашали князей из наиболее сильного в тот момент княжеского рода. Но Новгород никогда не пытался обойтись совсем без князя. Князь был символом единства Новгорода с остальной Русью, так как принадлежал к единому роду Рюриковичей. На его имя поступала дань, ибо он считался верховным собственником новгородской земли. Он выполнял (совместно с посадником и архиепископом) функции третейского судьи. Князь мог и руководить новгородским войском, однако эта функция была второстепенной. Нередко в Новгороде княжили малолетние. Широко распространенное представление о новгородском князе как о полководце объясняется влиянием образа Александра Невского.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Наук, изучающих прошлое природы и общества iconТезисы лекций по дисциплине «отечественная история»
История (от греческогоhistoria) означает рассказ о прошедшем, об узнанном. Имеет много определений, но прежде всего – это процесс...
Наук, изучающих прошлое природы и общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История (от греческого historia) означает рассказ о прошедшем, об узнанном. Имеет много определений, но прежде всего – это процесс...
Наук, изучающих прошлое природы и общества iconКонспект урока взаимосвязь природы и общества фио (полностью) Прилуцкая Валентина Геннадьевна
Цель урока: дать учащимся представление о взаимосвязи человека, общества и природы
Наук, изучающих прошлое природы и общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сравнивать понятия «объект природы (живой, неживой)», «изделие». Находить ошибки в высказываниях. Классифицировать объекты природы....
Наук, изучающих прошлое природы и общества iconТема урока. Наш край
Кузбасса; привитие навыков охраны природы; соединение программного природоведческого материала с краеведческим с целью формирования...
Наук, изучающих прошлое природы и общества iconРабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы»
Экологически образованный человек будет бороться против экологического варварства, находя наилучшие варианты взаимоотношения природы...
Наук, изучающих прошлое природы и общества iconКлассный час «Экологическая безопасность родного края»- отв кл рук
Природоохранительную работу учащихся в нашей школе возглавляет совет «Охрана природы». В его составе председатель Набатова Е. В.,...
Наук, изучающих прошлое природы и общества iconПротокол заседания от 2012 г. № Положение о наградах
Общества вправе присуждать награды Общества, выдвигать и поддерживать кандидатов на присвоение почетных званий Общества, наград и...
Наук, изучающих прошлое природы и общества iconВзгляд в прошлое – Н. М. Жеромская
Заглядывая в прошлое, хочется как можно больше узнать о ссыльной творческой интеллигенции, жившей в 1940-60-х гг в нашем городе и...
Наук, изучающих прошлое природы и общества iconФенология: прошлое и ее настоящее в системе биологических знаний....
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Наук, изучающих прошлое природы и общества iconКол-во часов
Комплекс наук о природе. Смысловое содержание терминов: природа, окружающая среда, тела, явления природы. На примере физического...
Наук, изучающих прошлое природы и общества iconУчебником и учебными пособиями. Тема: Сравниваем прошлое и настоящее
Тема: Сравниваем прошлое и настоящее. Р. Сеф «Путешествие», Ю. Коваль «Под соснами», Б. Кустодиев «Масленица»
Наук, изучающих прошлое природы и общества iconСодержание введение 2
Анализ современной концепции природопользования. Закономерности взаимодействия общества и природы. 4
Наук, изучающих прошлое природы и общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истема. Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду. Правовая защита природы. Общество и культура. Роль культуры в ускорении...
Наук, изучающих прошлое природы и общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истема. Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду. Правовая защита природы. Общество и культура. Роль культуры в ускорении...
Наук, изучающих прошлое природы и общества iconМгппу
«динамическое базовое свойство человеческого существования. Прошлое и будущее – два аспекта поведения Будущее детерминируется настоящим,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск