Скачать 349.36 Kb.
|
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ НАУЧНО – ПОПУЛЯРНУЮ СТАТЬЮ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВЕЛИКАЯ СТРАНА» Формирование патриотизма и гражданственности на примере работы историко-краеведческого клуба «Поиск» Автор: Мажирина Светлана Васильевна, заведующая музеем, преподаватель истории Кемерово 2014 Содержание 1. Введение 2. Основная часть Организация и реализация проекта «Формирование патриотизма и гражданственности на примере работы историко-краеведческого клуба «Поиск» 2.1. Цели и задачи проекта 2.2. Актуальность и социальная значимость проекта 2.3.Результаты реализации проекта 2.4. Критерии оценки результатов проекта 3. Заключение 4. Приложения Приложение 1. План работы клуба «Поиск» Приложение 2. Паспорт проекта Приложение 3. Результативность участия в мероприятиях разного уровня 1. Введение История России – история проявления патриотизма. Он формировался в течение многих столетий борьбы с многочисленными внешними врагами. В нем – яркий отсвет судьбы Отечества. Патриотизм – одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека. Под патриотизмом подразумевается любовь человека к своей Родине, его привязанность к местам, где он родился и вырос, готовность приложить необходимые усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества. Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения. Что мы вкладываем в понятия «Родина», «Отечество»? Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают «большую» и «малую» Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и которая стала для него родной и близкой. Малая Родина – это место рождения и становления человека как личности. А. Твардовский по этому поводу написал замечательные слова: «Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и милой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем – для всех одна». Отечество – понятие родственное «Родине», в котором, однако, следует вкладывать более глубокое содержание, прежде всего нравственное, духовное. Нам, преподавателям, работающим с подрастающим поколением следует всегда помнить, что человек может прожить жизнь и «не найти своей родины», не стать ее патриотом, т.е. человеком, влюбленным в свое Отечество. Наша задача своей деятельностью помочь молодым людям стать патриотами. Это трудно, так как детям нужно отдать не только свои знания и правильные убеждения, но и душу, потому что любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям – отцу и матери. Прекрасно об этом сказал поэт Анатолий Лунин в стихотворении «Отчий дом»: Отчего у дома отчего со страною много общего? Где родился – та страна, словно отчий дом одна. Ни Отечества, ни отчества мне другого не захочется. Все на свете – до конца! – от Отчизны и отца. Русский философ И.А. Ильин называл любовь к Отечеству «творческим актом духовного самоопределения». Действительно, у каждого человека это чувство связано с чем-то наиболее близким и дорогим: природой, искусством, славной историей и т.д. Но в любом случае для истинного патриота факторы нравственные, духовные имеют приоритетное значение. Всем известный факт, что любовь к Родине не дана нам от природы, у каждого она возникает в свое время. Наверно вначале неосознанно, например, как малыш тянется к маме и папе, а подрастая, появляются новые славные привязанности к друзьям, к родному городу, улице, где прошли детские годы. Маленький человек взрослеет, набирается опыта, постепенно познает мир и в какой-то момент начинает понимать величайшую истину – свою принадлежность к матери – Отчизне. И, слава Богу, родился новый гражданин – патриот. Каждая историческая эпоха накладывает свой отпечаток на патриотическое мировосприятие. Справедливости ради, нужно отметить, что наша действительность подвергает это чувство серьезным испытаниям. Изменилась наша страна, пересматривается и переписывается и уже не по одному разу прошлое нашего отечества, тревожит бездуховность настоящего и настораживает своей неопределенностью будущее. Понятно, что этот вызов времени следует преодолевать сообща и решать проблемы надо тоже всем вместе. В Кемеровском государственном профессионально-педагогическом колледже сформирован квалифицированный состав педагогов, имеющих достаточный стаж педагогической деятельности и опыт подготовки специалистов среднего профессионального образования. Мы понимаем, что роль профессионального и творчески работающего коллектива, с активной жизненной позицией, энергичного, мобильного в воспитании гражданина трудно переоценить. Другими словами, каждый преподаватель на своем рабочем месте делает все возможное для воспитания гражданско – патриотические чувства и убеждения. Есть ли такая грань у музея истории колледжа? Да, есть. Ведь еще А.С Макаренко заметил, «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается». Следовательно, качество профессионального образования, о котором мы так много говорим, зависит не только от профессионального становления специалиста, но и оттого, какие ценности, нормы молодежь приобретает в процессе образования. А это, в наше «неспокойное» время, является не менее, а порой более важным обстоятельством в становлении личности. Так как, решение многих проблем в жизни страны, Кузбасса, родного колледжа зависит от уровня сформированности гражданской позиции у молодых людей, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к истории своего народа. А по-другому сейчас и нельзя, если мы хотим соответствовать вызовам ХХI века. Ничего неосуществимого нет, да и поднять все это под силу музею, надо только искать новые, эффективные пути развития, верить в наших студентов. Вся деятельность музея направлена на формирования гражданской позиции и чувство патриотизма студентов, любовь и гордость за выбранную профессию, за свой родной колледж. Решению этих непростых задач помогают тщательно подобранная экспозиция, состоящая из нескольких частей: «Это нашей истории строки», «Поклонимся великим тем годам», «Наша спортивная гордость», и др. Ежегодно проводится обновление экспозиции и тематических выставок. Это связано с юбилейными событиями, отмечаемыми в нашей стране, родном Кузбассе, Кемерово, колледже. Остановимся на главном направлении экспозиции: «Это нашей истории строки». Основная философия экспозиции «Возрождать Прошлое, оценивать Настоящее и работать на Будущее». Материалы этой части музея с достаточной полнотой и глубиной раскрывают основное направление нашей деятельности, рассказывают о 67 – летней истории образовательного учреждения. За эти годы большое количество ребят прошло через поисковую работу музея. Это они, вместе с преподавателями, планомерно составляют летопись родного колледжа, хранят и развивают его традиции, поддерживают тесные связи между всеми поколениями выпускников. Вот где подлинное патриотическое воспитание, ведь эту кропотливую работу можно делать только с душой, здесь равнодушным не место. У студентов формируется правильная гражданская позиция, чувство сопереживания к старшему поколению. Есть и еще один плюс работы ребят в музее, они приобретают не только необходимые знания, умения, навыки (в том числе и исследовательские), но развиваются как личности, обогащаются душевно, очищаются от нехороших помыслов. Поэтому для многих студентов работа в музее становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и приобщение к большой серьезной работе, становление молодого человека как гражданина и патриота. Сейчас в совете музея задействовано большое количество студентов. И это правильно. Чем больше студентов живет интересной и полезной жизнью, тем лучше для колледжа. Для этого в сентябре созданы профильные группы: поисково-собирательная (работает над комплектованием музейного материала), фондовая (отвечают за учет и хранение фондов), экскурсионная (готовится и проводит экскурсии, встречи, беседы, а также отвечает за различные музейные праздники и мероприятия), экспозиционная (отвечает за создание и обновление экспозиции). Одним словом, в музее для каждого найдется дело по душе, кто-то великолепно рисует, кто-то прекрасно владеет словом или обладает организаторскими способностями. Все пригодится, любому таланту найдем применение. Ребята хорошо понимают, что самое большое богатство – это люди с открытой и щедрой душой, наши ветераны, но, к сожалению, это уже далеко не молодые люди, наши ветераны уходят из жизни и уносят с собой память, нам всем надо торопиться…. У добровольных помощников музея есть уникальная возможность в живую встретиться с «легендами» колледжа, пообщаться с ними, оставить о них светлую память в музее в виде документов, фотографий, где они улыбающиеся, молодые, красивые… Хочется сказать несколько слов еще об одном направлении экспозиции: «Наша спортивная гордость». В книге А.Ф. Пазина Лауреата премии Союза журналистов СССР «Этот колледж – самый лучший колледж на земле…» читаем следующие строки: «Кубки, вымпелы, Дипломы, Почетные грамоты – памятные реликвии, завоеванные в спортивных соревнованиях: городских, областных, российских, европейских, мировых чемпионатах, олимпийских играх. Где только не довелось выступать воспитанникам техникума, колледжа, показывать быстроту, силу, ловкость, выносливость, смелость, демонстрировать упорство, волю к победе». А в 90-е годы на отделении «Физическая культура» учится целая группа перспективных спортсменов. Это чемпион мира 1997г. по хоккею с мячом среди юниоров Павел Якушев, призер первенства Европы среди юниоров по тяжелой атлетике Дмитрий Воронин. Самой яркой звездой среди них был Валентин Оленик серебряный призер Олимпийских игр, чемпион мира и СССР по классической борьбе. В дальнейшем Олейник своей тренерской, руководящей и научной деятельностью внес большой вклад в развитие спорта. Далее А.Ф. Пазин пишет: «Вообще, звезд на спортивном небосклоне колледжа великое множество. И есть ли в Кузбассе еще хоть одно учебное заведение, где бы вырастили такое огромное количество выдающихся спортсменов». На таких примерах, действительно, приятно учить студентов уважению к стране, городу, колледжу, своей будущей профессии. Целесообразно отметить, что богатый материал, собранный по истории колледжа используется на уроках, внеклассных мероприятиях, а также является базой для написания студентами рефератов и проведении самостоятельных исследовательских работ по различным дисциплинам. От этого, безусловно, выигрывают все. Преподавателям музей помогает успешно решать задачи учебно-воспитательного процесса, а студентам лучше осмысливать историю родного колледжа, наглядно проследить грандиозные преобразования, которые произошли с ним за богатые на события, прекрасные 67 лет. 2. Основная часть Организация и реализация проекта «Формирование патриотизма и гражданственности на примере работы историко-краеведческого клуба «Поиск» 2.1. Цели и задачи проекта С 2013 года в музее истории ГОУ СПО КемГППК запущен и функционирует проект: «Формирование патриотизма и гражданственности в историко-краеведческом клубе «Поиск» средствами научно-исследовательской и поисковой деятельности». Цель данного проекта: Непрерывность формирования через научно-исследовательскую и поисковую деятельность интереса к истории родного края, формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному краю; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) сохранение исторической памяти, исторического наследия; г) воспитание Патриота и Гражданина. Задачи проекта:
Мы видели направление деятельности клуба «Поиск» не в том, чтобы занять время студента, а в том, чтобы формировать на конкретном историческом материале гражданско – патриотические чувства и убеждения, средствами исследовательской и поисковой работы, а также воспитать Патриота и Гражданина. Опыт показывает, что подобная работа позволяет организовать для наших студентов пространство, где нет места криминалу, равнодушию, где можно научиться выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками по законам партнерства, искать и находить свой собственный уровень межличностных отношений. Начиная эту работу, мы не сомневались, что в таком специально созданном пространстве возможна сегодня результативная и эффективная работа с нашими студентами. А еще мы ни на минуту не усомнились в том, что все выше перечисленное им будет очень полезно. Как все начиналось. Разработан проект, опытно-экспериментальная деятельность которого, рассчитан на период до 2016 года (весь проект представлен в приложении). - Выделение тем исследовательских и поисковых работ и выяснение степени заинтересованности - Обучение научно-исследовательской и поисковой методике членов клуба в течение учебного года. - Апробация поисковых и исследовательских студенческих проектов на студенческих научно-практических конференциях разных уровней, начиная с внутриколледжных. - Организация и проведение классных мероприятий по результатам поисковых и исследовательских работ членов клуба. - Создать условия для осознания обучающимися своей причастности к судьбе Отечества, Кузбасса, колледжа их прошлому, настоящему и будущему. - Качественный и количественный анализ студенческих работ, представленных на СНПК. 2.2. Актуальность и социальная значимость проекта Актуальность проекта мы видим в следующем: С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни. Это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, незначительный интерес к истории своей страны, малой родине, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением. Поэтому данный проект актуален для обучающихся нашего колледжа и Кузбасса в целом, так как его главная составляющая это развитие интереса к истории родного края, формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному краю; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) сохранение исторической памяти, исторического наследия; г) воспитание Патриота и Гражданина. Социальная значимость данного проекта обуславливается тем, что гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально-ценными делами, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих нравственных и патриотических взглядов, что способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Мы глубоко убеждены, что проект "Формирование патриотизма и гражданственности в историко-краеведческом клубе «Поиск» средствами научно-исследовательской и поисковой деятельности" имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Какие проблемы решает проект? Во-первых, многочисленные политические движения, религиозные организации, криминальные структуры занимают открытые сердца, ум и души нашей молодёжи, а СМИ в большинстве своём являются коммерческими предприятиями, и все мы знаем, что и о чем там могут получить информацию наша молодежь. Во-вторых, проблема, о которой надо уже не говорить, а кричать. Речь идет о двойных стандартах морали и поведения людей. Такая двойственность беда для молодого человека и для общества в целом. В-третьих, что мы наблюдаем повсеместно, это отсутствие внутренней культуры обучающихся, несформированность ценностных ориентиров и убеждений, многие ребята не знакомы с идеями гуманизма, исторического опыта и патриотизма. В-четвертых, многие молодые люди не умеют ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного. Перечисленные проблемы не благоприятствуют становлению духовно-нравственной личности, развитию гражданско-патриотического самосознания. Для решения этих проблем, прежде всего, мы и создали проект: "Формирование патриотизма и гражданственности в историко-краеведческом клубе «Поиск» средствами научно-исследовательской и поисковой деятельности". По нашему глубокому убеждению, именно в культурно-историческое наследии, которое очень многообразно, каждый может найти свой интерес: изучение прошлого – то есть собственно наследия – поможет познакомиться с лучшим опытом, найти для себя образцы для подражания, а связь с собственным будущим – своей профессией, жизненными планами – сделает этот процесс более результативным и личностно значимым. Красной чертой через весь проект проходит мысль, что воспитание и развитие должно опираться на сложившиеся веками общечеловеческие ценности: знания, труд, мир, человек как высшая ценность, Родина. Гипотеза. Если разработать и внедрить проект "Формирование патриотизма и гражданственности в историко-краеведческом клубе «Поиск» средствами научно-исследовательской и поисковой деятельности", то это позволит сформировать у обучающихся понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма, любовь и уважение к родному краю. |
В сероссийский конкурс методических материалов на лучшую организацию... Всероссийский конкурс методических материалов на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим... | Конкурс методических пособий (методических материалов) на лучшую... Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы | ||
Положение об Открытом конкурсе методических материалов по патриотическому... Материалов по патриотическому воспитанию детей и молодежи под девизом «Растим патриотов России» (далее конкурс), порядок участия... | Положение о конкурсе на лучшую методическую разработку по патриотическому... Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода | ||
Государственное учреждение культуры «агентство социокультурных технологий»... Областной конкурс на лучшую исследовательскую (научную) работу, реферат, эссе, статью, очерк | Информационный бюллетень №36 (38), сентябрь, 2012 год Конкурс на лучшую статью о своем районе, городе, поселке или реализованном проекте и на лучший фоторепортаж о своем крае «Моя малая... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конкурс на лучшую статью о своем районе, городе, поселке или реализованном проекте и на лучший фоторепортаж о своем крае «Моя малая... | Анализ работы моу «сош п. Голубой Факел» по гражданско патриотическому... В моу «сош п. Голубой Факел» работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся ведется системно | ||
Конкурс на соискание премии за лучшую работу по популяризации науки... Центрально-черноземный региональный информационный центр научно-технологического сотрудничества с ес | Конкурс на лучшую модель организации внеурочной деятельности в условиях... Нои «Наша новая школа» и перехода на новые образовательные стандарты, с апреля по сентябрь 2012 года проведен республиканский конкурс... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Районный смотр- конкурс дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию детей «Экобэби- 2014» (далее смотр- конкурс)... | Ш международный конкурс «Современные образовательные технологии в... Ш международный конкурс Современные образовательные технологии в творчестве учителя | ||
Конкурс 2012 на лучшую научную работу среди молодых ученых Издательский дом «наука» при поддержке ано впо «Российская Академия предпринимательства» объявляет Конкурс «На лучшую научную работу... | Программа по гражданскому и патриотическому воспитанию 2012 2016 гг Программа мбоу хулимсунтская «сош» определяет основные направления гражданского и патриотического воспитания учащихся школы и способствует... | ||
Тема «Екатерина Великая» Мы продолжаем говорить об известных личностях в истории нашей страны. Это личности правителей, ученых, военных. Сегодня мы подходим... | С. В. Тронин >10. 01. 2013 положение о районном конкурс Районный конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку с использованием интерактивной доски (далее Конкурс) проводится... |